База ГОСТовallgosts.ru » 45. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА » 45.020. Железнодорожная техника в целом

ГОСТ 34079-2017 Системы информирования о движении поездов и оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава. Общие требования

Обозначение: ГОСТ 34079-2017
Наименование: Системы информирования о движении поездов и оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава. Общие требования
Статус: Принят

Дата введения: 01/01/2018
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 45.020
Скачать PDF: ГОСТ 34079-2017 Системы информирования о движении поездов и оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава. Общие требования.pdf
Скачать Word:ГОСТ 34079-2017 Системы информирования о движении поездов и оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава. Общие требования.doc


Текст ГОСТ 34079-2017 Системы информирования о движении поездов и оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава. Общие требования



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

34079-

2017

СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ О ДВИЖЕНИИ ПОЕЗДОВ И ОПОВЕЩЕНИЯ О ПРИБЛИЖЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА

Общие требования

Издание официальное

Москва

Стандартииформ

2017

ГОСТ 34079—2017

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стан» дартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («8НИИНМАШ») и Обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТелеКом — Бизнес» (ООО «ТТК — Бизнес»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом ло стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 марта 2017 г. № 97-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК <ИСО 31вв) 004- 97

Код страны

по МК (ИСО 3160) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргыэстандврт

Россия

RU

Росстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2017 г. № 608-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34079—2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.

5    Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55804—2013 в ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указатепе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соотеетстеующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — неофициальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ. 2017

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 34079—2017

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................2

4    Требования ксистемам информирования пассажиров на пассажирских платформах и оповещения

граждан на пешеходных переходах через железнодорожные пути о движении поездов.........2

5    Требования безопасности к системам оповещения о приближении железнодорожного подвижного

состава...........................................................5

Библиография........................................................6

in

ГОСТ 34079—2017

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ О ДВИЖЕНИИ ПОЕЗДОВ И ОПОВЕЩЕНИЯ О ПРИБЛИЖЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие требования

information and warning systems on train traffic and railway rolling stock approach.

General requirements

Дета введения — 2018—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к системам информирования пассажиров о движении пассажирских поездов, о приближении подвижного состава к пассажирским платформам и к системам оповещения граждан на пешеходных переходах через железнодорожные пути о приближении железнодорожного подвижного состава.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.4.026—2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безо* пасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 25866—83 Эксплуатация техники. Термины и определения

ГОСТ 31539—2012 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ 33436.4-1—2015 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний

ГОСТ 33889—2016 Электросвязьжепеэнодорожная.Терминыиопрвдепения ГОСТ 33893—2016 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных переездах. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ 33894—2016 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ 33895—2016 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на перегонах железнодорожных линий. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ 33896—2016 Системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов. Требования безопасности и методы контроля

Г ОСТ 34012—2016 Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Общие технические требования

Примечание — При пользовании нестоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов а информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии е сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпус-

Издание официальное

1

ГОСТ 34079—2017

кем ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, а котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 258в6. ГОСТ 31539. ГОСТ 33889—2016. а также следующие термины с соответствующими ол ределениями;

3.1

знаки безопасности: Представляющие собой цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и/или поясняющих надписей знаки, предназначенные для предупреждения работающих о непосредственной или возможной опасности, запрещении, предписании или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает риск воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов. (ГОСТ 12.0.002—2014.статья 2.5.24]

3.2    пассажир: Лицо, совершающее поездку в поездело действительному проездному документу (билету) либо имеющее действительный проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед поездкой или непосредственно после нее.

3.3    железнодорожный пешеходный переход: Пересечение в одном уровне пешеходной дорожки с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия прохода пешеходов.

3.4    сигнализатор: Составная часть системы оповещения или информирования, осуществляющая непосредственное предупреждение о приближении железнодорожного подвижного состава путем передачи звукового сигнала и/или речевого сообщения.

3.5    сигнальная разметка: Цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т. л. в целях обозначения опасности, а также для указания и информации.

3.6    система информирования о движении поезда: Система, предназначенная для информирования пассажиров, находящихся на пассажирских платформах и в помещении вокзала железнодорожных станций и остановочных пунктов о времени отправления (прибытия) и маршруте следования пассажирских поездов и о приближении подвижного состава к пассажирским платформам, включающая в себя речевую и/или визуальную информацию.

3.7    система оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава к пешеходному переходу: Система, предназначенная для оповещения граждан на пешеходных переходах о приближении железнодорожного подвижного состава, включающая в себя звуковую, оптическую сигнализацию и/или речевые сообщения.

Примечание — Назначение системы оповещений - формирование и передача сообщения о приближении железнодорожного подвижного состава за время, достаточное для выходе граждан из опасной зоны пешеходного перехода.

4 Требования к системам информирования пассажиров на пассажирских

платформах и оповещения граждан на пешеходных переходах через железнодорожные пути о движении поездов

4.1    Требования к системам информирования на пассажирских железнодорожных

платформах

4.1.1    Системы информирования на пассажирских железнодорожных платформах могут включать в себя устройства визуального отображения информации на информационных табло и устройства автоматической громкоговорящей связи.

2

ГОСТ 34079—2017

4.1.2    Платформы пассажирских железнодорожных станций и остановочных пунктов на участках скоростного и высокоскоростного движения поездов должны быть оборудованы системами информирования о приближении (движении) поезда.

4.1.3    По системе автоматической громкоговорящей связи пассажиров и иных граждан следует информировать о необходимости отойти от края платформы за ограничительную линию, а на участках скоростного и высокоскоростного движения поездов — за дополнительное ограждение (при его наличии).

4.1.4    Минимальное время начала информирования пассажировоприближении железнодорожного подвижного состава в зоне пассажирских платформ должно быть не менее 60 с для всех скоростей движения. Передачу сообщений следует повторять до прохода поезда с интервалом 20 с.

4.2 Требования к устройствам визуального отображения информации на информационных

табло

4.2.1    Устройства визуального отображения информации на информационныхтабло должны соответствовать требованиям, национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт'1.

4.2.2    Устройства визуального отображения информации на информационных табло должны обеспечивать бесперебойную работу дисплеев в круглосуточном режиме при различном пространственном размещении мониторов (если такое размещение предусмотрено конструкцией): горизонтальная или вертикальная установка, ландшафтная или портретная ориентация экранов в соответствии с национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства. принявшего стандарт".

4.2.3    Устройства визуального отображения информации на информационных табло должны обладать устойчивостью к внешним физическим воздействиям (вибрация, электромагнитные поля и другие воздействия) в соответствии с национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт".

4.2.4    Устройства визуального отображения информации на информационных табло должны обладать высокой степенью ремонтопригодности и позволять осуществлять оперативное устранение неисправностей.

4.2.5    Устройства визуального отображения информации на информационных табло должны обеспечивать изображение высокого разрешения, яркости и качества в соответствии с национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт". Устройства визуального отображения информации на информационных табло должны позволять транслировать статические изображения без потери качества изображения и работоспособности оборудования.

4.2.6    Устройства визуального отображения информации на информационных табло должны отображать текущее время, время прибытия и отправления поездов, номера платформ и путей, время опоздания поездов и другую необходимую актуальную информацию для пассажиров.

4.2.7    Рекомендуется использовать антивандальное исполнение систем визуального отображения информации: антиеандальная защитная пленка, антивандальные защитные рольставни, антиеан-дальные контейнеры и сетки.

4.3 Требования к автоматической системе оповещения о приближении поезда на

пешеходных переходах через железнодорожные пути

Пешеходная сигнализация должна обеспечивать световое и звуковое оповещение граждан о приближении (движении) железнодорожного подвижного состава до его вступления в зону пешеходных переходов через железнодорожные пути. Минимальное время начала оповещения при всех типах движения должно определяться проектом и быть не менее 30 с.

4.3.1 Сигналом о приближении железнодорожного подвижного состава на пешеходных переходах через железнодорожные пути для пешехода является красный огонь светофора.

Тип применяемых на пешеходных переходах светофоров устанавливают в соответствии с национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства. принявшего стандарт2’.

"в Российской Федерации действует ГОСТ Р 52870—2007 «Средства отображения информации коллективного пользования. Требования к визуальному отображению информации и способы измерения».

21 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52282—2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Тилы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний».

3

ГОСТ 34079—2017

4.3.2    Сигналом разрешения движения пешеходов на пешеходных переходах через железнодорожные пути является зеленый огонь светофора.

4.3.3    В качестве систем оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава к пешеходному переходу через железнодорожные пути должны применяться акустические (звуковые) сигнализаторы, которые должны обеспечивать:

-    превышение уровня звука формируемого сигнала над уровнем шума не менее 6 дБ для системы речевого оповещения и не менее 10 дБ для мультитонального сигнала или звонка:

. уровень звукового давления формируемого сигнала на расстоянии 1 м от сигнализатора в направлении рабочей оси не менее 90 дБ в полосе частот от 300 до 4000 Гц.

4.3.4    Контроль исправной работы устройств пешеходной сигнализации должен передаваться на пульт дежурного по прилегающей станции или диспетчера поездного. На участках высокоскоростного и скоростного движения автоматические системы оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава на пешеходных переходах включают в систему диагностики и мониторинга железнодорожных устройств автоматики и телемеханики.

4.4    Требования к источникам информации и устройствам сбора и обработки информации

4.4.1    Время начала и окончания оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава должно формироваться на основании информации от следующих источников:

-    напольных датчиков обнаружения поезда;

•    устройств электрической централизации стрелок и сигналов;

-    устройств автоблокировки:

•    устройств диспетчерской централизации;

•    устройств счета осей подвижного состава:

•    бортовых устройств локомотивов, способных определять местонахождение железнодорожного подвижного состава и передавать сигналы на устройства железнодорожной автоматики, информацион-но-управляющие системы или на приемные устройства системы оповещения;

•    устройств электромагнитного зондирования и других устройств, способных получать информацию о местонахождении железнодорожного подвижного состава.

Источники информации о приближении подвижного состава выполняются в соответствии с ГОСТ 33894 — для систем железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях. ГОСТ 33893 — для систем железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных переездах. ГОСТ 33896 — для систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов и ГОСТ 33895 — для систем железнодорожной автоматики и телемеханики на перегонах железнодорожных линий.

Технические требования кустройствам железнодорожной автоматики и телемеханики изложены в ГОСТ 34012.

4.4.2    На двухпутных (многопутных) железнодорожных участках информация о приближении железнодорожного подвижного состава должна поступать со всех путей такого участка.

4.4.3    Устройство сбора и обработки информации должно осуществлять управление системой оповещения, формирование параметров сигналов контроля, оповещения о неисправности, хранение и архивирование принятой информации.

4.5    Требования к информационным знакам и знакам безопасности

4.5.1    На пассажирских железнодорожных станциях, вокзалах, остановочных пунктах, пешеходных переходах и других объектах обслуживания пассажиров на железной дороге должны быть установлены в соответствии с национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт1*, следующие знаки:

•    информационные знаки, содержащие информацию для пассажиров;

•    знаки безопасности: предупреждающие и запрещающие знаки, сигнальная разметка на платформах. ограничивающие конструкции.

4.5.2    Информационные знаки должны быть выполненывсоответствиис национальными стандартами инормативными документами, действующими на территории государства, принявшвгостандарт1*.

4.5.3    Знаки безопасности должны быть расположены в зонах прямой видимости пассажиров в соответствии с ГОСТ 12.4.026.

4.5.4    Знаки безопасности и информационные знаки должны быть расположены в хорошо освещенном месте и/или иметь отдельное освещение в соответствии с ГОСТ 12.4.026.

11 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51685—2002 (ИСО 7001:1990) «Знаки информационные для общественных мест».

4

ГОСТ 34079—2017

5 Требования безопасности к системам оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава

5.1    Исполнение технических средств оповещения должно осуществляться в соответствии с требованиями безопасности, предъявляемыми к эргономическим параметрам, визуальным параметрам и параметрам создаваемых полей, в соответствии с влияющими на безопасность требованиями к оптическим индикаторам, акустическим и тактильным индикаторам согласно национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт1’, а также в соответствии с требованиями безопасности, установленными в ГОСТ 34012.

5.2    Требования электробезоласности «оборудованию систем оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава — в соответствии с национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт2'.

5.3    Требования электромагнитной совместимости к оборудованию систем оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава — в соответствии с ГОСТ 33436.4-1.

5.4    Требования функциональной безопасности к системам оповещения о приближении железнодорожного подвижного состава — в соответствии с [1].

5.5    Интенсивность опасных отказов системы оповещения граждан на пешеходных переходах о приближении железнодорожного подвижного состава должна быть не более 10-6 в час.

Критериями опасного отказа системы оповещения граждан на пешеходных переходах о приближении железнодорожного подвижного состава при реализации функций безопасности являются:

•    нарушение положений концепции безопасности, в соответствии скоторой построены аппаратные и программные средства системы:

•    выработка системой ложных контрольных и управляющих сигналов, переводящих ее в опасное состояние:

•    отсутствие оповещения или формирование его за время менее расчетного времени оповещения (недостаточное для выхода из опасной зоны пешеходного перехода);

•    отсутствие формирования сигнала, запрещающего движение граждан через переход при отказе устройств формирования извещения на переход.

*’ В Российской Федерации действуют:

ГОСТ Р 50948—2001 «Средстве отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности» (эргономические параметры (раздел 4). визуальные параметры (раздел 5) и параметры создаваемых полей (раздел 6)]:

ГОСТ Р 51341—99 «безопасность машин. Эргономические требования по конструированию средств отображения информации и органов управления. Часть 2. Средства отображения информации»: (оптические индикаторы (раздел 4). акустические (раздел 5) и тактильные индикаторы (раздел б)].

2’ В Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.1.019—2009 «Система стандартов безопасности труде. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты».

5

ГОСТ 34079—2017

Библиография

(1| МЭК 61508-2—2010

Системы электрические/электронныеглрограммируемые электронные, связанные с

[IEC 61508-2(2010)1"

функциональной безопасностью. Часть 2. Требования к электрическим/электрон-ным/программируемым электронным системам, связанным с безопасностью (Functional safety of electncal/eiectronic/programmable electronic safety-related systems — Pari 2: Requirements for electrics l/eiectromc/programmable electronic safety-related systems)

'I В Российской Федерации действует ГОСТ Р МЭК 61508-2—2012 «Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 2. Требования к системам».

6

ГОСТ 34079—2017

УДК 62-78:006.354    МКС 45.020

Ключевые слова: системы оповещения, системы информирования, железнодорожный подвижной состав, поезд

7

БЗ 12—2016/65

Редактор 8.А. Сиволапов Технический редактор 8.Н. Прусакова Корректор UM. Паршина Компьютерная верстка И.А Напейкиной

Сдано в набор 30.06.2017. Подписано а печать 07.07.2017. Формат 60-8Л/л. Гарнитуре Ариал. Усл.печ. п. t.40. Уч.-изд. п. 1.26. Тираж 24 экз. Зек 1133.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАР ТИМ ФОРМ». 123001 Москва, Гранатный пер.. 4.