ГОСТ EN 12895-2012
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Совместимость технических средств электромагнитная
Машины напольного транспорта
Electromagnetic compatibility of technical equipment. Industrial trucks
МКС 33.100.01; 53.060
Дата введения 2014-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС)"
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 54-П от 03 декабря 2012 г.)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Армгосстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС N 8-2023).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06 сентября 2013 г. N 896-ст межгосударственный стандарт ГОСТ EN 12895-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.07.2014 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту EN 12895:2000* Industrial trucks. Electromagnetic compatibility (EN 12895:2000 Машины напольного транспорта. Электромагнитная совместимость).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
В стандарт внесено редакционное изменение: наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования европейского стандарта в связи с особенностями построения межгосударственной системы стандартизации и для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).
Европейский стандарт разработан техническим комитетом CENELEC/TC 150 "Машины напольного транспорта. Безопасность"
Перевод с английского языка (en).
Сведения о соответствии межгосударственного стандарта ссылочному европейскому стандарту, приведены в дополнительном приложении ДА.
Степень соответствия - идентичная (IDT)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2023 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
По мере увеличения использования электронных устройств в областях, где применяются машины напольного транспорта, возникает потребность в обеспечении их устойчивостью к внешним электромагнитным полям. Поскольку все больше машин напольного транспорта оснащено электрическими и электронными устройствами, то возникает необходимость в обеспечении гарантии того, что помехоэмиссия машин находится в приемлемых пределах.
Высокочастотные электрические помехи появляются во время нормального функционирования многих частей машин напольного транспорта и систем. Они генерируются в широком частотном диапазоне с различными электрическими характеристиками.
Электростатические разряды возникают на машинах напольного транспорта.
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний и критерии приемки машин напольного транспорта с учетом конкретных характеристик и эксплуатационных параметров таких машин. В этой связи в методы испытаний были внесены изменения с учетом конструкции машин.
Стандарт не предназначен для использования в рамках Директивы ЕС, касающейся машиностроения.
Описаны два подхода к достижению соответствия:
- испытания полностью укомплектованных машин;
- испытания электрических/электронных систем, адекватных применяемым в машине.
В некоторых случаях может оказаться, что машины будут использоваться в среде, где уровень электромагнитных помех может превышать нормы, установленные настоящим стандартом. В таких ситуациях необходимо применять нормы и/или частоты, превышающие указанные параметры испытаний. Кроме того, многие объекты не являются однородными по классам электромагнитных излучений. Например, больницы и аэропорты имеют различные уровни классификации. Для объектов, не подпадающих под стандартную классификацию, могут быть применены специальные правила.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на машины напольного транспорта по ISO 5053 независимо от типа источника питания, на погрузчики с выдвижным грузоподъемником (далее - машины) и их электрические/электронные системы, предназначенные для применения в жилых, коммерческих и промышленных зонах (см. EN 50081-1:1992 и EN 61000-6-2:1999).
Стандарт устанавливает:
- требования и нормы помехоэмиссии и помехоустойчивости;
- методы и критерии оценки машин и их электрических/электронных систем.
Настоящий стандарт не распространяется на:
- машины, предназначенные для применения вне электромагнитного окружения, указанного выше;
- машины, предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования с максимальной скоростью более 25 км/ч;
- дистанционно управляемые машины и их системы;
- взаимодействующие системы машин;
- помехи от бортового радиооборудования;
- оборудование, подключенное к источнику переменного тока, который используется только, когда машина не работает (например бортовое зарядное устройство).
2 Нормативные ссылки
Настоящий стандарт содержит датированные и недатированные ссылки на стандарты*, положения других документов. Нормативные ссылки, перечисленные ниже, приведены в соответствующих местах в тексте. Для датированных ссылок последующие их изменения или пересмотр применяют в настоящем стандарте только при внесении в него изменений или пересмотре. Для недатированных ссылок применяют их последние издания.
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .
Если международный стандарт модифицирован CENELEC и обозначен (mod), то применяют соответствующий европейский стандарт.
EN 61000-6-3:2007* Electromagnetic compatibility (EMC) - Part 6-3: Generic standards - Emission standard for residential, commercial and light-industrial environments [Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 6-3. Общие стандарты. Стандарт на помехоэмиссию для жилых, коммерческих зон и зон легкой промышленности]
_______________
* Действует взамен EN 50081-1:1992.
EN 61000-6-2:1999 Electromagnetic compatibility (EMC) - Part 6-2: Genetic standards - Immunity for industrial environments (IEC 61000-6-2:1999) [Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 6-2. Общие стандарты. Устойчивость к электромагнитным помехам в промышленных зонах]
EN 55022:2010 Information technology equipment - Radio disturbance characteristics - Limits and methods of measurement (CISPR 22:2008, mod) (Оборудование информационных технологий. Характеристики радиопомех. Нормы и методы измерений)
EN 61000-4-2:2009 Electromagnetic compatibility (EMC) - Part 4-2: Testing and measurement techniques - Electrostatic discharge immunity test (IEC 61000-4-2:2008) [Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 4-2. Методы испытаний и измерений. Испытания на устойчивость к электростатическому разряду]
EN 61000-4-3:2006/A1:2007+A2:2010 Electromagnetic compatibility (EMC) - Part 4-3: Testing and measurement techniques - Radiated, radio-frequency, electromagnetic field immunity test (IEC 61000-4-3:2010) [Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 4-3. Методы испытаний и измерений. Испытание на устойчивость к излучаемому радиочастотному электромагнитному полю]
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 испытуемый образец (test sample): Машина и/или электрическая/электронная система для проведения испытаний типа в соответствии с настоящим стандартом. Этот образец может быть представителем аналогичных конструктивных исполнений машин и/или систем с такими же элементами конструкции, в том числе:
- машина;
- электрическая/электронная система управления;
- электрические механизмы (моторы, генераторы);
- установка систем, но с максимальной длиной кабелей и жгутов.
3.2 электрическая/электронная система (electrical/electronic system): Электрический/электронный компонент (компоненты) или набор компонентов со всеми полагающимися соединителями, разъемами и проводами, которые выполняют одну или несколько специализированных функций и работают самостоятельно (далее - система).
4 Требования
4.1 Помехоэмиссия
Для машин/систем установлены следующие предельные значения напряженности электрического поля на расстоянии 10 м и при высоте расположения антенны 3 м (рисунок 1):
- от 30 до 75 МГц - 34 дБ (мкВ/м);
- от 75 до 400 МГц - от 34 до 45 дБ (мкВ/м) увеличение с ростом частоты;
- от 400 до 1000 МГц - 45 дБ (мкВ/м)
1 - напряженность электрического поля, дБ (мкВ/м); 2 - частота, МГц
Рисунок 1 - Предельные значения помехоэмиссии
При проведении испытаний на расстоянии, отличающемся от 10 м, должны использоваться эквивалентные высота расположения антенны и нормы помехоэмиссии.
Для машин, которые могут быть подсоединены к электрической сети переменного тока, дополнительно к приведенным выше нормам применяются нормы, указанные в таблице 1 EN 50081-1:1992.
Метод измерения должен быть "квазипиковый".
Примечание - Если напряженность поля на расстоянии 10 м не может быть измерена из-за высокого уровня внешних шумов или других причин, то измерение для испытуемого оборудования может проводиться на меньшем расстоянии, например 3 м. Для приведения полученных замеров к указанным в стандарте условиям и оценки соответствия нормам, рекомендуется использовать коэффициент обратной пропорциональности - 20 дБ на каждую декаду.
Необходимо соблюдать осторожность при измерении помехоэмиссии крупногабаритного оборудования на расстоянии 3 м при частотах, близких к 30 МГц, из-за воздействия электрического поля.
4.2 Помехоустойчивость
Для машин/систем установлены следующие предельные значения:
Таблица 1 - Помехоустойчивость. Физическая граница корпуса
Вид помехи | Параметры испытаний | Единицы измерения | Основной стандарт | |
1.1 | Частота | 27-1000* | МГц | EN 61000-4-3 |
| Напряженность электромагнитного поля (немодулированное, среднеквадратическое значение) | 10 | В/м | |
Амплитудная модуляция на 1 кГц | 80 | % | ||
Частота | 900±5 | МГц | EN 61000-4-3 | |
1.2 | Напряженность электромагнитного поля (немодулированное, среднеквадратическое значение) | 10 | В/м | |
Импульсная модуляция на цикл | 50 | % | ||
Частота повторения импульсов | 200 | ГЦ | ||
1.3 | Электростатические разряды | 4 (Контактный разряд) | кВ (напряжение разряда) | EN 61000-4-2 |
8 (Воздушный разряд) | ||||
* Частотный диапазон расширен, чтобы учесть низкую частоту в соединительных проводах |
Для машин/систем, которые могут быть подсоединены к электрической сети переменного тока, дополнительно к приведенным выше нормам применяют нормы, указанные в таблице 5 EN 61000-6-2:1999.
Примечание - На практике в диапазоне частот от 27 до 80 МГц могут быть трудности при создании однородного поля во всем пространстве, окружающем машину/систему. Несмотря на это, необходимо обеспечить, чтобы все критические узлы (машины/системы) подвергались по меньшей мере воздействию поля с напряженностью 10 В/м.
5 Испытания
5.1 Общие требования
Соответствие предельным значениям должно быть подтверждено. Ниже представлены упрощенные испытания без нагрузки, поскольку для всех возможных рабочих режимов проводить испытания нецелесообразно и нереально из экономических и технических соображений.
Испытания должны быть проведены в соответствии с 5.2-5.4.
Для обеспечения соответствия должен быть применен один из следующих подходов:
- испытание полностью укомплектованной машины, испытание должно проводиться на одном образце (испытание типа);
- испытание системы, система может быть испытана отдельно от машины, при этом необходимо, чтобы при монтаже системы на машину использовались одинаковые компоненты и провода, то есть физически и электрически подобные испытуемым.
Испытуемый образец/система должен находиться в рабочем состоянии. Для испытаний, возможно, потребуется изменить обычные рабочие условия. Если испытуемый образец/система предназначены для работы с различными номинальными напряжениями, то испытания должны быть проведены в наиболее неблагоприятных условиях эксплуатации.
Испытуемый образец/система должны быть из числа серийно изготавливаемой продукции.
Готовые системы, такие как двигатель внутреннего сгорания с электрооборудованием, могут использоваться без проведения дополнительных испытаний, если они сертифицированы в соответствии с нормами настоящего стандарта. Если способ установки системы на машину значительно отличается от инструкции по монтажу изготовителя системы, то машина/испытуемый образец подлежит испытанию.
Результаты испытаний, методы испытаний и режим работы во время испытания должны быть точно описаны в протоколе испытаний.
5.2 Испытание на помехоэмиссию
Испытание всех функций и узлов испытуемого образца/системы должно быть проведено в соответствии с 5.2.3-5.2.6. Системы могут испытываться отдельно или в любой комбинации.
Нормы помехоэмиссии должны соответствовать 4.1.
5.2.1 Испытательное и измерительное оборудование
Испытательное и измерительное оборудование должно соответствовать EN 55022 (за исключением позиционирования антенны).
5.2.2 Методика испытаний
a) Антенна должна находиться на расстоянии 10 м от машины и иметь высоту расположения 3 м. При ином расстоянии высота расположения антенны выбирается так, как указано в 4.1. Антенна должна устанавливаться на линии, проведенной под прямым углом к середине боковой стороны испытуемого образца без учета габаритов грузоподъемника (см. рисунок 2).
Измерение должно быть проведено с обеих сторон машины/системы при вертикальной и горизонтальной поляризации антенны.
b) После завершения этапа а) по его результатам определяют частоты пяти самых высоких пиков излучения относительно допустимых пределов, то есть самых близких к графику допустимых пределов помехоэмиссии в зависимости от частоты. Затем, изменяя высоту антенны в пределах от 2 до 4 м, повторяют испытание на этих пяти частотах, чтобы гарантировать, что нормы, приведенные на графике, не превышены.
Рисунок 2 - Испытание на помехоэмиссию
Пример размещения антенны относительно машины. На виде спереди антенна показана в вертикальном положении, на виде сверху- в горизонтальном положении.
5.2.3 Испытание шасси
Машина должна быть поднята домкратом (ведущие колеса вращаются свободно), чтобы испытать шасси.
Если шасси снабжены спидометром, то их следует вывести в режим, задающий электродвигателю частоту вращения 60-80% от максимальной рабочей частоты вращения. Если это невозможно, частота вращения электродвигателя должна соответствовать максимальной эксплуатационной частоте вращения.
На машинах с ДВС двигатель внутреннего сгорания с искровой системой зажигания должен работать при частоте вращения 1500 мин
5.2.4 Испытание системы управления грузом с электроприводом
Если система управления грузом имеет электронное импульсное управление, то она должна быть выведена в режим, задающий электродвигателю частоту вращения 60-80% от максимальной рабочей частоты вращения. Если это невозможно, частота вращения электродвигателя должна быть равна максимальной рабочей частоте вращения.
Если в системе управления грузом используются электрические/электронные компоненты, т.е. электромагнитные клапаны или пропорциональные клапаны, испытание должно проводиться с включенными компонентами.
5.2.5 Испытание системы рулевого управления с электроприводом
Испытание должно проводиться при постоянном вращении двигателя рулевого привода. Если рулевая система имеет электронное импульсное управление, испытание должно проводиться в импульсном режиме. Если это невозможно, то частота вращения двигателя должна быть максимальной.
Примечание - При необходимости обеспечения вышеуказанных условий электродвигатель рулевого привода может быть отключен.
5.2.6 Испытание вспомогательного электрического оборудования
В течение испытания вспомогательные компоненты, такие как преобразователи напряжения, вентиляторы, приводы стеклоочистителя, должны быть включены. Электрические/электронные вспомогательные устройства, которые работают только в течение коротких периодов (несколько секунд), например устройство звукового сигнала, приводы омывателей лобового стекла и т.п., испытанию не подлежат.
5.3 Испытание на помехоустойчивость
Испытание на помехоустойчивость проводится для определения воздействия электромагнитного излучения на отклонения в работе машины от установленных эксплуатационных характеристик. Функции деталей могут быть проверены отдельно или в любой комбинации.
Если рабочие и/или стояночные тормоза управляются электрически/электронно, то они должны сохранять свои функции в течение испытания.
Любые помехи, возникающие в течение испытания, не должны:
a) влиять на безопасность управления машиной;
b) влиять на работу систем безопасности машины или системы;
c) создавать любой некорректный сигнал, который может стать причиной совершения оператором опасных действий.
Испытание является успешным, когда выполняются требования 5.3.3-5.3.7.
Испытание должно проводиться при предельных значениях электромагнитного поля в соответствии с 4.2.
5.3.1 Испытательное и измерительное оборудование
Испытательное и измерительное оборудование должно соответствовать EN 61000-4-3.
5.3.2 Основная методика испытаний
Антенна должна размещаться на расстоянии не менее 3 м от машины/системы на линии, проведенной под прямым углом к середине боковой стороны испытуемого образца (рисунок 3) без учета габаритов грузоподъемника. Расстояние может быть уменьшено при условии однородного поля, как указано в таблице 1 (1.1 и 1.2). Могут быть использованы другие методы испытаний, как указано в EN 61000-4-3.
Измерение должно проводиться по обе стороны от машины/системы с вертикальной и горизонтальной поляризацией антенны.
Рисунок 3 - Испытание на помехоустойчивость
Пример расположения антенны относительно машины. На виде спереди антенна показана в вертикальном положении, на виде сверху - в горизонтальном положении.
5.3.3 Испытание шасси при нулевой скорости
Машина должна быть поднята домкратом (ведущие колеса вращаются свободно), чтобы испытать шасси.
Для машин с электроприводом шасси должны быть готовы к работе, но при этом орган управления скоростью отключен. Для машин с двигателем внутреннего сгорания рычаг переключения передач должен быть в нейтральном положении.
В течение испытания частота вращения ведущих колес не должна превышать значение, соответствующее скорости машины 0,05 м/с. Для погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания и некоторыми типами шасси невозможно провести испытания в поднятом домкратом состоянии из-за гидромеханических потерь в шасси. В этом случае испытание выполняют когда колеса находятся на земле, а машина закреплена с целью предотвращения ее движения. Если используется этот метод, то машина не должна перемещаться в течение всего испытания.
5.3.4 Испытание шасси при малой частоте вращения
Машина должна быть поднята домкратом (колеса вращаются свободно), чтобы испытать шасси.
Ведущие колеса должны вращаться с частотой 20-40% от максимальной рабочей частоты вращения, а в случае машин, скорость движения которых ограничена из соображений безопасности, со скоростью, соответствующей этому предельному значению, если оно ниже 40% максимальной скорости движения. Заданные параметры управления не должны меняться более чем на 20% от исходных значений.
5.3.5 Испытание системы управления грузоподъемником
Помехоустойчивость системы управления грузоподъемником должна быть испытана:
- если гидравлические клапаны управляются электрическим/электронным устройством;
- если усилитель системы рулевого управления задействован от того же электродвигателя, что и привод грузоподъемника.
Испытание должно быть проведено без нагрузки. Частота вращения электродвигателя должна быть установлена 10-30% от его максимальной рабочей частоты вращения.
Заданные параметры управления не должны изменяться более чем на 20% от исходных значений. При этом не должно быть непреднамеренного движения грузоподъемника.
5.3.6 Испытание системы рулевого управления с электроприводом
Двигатель рулевого привода машины должен:
a) быть связан с включенной системой управления, причем устройство рулевого управления не должно функционировать;
b) иметь частоту вращения ротора 20-40% от его максимальной рабочей частоты вращения.
В течение испытания согласно перечислению а) колеса не должны поворачиваться более чем на 0,5 °/с, а при испытаниях согласно перечислению b) заданные параметры не должны изменяться более чем на 20% от исходных значений.
Если система усилителя рулевого управления является частью электронной автоматической системы управления, испытание должно быть выполнено с моделированием системы и с подачей электропитания. Машина должна блокироваться аппаратурой системы управления, установленной на номинальное значение, с неподвижным ротором двигателя рулевого управления. Если установлен механический ограничитель рулевого управления, он должен быть задействован на протяжении всего испытания.
Ротор двигателя рулевого управления не должен вращаться в течение испытаний, небольшое вращение допускается там, где система корректирует вынужденные ошибки. Система должна сохранять режим управления и не должна возвращаться к ручному режиму.
5.3.7 Испытание вспомогательного электрического оборудования
В процессе испытания система должна быть присоединена к источнику питания. В течение испытания не должно происходить никакого изменения, способного привести к возникновению опасности.
5.4 Испытание на устойчивость к электростатическим разрядам
Испытания на устойчивость к электростатическим разрядам должны быть проведены в соответствии с EN 61000-4-2.
Машина должна быть поднята домкратом (колеса вращаются свободно), если есть риск возникновения опасности для людей и оборудования в течение испытания.
Все системы должны быть присоединены к источнику питания. Испытание должно проводиться с машиной/системой, подготовленной к функционированию, но при этом орган управления скоростью отключен. Для машин с двигателем внутреннего сгорания переключатель передач должен быть в нейтральном положении. Система управления грузом не функционирует, система рулевого управления не используется.
Испытательное оборудование на электростатический разряд должно быть соединено с рамой машины. Выбранные точки должны быть отмечены (зарегистрированы). Допустимо временное ухудшение или потеря функционирования, которые являются самовосстанавливаемыми.
6 Информация для потребителя
Руководство по эксплуатации должно содержать конкретную информацию по электромагнитной совместимости:
- о допустимых условиях окружающей среды, как определено областью применения настоящего стандарта;
- о том, что модификации и/или дополнения к электрическим/электронным компонентам и системам машины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Приложение ZA
(справочное)
Взаимосвязь европейского стандарта с Директивами ЕС
Европейский стандарт разработан Европейским комитетом по стандартизации (CEN) по поручению Комиссии Европейского Сообщества и Европейской Ассоциации свободной торговли (EFTA) и способствует выполнению существенных требований Директивы 2004/108 ЕС*, касающейся электромагнитной совместимости.
ВНИМАНИЕ! На изделия, которые входят в область применения европейского стандарта, могут распространяться требования других Директив ЕС.
_______________
* Действует взамен 89/336 ЕС
Соответствие требованиям европейского стандарта является средством выполнения существенных требований Директивы ЕС, касающихся и взаимосвязанных с правилами EFTA.
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным европейским стандартам
Таблица ДА.1 - Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным региональным стандартам, которые являются модифицированными по отношению к международным стандартам
Обозначение и наименование ссылочного регионального стандарта | Обозначение и наименование международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование межгосударственного стандарта |
EN 61000-6-3:2007 | IEC 61000-6-3:2006 | MOD | ГОСТ 30804.6.3-2013 |
EN 61000-6-2:1999 | IEC 61000-6-2:2005 | MOD | ГОСТ 30804.6.2-2013 |
EN 61000-4-2:2009 | IEC 61000-4-2:2008 | MOD | ГОСТ 30804.4.2-2013 |
EN 61000-4-3:2006/А1:2008 + А2:2010 Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 4-3. Методы испытаний и измерений. Испытания на устойчивость к излучаемому радиочастотному электромагнитному полю | IEC 61000-4-3:2006 | MOD | ГОСТ 30804.4.3-2013 |
Библиография
ISO 5053 | Powered industrial trucks - Terminology |
(Машины напольного транспорта. Терминология) |
__________________________________________________________________________
УДК 621.396/.397.001.4 МКС 33.100.01; 53.060 IDT
Ключевые слова: машины напольного транспорта, помехоэмиссия, помехоустойчивость, электромагнитная совместимость
__________________________________________________________________________
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена