allgosts.ru29.220 Гальванические элементы и батареи29 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

ГОСТ Р МЭК 63057-2021 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Батареи литиевые для использования в дорожных транспортных средствах не для целей приведения в движение. Требования безопасности и методы испытаний

Обозначение:
ГОСТ Р МЭК 63057-2021
Наименование:
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Батареи литиевые для использования в дорожных транспортных средствах не для целей приведения в движение. Требования безопасности и методы испытаний
Статус:
Действует
Дата введения:
12.01.2021
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
29.220

Текст ГОСТ Р МЭК 63057-2021 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Батареи литиевые для использования в дорожных транспортных средствах не для целей приведения в движение. Требования безопасности и методы испытаний

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТР

МЭК 63057— 2021


Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты

БАТАРЕИ ЛИТИЕВЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ НЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРИВЕДЕНИЯ В ДВИЖЕНИЕ

Требования безопасности и методы испытаний

(IEC 63057:2020, Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes — Safety requirements for secondary lithium batteries for use in road vehicles not for the propulsion, IDT)

Издание официальное

Москва Стандартинформ 2021


Предисловие

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока «РУСБАТ» (Ассоциация «РУСБАТ») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский на* учмо-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» () на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стан* дарта. указанного в пункте 4

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 «Аккумуляторы и батареи»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 мая 2021 г. № 455-ст

  • 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 63057:2020 «Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Требования безопасности для литиевых аккумуляторных батарей для использования в дорожных транспортных средствах не для целей приведения в движение» (IEC 63057:2020 «Secondary cells and batteries containing alkaline or other поп-acid electrolytes — Safety requirements for secondary lithium batteries for use in road vehicles not for the propulsion». IDT).

Наименование стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5—2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных документов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

  • 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© IEC. 2020 — Все права сохраняются

© Стацдартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Допуски измерения параметров

  • 5 Требования безопасности

  • 5.1 Общие положения

  • 5.2 Провода и их изоляция

  • 5.3 Стравливание

  • 5.4 Управление температурой, напряжением, током

  • 5.5 Выводы батареи

  • 5.6 Сборка батареи

  • 5.7 Требования к системе контроля и управления батареей

  • 5.6 Рабочая эона безопасного использования литиевых аккумуляторов и батарей

5.9 План качества

  • 6 Условия типовых испытаний

  • 6.1 Общие положения

  • 6.2 Виды испытаний

  • 7 Требования и методы испытаний

  • 7.1 Требования и методы испытаний батарей для использования в автомобильных транспортных

средствах

  • 7.2 Требования и методы испытаний батарей для использования в мопедах и мотоциклах

  • 8 Информация по технике безопасности

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных документов национальным и межгосударственным стандартам

Библиография

ж W



ж


,«Z


ГОСТ Р МЭК 63057— 2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты

БАТАРЕИ ЛИТИЕВЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ НЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРИВЕДЕНИЯ В ДВИЖЕНИЕ

Требования безопасности и методы испытаний

Secondary cells and batteries containing alkaline or other oon-acid electrolytes.

Lithium batteries for use in coed vehicles not for the propulsion. Safety requirements and test methods

Дата введения —2021—12—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на литиевые аккумуляторные батареи (далее — батареи), применяемые не для целей приведения в движение транспортных средств (ТС), предназначенные для постоянной установки и эксплуатации в ТС. и устанавливает требования безопасности и методы испытаний.

Настоящий стандарт распространяется на батареи напряжением менее или равным 60 В постоянного тока, используемые для запуска двигателей внутреннего сгорания, электропитания освещения, бортового вспомогательного оборудования и для поглощения энергии для рекуперации при торможении.

Настоящий стандарт не распространяется на батареи, используемые для приведения в движение электромобилей, включая аккумуляторные, гибридные и подзаряжаемые гибридные электромобили.

Примечание — Методы испытаний одиночных аккумуляторов установлены в МЭК 62619.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа, для недатированных — последнее издание (включая все изменения к нему)]:

IEC 60050*482, International Electrotechnical Vocabulary (IEV) — Part 482: Primary and secondary cells and batteries (available at http://www.eleclropedia.org/) (Международный электротехнический словарь (IEV). Часть 482. Первичные и вторичные аккумуляторы и батареи) [доступен на http://www.eleclropedia. org/]

IEC 62619:2017. Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes — Safety requirements for secondary lithium cells and batteries, for use in industrial applications (Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Требования безопасности для литиевых аккумуляторов и батарей для промышленных применений)

ISO/IEC Guide 51, Safety aspects — Guidelines for their inclusion in standards (Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты)

Издание официальное

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по МЭК 60050-482 и Руководству ИСО/МЭК 51. а также следующие термины с соответствующими определениями:

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

  • - Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;

  • - Платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на htto://www.iso.ora/obo,

  • 3.1 батарея (battery): Устройство, состоящее из одного или нескольких аккумуляторов, модулей и системы контроля и управления батареей.

  • 3.2 система контроля и управления батареей; СКУ (battery management system; BMS): Электронная система, связанная с батареей, с функцией ее отключения в случае перезаряда, превышения тока, перегрева, а также при необходимости переразряда.

Примечания

  • 1 Функции СКУ могут быть переданы батарее или ТС. а котором используют батарею (см. рисунок 1).

  • 2 СКУ контролирует и/или управляет состоянием батареи, рассчитывает вторичные данные, передает эти данные и/или контролирует параметры окружающей среды батареи для обеспечения безопасности, требуемого уровня рабочих характеристик и/или срока службы батареи.

  • 3 СКУ может быть конструктивно разделена и размешена частично в батарейном блоке и частично в ТС. в котором используют батарею (см. рисунок 1).

  • 4 СКУ в отдельных случаях также называют блоком контроля и управления (БКУ).

  • 3.3 (литиевый) аккумулятор (cell): Вторичный элемент, в котором электрическая энергия выделяется в результате процесса внедрения/выхода ионов лития или реакции окисления/восстановления лития на отрицательном и положительном электродах.

Примечание — Аккумулятор содержит электролит, состоящий из соли лития и органического растворителя. в жидкой, загущенной или твердой формах, и металлический корпус или оболочку из ламинированной пленки. Аккумулятор не готов к использованию в ТС. так как ещв не оснащен внешним корпусом, выводными разъемами и электронным устройством управления.

  • 3.4 блок аккумуляторов (cell block): Группа аккумуляторов, соединенных в параллельную конфигурацию. содержащая или не содержащая защитные устройства (например, предохранители или защитное устройство с положительным температурным коэффициентом) и устройства сбора данных.

Примечание — Блок аккумуляторов не готов к использованию в ТС. так как еще не оснащен внешним корпусом, выводными разъемами и электронным устройством управления.

  • 3.5 взрыв (explosion): Авария, возникающая при резком открытии корпуса батареи, сопровождающимся сильным выбросом твердых компонентов.

Примечание — При этом также происходит выброс жидкости, газа и дыма.

  • 3.6 конечное напряжение разряда (final voltage): Установленное значение напряжения замкнутой цепи, при котором разряд батареи прекращают.

Примечание — Конечное напряжение разряда должно быть указано изготовителем батареи.

  • 3.7 воспламенение (fire): Выброс пламени от батареи.

  • 3.8 вред (harm): Физический ущерб здоровью, имуществу или окружающей среде.

  • 3.9 опасность (hazard); Потенциальный источник вреда.

  • 3.10 использование по назначению (intended use): Использование продукта, процесса или услуги в соответствии со спецификациями, инструкциями и информацией, предоставленной изготовителем батареи.

  • 3.11 течь (электролита) (leakage): Видимые выделения жидкого электролита из части источника тока, например корпуса, герметизирующих частей и/или выводов, за исключением вентиляционных отверстий.

  • 3.12 модуль (module): Группа аккумуляторов, соединенных друг с другом в последовательной и/или параллельной конфигурациях, содержащая или не содержащая защитные устройства (например. предохранители или защитные устройства с положительным температурным коэффициентом) и устройства сбора данных.

  • 3.13 нормированная емкость (rated capacity): Заявленное изготовителем значение разрядной емкости (энергоемкости) элемента или батареи, определяемое в установленных условиях.

Примечание — Нормированная емкость — это количество электричества Сп. (А*ч). заявленное изготовителем. которое батарея может отдать при о-часоэом разряде при заряде, хранении и разряде в условиях, указанных в МЭК 62620:2014, 6.3.1.

  • 3.14 возможное предсказуемое неправильное использование (reasonably foreseeable misuse): Использование продукта или системы не предназначенным изготовителем батареи образом, но которое может быть следствием легко предсказуемого поведения человека.

  • 3.15 риск (risk): Сочетание вероятности возникновения ущерба и тяжести этого ущерба.

  • 3.16 разрыв (rupture): Механическое разрушение корпуса аккумулятора или батареи, вызванное внутренней или внешней причиной, приводящее к обнажению или разливу материалов, но не выбросу.

  • 3.17 безопасность (safety): Отсутствие неприемлемого риска.

3.16 стравливание (venting): Снижение избыточного внутреннего давления внутри корпуса аккумулятора путем удаления газа способом, предусмотренным конструкцией для предотвращения его разрушения.

  • 4 Допуски измерения параметров

Общая точность контролируемых или измеряемых значений относительно заданных или фактических параметров должна быть пределах:

  • a) ± 0,5 % — для напряжения:

  • b) ± 1 % — для тока;

  • c) ± 2 ’С — для температуры:

  • d) ± 0,1 % — для времени:

  • e) ± 1 % — для размеров;

О ± 1 % — для массы.

Указанные допуски включают совокупную точность измерительных приборов, используемых методов измерений и все другие источники погрешностей в процедуре испытания.

Сведения об использованных приборах указывают в протоколе испытаний.

  • 5 Требования безопасности

    • 5.1 Общие положения

8 настоящем стандарте установлены требования безопасности к батареям для применения в следующих условиях:

  • a) использование по назначению;

  • b) возможное предсказуемое неправильное использование.

Батареи должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы они были безопасными в условиях использования по назначению и возможного предсказуемого неправильного использования.

Допускается, что батареи, подвергшиеся неправильному использованию, могут не функционировать. при этом батареи не должны представлять опасности.

8 настоящем стандарте к потенциальным опасностям отнесены:

  • a) воспламенение;

  • b) взрыв.

С целью проверки соответствия батарей требованиям, установленным в 5.1—5.7. проводят испытания (см. разделы 6 и 7).

  • 5.2 Провода и их изоляция

Провода и их изоляция должны выдерживать максимальные ожидаемые напряжение, ток. температуру. Конструкция электропроводки должна быть такой, чтобы между проводниками поддерживались надлежащие зазоры и расстояния утечки. Механическая целостность батареи и ее соединений должны быть достаточными для противостояния условиям, возможном при предсказуемом неправильном использовании.

  • 5.3 Стравливание

Корпус батареи должен обеспечивать функцию стравливания избыточного давления для исключения разрыва или взрыва. Если для поддержки аккумуляторов во внешнем корпусе используют инкапсуляцию. то тип инкапсулянта и способ инкапсуляции не должны приводить к перегреву батареи во время нормальной работы и препятствовать стравливанию давления.

  • 5.4 Управление температурой, напряжением, током

Конструкция батареи не должна допускать аномального повышения температуры. Батареи должны быть сконструированы для работы в пределах значений напряжений, токое и температур, установленных изготовителем аккумуляторов. Батареи снабжают спецификациями и инструкциями по заряду для изготовителей оборудования, чтобы соответствующие зарядные устройства были сконструированы так. чтобы поддерживать заряд в пределах установленных ограничений по напряжению, току и температуре.

Примечание — При необходимости могут быть использованы средства для ограничения тока эо время заряда и разряда до безопасного уровня.

  • 5.5 Выводы батареи

На выводах и/или внешней поверхности батареи должны быть нанесены обозначения полярности.

Выводы должны иметь соответствующие размеры и форму для обеспечения пропускания максимального ожидаемого тока. Внешние контактные поверхности выводов изготовляют из электропроводящих материалов, устойчивых к коррозии и механическим воздействиям. Выводы должны быть расположены таким образом, чтобы свести к минимуму риск короткого замыкания, например при контакте с металлическими инструментами в процессе монтажа и обслуживания.

  • 5.6 Сборка батареи

    • 5.6.1 Общие положения

Батарея должна иметь независимый(ые) компонент(ы) контроля и защиты.

Изготовитель аккумулятора должен представить рекомендации относительно предельных значений тока, напряжения и температуры, чтобы изготовитель/конструктор батареи мог обеспечить надлежащую конструкцию и сборку.

При необходимости добавляют соответствующие компоненты защитной схемы с учетом применения в конкретном виде ТС.

  • 5.6.2 Конструкция батареи

Функция контроля напряжения батареи гарантирует, что напряжение каждого аккумулятора или блока аккумуляторов не будет превышать значения верхнего предела напряжения заряда, указанного изготовителем аккумуляторов. Допускается обеспечение эквивалентной функции контроля напряжения соответствующей системой ТС.

Изготовитель батареи должен учитывать, что для батареи, имеющей последовательное соединение аккумуляторов или блоков аккумуляторов, необходимо обеспечить, чтобы напряжение любого из аккумуляторов или блоков аккумуляторов не превышало значения верхнего предела зарядного напряжения. указанного изготовителем аккумуляторов, путем контроля напряжения каждого отдельного аккумулятора или блока аккумуляторов.

  • 5.7 Требования к системе контроля и управления батареей

СКУ оценивает состояние аккумуляторов и батарей, поддерживает аккумуляторы и батареи в пределах заданной рабочей эоны аккумуляторов. Основными параметрами рабочей зоны аккумулятора являются напряжение, температура и ток при заряде и разряде.

Функция СКУ может быть передана батарее или ТС. в котором используют батарею. СКУ можно разделить и разместить частично в батарее и частично в ТС. в котором используют батарею. Примеры конфигураций расположения СКУ и батарей приведены на рисунке 1.

Траняюртное срерство


Ытарея

СКУ

. -. _________1-


Транспортное срерство

СЖУ ффсграмыноа otfecnMHMj

Бстцмя__

loc/toetoftCT»^)

Модулю_________

AMWpvnvpfw)

а-все функции СКУ наедятся з батарее


b -фуннм r СКУ развалены жмде бвтармй и ТС

Рисунок 1 — Примеры конфигураций расположения СКУ и батарей

Анализ опасностей и оценку рисков следует проводить в соответствии с МЭК 62619:2017 (раз* дел 8) на комбинации батареи и СКУ.

  • 5.8 Рабочая зона безопасного использования литиевых аккумуляторов и батарей

Литиевые аккумуляторы должны соответствовать критериям, установленным в МЭК 62619:2017. Изготовитель аккумулятора должен указать рабочую зону аккумулятора. Изготовитель батареи должен конструировать батареи в соответствии с рабочей эоном аккумулятора. Определение рабочей зоны безопасного использования аккумулятора приведено в МЭК 62619:2017. приложение А.

  • 5.9 План качества

Изготовитель батареи должен подготовить и реализовать план качества, который определяет процедуры контроля материалов, компонентов, аккумуляторов, модулей и батарей и устанавливает все стадии производства каждого типа аккумулятора, модуля и батареи (например, в соответствии с ИСО 9001). Изготовители должны оценивать свои технологические возможности и внедрять необходимые механизмы контроля за технологическими процессами, так как они влияют на безопасность продукции.

  • 6 Условия типовых испытаний

    • 6.1 Общие положения

Батарея, используемая за пределами рабочей зоны, может представлять опасность. Такие риски необходимо учитывать при подготовке программы испытаний для подтверждения соответствия требованиям безопасности.

Для испытаний применяют оборудование достаточно прочной конструкции, оснащенное системой пожаротушения, выдерживающее избыточное давление и воспламенение, которые могут возникнуть в ходе испытаний. Помещение должно быть оборудовано системой вентиляции для улавливания и удаления газа, который может образоваться в ходе испытаний. В местах, в которых это необходимо, следует учитывать опасность высокого напряжения.

Предостережение— ПРИ ИСПЫТАНИЯХ. ПРИВЕДЕННЫХ В НАСТОЯЩЕМ РАЗДЕЛЕ. ИСПОЛЬЗУЮТ ПРОЦЕДУРЫ. КОТОРЫЕ МОГУТ НАНЕСТИ ВРЕД. ЕСЛИ НЕ БУДУТ ПРИНЯТЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.

ИСПЫТАНИЯ ДОЛЖНЫ ПРОВОДИТЬ ТОЛЬКО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ И ОПЫТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ. ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ НАДЛЕЖАЩУЮ ЗАЩИТУ.

ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОЖОГОВ СЛЕДУЕТ СОБЛЮДАТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ТЕХ АККУМУЛЯТОРОВ ИЛИ БАТАРЕЙ. КОРПУСА КОТОРЫХ МОГУТ В ХОДЕ ИСПЫТАНИЙ НАГРЕВАТЬСЯ ВЫШЕ 75 ’С.

  • 6.2 Виды испытаний

Испытания проводят на батареях, с даты изготовления которых прошло не более шести месяцев, с учетом их числа, указанного в таблице 1. Батареи, заряженные по 7.1. при разряде постоянным током 0.2 /t, А. до указанного конечного значения напряжения при температуре окружающей среды (25 ± 5) еС, должны отдавать емкость не менее нормированной. Подтверждение нормированной емкости может быть выполнено изготовителем. Допускается рассчитывать емкость батареи на основе измерения ем* кости аккумуляторов.

Если не указаны другие параметры, то испытания проводят при температуре окружающей среды (25 ± 5) X.

Таблица 1 — Виды испытаний

Вид испытания

Батареи для использования о автомобильных ТС

Батареи для использования о мопедах и мотоциклах

Пункт

Батареи

Пункт

Батареи

Механический удар

7.1.3

Y

7.2.3

Y

Вибрация

7.1.4

Y

7.2.4

Y

Циклическое воздействие температуры

7.1.5

Y

7.2.5

Y

Перезаряд

7.1.6

Y

7.2.6

Y

Переразряд

7.1.7

Y

7.2.7

Y

Внешнее короткое замыкание

7.1.8

Y

7.2.8

Y

Падение

7.1.9

Y

7.2.9

Y

Воздействие высокой температуры

7.1.10

Y

7.2.10

Y

Раздавливание

7.1.11

Y

-

-

Примечание — Обозначение «У» означает, что испытание является обязательным (применяют минимум один образец).

  • 7 Требования и методы испытаний

    • 7.1 Требования и методы испытаний батарей для использования в автомобильных транспортных средствах

      • 7.1.1 Общие положения

В 7.1 установлены требования и методы испытаний батарей для использования в автомобильных ТС.

  • 7.1.2 Процедуры заряда батареи для испытания

До начала заряда батарею разряжают постоянным током 0.2 /г А. до заданного конечного напряжения при температуре окружающей среды (25 ♦ 5) X.

Если в настоящем стандарте не указаны другие параметры, то аккумуляторы или батареи заряжают при температуре окружающей среды (25 ± 5) X методом, указанным изготовителем.

  • 7.1.3 Механический удар (использование по назначению)

  • a) Требования

При воздействии механических ударов на батарею (параметры испытания установлены в таблице 2) не должно происходить ее воспламенения или взрыва.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.1.2.

Этап 2 — Батарею подвергают воздействию механических ударов, параметры которых установлены в таблице 2. Батарею подвергают механическим ударам в тех же направлениях, в которых происходят удары в ТС. Если направление ударов не известно, то батарею испытывают во всех шести пространственных направлениях.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

Таблица 2 — Параметры испытаний на механический удар

Параметр

Значение

Форма импугъса

Полусинусоидальмая

Ударное ускорение

500 м/с2

Продолжительность

бмс

Число ударов

10 на каждое испытуемое направление

Допускается по запросу изготовителя ТС использовать другие более жесткие параметры испытания.

с) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.1.4 Вибрация (использование по назначению)

  • a) Требования

При воздействии вибрации на батарею (параметры испытания установлены в таблице 3) не должно происходить ее воспламенения или взрыва.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.1.2.

Этап 2 — Батарею подвергают воздействию вибрации волны синусоидальной формы с логарифмической разверткой в диапазоне от 7 до 50 Гц и обратно до 7 Гц в течение 15 мин. Цикл повторяют 12 раз на протяжении Зч в том же направлении, что и возможные ускорения, которые происходят в ТС. Если направления ускорений не известны, то батарею испытывают в направлениях по осям X. Y и Z. Корреляция между частотой и ускорением установлена в таблице 3.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

Таблица 3—Параметры испытания на вибрацию

Частота. Ги

Ускорение. Mfc2

От 7 до 16

10

От 18 до 30

Постепенное понижение с 10 до 2

От 30 до 50

2

Допускается по запросу изготовителя ТС использовать другие более жесткие параметры испытания.

с) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.1.5 Циклическое воздействие температуры (использование по назначению)

  • a) Требования

При циклическом воздействии температуры не должно происходить воспламенения или взрыва батареи.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.1.2.

Этап 2 — Батарею выдерживают не менее 6 ч при температуре (60 1 2) °C или выше в соответствии с указаниями изготовителя ТС. с последующей выдержкой не менее 6 ч при температуре (минус 40 ± 2) ’С или ниже по требованию изготовителя ТС. Интервал времени изменения между крайними значениями температуры испытания должен составлять не более 30 мин. Данную процедуру повторяют до тех пор. пока не будет выполнено не менее пяти полных циклов, после чего батарею выдерживают в течение 24 ч при температуре окружающей среды.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

с) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.1.6 Испытание на перезаряд (возможное предсказуемое неправильное использование)

  • a) Требования

При заряде батареи в течение более длительных интервалов времени, чем указано изготовителем. не должно происходить воспламенения или взрыва

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.1.2.

Этап 2 — Батарею продолжают заряжать зарядным током не менее 1/3/,. А. но не более значения максимального тока заряда в пределах нормального диапазона работы, указанного изготовителем аккумулятора. Заряд следует продолжать до момента срабатывания функции защиты батареи, которая прерывает или ограничивает заряд. Если такая функция отсутствует, то заряд продолжают до тех пор. пока напряжение испытуемого образца не достигнет 200 % максимального напряжения заряда, указанного изготовителем батареи.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

  • c) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.1.7 Переразряд (возможное предсказуемое неправильное использование)

  • a) Требования

При переразряде и последующем подзаряде батареи не должно происходить воспламенения или взрыва.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.1.2.

Этап 2 — Батарею разряжают при той же температуре окружающей среды током 1 А. до конечного напряжения, указанного изготовителем батареи.

Этап 3 — Батарею продолжают разряжать постоянным током 1/t. А. Разряд продолжают до тех пор. пока работа защитной функции батареи не прервет или не ограничит разряд. Если такая функция отсутствует, то разряд продолжают в течение 90 мин. Если в течение периода испытаний напряжение при разряде достигает целевого напряжения, показанного ниже, то значение напряжения следует поддерживать на значении целевого напряжении за счет уменьшения тока в течение оставшегося периода испытания. Целевое напряжение 1/ц устанавливают следующим образом:

где U3 тах — верхний предел зарядного напряжения, установленный изготовителем батареи.

Этап 4 — Батарею заряжают методом, установленным изготовителем батареи, если защитная функция батареи не может предотвратить подзаряд. Заряд следует продолжать до тех пор. пока напряжение испытуемого устройства не достигнет максимального напряжения, указанного изготовителем батареи. Максимальное время заряда составляет 3 ч.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

  • c) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.1.8 Внешнее короткое замыкание (возможное предсказуемое неправильное использование)

  • a) Требования

При коротком замыкании между положительными и отрицательными выводами не должно происходить воспламенения или взрыва батареи.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.1.2.

Этап 2 — Батарею замыкают накоротко соединением положительного и отрицательного выводов внешним проводником. Суммарное значение сопротивления во внешней цепи должно быть не более 5 мОм. Состояние короткого замыкания поддерживают до тех пор. пока не будет подтверждена работа защитной функции батареи для прерывания или ограничения тока короткого замыкания, или не менее чем 1 ч после стабилизации температуры, измеренной на поверхности батареи, при котором изменение температуры составляет менее чем 4 *С в течение этого 1 ч.

с) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.1.9 Падение (возможное предсказуемое неправильное использование)

  • a) Требоеания

При падении батареи не должно происходить воспламенения или взрыва.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.1.2.

Этап 2 — Батарею сбрасывают три раза с высоты (100,0 ± 5.0) см на плоский бетонный или металлический пол. При сбрасывании батареи на металлический лол следует предпринять меры для предотвращения возникновения внешнего короткого замыкания батареи через материал пола. Батарею следует сбрасывать таким образом, чтобы получить удары в направлениях по случайным осям.

Этап 3 — После испытания батареи выдерживают не менее 1 ч. затем проводят визуальный осмотр.

  • c) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.1.10 Воздействие высокой температуры (возможное предсказуемое неправильное использование)

  • a) Требования

При воздействии высокой температуры не должно происходить воспламенения или взрыва батареи.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.1.2.

Этап 2 — Батарею помещают в нагревательную лечь. Температуру печи повышают со скоростью (512) 'С/мин до температуры (85 ± 5) ’С.

Этап 3 — Батарею выдерживают при данной температуре в течение 3 ч и вынимают из печи.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

  • c) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.1.11 Раздавливание (возможное предсказуемое неправильное использование)

  • a) Требоеания

При воздействии на батарею контактной силы, описание которой приведено ниже, не должно происходить воспламенения или взрыва.

  • b) Испытание

Если изготовителем ТС указана часть конструкции ТС. окружающая батарею, то данную конструкцию допускается включать в испытание.

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.1.2.

Этап 2 — Батарею помещают между опорной поверхностью и пластиной для раздавливания, показанной на рисунке 2. и раздавливают с силой от 100 до 105 кН. Указанные значения силы должны быть достигнуты за время менее 3 мине начала воздействия и поддерживаться от 100 мсдо Юс. Раздавливающая сила должна иметь то же направление, что и воздействие ударного ускорения, которое происходит в ТС. Если направление воздействия не известно, то батарею испытывают во всех шести пространственных направлениях. Допускается по требованию изготовителя ТС применять более высокую раздавливающую силу, более длительное время ее достижения, более длительное время ее удержания или их сочетание.

Габариты пластины для рэадаопимния — 600*600 мм

Рисунок 2 — Размеры пластины для раздавливания

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

с) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

7.2 Требования и методы испытаний батарей для использования в мопедах и мотоциклах

  • 7.2.1 Общие положения

В 7.2 установлены требования и методы испытаний батарей, применяемых в мопедах и мотоциклах.

  • 7.2.2 Процедуры заряда для испытания

До начала заряда батарея должна быть разряжена постоянным током 0.2 А. до заданного конечного напряжения при температуре окружающей среды (25 ± 5) ’С.

Если в настоящем стандарте не установлены другие параметры, то аккумуляторы или батареи заряжают при температуре окружающей среды (25 ± 5) °C методом, указанным изготовителем.

  • 7.2.3 Механический удар (использование по назначению)

  • a) Требования

При воздействии на батарею механических ударов (параметры испытания в зависимости от массы батареи установлены в таблицах 4 и 5) не должно происходить воспламенения или взрыва.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.2.2.

Этап 2 — Батарею подвергают воздействию импульсных ударов, параметры которых установлены таблице 4 или 5. Батарею подвергают удару в том же направлении, е котором происходят удары в ТС. Если направление ударов не известно, то батарею испытывают во всех шести пространственных направлениях.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

Таблица 4 — Параметры испытаний на механический удар (масса брутто батареи менее 12 кг)

Параметр

Значение

Форма импульса

Полусинусоидальмая

Ударное ускорение

1500 м/с2

Продолжительность

6 мс

Число ударов

3 на каждое испытуемое направление

Таблица 5 — Параметры испытаний на механический удар (масса брутто батареи 12 кг или более)

Параметр

Значение

Форма импульса

Полусжусоидальная

Ударное ускорение

500 м/с2

Продолжительность

11 мс

Число ударов

3 на каждое испытуемое направление

Допускается по запросу изготовителя ТС использовать другие более жесткие параметры испытания.

с) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.2.4 Вибрация (использование по назначению)

  • a) Требования

При воздействии вибрации на батарею (параметры испытания установлены в таблице 6) не долж* но происходить воспламенения или взрыва

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.2.2.

Этап 2 — Батарею подвергают воздействию вибрации волны синусоидальной формы с логарифмической разверткой в диапазоне от 7 до 50 Гц и обратно до 7 Гц в течение 15 мин. Цикл повторяют 12 раз на протяжении 3 ч в том же направлении, что и возможные ускорения, которые происходят в ТС. Если направления ускорений не известны, то батарею испытывают в направлениях по осям X, Y и Z. Корреляция между частотой и ускорением установлена в таблице 6 или 7 (в зависимости от массы батареи).

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

Таблица 6— Параметры испытания на вибрацию (масса брутто батареи менее 12 кг)

Частота. Гц

Ускорение, м/с2

От?ДО 18

10

От 18 до-50”

Постепенное увеличение с 10 до 80

От 50 до 200

80

” Затем амплитуду поддерживают на уровне 0.8 мм (общий ход — 1.6 мм), а частоту увеличивают до тех пор. пока не произойдет максимальное ускорение, как указано в табтце б.

Таблица 7 — Параметры испытания на вибрацию (масса брутто батареи 12 кг или более)

Частота. Гц

Ускорение, м/с2

От 7 до 18

10

От 1В ДО-25”

Постепенное увеличение с 10 до 20

От 50 до 200

20

” Затем амплитуду поддерживают на уровне 0.8 мм (общий ход — 1.6 мм), а частоту увеличивают до тех пор. пока не произойдет максимальное ускорение, как указано в таблице 7.

Допускается по запросу изготовителя ТС использовать другие более жесткие параметры испытания.

с) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.2.5 Циклическое воздействие температуры (использование по назначению)

а) Требования

При циклическом воздействии температуры не должно происходить воспламенения или взрыва батареи.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.2.2.

Этап 2 — Батарею выдерживают в течение 6 ч при температуре (601 2) вС или выше в соответствии с указаниями изготовителя ТС. с последующей выдержкой не менее 6 ч при температуре (минус 4012) ’С или ниже по требованию изготовителя ТС. Интервал времени изменения между крайними значениями температур испытания должен составлять не более 30 мин. Данную процедуру повторяют до тех пор. пока не будет выполнено, не менее пяти полных циклов, после чего батарею выдерживают в течение 24 ч при температуре окружающей среды.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

  • c) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.2.6 Испытание на перезаряд (возможное предсказуемое неправильное использование)

  • a) Требования

При заряде батареи в течение более длительных периодов, чем указано изготовителем, не должно происходить воспламенения или взрыва

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.2.2.

Этап 2 — Батарею продолжают заряжать зарядным током не менее 1/3/,. А. но не выше значения максимального тока заряда в пределах нормального диапазона работы, указанного изготовителем аккумулятора. Заряд продолжают до момента срабатывания функции защиты батареи, которая прерывает или ограничивает заряд. Если такая функция отсутствует, то заряд продолжают до тех пор. пока напряжение испытуемого образца не достигнет 200 % максимального напряжения заряда, указанного изготовителем батареи.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

  • c) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.2.7 Переразряд (возможное предсказуемое неправильное использование)

  • a) Требования

При лереразряде и последующем подзаряде батареи не должно происходить воспламенения или взрыва.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.2.2.

Этап 2 — Батарею разряжают при той же температуре окружающей среды током 1 /,. А. до конечного напряжения, указанного изготовителем батареи.

Этап 3 — Батарею продолжают разряжать постоянным током Ц. А. Разряд продолжают до тех пор. пока работа защитной функции батареи не прервет или не ограничит разряд. Если такая функция отсутствует, то разряд продолжают в течение 90 мин. Если в течение периода испытаний напряжение при разряде достигает целевого напряжения, показанного ниже, значение напряжения следует сохранять на значении целевого напряжении за счет уменьшения тока в течение оставшегося периода испытания. Целевое напряжение t/u устанавливают следующим образом:

U =-U ц э.тах'

где U3 тах — верхний предел зарядного напряжения, установленный изготовителем батареи.

Этап 4 — Батарею заряжают методом, установленным изготовителем батареи, если защитная функция батареи не может предотвратить подзаряд. Заряд следует продолжать до тех пор. пока напряжение испытуемого образца не достигнет максимального напряжения, указанного изготовителем батареи. Максимальное время заряда составляет 3 ч.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

  • c) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.2.8 Внешнее короткое замыкание (возможное предсказуемое неправильное использование)

а) Требования

При коротком замыкании между положительными и отрицательными выводами батареи не должно происходить вослламенения или взрыва.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.2.2.

Этап 2 — Батарею замыкают накоротко соединением положительного и отрицательного выводов внешним проводником. Суммарное значение сопротивления во внешней цепи должно быть не более 5 мОм. Состояние короткого замыкания поддерживают до тех пор. пока не будет подтверждена работа защитной функции батареи для прерывания или ограничения тока короткого замыкания или не менее чем 1 ч после стабилизации температуры, измеренной на поверхности батареи, при котором изменение температуры составляет менее чем 4 *С в течение этого 1 ч.

  • c) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.2.9 Падение (возможное предсказуемое неправильное использование)

  • a) Требования

При падении батареи не должно происходить воспламенения или взрыва.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.2.2.

Этап 2 — Батарею сбрасывают три раза с высоты (100,0 ± 5.0) см на плоский бетонный или металлический пол. При сбрасывании батареи на металлический пол следует предпринять меры для пре-дотвращения возникновения внешнего короткого замыкания батареи через материал пола. Батарею сбрасывают таким образом, чтобы получить удары в направлениях по случайным осям.

Этап 3 — После испытания образцы выдерживают не менее 1 ч, а затем выполняют визуальный осмотр.

  • c) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 7.2.10 Испытание на стойкость к высокой температуре (возможное предсказуемое неправильное использование)

  • a) Требования

При воздействии высокой температуры не должно происходить воспламенения или взрыва батареи.

  • b) Испытание

Этап 1 — Батарею полностью заряжают по 7.2.2.

Этап 2 — Батарею помещают в нагревательную печь. Температуру печи повышают со скоростью (5*2) ’С/мин до достижения температуры (8515) ’С.

Этап 3 — Батарею выдерживают при данной температуре в течение 3 ч и вынимают из печи.

Испытание заканчивают периодом наблюдения в течение 1 ч при температуре окружающей среды.

  • c) Критерии соответствия

Отсутствие воспламенения, отсутствие взрыва.

  • 8 Информация по технике безопасности

Использование литиевых аккумуляторных батарей и особенно неправильное обращение с ними может привести к возникновению опасностей и причинению вреда. Изготовитель должен предоставить информацию о предельных допустимых значениях тока, напряжения и температуры для своей продукции. Изготовитель батареи должен предоставить рекомендации по уменьшению опасностей для изготовителей оборудования и в случае прямых продаж — для конечных пользователей. Изготовитель оборудования несет ответственность за информирование конечных пользователей о потенциальных опасностях, связанных с использованием оборудования, содержащего литиевые аккумуляторные батареи.

Информация по технике безопасности должна быть представлена в руководстве по эксплуатации, инструкции по заряду, инструкции по безопасному удалению и утилизации батарей. 8 предоставляемых инструкциях должно быть предусмотрено обращение с батареями как для установки техническими специалистами в оборудовании конечного использования, так и для прямой продажи для установки силами конечного пользователя.

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных документов национальным и межгосударственным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного документа

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального, межгосударственного стандарта

IEC 60050-482

IDT

ГОСТ Р МЭК 60050-482—2011 «Источники тока химические. Термины и определения»’)

IEC 62619:2017

IDT

ГОСТ Р МЭК 62619—2020 «Аккумуляторы и аккумуляторные батареи. содержащие щелочной или другие некислопвде электролиты. Требования безопасности для литиевых аккумуляторов и батарей для промышленных применений»

ISO/IEC Guide 51

IDT

ГОСТ Р 57149—2016/ISO/IEC Guide 51:2014 «Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты»

Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

• IDT — идентичные стандарты.

’^Отменен. Действует ГОСТ Р 58593—2019 «Источники тока химические. Термины и определения».

Библиография

IEC 62281. Safety of primary and secondary lithium cells and batteries during transport (Безопасность первичных и вторичных литиевых элементов и батарей при транспортировании)

IEC 62620:2014. Secondary celts and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes — Secondary lithium cells and batteries for use in industrial applications (Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочные или другие некислотные электролиты. Литиевые аккумуляторы и батареи для использования в промышленных целях)

IEC 63118. Secondary celts and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes — Performance of secondary lithium batteries for use in road vehicles not for the propulsion (Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочные или другие некислые электролиты. Рабочие характеристики литиевых аккумуляторных батарей для использования в дорожных транспортных средствах не для движения) Л

ISO 9001. Quality management systems — Requirements (Системы управления качеством. Требования)

United Nations: Recommendations on the Transport of Dangerous Goods. Manual of Tests and Criteria. Section 38.3: Lithium Batteries (Рекомендации OOH no перевозке опасных грузов, Руководство по испытаниям и критериям, раздел 38.3: Литиевые батареи)

’> В разработке. Стадия на момент опубликования: IEC CD 63118:2018.

УДК621.355;621.33:006.354 ОКС 29.220

Ключевые слова: аккумуляторы и аккумуляторные батареи, литиевые батареи для использования в дорожных транспортных средствах не для целей приведения в движение, требования безопасности, методы испытаний

Редактор Л.И. Нахимова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой

Сдано а набор 27.05.2021. Подписано а почать 01.00.2021. Формат 60’84%. Гарнитура Ариал. Усл. печ. п. 2.32. Уч.-им. п. 2.10.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении во . 1174те Москва. Нахимовский лр-т. д. 3t. к. 2. www.gostnfo nj infa@goslinfa.ru