ГОСТ Р 53838-2010
Группа Д24
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двигатели автомобильные
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Automobile engines. Noise exposure limits and measurement techniques
ОКС 43.060
ОКП 45 0000
Дата введения 2010-09-15
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 166-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на двигатели внутреннего сгорания (ДВС), выпускаемые для комплектации автомобильных транспортных средств (АТС), предназначенных для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51401-99 (ИСО 3744-94) Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Технический метод в существенно свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью
ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 23941-2002 Шум машин. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования
ГОСТ 27408-87 Шум. Методы статистической обработки результатов определения и контроля уровня шума, излучаемого машинами
ГОСТ 30691-2001 (ИСО 4871-96) Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Шумовые характеристики автомобильных двигателей
3.1 Настоящий стандарт устанавливает шумовые характеристики автомобильных двигателей:
- корректированный по частотной характеристике
- уровни звукового давления в октавных или третьоктавных полосах частот
- уровни звуковой мощности в октавных полосах частот
- корректированный по частотной характеристике А шумомера (далее - корректированный по А) уровень звуковой мощности
3.2 Шумовые характеристики по 3.1 подлежат определению и контролю при приемочных испытаниях двигателей, и их значения могут быть заявлены предприятием-изготовителем в соответствии с ГОСТ 30691. Способы определения шума двигателей по ГОСТ 30691 приведены в приложении А.
Шумовые характеристики по 3.1 определяют в исследовательских целях, при акустическом проектировании двигателей и сопоставлении их конструкций по акустическому излучению, для сравнения с нормами шума и т.д. При приемочных испытаниях двигателя должны определяться все шумовые характеристики, указанные в 3.1, а при контрольных испытаниях - только уровень звукового давления
3.3 Шумовые характеристики определяют для единичных двигателей и видов (типов, моделей, марок) двигателей или их партий и включают в сопроводительные документы в форме заявления по ГОСТ 30691 и (или) в эксплуатационные документы (паспорт, этикетку, руководство по эксплуатации и другие по выбору предприятия-изготовителя).
3.4 Шумовые характеристики для партии двигателей определяют на основе статистической обработки результатов измерений выборки машин по ГОСТ 27408 или ГОСТ 30691.
4 Допустимые уровни шума двигателей
4.1 Уровни звукового давления
4.2 Допустимые уровни звукового давления
Таблица 1 - Допустимые значения уровней звукового давления
Тип двигателя | Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин | Транспортные средства | ||
До 01.01.2012 г. | После 01.01.2012 г. | |||
V-8 дизель | 1700-2100 | 98 | 96 | М |
V-6 дизель | 1700-2100 | 97 | 96 | М |
V-8 бензиновый | 3200 | 94 | 94 | М |
Р-6 дизель | 2500 | 97 | 95 | М |
Р-4 дизель | свыше 2500 | 98 | 96 | М |
Р-4 дизель | 2500 включ. | 96 | 94 | М |
Р-4 бензиновый | свыше 4000 | 99 | 97 | М |
Р-4 бензиновый | 4000 включ. | 96 | 94 | М |
Примечание Для заводов, выпускающих двигатели для автомобилей собственного производства, нормы на допустимые значения уровней звукового давления Это положение распространяется на автомобили и автобусы, выпускаемые другими предприятиями, где применяются упомянутые выше двигатели. |
4.3 Нормирование проводят на измерительном расстоянии
5 Испытательное помещение
5.1 Измерения шумовых характеристик двигателя проводят:
- в заглушенной камере с отражающим полом;
- в испытательных помещениях (со звукопоглощающими облицовками стен и потолка и без них).
5.2 Объем испытательного помещения без звукопоглощающих облицовок должен быть не менее 200 м
5.3 Для оценки свойств звукового поля и учета влияния отраженного звука в испытательном помещении перед измерением шума двигателя определяют значение коэффициента акустических условий помещения
6 Измерительная аппаратура
Для измерения шума двигателей применяют приборы:
- шумомеры по ГОСТ Р 53188.1;
- фильтры электронные октавные и третьоктавные по ГОСТ 17168.
Микрофон должен быть предназначен для измерений в свободном звуковом поле.
7 Подготовка к измерениям
7.1 Испытательный стенд и его оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТ 14846.
7.2 Двигатель должен быть расположен таким образом, чтобы его боковые поверхности находились на расстоянии не менее 2 м от ограждающих конструкций. Двигатель устанавливают на моторный стенд на типовых подмоторных стойках.
7.3 Двигатель должен быть закреплен на испытательном стенде при помощи виброизоляторов, применяемых на автомобиле для данного двигателя или эквивалентных им по упругой характеристике.
7.4 Двигатель должен быть укомплектован в соответствии с приложением В. Вспомогательные устройства и оборудование, необходимые для специальных целей в условиях эксплуатации автомобиля (компрессор сервомеханизмов, система кондиционирования, элементы, предназначенные для отопления кузова и т.п.), должны быть отключены или демонтированы.
7.5 Двигатель, поступивший на акустические испытания, должен пройти обкатку в установленном объеме и иметь показатели, соответствующие требованиям конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.
7.6 Калибровку шумоизмерительных приборов, включая измерительный микрофон, проводят до и после проведения серии измерений, в соответствии с ГОСТ Р 51401. При калибровке применяют источник звукового сигнала, уровень звукового давления которого известен и погрешность не превышает ±0,1 дБ.
7.7 Выбор измерительной поверхности
7.7.1 Строят огибающий параллелепипед - воображаемую поверхность, представляющую собой прямоугольный параллелепипед наименьших размеров, полностью вмещающий источник шума и опирающийся на одну звукоотражающую плоскость. Выступающие части источника шума, про которые известно, что они не дают заметного вклада в шум, допускается не включать в огибающий параллелепипед.
7.7.2 Измерительная поверхность служит местом размещения точек измерений, охватывает огибающий параллелепипед и опирается на звукоотражающую плоскость.
Измерительная поверхность в виде параллелепипеда имеет грани, параллельные огибающему параллелепипеду, и удалена от него на измерительное расстояние
7.7.3 Измерительное расстояние
7.7.4 Площадь измерительной поверхности
где
7.7.5 Назначают точки измерения на измерительной поверхности. Координаты заданы из условия равномерного по площади размещения точек измерений по измерительной поверхности и минимизации интерференционных эффектов звуковых волн, излученных источником шума и отраженных от звукоотражающей плоскости.
Для измерительной поверхности в виде параллелепипеда точки измерения выбирают в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1 - Пример измерительной поверхности и положений (траекторий) микрофонов
7.8 Допускается не измерять шумовые характеристики двигателя в измерительных точках, расположенных со стороны моторного тормоза.
8 Измерение шума
8.1 При измерении шума микрофон в измерительной точке должен быть ориентирован в направлении испытываемого двигателя. Между микрофоном и испытываемым двигателем не должны находиться предметы, искажающие звуковое поле. Расстояние между микрофоном и наблюдателем должно быть не менее 0,5 м.
8.2 Переключатель временной характеристики шумомера должен быть установлен в положение "медленно".
8.3 Уровни звукового давления
8.4 В точке с наибольшим уровнем звукового давления
8.5 Для спектрального анализа и для расчета звуковой мощности
8.6 Погрешности измерений шумовых характеристик, оцениваемые среднеквадратическим отклонением результата измерения, не должны превышать значений, указанных в ГОСТ 23941.
8.7 Обработку результатов измерения проводят по ГОСТ Р 51401.
9 Гарантии изготовителя
Предприятие-изготовитель гарантирует, что для выпускаемых двигателей уровень звукового давления
Приложение А
(рекомендуемое)
Определение заявленных шумовых характеристик двигателей
Основные статистические коэффициенты для обработки результатов измерений:
Примечание - Среднеквадратическое отклонение воспроизводимости измерений включает среднеквадратическое отклонение сходимости измерений.
Суммарное среднеквадратическое отклонение
Значения
Таблица А.1
Метод определения шумовой характеристики | Оценочное значение | |||||||
для | для | |||||||
125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | ||
Технический | 5,5 | 3,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 3,5 | 3,0 |
Примечание - В настоящем приложении символ
Определение заявленных значений шумовой характеристики единичного двигателя
Заявленное одночисловое значение шумовой характеристики
где
Примечание - При указанном значении параметра
Значение
Определение заявленных значений шумовой характеристики партии двигателей
Заявленное значение шумовой характеристики производственной серии (партии) двигателей может быть определено, если возможно оценить среднеарифметическое измеренных значений шумовой характеристики партии
где
где
Заявленное одночисловое значение шумовой характеристики вычисляют по формуле
Среднеквадратическое отклонение стабильности производства
Суммарное среднеквадратическое отклонение
Оценочные значения
Примечания
1 Множитель 0,564 в формуле (А.8) соответствует методу одноступенчатого контроля по выборке из трех машин.
2 Значение
Приложение Б
(обязательное)
Определение значения коэффициента акустических условий помещения
Оценка акустических условий испытательного помещения может быть проведена следующими способами:
- с использованием эквивалентной площади звукопоглощения в помещении (расчетный метод);
- реверберации (расчетно-экспериментальный метод);
- при применении постороннего, образцового, всенаправленного источника шума;
- методом фактических поправок при оценке шума конкретной исследуемой машины.
Значение показателя акустических условий
где
Для данного метода эквивалентную площадь звукопоглощения в помещении
где
Использование расчетного метода с использованием эквивалентной площади звукопоглощения рекомендуется для приблизительного определения
При использовании метода реверберации звукопоглощение
где
Метод реверберации является наиболее распространенным для определения
При использовании метода всенаправленного источника шума необходимо провести измерения в свободном звуковом поле (открытая площадка при отсутствии звукоотражающих объектов на расстоянии минимум 10 м от источника звука) и в испытательном помещении при использовании одного и того же источника шума без изменения его характеристик. Обычно используется всенаправленный источник с "белым шумом".
где
При невозможности обеспечить на измерительном расстоянии
где
При наличии большого испытательного помещения и возможности обеспечить на измерительном расстоянии
где
Примечание - Поправочный коэффициент
Метод фактических поправок аналогичен методу всенаправленного источника шума: шум двигателя определяют в свободном звуковом поле и в испытательном помещении, используют непосредственно испытуемый двигатель. Расчет проводят по формулам (Б.4-Б.6) Метод рекомендуется для определения
Приложение В
(обязательное)
Комплектация вспомогательного оборудования двигателя, используемого при испытаниях
Наименование оборудования | Примечание |
Система впуска ДВС | В системе впуска двигателя устанавливают воздухомер с ресивером большого объема |
Топливоподающая аппаратура | Должна быть отрегулирована в соответствии с техническими условиями (ТУ) предприятия-изготовителя |
Система выпуска ДВС | Отвод отработавших газов осуществляется выпускной системой стенда |
Система зажигания | Должна быть отрегулирована в соответствии с ТУ предприятия-изготовителя |
Библиография
[1] Правила ЕЭК ООН N 51-02* | Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом |
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51). - .
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2010