allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.140. Патенты. Интеллектуальная собственность

ГОСТ Р 58223-2018 Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции

Обозначение:
ГОСТ Р 58223-2018
Наименование:
Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции
Статус:
Действует
Дата введения:
12.01.2018
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.140

Текст ГОСТ Р 58223-2018 Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции


ГОСТ Р 58223-2018


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Интеллектуальная собственность


АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙКОНКУРЕНЦИИ


Intellectual property. Antitrust regulation and protection againstunfair competition



ОКС 03.140

Датавведения 2018-12-01

Предисловие

Предисловие

1РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Республиканскийнаучно-исследовательский институт интеллектуальной собственности"(РНИИИС)

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481"Интеллектуальная собственность"

3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2018 г. N597-ст

4ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "Остандартизации в Российской Федерации". Информация обизменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе"Национальные стандарты", а официальный текст изменений ипоправок - в ежемесячном информационном указателе"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отменынастоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликованов ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя"Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление итексты размещаются также в информационной системе общегопользования - на официальном сайте Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии в сети Интернет(www.gost.ru)

Введение


Между ростомнедобросовестной конкуренции и отсутствием рынка интеллектуальнойсобственности в Российской Федерации и других странах Евразийскогоэкономического союза (ЕАЭС) есть прямая взаимозависимость ивзаимообусловленность. В условиях когда доля рынка интеллектуальнойсобственности в мировой торговле в XXI столетии выросла в четырераза (превышает 15% ВВП) и продолжает расти, национальные рынкиинтеллектуальной собственности в странах ЕАЭС остались на прежнемуровне (менее 1-2% патентных продаж от общего числа действующихпатентов). При переходе к цифровой экономике доля добавленнойстоимости от оборота интеллектуальной собственности вценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов будеттолько возрастать, что, в свою очередь, будет усиливатьконкуренцию, в том числе и недобросовестную, в этой сфере.

Согласно Стратегииразвития информационного общества в Российской Федерации на2017-2030 годы, формирование цифровой экономики отнесено кнациональным интересам России, включая:

-формирование новых рынков, основанных на использованииинформационных и коммуникационных технологий, и обеспечениелидерства на этих рынках за счет эффективного развития российскойэкосистемы цифровой экономики (крупных российских организаций всфере информационных и коммуникационных технологий);

-повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичныхорганизаций на международном рынке;

-обеспечение технологической независимости и безопасностиинфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услугроссийским гражданам и организациям;

-защиту граждан от контрафактной и некачественной продукции;

-совершенствование антимонопольного законодательства, в том числепри предоставлении программного обеспечения, товаров и услуг сиспользованием сети Интернет лицам, находящимся на территорииРоссийской Федерации;

-развитие торговых и экономических связей со стратегическимипартнерами Российской Федерации, в том числе в рамках ЕАЭС.

Решениями высших органовЕАЭС всем государствам - членам ЕАЭС предписано расширить наборприменяемых инструментов, активизировать усилия по достижению иподдержанию макроэкономической устойчивости, реализовыватьсовместные меры в рамках ЕАЭС и национальные меры по ключевымнаправлениям. Реализация указанных мер предполагает активноевключение экономического потенциала от использования в данныхпроцессах интеллектуальной собственности: от ценообразования привзимании таможенных платежей до формирования нематериальных активови использования интеллектуальной собственности как инвестиционногоресурса при диверсификации экономик на всех уровнях.

По результатам анализазаконодательства и правоприменительной практики в сферепроизводства, оборота и защиты интеллектуальной собственности вРоссии и других странах ЕАЭС при переходе к цифровой экономикевыявлены устойчивые противоречия (коллизии), новые вызовы изакономерности, требующие принятия первоочередных мер в сфереантимонопольного регулирования и защиты от недобросовестнойконкуренции как путем изменения правил, так и процедур ихприменения.

По оценке директораИнститута законодательства и сравнительного правоведения приПравительстве Российской Федерации академика РАН, доктораюридических наук, профессора Т.Я.Хабриевой, "нахождение балансамежду интересами правообладателей исключительных прав и публичнымии частными интересами, защищаемыми антимонопольнымзаконодательством", является сегодня одной из реальных проблемстановления и развития современного конкурентного права.

Согласно ч.7 ст.1252Гражданского кодекса Российской Федерации* (ГКРФ), в случаях когда нарушение исключительного права нарезультат интеллектуальной деятельности или на средствоиндивидуализации признано в установленном порядке недобросовестнойконкуренцией, защита нарушенного исключительного права можетосуществляться как способами, предусмотренными ГКРФ, так и в соответствии с антимонопольным законодательством. Всоответствии с Федеральным законом от26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" возможностиприменения антимонопольных мер в сфере интеллектуальнойсобственности ограничены.
________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ч.4ст.1252 Гражданского кодекса Российской Федерации. - Примечаниеизготовителя базы данных.


Так, в последнеедесятилетие сложилось устойчивое противоречие между патентноймонополией на результаты интеллектуальной деятельности ивозможностями развития конкуренции на рынках товаров, работ и услугс использованием таких объектов патентного права. Результатыинтеллектуальной деятельности, зачастую полученные при бюджетномфинансировании (85% всех расходов на исследования и разработки вРоссийской Федерации в 2015-2017 гг. - средства федеральногобюджета), при возможном сроке правовой патентной охраны 20 летпереходят в режим свободного использования через два - три года смомента выдачи патента. Этим нередко пользуются иностранныекомпании, в том числе транснациональные компании (ТНК), которые принебольших доработках вновь патентуют эти технические решения насебя. За последние 10 лет весь прирост выдачи патентов в России(5%) обеспечен только иностранцами. При этом совместные предприятияне создаются, лицензионные договоры с отечественнымипроизводителями не заключаются, вытесняя тем самым с национальныхрынков отечественные компании в угоду интересам международных ииностранных ТНК. Такие злоупотребления в рамках как формальнойпатентной монополии иностранных правообладателей, так и призаключении антиконкурентных соглашений ведут к фактическоймонополии с их стороны на товарных рынках, что предполагает мерыантимонопольного регулирования, применение которых в сфереосуществления исключительных прав на результаты интеллектуальнойдеятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, атакже оборота интеллектуальной собственности запрещено ст.10,11Федерального закона от 26 июля 2006г. N 135-ФЗ.

Глобализация мировойторговли, введение экономических санкций актуализировалиюридическую проблему исчерпания прав правообладателя в отношениитоварного знака, которое является юридическим ограничениемлегальной монополии на использование исключительного права натоварный знак. Параллельный импорт, под которым понимается ввозиз-за границы в страны ЕАЭС импортерами оригинальных товаров,маркированных товарным знаком правообладателя, но без егоразрешения, порождает конфликт интересов импортеров иправообладателей, претендующих на абсолютные правомочия по контролюпараллельного импорта. В соответствии с Договором о ЕАЭС (приложениеN 26) и с принятием и вступлением в силу с 1 января 2018 г.нового Таможенного кодекса в ЕАЭС действует региональный принциписчерпания права, тогда как в Российской Федерации - национальныйпринцип исчерпания права (ст.1487ГК РФ), предполагающий запрет на импорт в Россию товаров сразмещенными на них товарными знаками без разрешенияправообладателей. В этих условиях иностранный правообладатель можетнедобросовестно использовать исключительное право на товарный знаки ограничивать ввоз на внутренний евразийский рынок конкретныхтоваров или реализовывать ценовую политику, состоящую в завышениицен на этом рынке. В целях обеспечения единообразия подходовразрешения конфликтов частных и публичных интересов приантимонопольном регулировании и защиты от недобросовестнойконкуренции с учетом разъяснений Конституционного суда РоссийскойФедерации (Постановление от 13 февраля 2018 г. N 8-П) в случаяхнедобросовестного поведения иностранных правообладателей товарныхзнаков, в том числе создания с их стороны угрозы монополии натоварных рынках стран ЕАЭС, необходимо использовать механизмыантимонопольного регулирования и гражданско-правовые институтыпротиводействия злоупотреблению правом в интересах реализациипубличных интересов по защите конкуренции, включая государственнуюподдержку национальных товаропроизводителей.

При этом, исходя изсудебной практики, сохраняется высокая правовая неопределенность вразделении недобросовестной конкуренции, связанной с оборотомтовара с использованием результатов интеллектуальной деятельности(РИД), и недобросовестной конкуренции, связанной с оборотомисключительных прав на данные РИД. При этом нормы действующегоФедерального закона от 26 июля 2006г. N 135-ФЗ не могут быть применены в рамкахнаучно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологическихработ (НИОКТР), так как основным объектом оборота здесь на разныхэтапах "НИР - ОКР - ТР - производство" может быть толькоисключительное право на РИД, созданный/ используемый в рамкахданного НИОКТР. Отсюда многочисленные злоупотребления со стороныгосударственных заказчиков на использование предшествующейинтеллектуальной собственности, где правообладателями являютсяисполнители или третьи лица.

Несмотря на заявленныецели гармонизации национальных законодательств для построенияединых рынков в ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности, защитыот недобросовестной конкуренции и противодействия контрафакту,по-прежнему существуют принципиальные различия в странах ЕАЭС;

-система охраняемых объектов интеллектуальной собственности;

-определение правообладателей РИД, созданных с использованиембюджетных средств;

-содержание прав на РИД;

-ограничения исключительных прав на РИД;

-механизмы гражданско-правовой и таможенной защиты интеллектуальнойсобственности;

-понимание института контрафакта и способов защиты от него;

-определение перечня субъектов недобросовестной конкуренции в сфереинтеллектуальной собственности и особенностей их правовогостатуса;

-способы недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальнойсобственности и их выявление;

-способы защиты от недобросовестной конкуренции в сфереинтеллектуальной собственности, в том числе в рамках ЕАЭС.

Согласно Консультативномузаключению Суда Евразийского экономического союза от 4 апреля 2017г. N СЕ-2-1/1-17-БК "О разъяснении положений статей 74, 75, 76Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014",конкурентное право Союза включает все три вида политик:

-единую конкурентную (антимонопольную) политику Союза(наднациональное регулирование) для защиты конкуренции натрансграничных рынках;

-скоординированную конкурентную (антимонопольную) политику длязащиты конкуренции на национальных рынках государств - членов ЕАЭС,в том числе скоординированных мер, направленных на предотвращение ипресечение оборота контрафактной продукции;

-согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношениидействий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран,если такие действия могут оказать негативное влияние на состояниеконкуренции на товарных рынках государств - членов ЕАЭС.

Применение политикзависит от следующих критериев: 1) характер рынка (национальный илитрансграничный); 2) национальность хозяйствующего субъекта (субъектрынка государства-члена или субъект рынка третьих стран).

Успешнаяправоприменительная практика антимонопольного регулирования изащиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальнойсобственности является междисциплинарной темой, что предполагаетопределение границ и правил межведомственного взаимодействия навсех уровнях (региональном, национальном и межгосударственном) приисполнении функций защиты от недобросовестной конкуренции ипротиводействия контрафакту, а также определенную корректировкусистемы подготовки и принятия решений в ЕЭК ЕАЭС в силусохраняющихся принципиальных противоречий национальных законовстран ЕАЭС и существующей автономности министров (членов коллегии)ЕЭК и подчиненных им департаментов.

Если целью инновационногоразвития является конкурентоспособность, а рынок интеллектуальнойсобственности служит необходимым условием его успешности, тоантимонопольное регулирование и защита от недобросовестнойконкуренции в сфере интеллектуальной собственности могут статьдостаточным средством обеспечения такой конкурентоспособности.

1Область применения


Настоящий стандартустанавливает единые подходы в рамках антимонопольногорегулирования, в том числе через установление границ, правил ипроцедур межведомственного взаимодействия при исполнении функцийзащиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальнойсобственности и противодействия контрафакту (как на национальном,так и в последующем на межгосударственном уровнях) в интересахзащиты конкуренции и реализации экономического потенциалаинтеллектуальной собственности, повышения конкурентоспособностиинновационной продукции и отечественных товаропроизводителей,создания благоприятных условий для формирования рынкаинтеллектуальной собственности как механизма инновационногоразвития и для эффективного функционирования товарных рынков,обеспечивающих национальную конкурентоспособность при переходе кцифровой экономике в России и ЕАЭС в XXI в.

Предметная областьрегулирования в рамках настоящего стандарта определяется впересечении общественных отношений, связанных с 1) интеллектуальнойсобственностью, 2) антимонопольным регулированием и защитой отнедобросовестной конкуренции, 3) противодействием производству иобороту контрафактной продукции.

2Нормативные ссылки


Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиестандарты:

ГОСТ Р 55384 Интеллектуальнаясобственность. Научные открытия

ГОСТ Р 55385 Интеллектуальнаясобственность. Научные произведения

ГОСТ Р 55386 Интеллектуальнаясобственность. Термины и определения

ГОСТ Р 56823 Интеллектуальнаясобственность. Служебные результаты интеллектуальнойдеятельности

ГОСТ Р 58086 Интеллектуальнаясобственность. Распределение интеллектуальных прав междузаказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результатыинтеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые привыполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских ипроизводственных работ

Примечание - Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действиессылочных стандартов в информационной системе общего пользования -на официальном сайте Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодномуинформационному указателю "Национальные стандарты", которыйопубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускамежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" затекущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дананедатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующуюверсию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версиюизменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который данадатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этогостандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если послеутверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на которыйдана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающееположение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуетсяприменять без учета данного изменения. Если ссылочный стандартотменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3Термины и определения


Внастоящем стандарте применены термины, установленные в Договоре о ЕАЭС [1], Гражданскомкодексе Российской Федерации [2], Федеральном законе "О защите конкуренции"[3], Федеральном законе "Оборганизованных торгах" [4], Федеральном законе "О рынке ценных бумаг"[5], Федеральном законе "О клиринге,клиринговой деятельности и центральном контрагенте" [6],Федеральном законе "Об акционерныхобществах" [7], Федеральномзаконе "Об инвестиционных фондах" [8], Федеральном законе "О противодействиинеправомерному использованию инсайдерской информации иманипулированию рынком и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации" [9], ГОСТ Р 55386, а также следующие терминыс соответствующими определениями:

3.1 антимонопольныйорган: Федеральный антимонопольный орган и его территориальныеорганы.

3.2 защитаконкуренции: Совокупность мер, направленных на предупреждение ипресечение монополистической деятельности и недобросовестнойконкуренции, а также недопущение, ограничения, устраненияконкуренции федеральными органами исполнительной власти, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления, иными осуществляющими функции указанныхорганов органами или организациями, а также государственнымивнебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

3.3 антимонопольноерегулирование: Комплекс экономических, административных изаконодательных мер, осуществляемых государством с цельюобеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничениявозможности чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальномуфункционированию рыночного механизма.

3.4 единаяконкурентная (антимонопольная) политика: Политика,осуществляемая государствами - членами ЕАЭС в сфереантимонопольного регулирования для защиты конкуренции натрансграничных рынках (если его географические границы охватываюттерритории двух и более государств-членов) на основе применениянорм и механизмов наднационального унифицированного правовогорегулирования как общих правил конкуренции, которые обладают прямымдействием и должны непосредственно применятьсягосударствами-членами как нормы международного договора, а также наоснове решений органов ЕАЭС в рамках их полномочий.

3.5 скоординированнаяконкурентная (антимонопольная) политика: Политика,предполагающая осуществление сотрудничества государств - членовЕАЭС для защиты конкуренции на национальных рынках государств -членов ЕАЭС на основе общих принципов и подходов, одобренных врамках органов ЕАЭС, необходимых для достижения его целей.

3.6 согласованнаяконкурентная (антимонопольная) политика: Политика,осуществляемая государствами - членами ЕАЭС в отношении действийхозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такиедействия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренциина товарных рынках государств - членов ЕАЭС, предполагающаягармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решенийорганов ЕАЭС, в такой степени, которая необходима для достиженияего целей.

3.7 хозяйствующийсубъект: Коммерческая организация, некоммерческая организация,осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальныйпредприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное вкачестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющеепрофессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии сфедеральными законами на основании государственной регистрации и(или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемойорганизации.

3.8 конкуренция:Состязательность хозяйствующих субъектов, при которойсамостоятельными действиями каждого из них исключается илиограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядкевоздействовать на общие условия обращения товаров насоответствующем товарном рынке.

3.9 доминирующееположение: Положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка)(группы лиц) либо нескольких хозяйствующих субъектов (субъектоврынка) (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому(им)хозяйствующему(им) субъекту(ам) [субъекту рынка] [группе лиц]возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращениятовара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этоготоварного рынка других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), и(или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующимсубъектам (субъектам рынка).

3.10 монополистическаядеятельность: Злоупотребление хозяйствующим субъектом, группойлиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованныедействия, запрещенные антимонопольным законодательством, а такжеиные действия (бездействие), признанные(ое) в соответствии сфедеральными законами монополистической деятельностью.

3.11 признакиограничения конкуренции: Обстоятельства, создающие возможностьдля хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или несколькиххозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в одностороннем порядкевоздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,в том числе:

-сокращение числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), невходящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

-рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующимиизменениями иных общих условий обращения товара на товарномрынке;

-отказ хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в однугруппу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

-определение общих условий обращения товара на товарном рынкесоглашением между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) илив соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иноголица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами(субъектами рынка), не входящими в одну группу лиц, своих действийна товарном рынке;

-иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующегосубъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннемпорядке воздействовать на общие условия обращения товара натоварном рынке;

-установление органами государственной власти, органами местногосамоуправления, организациями, участвующими в предоставлениигосударственных или муниципальных услуг, при участии впредоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующимсубъектам, не предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации.

3.12 вертикальноесоглашение: Соглашение между хозяйствующими субъектами(субъектами рынка), один из которых приобретает товар или являетсяего потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар илиявляется его потенциальным продавцом.

3.13 недобросовестнаяконкуренция: Любые направленные на приобретение преимуществ приосуществлении предпринимательской деятельности действияхозяйствующих субъектов (группы лиц), которые противоречатзаконодательству, обычаям делового оборота, требованиямдобропорядочности, разумности и справедливости и причинили илимогут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам - конкурентамлибо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

3.14 товар: Объектгражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовуюуслугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения воборот.

3.15 товарныйрынок: Сфера обращения товара, который не может быть заменендругим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (втом числе географической), исходя из экономической, технической илииной возможности либо целесообразности, приобретатель можетприобрести товар, и такая возможность либо целесообразностьотсутствует за ее пределами.

3.16 контрафакт:Товары, содержащие любые охраняемые результаты интеллектуальнойдеятельности или приравненные к ним средства индивидуализации,действия с которыми (в том числе изготовление, распространение илииное использование, а также импорт, перевозка или хранение)приводят к нарушению исключительных прав их правообладателей(например, оригинальная продукция, ввезенная в ЕАЭС без согласияправообладателей, и поддельная продукция с незаконнымиспользованием охраняемых средств индивидуализации этих товаров, втом числе обозначений, сходных до степени смешения).

3.17 коммерциализацияинтеллектуальной собственности: Деятельность по получениюэкономического дохода от реализации исключительных прав на объектыинтеллектуальной собственности как при использовании объектовинтеллектуальной собственности в создании, производстве и продажетоваров (работ/услуг) субъектами товарного рынка, так и пригражданско-правовом обороте интеллектуальной собственности, в томчисле в целях привлечения дополнительных инвестиций идокапитализации активов хозяйствующими субъектами какправообладателями.

3.18 предшествующаяинтеллектуальная собственность: Совокупность исключительных(имущественных) прав на созданные ранее и релевантные теменаучно-исследовательской, опытно-конструкторской работы объектыинтеллектуальной собственности, правообладателями которых могутбыть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,муниципальные образования и третьи лица, в том числе стороныконтракта на выполнение научно-исследовательской,опытно-конструкторской работы.

4Сокращения


Внастоящем стандарте применены следующие сокращения:

-БД - база данных;

-ЕАЭС - Евразийский экономический союз;

-ЕЭК - Евразийская экономическая комиссия;

-ИС - интеллектуальная собственность;

-НИОКР - научно-исследовательские, опытно-конструкторскиеработы;

-НИОКТР - научно-исследовательские, опытно-конструкторские итехнологические работы;

-НМА - нематериальные активы;

-ОИС - объекты интеллектуальной собственности;

-ПЭВМ - программа для электронно-вычислительной машины;

-РИД - результаты интеллектуальной деятельности;

-СИП - Суд по интеллектуальным правам;

-Суд ЕАЭС - Суд Евразийского экономического союза;

-субъекты МСП - субъекты малого и среднего предпринимательства;

-ФАС - Федеральная антимонопольная служба.

5Объекты антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестнойконкуренции в сфере интеллектуальной собственности

5.1 Объектамиантимонопольного регулирования, гражданско-правового оборота изащиты от недобросовестной конкуренции в предметной областинастоящего стандарта являются товары, работы, услуги, объектыфинансового рынка, содержащие ОИС (далее - товары с ОИС), а такжеисключительные (имущественные) права на эти охраняемые РИД и наприравненные к ним средства индивидуализации (далее -исключительные права на ОИС).

5.2 ОИС являютсяохраняемые РИД и приравненные к ним средства индивидуализации, накоторые распространяются исключительные права ихправообладателей.

Охраноспособные РИД инеохраняемые РИД объектами исключительных прав/ОИС и объектамигражданско-правового оборота не являются.

5.3 ОИС не являютсяобъектами гражданско-правового оборота, но могут быть использованыпри разработке, производстве и обороте товаров.

Косновным ОИС в рамках настоящего стандарта относятся:

а) охраняемые РИД,которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта ихсоздания:

1) объекты авторскогоправа:

-произведения науки (по ГОСТ Р55385),

-произведения литературы (по ГОСТ Р55386),

-произведения искусства (по ГОСТ Р55386),

-иные произведения (по ГОСТ Р55386),

-ПЭВМ (в соответствии со ст.1261[2]),

-БД (по ГОСТ Р 55386);

2) объекты смежныхправ:

-содержание БД (по ГОСТ Р55386),

-исполнения (по ГОСТ Р55386),

-фонограммы (по ГОСТ Р55386),

-сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещаниеорганизаций эфирного или кабельного вещания) (по ГОСТ Р 55386),

-произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после ихперехода в общественное достояние (по ГОСТ Р 55386);

3) топологии интегральныхмикросхем (по ГОСТ Р 55386);

4) сложные ОИС:

-аудиовизуальные произведения (по ГОСТ Р 55386),

-театрально-зрелищные представления (по ГОСТ Р 55386),

-мультимедийные продукты (по ГОСТ Р55386),

-БД,

-единые технологии (по ГОСТ Р55386),

-научные открытия (по ГОСТ Р55384);

б) охраняемые РИД,которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта ихгосударственной регистрации и получения патента: изобретения(согласно ст.1350[2]),полезные модели (согласно ст.1351[2]),промышленные образцы (ст.1352[2]),селекционные достижения (согласно ст.1412[2])(далее - объекты патентного права);

в) охраняемые РИД,которым по закону предоставляется правовая охрана в силу фактаустановления специального по отношению к ним правового режима, втом числе конфиденциальности, включая режим коммерческой тайны -секреты производства (ноу-хау) (согласно ст.1465[2]);

г) средстваиндивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг,приравненные к охраняемым РИД, в том числе фирменное наименование(по ГОСТ Р 55386); коммерческоеобозначение (по ГОСТ Р 55386);товарный знак (по ГОСТ Р 55386);знак обслуживания (по ГОСТ Р55386); наименование места происхождения товара (по ГОСТ Р 55386), также являются объектамиправовой охраны и использования хозяйствующими субъектами в товарахи на товарном рынке.

5.4 К исключительным(имущественным) правам на ОИС относятся:

-право использовать ОИС в любой форме и любым не противоречащимзакону способом независимо от того, совершаются ли соответствующиедействия в целях извлечения прибыли или без такой цели;

-право распоряжаться исключительным правом на ОИС, в том числепередавать его по договору (договор отчуждения) или предоставлятьправо его использования (лицензионный договор);

-право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицамиспользование ОИС, при этом отсутствие запрета не означает наличиесогласия;

-право на вознаграждение за использование ОИС (кроме служебныхРИД).

5.5 Объективным критериемдля классификации товара с ОИС является его предполагаемоеназначение, которое подлежит оценке на основании объективныххарактеристик и свойств товара, а также результатов экспертизыдокументов, подтверждающих наличие ОИС и прав на него, в том числеавтора(ов) РИД и правообладателя(ей) ОИС, начало и срок правовойохраны ОИС.

Правовыми основаниями,необходимыми и достаточными для возникновения исключительного(имущественного) права на ОИС, являются:

а) для РИД, которым позакону предоставляется правовая охрана в силу факта их создания, -первичные документы, во исполнение которых создан данный РИД[государственный контракт/договор и акты по сдаче-приемке егорезультатов, отчетные документы (при внешнем финансировании)];приказ/план и документы по исполнению (например, служебные записки,уведомления работника о создании РИД) (при внутреннем/сметномфинансировании) - с даты итогового документа, фиксирующего созданиеРИД;

б) для РИД, которым позакону предоставляется правовая охрана в силу факта ихгосударственной регистрации, - получение патента на такой РИД сдаты его приоритета;

в) для РИД, которым позакону предоставляется правовая охрана в силу факта установленияспециального по отношению к ним правового режимаконфиденциальности, в том числе режима коммерческой тайны -введение правового режима конфиденциальности, в том числе режимакоммерческой тайны по отношению к этим РИД [как правило, с датыиздания приказа об отнесении охраноспособных РИД к секретампроизводства (ноу-хау)];

г) для сложных ОИС -издание приказа/принятие решения о создании таких ОИС присоблюдении других условий, установленных законом для данныхобъектов (в том числе заключение договоров с правообладателямидругих охраняемых РИД, включенных в данный сложный объект при егосоздании);

д) для научных открытий -выполнение процедуры депонирования после получения диплома вустановленном порядке (согласно ГОСТР 55384);

е) для средствиндивидуализации:

-фирменное наименование - регистрация юридического лица в налоговыхорганах с даты внесения в Единый государственных реестр юридическихлиц;

-товарный знак и наименование места происхождения товара -государственная регистрация в патентном ведомстве - с даты принятиятакого решения и выдачи свидетельства об этом;

ж) для всех охраняемыхРИД - договор отчуждения исключительного права на ОИС, либолицензионный договор, договор коммерческой концессии или другой напредоставление права использования РИД - с даты заключения такогодоговора;

и) для сделок в отношенииОИС, когда РИД или средство индивидуализации подлежит обязательнойгосударственной регистрации (объекты патентного права и средстваиндивидуализации) или государственная регистрация РИД (ПЭВМ, БД илитопологии интегральной микросхемы) осуществлена по желаниюправообладателя, отчуждение исключительного права на такойрезультат или на такое средство по договору, залог этого права ипредоставление права использования такого результата или такогосредства по договору, а равно и переход исключительного права натакой результат или на такое средство без договора - с датыгосударственной регистрации такого перехода/предоставления/залога впатентом ведомстве.

5.6 К основным формамнедобросовестной конкуренции при использовании ИС могут бытьотнесены [3]:

а) дискредитация путемраспространения ложных, неточных или искаженных сведений, которыемогут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанестиущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

-качества и потребительских свойств товара с ОИС, предлагаемого кпродаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначениятакого товара, способов и условий его изготовления или применения,результатов, ожидаемых от использования такого товара, егопригодности для определенных целей,

-количества товара с ОИС, предлагаемого к продаже другимхозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара нарынке, возможности его приобретения на определенных условиях,фактического размера спроса на такой товар,

-условий, на которых предлагается к продаже товар с ОИС другимхозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара;

б) введение взаблуждение, в том числе в отношении:

-качества и потребительских свойств товара с ОИС, предлагаемого кпродаже, назначения такого товара, способов и условий егоизготовления или применения, результатов, ожидаемых отиспользования такого товара, его пригодности для определенныхцелей,

-количества товара с ОИС, предлагаемого к продаже, наличия такоготовара на рынке, возможности его приобретения на определенныхусловиях, фактического размера спроса на такой товар,

-места производства товара с ОИС, предлагаемого к продаже,изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца илиизготовителя,

-условий, на которых товар с ОИС предлагается к продаже, в частностицены такого товара;

в) некорректное сравнениехозяйствующего субъекта и (или) его товара с ОИС с другимхозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в томчисле сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и(или) его товаром с ОИС:

-путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый","только", "единственный", иных слов или обозначений, создающихвпечатление о превосходстве такого товара и (или) хозяйствующегосубъекта, без указания конкретных характеристик или параметровсравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в том случае,если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными,неточными или искаженными,

-в котором отсутствует указание конкретных сравниваемыххарактеристик или параметров либо результаты сравнения не могутбыть объективно проверены,

-основанное исключительно на незначительных или несопоставимыхфактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующегосубъекта-конкурента и (или) его товара;

г) незаконноеприобретение и использование исключительного права на средстваиндивидуализации юридического лица, средства индивидуализациитоваров, работ или услуг;

д) совершениехозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иномувведению в оборот товара с ОИС, если при этом незаконноиспользовались результаты интеллектуальной деятельности, заисключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующемусубъекту-конкуренту;

е) совершениехозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызватьсмешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо стоварами или услугами, вводимыми хозяйствующимсубъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории РоссийскойФедерации, в том числе:

-незаконное использование обозначения, тождественного товарномузнаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению,наименованию места происхождения товара хозяйствующегосубъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путемего размещения на товарах, этикетках, упаковках или использованияиным образом в отношении товаров, которые продаются либо инымобразом вводятся в гражданский оборот на территории РоссийскойФедерации, а также путем его использования винформационно-телекоммуникационной сети Интернет, включаяразмещение в доменном имени и при других способах адресации,

-копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого вгражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковкитакого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы,фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды,оформления торгового зала, витрины) или иных элементов,индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) еготовар;

ж) незаконное получение,использование или разглашение информации, составляющей коммерческуюили иную охраняемую законом тайну, включая секреты производства(ноу-хау), в том числе:

-получение и использование указанной информации, обладателем которойявляется другой хозяйствующий субъект-конкурент, без согласия лица,имеющего право ею распоряжаться,

-использование или разглашение указанной информации, обладателемкоторой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, вследствиенарушения условий договора с лицом, имеющим право еюраспоряжаться,

-использование или разглашение указанной информации, обладателемкоторой является другой хозяйствующий субъект-конкурент и котораяполучена от лица, имеющего или имевшего доступ к указаннойинформации вследствие выполнения служебных обязанностей, если неистек установленный законом или договором срок еенеразглашения;

и) иные формынедобросовестной конкуренции, в том числе указанные в разделах8-12.

6Субъекты антимонопольного регулирования и защиты отнедобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальнойсобственности

6.1 К основным субъектамотношений в области регулирования настоящего стандарта натерритории Российской Федерации относятся:

-наднациональные органы ЕАЭС, уполномоченные в сферах конкурентнойполитики и ИС (ЕЭК);

-национальные государственные органы, уполномоченные в сферахантимонопольного регулирования и защиты конкуренции;

-национальные государственные органы, уполномоченные в сфере ИС ипротиводействия контрафакту;

-авторы РИД как ОИС;

-правообладатели РИД и приравненных к ним средств индивидуализациикак ОИС;

-хозяйствующие субъекты;

-суды (Суд ЕАЭС и суды Российской Федерации).

6.2 ЕЭК какнаднациональный, постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭСосуществляет деятельность в пределах полномочий, предоставленныхправом ЕАЭС, в том числе в сферах конкурентной политики,государственных и (или) муниципальных закупок, установленияторговых режимов в отношении третьих сторон, техническогорегулирования и ИС.

Врамках ведения единой, скоординированной и согласованнойконкурентных (антимонопольных) политик ЕЭК осуществляет следующиеосновные функции:

-контроль за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничныхрынках (включая взаимодействие с уполномоченными органамигосударств - членов ЕАЭС), взаимодействия уполномоченных органовгосударств-членов между собой при осуществлении контроля засоблюдением конкурентного (антимонопольного) законодательства, атакже введения государственного ценового регулирования иоспаривания решений государств - членов ЕАЭС о его введении;

-пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка)государств - членов ЕАЭС, а также физическими лицами инекоммерческими организациями государств-членов, не являющимисяхозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правилконкуренции, если такие нарушения оказывают или могут оказатьнегативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.

Косновным полномочиям ЕЭК в предметной области настоящего стандартаотносятся:

-рассмотрение заявления (материалы) о наличии признаков нарушенияобщих правил конкуренции, которое оказывает или может оказатьнегативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, а такжепроведение необходимых расследований;

-возбуждение и рассмотрение дела о нарушении общих правилконкуренции, которое оказывает или может оказать негативное влияниена конкуренцию на трансграничных рынках, на основании обращенийантимонопольного органа, хозяйствующих субъектов (субъектов рынка),органов власти, физических лиц или по собственной инициативе;

-вынесение определения, принятие обязательных для исполненияхозяйствующими субъектами (субъектами рынка) решений, в том числе оприменении штрафных санкций к хозяйствующим субъектам (субъектамрынка), о совершении действий, направленных на прекращениенарушения общих правил конкуренции, устранение последствий ихнарушения, обеспечение конкуренции, о недопущении действий, которыемогут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или)привести к ограничению, устранению конкуренции на трансграничномрынке и нарушению общих правил конкуренции;

-запрос и получение информации от органов государственной власти,органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функцииорганов или организаций государств - членов ЕАЭС, юридических лиц ифизических лиц, в том числе конфиденциальной информации,необходимой для осуществления полномочий по контролю за соблюдениемобщих правил конкуренции на трансграничных рынках;

-осуществление взаимодействия с центральными аппаратамиуполномоченных органов государств - членов ЕАЭС (при передачеуполномоченными органами государств-членов заявлений о нарушенииобщих правил конкуренции на рассмотрение ЕЭК, при рассмотрении ЕЭКзаявлений о нарушении общих правил конкуренции на трансграничныхрынках, при проведении ЕЭК расследований нарушений общих правилконкуренции на трансграничных рынках, при рассмотрении ЕЭК дел онарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, атакже в иных случаях);

-направление ежегодно, не позднее 1 июня, в Высший совет ЕАЭСгодового отчета о состоянии конкуренции на трансграничных рынках имерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренциина них, и размещение одобренного отчета на официальном сайте ЕАЭС всети Интернет;

-размещение решений по рассмотренным делам о нарушении общих правилконкуренции на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет.

6.3 В системунациональных государственных органов, осуществляющих на территорииРоссии антимонопольное регулирование, защиту и развитиеконкуренции, входят федеральный антимонопольный орган,осуществляющий свою деятельность в соответствии с федеральнымизаконами [3],[10], Банк России - для финансовыхрынков [4]-[11]и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации по содействию развитию конкуренции в регионах,осуществляющие свою деятельность на основе Стандартаразвития конкуренции в субъектах Российской Федерации [12].

6.3.1 Федеральныйантимонопольный орган

Основным федеральныморганом исполнительной власти, уполномоченным в сфереантимонопольного регулирования и защиты конкуренции в России,является ФАС России, который осуществляет следующие функции иполномочия (ст.22,23[3]):

-обеспечение государственного контроля за соблюдениемантимонопольного законодательства федеральными органамиисполнительной власти, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, инымиосуществляющими функции указанных органов органами илиорганизациями, а также государственными внебюджетными фондами,хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

-выявление нарушений антимонопольного законодательства, в том численарушения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), а такжефизическими лицами и некоммерческими организациями, не являющимисяхозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правилконкуренции, установленных Договором о ЕАЭС, принятие мер попрекращению нарушения антимонопольного законодательства ипривлечение к ответственности за такие нарушения;

-предупреждение монополистической деятельности, недобросовестнойконкуренции, других нарушений антимонопольного законодательствафедеральными органами исполнительной власти, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления, иными осуществляющими функции указанныхорганов органами или организациями, а также государственнымивнебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическимилицами;

-издание в установленном порядке нормативных правовых актов, выдачаразъяснений по вопросам применения им антимонопольногозаконодательства и заключений о последствиях воздействияспециальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер,последствиях изменения ставок таможенных пошлин для конкуренции натоварном рынке Российской Федерации;

-возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольногозаконодательства, принятие по результатам их рассмотрения решений ивыдача обязательных для исполнения предписаний, в том числе опрекращении действия регистрации и признания недействительнымпредоставления правовой охраны товарному знаку в тех случаях, когдав действиях, связанных с приобретением и использованиемисключительного права на средство индивидуализации, обнаруживаетсясостав недобросовестной конкуренции;

-направление в письменной форме предостережения о недопустимостинарушения антимонопольного законодательства должностным лицам,публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, еслитакое поведение может привести к нарушению антимонопольногозаконодательства;

-рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных всоответствии с законодательством Российской Федерации торгов,продажи государственного или муниципального имущества;

-привлечение к ответственности за нарушение антимонопольногозаконодательства в случаях и в порядке, которые установленызаконодательством Российской Федерации;

-обращение в суд с заявлениями об обжаловании противоречащихантимонопольному законодательству нормативных правовых актов;

-обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушенииантимонопольного законодательства (в том числе о признаниинедействующими либо недействительными полностью или частичнопротиворечащих антимонопольному законодательству, в том числесоздающих необоснованные препятствия для осуществленияпредпринимательской деятельности, ненормативных актов; о признаниинедействительными полностью или частично договоров, несоответствующих антимонопольному законодательству; об обязательномзаключении договора; об изменении или о расторжении договора; оликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренныхантимонопольным законодательством; о взыскании в федеральный бюджетдохода, полученного вследствие нарушения антимонопольногозаконодательства; о привлечении к ответственности за нарушениеантимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;о признании торгов недействительными; о понуждении к исполнениюрешений и предписаний антимонопольного органа);

-участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных сприменением и (или) нарушением антимонопольногозаконодательства;

-ведение реестра лиц, привлеченных к административнойответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

-размещение на сайте в Интернете решений и предписаний,затрагивающих интересы неопределенного круга лиц;

-установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта прирассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушенииантимонопольного законодательства и при осуществлениигосударственного контроля за экономической концентрацией;

-проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства,получение от проверяемых лиц необходимых документов и информации,объяснений в письменной или устной форме, обращение в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке в органы,осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой опроведении оперативно-розыскных мероприятий;

-осуществление контроля за предоставлением и использованиемгосударственных или муниципальных преференций;

-утверждение порядка проведения анализа состояния конкуренции вцелях установления доминирующего положения хозяйствующего субъектаи выявления иных случаев недопущения, ограничения или устраненияконкуренции;

-внесение в лицензирующие органы предложения об аннулировании,отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами,нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видовдеятельности или о приостановлении действия таких лицензий;

-осуществление взаимодействия с ЕЭК и сотрудничества смеждународными организациями, государственными органами иностранныхгосударств, принимает участие в разработке и реализациимеждународных договоров Российской Федерации, в работемежправительственных или межведомственных комиссий, координирующихмеждународное сотрудничество Российской Федерации, в осуществлениимеждународных программ и проектов по вопросам защитыконкуренции;

-осуществление совместно с Банком России контроля за соблюдениемантимонопольного законодательства кредитными организациями - накредитном рынке банковских услуг (ст.32[10]); иными финансовымиорганизациями - на фондовом, страховом и иных финансовыхрынках;

-обобщение и анализ практики применения антимонопольногозаконодательства, разработка рекомендаций по его применению;

-ежегодное представление в Правительство Российской Федерациидоклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации и егоразмещение на сайте антимонопольного органа в Интернете.

6.3.2 БанкРоссии

Всоответствии с федеральными законами в целях развития и обеспечениястабильности финансовых рынков Российской Федерации, в том числеантимонопольного регулирования и защиты от недобросовестнойконкуренции на финансовых рынках (включая кредитный, фондовый,страховой), Банк России осуществляет следующие полномочия и функции(ст.1,4[11]):

-разработка и проведение во взаимодействии с ПравительствомРоссийской Федерации политики развития и обеспечения стабильностифункционирования финансовых рынков Российской Федерации;

-осуществление совместно с антимонопольным органом контроля засоблюдением кредитными организациями антимонопольногозаконодательства на рынке банковских услуг (ст.32[10]);

-установление правил проведения банковских операций;

-принятие решений о государственной регистрации кредитныхорганизаций, выдача кредитным организациям лицензии наосуществление банковских операций, приостановка их действия иотзыв;

-осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций ибанковских групп (далее - банковский надзор);

-осуществление регулирования, контроль и надзор за деятельностьюнекредитных финансовых организаций в соответствии с федеральнымизаконами;

-регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценныхбумаг, а также отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценныхбумаг;

-контроль и надзор за соблюдением эмитентами требованийзаконодательства Российской Федерации об акционерных обществах иценных бумагах;

-регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений вакционерных обществах;

-утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета длякредитных организаций, Банка России и некредитных финансовыхорганизаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитныхорганизаций и порядок его применения, план счетов для Банка Россиии порядок его применения;

-утверждение плана счетов бухгалтерского учета для некредитныхфинансовых организаций и порядок его применения;

-анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации,публикация соответствующих материалов и статистических данных;

-контроль за соблюдением требований законодательства РоссийскойФедерации о противодействии неправомерному использованиюинсайдерской информации и манипулированию рынком;

-защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов нафинансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц ивыгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии состраховым законодательством, а также застрахованных лиц пообязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участниковнегосударственного пенсионного фонда по негосударственномупенсионному обеспечению;

-осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами[4]-[9].

Банк России подотчетенГосударственной думе Федерального собрания Российской Федерации,для чего:

1) один раз в три годапредставляет в Государственную думу (для рассмотрения напарламентских слушаниях и получения рекомендаций) проект основныхнаправлений развития финансового рынка Российской Федерации спредварительным направлением проекта Президенту России и вПравительство Российской Федерации;

2) ежегодно не позднее 15мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственнуюдуму годовой отчет Банка России (публикуется не позднее 15 июлягода, следующего за отчетным), который включает в том числеперечень мероприятий по реализации единой государственнойденежно-кредитной политики, анализ состояния экономики РоссийскойФедерации, в том числе анализ кредита, финансового рынка РоссийскойФедерации.

Банк России по вопросам,отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений иинструкций нормативные акты, обязательные для исполненияфедеральными органами государственной власти, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органамиместного самоуправления, а также всеми юридическими и физическимилицами.

Банк России приосуществлении функций, предусмотренных федеральными законами,обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению,выявлению и управлению конфликтами интересов (ст.4.1[11]).

Банк России вправеобращаться с исками в суды в порядке, определенномзаконодательством Российской Федерации.

Основными органамиуправления Банка России являются Национальный финансовый совет(коллегиальный орган), Совет директоров, Комитет банковскогонадзора и Комитет финансового надзора, к компетенции которых впредметной области настоящего стандарта в соответствии сфедеральными законами отнесены перечисленные далее полномочия ифункции.

Национальный финансовыйсовет выполняет следующие функции:

-рассмотрение годового отчета Банка России и ежегодного отчета одеятельности общества с ограниченной ответственностью "Управляющаякомпания Фонда консолидации банковского сектора";

-рассмотрение вопросов развития и совершенствования финансовогорынка Российской Федерации, совершенствования банковской системыРоссийской Федерации;

-рассмотрение основных направлений единой государственнойденежно-кредитной политики и их проекта;

-решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталахкредитных организаций;

-ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров поосновным вопросам деятельности Банка России, в том числе вопросамреализации основных направлений единой государственнойденежно-кредитной политики, банковского регулирования и банковскогонадзора, регулирования, контроля и надзора за деятельностьюнекредитных финансовых организаций, подготовки проектовзаконодательных актов и иных нормативных актов в области развития иобеспечения стабильности функционирования финансового рынкаРоссийской Федерации;

-рассмотрение представленной Советом директоров политики попредотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов приосуществлении Банком России функций, предусмотренных федеральнымизаконами, и дача рекомендаций по указанной политике.

Косновным функциям Совета директоров Банка России (во главе спредседателем Банка России) относятся:

-разработка во взаимодействии с Правительством Российской Федерациипроекта основных направлений единой государственнойденежно-кредитной политики, проекта основных направлений развитияфинансового рынка и основных направлений единой государственнойденежно-кредитной политики и представление этих документов длярассмотрения в Национальный финансовый совет, а также ПрезидентуРоссийской Федерации, в Правительство Российской Федерации иГосударственную думу;

-обеспечение выполнения основных направлений денежно-кредитнойполитики и основных направлений развития финансового рынка;

-утверждение отчета о деятельности Банка России, подготовка анализасостояния экономики Российской Федерации и представление указанныхматериалов в составе годового отчета Банка России в Национальныйфинансовый совет до представления в Государственную думу;

-принятие решений об установлении обязательных нормативов длякредитных организаций и банковских групп, а также некредитныхфинансовых организаций; о размещении облигаций Банка России; осоставе, порядке и сроках раскрытия информации по сделкам,совершенным Банком России с ценными бумагами на организованныхторгах;

-утверждение порядка работы Совета директоров, структуры БанкаРоссии, положений о структурных подразделениях и учреждениях БанкаРоссии, уставов организаций Банка России, порядка назначенияруководителей структурных подразделений и организаций БанкаРоссии;

-утверждение правил проведения банковских операций для банковскойсистемы Российской Федерации;

-утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета длякредитных организаций и некредитных финансовых организаций;

-утверждение планов счетов бухгалтерского учета для кредитных инекредитных финансовых организаций и порядков их применения;

-утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигацийБанка России.

Комитет банковскогонадзора - действующий на постоянной основе орган, объединяющийруководителей структурных подразделений Банка России,обеспечивающих выполнение его надзорных функций, осуществляющийрегулирующие и надзорные функции Банка России в сфере банковскойдеятельности.

Комитет финансовогонадзора - действующий на постоянной основе орган, объединяющийруководителей структурных подразделений Банка России,обеспечивающих выполнение его функций, осуществляющий регулирующие,контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовыхрынков.

6.3.3 Уполномоченныйорган исполнительной власти субъекта Российской Федерации посодействию развитию конкуренции в регионе на основе Стандартаразвития конкуренции в субъектах Российской Федерации осуществляетследующие полномочия:

а) формирует проектперечня с аргументированным обоснованием выбора каждого рынка ипредставляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностномулицу субъекта Российской Федерации;

б) подготавливаетежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды нарынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации для егорассмотрения и утверждения коллегиальным органом субъектаРоссийской Федерации;

в) разрабатывает проект"дорожной карты" и представляет его на рассмотрение и утверждениевысшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

г) координируетдеятельность органов исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации по выполнению мероприятий, предусмотренных "дорожнойкартой";

д) организует проведениеи (или) проводит не реже двух раз в год обучающие мероприятия итренинги для органов местного самоуправления субъекта РоссийскойФедерации по вопросам содействия развитию конкуренции;

е) формирует при принятиивысшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения,предусматривающего систему поощрений, рейтинг муниципальныхобразований в части их деятельности по содействию развитиюконкуренции и обеспечению условий для благоприятногоинвестиционного климата;

ж) размещает информацию одеятельности по содействию развитию конкуренции и соответствующиематериалы на официальном сайте уполномоченного органа субъектаРоссийской Федерации в Интернете;

и) рассматриваетобращения субъектов предпринимательской деятельности, потребителейтоваров, работ и услуг и общественных организаций, представляющихинтересы потребителей, по вопросам содействия развитию конкуренции,относящимся к компетенции уполномоченного органа субъектаРоссийской Федерации;

к) организует проведениемониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынкахтоваров, работ и услуг субъекта Российской Федерации.

6.4 Уполномоченныегосударственные органы в сфере интеллектуальнойсобственности

Куполномоченным государственным органам в сфере ИС относятсяфедеральные органы исполнительной власти, наделенные специальнымифункциями и полномочиями, а также органы государственной власти -государственные заказчики и комиссии по противодействиюконтрафакту.

6.4.1 Министерствообразования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)исполняет следующие функции в сфере управления ИС:

а) выработкагосударственной политики и нормативно-правовое регулирование всфере научной, научно-технической и инновационной деятельности,развития федеральных центров науки и высоких технологий,государственных научных центров и наукоградов, ИС (за исключениемнормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля,надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраныизобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ПВЭМ, БД итопологий интегральных микросхем, в том числе входящих в составединой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания,наименований мест происхождения товаров), в том числесамостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

1) порядок формирования ифункционирования инновационной инфраструктуры в системе образования(в том числе порядок признания организации федеральнойинновационной площадкой), перечень федеральных инновационныхплощадок,

2) перечень показателей,критерии и периодичность оценки эффективности реализации программразвития национальных исследовательских университетов,

3) разработка иреализация мер по развитию конкуренции на товарных рынках, включаявыполнение соответствующих ведомственных целевых программ, вустановленной сфере деятельности;

б) координацияфундаментальных исследований в рамках программ государственныхфондов поддержки научной, научно-технической, инновационнойдеятельности, а также программы фундаментальных научныхисследований государственных академий наук и фундаментальныхисследований в вузах;

в) осуществление функцийгосударственного заказчика федеральных целевых программ и проектовв установленной сфере деятельности;

г) формированиеприборно-инструментальной, технологической и информационной базыдля развития наноиндустрии;

д) мониторингнаучно-технического и производственного потенциала в сференанотехнологий;

е) формирование и ведениеединой государственной информационной системы учета НИОКТРгражданского назначения и их результатов, в том числе оформлениерегистрационных свидетельств на зарегистрированные в единойгосударственной информационной системе учета НИОКТР гражданскогоназначения объекты учета;

ж) ведение реестра учетауведомлений о создании бюджетными научными учреждениями иавтономными научными учреждениями либо образовательнымиорганизациями высшего образования, являющимися бюджетнымиучреждениями и автономными учреждениями, хозяйственных обществ ихозяйственных партнерств, деятельность которых заключается впрактическом применении (внедрении) результатов интеллектуальнойдеятельности [ПВЭМ, БД, изобретений, полезных моделей, промышленныхобразцов, селекционных достижений, топологий интегральныхмикросхем, секретов производства (ноу-хау)], исключительные правана которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числесовместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ иучастникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научнымучреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательныморганизациям высшего образования, являющимся бюджетнымиучреждениями и автономными учреждениями;

и) оформление заявлений,ходатайств, заявок на выдачу патентов и свидетельств огосударственной регистрации охраняемых РИД;

к) распоряжение вустановленном порядке от имени Российской Федерации правами на ОИС,созданные за счет средств федерального бюджета по заказуМинобрнауки России.

6.4.2 Министерствокультуры Российской Федерации (Минкультуры России) осуществляетследующие функции в сфере управления ИС:

-выработка и реализация государственной политики инормативно-правовое регулирование в сфере авторского права исмежных прав;

-управление государственным имуществом и оказание государственныхуслуг по охране авторского права и смежных прав;

-утверждение перечня библиотечно-информационных организаций,получающих обязательный федеральный экземпляр печатных изданий,фонограмм и видеофильмов, электронных изданий, патентных документовна электронных носителях; формы отчета о деятельностиаккредитованных государством организаций, осуществляющихколлективное управление авторскими и смежными правами;

-осуществление государственного контроля и надзора за соблюдениемзаконодательства Российской Федерации об авторском праве и смежныхправах в установленной сфере деятельности; за деятельностьюаккредитованных государством организаций, осуществляющихколлективное управление авторскими и смежными правами.

6.4.3 Министерствоэкономического развития Российской Федерации осуществляет следующиефункции в сфере управления ИС:

-выработка и реализация государственной политики инормативно-правовое регулирование в области контроля и надзора всфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальнойдеятельности гражданского, военного, специального и двойногоназначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федеральногобюджета;

-контроль и надзор в отношении государственных заказчиков иорганизаций - исполнителей государственных контрактов,предусматривающих проведение научно-исследовательских,опытно-конструкторских и технологических работ;

-нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся оказаниягосударственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезныхмоделей, промышленных образцов, ПЭВМ, БД и топологий интегральныхмикросхем, в том числе входящих в состав единой технологии,товарных знаков, знаков обслуживания и наименований местпроисхождения товаров;

-формирование технологических платформ, реализация кластернойполитики, программ инновационного развития компаний сгосударственным участием, федеральных целевых программ ифедеральных адресных инвестиционных программ;

-координация и контроль деятельности находящихся в его веденииФедеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) иФедерального агентства по управлению государственным имуществом(Росимущество).

6.4.4 Министерствосельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)является федеральным органом исполнительной власти по селекционнымдостижениям и осуществляет следующие функции в сфере управленияИС:

-выработка и реализация государственной политики инормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленногокомплекса, включая животноводство (в том числе разведениеодомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестрохраняемых селекционных достижений);

-принятие нормативных правовых актов в целях регулирования отношенийв сфере интеллектуальной собственности, связанных с селекционнымидостижениями;

-формирование и использование федерального фонда семянсельскохозяйственных растений, а также резерва средств защитырастений (пестицидов); организация проведения сортового и семенногоконтроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственныхрастений;

-регистрация племенных животных и племенных стад соответственно вгосударственной книге племенных животных и государственномплеменном регистре;

-выдача сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию(материал); определение видов организаций, осуществляющихдеятельность в области племенного животноводства;

-осуществление юридически значимых действий по государственнойрегистрации селекционных достижений, включая прием и экспертизузаявок, по выдаче патентов, удостоверяющих исключительное право ихобладателей на селекционные достижения, а также иные действия,связанные с правовой охраной селекционных достижений, в случаях,предусмотренных законом;

-подготовка и выдача заключения Минсельхоза России на заявку огосударственной регистрации наименования места происхождения товараи на предоставление исключительного права на такое наименование [наоснове анализа информации, представленной заявителем и профильныминаучными организациями, о соответствии сведений, указанных в заявкезаявителем, что товар производится в границах указанногогеографического объекта, соответствует производимому заявителемтовару и описанию его особых свойств, имеет зависимостьперечисленных особых свойств от характерных для данногогеографического объекта природных условий и (или) людскихфакторов].

6.4.5 Министерствоцифрового развития, связи и массовых коммуникаций РоссийскойФедерации (Минкомсвязь России) осуществляет следующие функции всфере управления ИС:

-выработка и реализация государственной политики инормативно-правовое регулирование в сфере информационныхтехнологий, средств массовой информации, в том числе электронных[включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числецифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этихобластях], печати, издательской и полиграфической деятельности;

-управление государственным имуществом и оказание государственныхуслуг в сфере информационных технологий, в том числе в частииспользования информационных технологий для формированиягосударственных информационных ресурсов и обеспечения доступа кним;

-обеспечение защиты интересов государства в области авторского праваи смежных прав в сфере массовых коммуникаций и средств массовойинформации, информационных технологий.

6.4.6 Министерствообороны Российской Федерации (Минобороны России) осуществляетфункции по выработке и реализации государственной политики,нормативно-правовому регулированию в области обороны, в сфереуправления и распоряжения имуществом Вооруженных сил РоссийскойФедерации и подведомственных Министерству обороны РоссийскойФедерации организаций; координацию и контроль деятельностиподведомственных ему Федеральной службы по военно-техническомусотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортномуконтролю и Федерального агентства специального строительства иимеет следующие полномочия в сфере управления ИС:

-организует научные исследования в целях обороны, осуществляет вустановленном порядке размещение и оплату НИОКТР в областиобороны;

-разрабатывает единую военно-техническую политику в РоссийскойФедерации по вопросам создания и совершенствования вооружения ивоенной техники и координирует ее проведение;

-осуществляет функции государственного заказчика государственногооборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по номенклатуревооружения, военной, специальной техники и материальных средств дляобеспечения нужд Вооруженных сил России;

-осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфередеятельности в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и иными нормативными правовыми актами о контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд;

-организует в установленном порядке патентно-лицензионную,изобретательскую, рационализаторскую работу, в том числерассмотрение заявок и выдачу патентов на секретные изобретения,относящиеся к средствам вооружения и военной техники, осуществляетуправление правами Российской Федерации на результатыинтеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении МинобороныРоссии, в том числе исключительными правами на них, проводитмониторинг их использования, а также участвует в мероприятиях по ихправовой защите;

-утверждает тактико-технические требования к образцам вооружения ивоенной техники, разрешенным для экспорта, экспортную комплектациюпродукции военного назначения, а также основные положениянаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военногоназначения, разрешенных для экспорта;

-осуществляет военно-техническое сопровождение поставок продукциивоенного назначения, предназначенной для экспорта, в том числеконтроль качества и приемку указанной продукции.

6.4.7 Министерствопромышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)является уполномоченным органом Российской Федерации в сферепромышленной политики и осуществляет:

-функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в сфере промышленного иоборонно-промышленного комплексов, промышленности строительныхматериалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения иповышения энергетической эффективности при обороте товаров, а такжев области развития авиационной техники и экспериментальной авиации,технического регулирования, стандартизации и обеспечения единстваизмерений, науки и техники в интересах обороны и безопасностигосударства, внешней и внутренней торговли, общественного питания ибытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустриидетских товаров;

-функции по оказанию государственных услуг, управлениюгосударственным имуществом в сфере машиностроения,металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической,медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной идеревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительнойпромышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности,промышленности боеприпасов и специальной химии, химическогоразоружения, промышленности обычных вооружений, народныххудожественных промыслов;

-функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечениядоступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочнойдеятельности, по проведению расследований, предшествующих введениюкомпенсирующих мер, предусмотренных Договором о ЕАЭС;

-разработку государственной политики Российской Федерации в сферестандартизации;

-функции по обеспечению реализации обязательств, вытекающих изчленства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, вустановленной сфере деятельности;

-закрепление за Российской Федерацией прав на ОИС и другиерезультаты научно-технической деятельности, созданные за счетсредств федерального бюджета при реализации государственныхконтрактов, заключаемых Минпромторгом России, а также распоряжениезакрепленными правами Российской Федерации на результатынаучно-технической деятельности в целях их доведения до стадиипромышленного применения и реализации готовой продукции.

6.4.8 Федеральная службапо интеллектуальной собственности (Роспатент) осуществляетследующие функции в сфере управления ИС:

-правовая защита интересов государства в процессе экономического игражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного,специального и двойного назначения, в том числе подтверждаетурегулирование вопросов правовой защиты интересов государства впроцессе передачи иностранным заказчикам и использования имирезультатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся впредусмотренной для передачи продукции военного назначения и правана которые принадлежат Российской Федерации;

-контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношениигосударственных заказчиков и организаций - исполнителейгосударственных контрактов, предусматривающих проведениеНИОКТР;

-оказание государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений,полезных моделей, промышленных образцов, ПЭВМ, БД и топологийинтегральных микросхем, в том числе входящих в состав единойтехнологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований местпроисхождения товаров;

-контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования РИДгражданского, военного, специального и двойного назначения,созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

-прием, рассмотрение и экспертиза заявок на выдачупатента/свидетельства на ОИС, государственная регистрацияизобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарныхзнаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождениятоваров с выдачей на них в установленном порядке патентов исвидетельств, а также продление срока действия исключительногоправа на указанные ОИС, восстановление/прекращение действияпатента/свидетельства, выдача их дубликатов;

-государственная регистрация распоряжений исключительным правом наобъекты патентного права, товарный знак, знак обслуживания,наименование места происхождения товара, а также сделок,предусматривающих использование единой технологии за пределамиРоссийской Федерации;

-учет переданных иностранным государствам лицензий на производствопродукции военного назначения;

-формирование и ведение: единого реестра результатов НИОКТРвоенного, специального и двойного назначения, права на которыепринадлежат Российской Федерации; Государственного реестраизобретений Российской Федерации; Государственного реестра полезныхмоделей Российской Федерации; Государственного реестра промышленныхобразцов Российской Федерации; Государственного реестра товарныхзнаков и знаков обслуживания Российской Федерации; Перечняобщеизвестных в Российской Федерации товарных знаков;Государственного реестра наименований мест происхождения товаровРоссийской Федерации;

-рассмотрение и разрешение в административном порядке споров,возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях,связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов наизобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки,знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, сгосударственной регистрацией этих результатов интеллектуальнойдеятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующихправоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этимрезультатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением;

-обобщение практики применения законодательства Российской Федерациии подготовка предложений по совершенствованию законодательстваРоссийской Федерации в установленной сфере деятельности;

-аттестация и регистрация патентных поверенных Российской Федерации,выдача им регистрационных свидетельств, а также контроль завыполнением патентными поверенными требований, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации .

6.4.9 Федеральноеагентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-учет в составе федерального имущества исключительных(имущественных) прав Российской Федерации на РИД, являющихсяобъектами бюджетного учета, ведение такого реестра в составереестра федерального имущества и выдача выписок из указанногореестра;

-осуществление от имени Российской Федерации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации прав акционера (участника,члена) организаций, акции (доли) в уставном (складочном) капиталеили паи в имуществе которых находятся в федеральнойсобственности;

-осуществление от имени Российской Федерации юридических действий позащите имущественных и иных прав и законных интересов РоссийскойФедерации при управлении федеральным имуществом и его приватизациина территории Российской Федерации и за рубежом;

-отдельные функции и полномочия собственника федерального имущества,в том числе права акционера и участника общества с ограниченнойответственностью, в сфере управления имуществом РоссийскойФедерации (за исключением тех случаев, когда указанные полномочия всоответствии с законодательством осуществляют иные федеральныеорганы исполнительной власти), включая контроль в этой области, втом числе согласование внесения в порядке и случаях, которыепредусмотрены федеральными законами, имущества (имущественныхправ), за исключением особо ценного движимого имущества,закрепленного за академией собственником или приобретенного за счетсредств, выделенных ей собственником на приобретение такогоимущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществили передачи им такого имущества (имущественных прав) иным образомв качестве их учредителя или участника.

6.4.10 Федеральнаятаможенная служба (ФТС России) осуществляет следующие функции всфере управления ИС:

-принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок ведениянационального таможенного реестра ОИС; порядок подачи заявления овключении ОИС в таможенный реестр ОИС, требования к заявляемымсведениям и представляемым документам в зависимости от видаОИС;

-ведет таможенный реестр ОИС, обеспечивает опубликование данныхтаможенного реестра ОИС в своих официальных изданиях и ихразмещение на своем официальном сайте;

-принимает решение о принятии мер, связанных с приостановлениемвыпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включенииОИС в таможенный реестр ОИС;

-дает заключение о возможности включения ОИС в единый таможенныйреестр ОИС государств - членов ЕАЭС и (или) продления сроковвключения;

-осуществляет противодействие незаконному обороту ОИС, перемещаемыхчерез таможенную границу ЕАЭС и (или) через государственную границуРоссийской Федерации;

-обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на ОИС.

6.4.11 Государственныезаказчики

Врамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услугдля обеспечения государственных нужд в качестве государственныхзаказчиков выступают действующие от имени Российской Федерации илисубъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетныеобязательства в соответствии с бюджетным законодательствомРоссийской Федерации от имени России или субъекта РоссийскойФедерации и осуществляющие закупки: органы государственной власти;государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"; органыуправления государственными внебюджетными фондами (органыуправления Пенсионного фонда Российской Федерации, Фондасоциального страхования Российской Федерации, Федерального фондаобязательного медицинского страхования); государственные казенныеучреждения.

Врамках контрактной системы предусмотрена передача государственнымизаказчиками своих полномочий автономным учреждениям, унитарнымпредприятиям.

Государственные заказчикиосуществляют следующие основные функции в сфере управленияинтеллектуальной собственностью:

-принятие решения об использовании предшествующей ИС, в том числе набезвозмездной лицензионной основе (если данные РИД созданы за счетбюджетных средств, а правообладателем является исполнительгосударственного контракта, по которому эти РИД созданы);

-включение в государственные контракты на выполнение НИОКТР при ихзаключении положений по созданию, правовой охране, распределениюправ, учету и использованию РИД, в том числе предшествующей ИС, атакже включение в структуру цены контрактов средств на обеспечениеправовой охраны этих результатов, проведение патентныхисследований, лицензионных платежей за использование предшествующейИС и выплату вознаграждения авторам за создание РИД;

-внесение по итогам размещения заказов данных в реестргосударственных контрактов, заключенных от имени РоссийскойФедерации (реестр ведет Федеральное казначейство);

-распределение прав на созданные РИД (за Российской Федерацией, заРоссийской Федерацией и исполнителем совместно, заисполнителем);

-принятие решения о способе правовой охраны РИД на основанииуведомления исполнителя о создании в рамках государственногоконтракта охраноспособного РИД;