яше-
государственный стандарт
СОЮЗА ССР
МАШИНЫ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ
ПОГРУЗЧИКИ. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УСИЛИИ НА РАБОЧИХ ОРГАНАХ И ОПРОКИДЫВАЮЩИХ НАГРУЗОК
ГОСТ 28770-90
(ИСО 8313 — 89)
HSS/06 -L €9 UM <7,
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ
Москва
УДК 621.869.4.061.01)1.4:006.354 Группа И 4»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ
Погрузчики. Методы измерения усилий на рабочих органах и опрокидывающих нагрузок
Earth-moving- machinery. Loaders, Methods of measuring loo! forces awd tipping loads
ГОСТ
28770-90
(ИСО 8313—89)
ОКИ 48 3570
Дата «веления 0I.0S.S2
I. НАЗНАЧЕНИЕ
Настоящий стандарт устанавливает .методы определения усилий на рабочих органах и опрокидывающих нагрузок погрузчиков, а также лимитирующие их факторы. Он распространяется на колесные и гусеничные погрузчики по ГОСТ 28764 и по ГОСТ 27721.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2. ССЫЛКИ
Ссылочные документы прншдепы в приложении.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применяются следующие термины и определения:
3.1. Усилия ил рабочих органах
3.1.1. Вырывное усилие—максимальное установившееся, направленное вверх усилие, возникающее в точке, находящейся на расстоянии 1 ОО мм позади режущей кромки ковша, при действии гидроцмлввдров перемещения стрелы или гидропилнндрюв поворота ковша и при расположении нижней поверхности режущей кромки параллельно опорной плоскости GRP на вмеси г 20 мм нал нею.
Для ковшей с прямолинейной, криволинейной или треугольной режущей кромкой вышеуказанное расстояние I0O мм следует измерять от середины режущей кромки.
Издание официальное
С/ Издательство стандартов. 199!
Настоящий стандарт не может быть, полностью или частично послрлмзясжеи, тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта СССР
С. 2 ГОСТ 28770-00
З.Е.2. Подъемное усилие — максимальный груд, который может быть поднят в запрокинутом‘ковше от уровня опорной поверхности на полную высоту’ при помощи гидроцилиндров перемещения стрелы при'расположении центра тяжести нагрузки на одной вер-1 икали с геометрическим центром тяжести номинального объема ковша ГОСТ 17257.
3.2. Опрокидывающая нагрузка на максимальном вылете или на определенной высоте— минимальная нагрузка, центр тяжести которой расположен на одной вертикали с геометрическим центром тяжести номинального объема ковша, приводящая машину в состояния, предельные для опрокидывания груза (см. пп. 3.5.3 н 7.1):
Of рамичение по опрокидыванию
Т—ия «лрежсхеннэА высоте. 2—нагрузку г—на иакСншаль-.- вон вылете
Черт. !
а) для гусеничных погрузчиков при жесткой подвеске рамы ходовой части опрокидывающую нагрузку определяют при отрыве передних опорных катков от гусеничной ленты (см. черт. 1). При других видах подвески метод определения опрокидывающей нагрузки может быть установлен изготовителем и указан в отчете;
б) для колесных погрузчиков опрокидывающую нагрузку определяют при отрыве, по крайней мере, одного из задних колес от опорной поверхности.
ГОСТ 2877 0—90 С. 3
В этом предельном сюсто-янин машины достигается равновесие между олрюкидываюшим моментом, создаваемым опрокидывающей нагрузкой, и восстанавливающим моментом, создаваемым массой машины.
3-3. Масса—-эксплуатационная масса машины по ГОСТ 27922.
3 4. Давление рабочей жидкости
3.4.1. Рабочее давление в контуре—номинальное давление, создаваемое в конкретном гидроконтурс насосом (насосами).
3/1,2. Давление удерживания в копту ре— максимальное статическое давление в конкретном гидроконтуре, ограниченное предохранительным клапаном при расходе не свыше 10% поминального расхода для данного контура.
3.5. Лимитирующие факторы (см. также п. 7.1).
3.5.1. Ограничение по возможностям гидросистемы — случай, когда усилия на рабочем органе или подъемное усилие лимитируется рабочим давлением иля давлением удерживания в контуре.
3.5.2. Ограничение по возможностям двигателя—при усилиях на рабочем органе лимитирующими остановку двигателя.
3.5 3. Ограничение по опрокидыванию — при усилии на рабочем органе лимитирующими начало опрокидывания машины.
4. ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИСПЫТАНИИ
Оборудование для ионы гаи ин должно включать устройства, перечисленные в пи. 4.1—4.4.
4.1. Динамометр или измерительный преобразователь силы, соответствующий значению измеряемого усилия на рабочем органе, с погрешностью ±2%, включая «огреш-ность устройства для считывания показаний.
4.2. Масляный манометр с погрешностью ±2%.
4.3 Канаты, скобы, страховочные пели и регулируемые рамы с точками крепления.
4.4. Прибор для измерения линейных размеров с погрешностью = 2%.
5. ПЛОЩАДКА ДЛЯ ИСПЫТАНИИ
Площадка для испытаний должна иметь строго горизонтальную поверхность с твердым, предпочтительно бетонным покрытием. с точками крепления (анкерами) н достаточным пространством для размещения динамометров по л. 4.1.
Примечание. Измеряемое усилие предпочтительно нрки. щдыизгь к-пжредстяйнно к динамометру по п». 4J (черт. 2 н 3). Есам усилие прикладывают через блок. Следует учитывать трепне в блохе для получения общей по-г|ичн-постя 2:2%. Поскольку на точность измерение может повлиять масса кзнптл. рекомендуется паименни.. капот возможно меньшей длины.
С. 4 ГОСТ 24770—' О
6. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ.
Погрузчик должен быть чистым, его общее оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 27922.
Машина должна быть оснащена ковшом или другим рабочим органом и соответствующими противовесами. Давление и балласт в тинах должны соответствовать требованиям, указанным изготовителем.
При испытаниях допускается снятие зубьев ковша для удобства крепления каната по п. 4.3, соединяющего ковш с динамометром.
Перед испытаниями двигатель и гидросистему прогревают до нормальных рабочих температур, после чего проверяют соответствие рабочих давлений и давлений удерживания в контурах реко-мсидацмям изготовителя.
Затем машину устанавливают на испытательной площадке но п. 5 и размещают оборудование для проведения испытаний. Типовые схемы размещения оборудования приведены: па черт. 2—5.
В процессе нагружения трансмиссия должна быть в нейтраль-«ом положении, тормоза отключены.
Тмпоаая схема испытаний по определению максимального вырывного усилия, развиваемого тдроинлинаром (цилиндрами) перемещения стрелы
Размеры, мм
>- гнлрпцн динар {цилиндры! перемещения стрелы: 2-ненатянутые .-грето, почаьсе кепи для вредотпращемия оярохняыяая ня машины: Л—окоре у ove-ниА линии ноет*; <—предпо«гтигелвиос аОАОМеНЖе динамометре; 5—льтерна-тканое положение динамометра; 4—блок
Черт 2
ГОСТ 28770—И) С. 5
Типовая схема испытаний но определению максимального миримого усилия, раздаваемого гидроцидиндром (□идинарами) поворота ковша
Размера, мм
/. тпЛ1к1Ц11»н»др 1н.нл11клры:> поворота ковша; ?—опора поя ш»рчи рои крепления комм; 3—Слое; 4—прешвочтаеммое «вложение ди-нанометра; J—эльтериагатное положение дяивмометр»
Черт. 3
7. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УСИЛИИ НА РАБОЧИХ ОРГАНАХ
7.1. Общие положения
Испытания проводят при работе машины в соответствии с указаниями изготовителя по ее эксплуатации и при соблюдении пра-ннл техники безопасности.
Должны быть установлены страховочные цепи (п. 4.3) для предотвращения фактического опрокидывания машины при любом испытании, при котором лимитирующим фактором может оказаться ограничение по опрокидыванию.
Погрузчик устанавливают на площадке для испытаний, ковш соединяют с динамометром» как показано на черт. 2 или 3, в зависимости от вида проводимых испытаний.
При работе двигателя с максимальной частотой вращения коленчатого- вала, рекомендованной изготовителем, включают отдельно нужный гидроцилшЕдр (цилиндры) и регистрируют усилие ня кромке ковша или другом рабочем органе.
Для каждого испытания должен быть отмечен лимитирующий фактор по п. 3.5 (ем. также и 9.2).
В случае ограничения возможностей гидросистемы в протоколе указывают гидрошыннлр (цилиндры), в котором было превышено давление предохранительного клапана.
С. б- ГОСТ 28770—90
В случае ограничения по опрокидыванию усилие на рабочем органе измеряют после начала опрокидывания.
Страховочные иепи должны быть ненатянутыми, с тем чтобы машина могла достигнуть граничного положения и быть застрахованной от опрокидывания.
Каждое испытанно проводят три раза н регистрирую! «аксн-мальное усилие для каждого опыта. В отчете о результатах испытаний указывают среднее арифметическое из этил трех значений.
Усилие на рабочем органе измеряют а соответствии с вышеизложенными общими требованиями, а также конкретными требованиями по яп. 7.2—7.4 н приведенными схемами.
7.2. Максимальное вырывное усилие, развиваемое гилроаи-динарами перемещения стрелы.
Нижнюю поверхность режущей кромки располагают параллельно опорной плоскости GRP на высоте 20 мм над нею. Дл» сохранения такого положения передний мост колесного- погрузчика должен быть заблокирован в зоне осевой линия моста.
Канат для создания нагрузки закрепляют на расстоянии 100 мм сза ди кромки ковша и'располагают строго вертикально (см черт. 2).
7.3. Максимальное вырывное усилие, развиваемоетидрютыпнл-рамн поворота ковша.
Для предотвращения перемещения рычажной системы ковш должен опираться на деревянный брус, положенный под шарнир ковша, причем, нижняя поверхность ’ режущей кромки должна располагаться параллельно GRP на высоте 20 мм мад нею.
Канат для создания нагрузки закрепляют на расстоянии ЮР мм сзади кромки ковша к располагают строго вертикально (см. черт. 3).
7.4. Подъемное усилие при подъеме оборудования на полную высоту.
Подъемное усилие при подъеме оборудования на полную высоту измеряют путем загрузки ковша грузами таким образом, чтобы центр тяжести груза находился на одной вертикали с геометрическим центром тяжести номинального объема ковша Нагрузку увеличивают до тех пор, пока гидроцнлнндры стрелы еще смогут поднимать груз на полную высоту. Регистрируют поднятый груз и лимитирующий фактор: ограничение по .возможностях! гидросистемы, опрокидыванию или возможностям двигателя (см. черт. 4).
Допускается нспользойанне альтернативного метода путей приложения реактивного усилия, эквивалентного этой нагрузке, с применением каната я динамометра. Линию действия усилия допускается перемещать в более удобную дочку (например, пялец шарнира крепления ковша)*, с последующим пересчетом на 'эквивалентную нагрузку, проходящую через геометрический центр тя-
ГОСТ 28770—90 С. Т
Типовая схема испытаний по определению максимального подъемного усилия при подъеме - . оборудования на полную высоту
Р а з м е р ы, мм
j нек^Р тлжесгж груза. находедиЛея на ОАНоЛ зертякаля •: геометрическим Центром тяжести поминалwiiro Объеме «опии: ?~ гидроацлипхр (цилвилри) ■1«р»иыце11ня стрелы: .1-ие натянуты? страхоаотиые цепи хля предотвращения опрокиды-панин' машины: <—ПНР. поме шейный в каши. полностью зп-шрокииутый из уровне опорно» подерг нести
Черт. 4
жести номинального объема ковша. Измеряемая нагрузка должна создаваться действием гидросистемы машины, а не усилием тяги каната. Канат должен располагаться строго вертикально при любом положении ковша.
Примечание. Подъемное усилие при подъеме ковша па полную высоту представляет собой подъемное усилие, которое погрузчик может развить при всех положениях Marina по ГОСТ 26^35 и которое является одним из двух факторов определяющих кожинвльную грузоподъемность погрузчика.
8. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ОПРОКИДЫВАЮЩЕЙ НАГРУЗКИ
8.1. На максимальном вылете
Опрокидывающую нагрузку измеряют на максимальном вылете, т. е. перед ее измерением устанавливают шарниры стрелы и ковша ив одина-каиой высоте над уровнем опорной поверхности Сем черт. 5).
В ковш помеацают грузы в соответствии с п. 7.4, увеличивая нагрузку до того момента, когда будет достигнута опрокидывающая нагрузка. При этом испытании гидросистема машины не должна приводиться в действие, т. е. нагрузчик не должен поднимать груз. Допускается применение альтернативного метода пу-
«. 8 ГОСТ 28770—90
тем приложения усилия при помощи каната, соелиняющего ковш с динамометром или гидроннлиндром., с измерительном преобразователем, причем, канат должен быть расположен строго- эертн* кально и линия действия усилия тяги каната должна проходить через геометрический центр тяжести номинального объема ковша.
Тмяоаая схем* испытаний по определению максимальном enjxmiuuiMioiaeA нырулхи на каюсмшлшои вылете
7-ц»ир тажметк гру>а, нахохякмЯся на одноЛ ьтс тикали с геометрическим центром тяжести помк ■тельного объема ковш л; е-шярижр стрел»: х—ин»-тянуты* страховочны» scan для apatlOTapacKeieiir лпрокидимлин «Яшины; <—шврмир ковша; 3—шарнир гермы к шеря пр ковша, находящиеся ий отп каковой высоте над уровнем опорной попортим ты
Черт. 5
Для шарнирно-сочлененных погрузчиков испытания проводят при центральном положении рулевого управления (нулевой угол Складывания полурам), а также при полностью сложенных лолу-рамэх.
Примечание Опрокидывающая нагрузка на максимальном вылете является вторым из двух факторов. определяющих номинальную грт.кякыьем-кость во ГОСТ 26635.
8.2. На определенной высоте
Опрокидывающую нагрузку измеряют при расположении шарнира ковша на высоте, установленной изготовителем. Ковш уста-навливают на заданной высоте до того, как прикладывают нагрузку Метод измерения — по п. 8.1.
ГОСТ 28770-М С. •
9. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ
9.1. Общие введения о машине
В протокол должны быть, включены снедения по пи. 9.1.1 — 9.1.3.
9.1.1. Машина:
а) тип;
б» модель;
в) изготовитель;
г) масса машины при испытаниях по ГОСТ 27922;
л) регулировка рабочего давления или давления удерживания в контурах гидросистемы, кПа.
9.1.2 Тип хододого устройства гусеничной или колесной машины но ГОСТ 28633:
а) гусеничная машина:
I) тип башмака гусеницы;
2) .максимальная ширина (ио гусеницам) иц, м;
3) колея гусеничного хода цм, м;
•1} ширина башмака гусеницы ач, м;
5) база гусеничного хода (расстояние между вертикальными осевыми линиями передних и задних направляющих или ведущих колес) to, м;
б) колесная машина:
I) колея юя, м (указывается передняя и задняя холей, если они отличаются друг от друга);
2) колесная база Lit м;
3) размер шин;
4) давление в шинах. кПа;
5) балласт, если предусмотрен, кг;
б) сны складывания полурам (в соответствующих случаях) А1.
9.1.3. Ковш:
а) тип;
б) номинальная вместимость по ГОСТ 17257;
в) масса, кг.
9 2 Результаты испытаний
Усилия на рабочем органе и опрокидывающие нагрузки должны быть внесены з таблицу.
Результаты испытаний
Проверяемый пяр»метр | Усилие. М | Лимитирующий Фьятор |
Максимальное зырывнос усилие, развиваемое: пироцилимдрзия перемещения стрелы гядроцхлннлраии поворота ковша |
С. 10 ГОСТ 2877 0-90
Г/ радолхение-
Проаерачмы! параметр | Усилие. Н | Лимигар^мша* фал Гор |
По дъем кое усилие при подъеме из полную высоту Опрокидывающая нагрузка а) иа максимальном вылете; для гусеничного погрузчика; для колесного шарнирно-сочлененного погрузчика; для колесного погрузчика с передними или задними управляемыми колесами; для колесного погрузчика со всеми управляемыми колесами в положении угла поворога; б) на определенной высоте: грн высоте шарнира ковша, мм |
ГОСТ 28770-90 С. £1
ПРИЛОЖЕНИЕ Справочное
ССЫЛОЧНЫЕ' НОРМАТИВ НО-ТЕХНИЧЕСкИ Е ДбКУМС НТЫ
Раадед. пункт, и* погори* проклеив ссылда | Обсоаачеаве соответствующего стандарта | Обозначение отечественного нормативно-технического документа, Ka котормв дана ссылка |
Вводная часть Пп. 3 1.2, 9.1.3 Пп. ад рад*, S, п. 9.1.1 Пп. 7.4. 8 1 П 9 1.2 | ИСО 6165-87 ИСО 7131-84 ИСО 7545 -83 ' ИСО 6016—62 ИСО 5996-86 ИСО 67 4G/1—57 | ГОСТ 28764-90 ГОСТ 27721-88 ГОСТ 17257—37 ГОСТ 27922—88 ГОСТ 286 35-90 ГОСТ 28633—90 у. |
С. 12 ГОСТ 28770—$0
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 06.12.90 .Mb 3055
Настоящий стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта ИСО 8313—89 «Машины землеройные. Погрузчики. Методы измерения усилий на рабочих органах и опрокидывающих нагрузок» к полностью ему соответствует
Редактор В. С. Бабкина Технический редактор Г. Л. Теребинлима Корректор В. М. Смирнам
Сдино в мб. 17.12.90 По-до. * мч, 03.02.31 1.0 уса. л. л. 1,#усд кр-иг. О.йуч. мд л.
Тир. <С<0 ЦеяаЖн.
Орхеиз »31и>.По«т1» Юдатслжтао стандартов. 123557. Москва. ГСП, Нооопресиеиы и* пер.. Э Тип. «Мск»ом»иЛ печыникх Москва. Ля-леи Исл., в. Зак. 2<67