allgosts.ru01.120 Стандартизация. Общие правила01 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ

ГОСТ Р 57325-2016 Менеджмент знаний. Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий

Обозначение:
ГОСТ Р 57325-2016
Наименование:
Менеджмент знаний. Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий
Статус:
Действует
Дата введения:
06.01.2017
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
01.120

Текст ГОСТ Р 57325-2016 Менеджмент знаний. Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий


ГОСТ Р 57325-2016/
ISO/IEC Guide 17:2016



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ


Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий


Knowledge management. Guide for writing standards taking into account the needs of micro, small and medium-sized enterprises

ОКС 01.120

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский языканглоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2016 г. N 1954-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/IEC Guide 17:2016* "Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий" (ISO/IEC Guide 17:2016 "Guide for writing standards taking into account the needs of micro, small and medium-sized enterprises", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Очень важно, чтобы в процессе разработки как национальных, так и международных стандартов максимально учитывались потребности микро-, малых и средних предприятий (далее - ММСП), и чтобы стандарты, нацеленные на крупномасштабное или массовое производство, не являлись слишком затратными или сложными для внедрения в рамках ММСП.

Микро-, малые и средние предприятия извлекают из стандартов выгоду, однако их позиции на рынке могут быть значительно ослаблены из-за зависимости от более крупных конкурентов, поставщиков или заказчиков, либо в связи с вынужденной адаптацией к существующему положению на рынке.

Микро-, малые и средние предприятия присутствуют в большинстве секторов экономики. Как и другим пользователям стандартов, ММСП выгодна техническая экспертиза стандартов, в разработке которых они могут и не участвовать. Тем не менее, малые размеры предприятий иногда являются более предпочтительными и позволяют извлечь пользу, поскольку они могут быстрее адаптироваться, иметь более гибкую структуру и меньшие накладные расходы.

Более того, если в стандартах (в т.ч. на системы менеджмента) будут закладываться требования к ММСП и учитываться их потребности, то все участники процесса стандартизации получат существенную выгоду.

Целью настоящего стандарта является повышение осведомленности по тем проблемам, которые могут быть важными для ММСП. С учетом их потребностей область применения стандартов может быть существенно расширена, а сами предприятия смогут их применять с большей пользой для себя.

Настоящий стандарт содержит рекомендации для разработчиков стандартов (в т.ч. на системы менеджмента) по учету потребностей ММСП, акцентируя внимание на проблемах, которые необходимо рассматривать в процессе разработки стандартов ИСО и МЭК.

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации для разработчиков стандартов (в т.ч. на системы менеджмента) по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий (ММСП), чтобы избежать их ухода с рынка и нарушения добросовестной конкуренции.

Настоящий стандарт может применяться всеми заинтересованными сторонами, участвующими в стандартизации, т.е. разработчиками стандартов в рабочих группах, технических комитетах, проектных комитетах или подкомитетах, а также членами аналогичных национальных комитетов. Совсем необязательно, чтобы все принципы, изложенные в настоящем стандарте, применялись ко всем разрабатываемым стандартам. Более того, многие специфичные отраслевые вопросы могут и не быть охвачены. Перечисленные выше сообщества стандартизаторов являются наилучшими площадками для возможности оценки того, как отразить конкретные пожелания и потребности ММСП в стандартах.

Настоящий стандарт содержит:

a) описание особенностей, которые необходимо учитывать в процессе разработки стандартов, наилучшим образом адаптированные к потребностям ММСП;

b) методики идентификации и оценки положений стандартов, которые могут иметь особое значение для ММСП;

c) описание механизмов снижения негативного воздействия на ММСП, возникающего из-за неправильно трактуемых положений стандартов;

d) руководящие указания по разработке стандартов (в т.ч. на системы менеджмента), учитывающие потребности ММСП;

e) контрольный перечень вопросов для оценки деятельности предприятия;

f) информацию в части воздействия положений новых стандартов (в т.ч. на системы менеджмента) на микропредприятия.

Примечание - В настоящем стандарте термин "стандарт" включает в себя всю информационную продукцию и услуги, предоставляемые ИСО/МЭК.

2 Нормативные ссылки

Нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 микро-, малое и среднее предприятие; ММСП (micro, small and medium-sized enterprise; SME): Микро-, малые и средние предприятия в том виде, как они определены уполномоченным органом в пределах страны или региона, а также частные предприниматели.

Примечание - В настоящее время не существует универсального определения того, что можно считать ММСП. Приложение А содержит примеры определений из различных источников.

3.2 разработчик стандартов (standards writer): Лицо (лица), группа или организация, ответственные за разработку стандарта.

4 Общие положения

Разработчики стандартов должны гарантировать, что стандарты понятны тем, для кого они в первую очередь предназначены с целью их адекватного применения. Контекст, в рамках которого пользователи стандартов применяют их в рамках своей организации, может различаться в зависимости от характера использования, отраслевой принадлежности или типа стандарта. Поэтому при разработке стандартов следует уделять внимание соответствующей терминологии и языку, которые понятны всем квалифицированным специалистам.

Микро-, малые и средние предприятия могут иметь схожие, а иногда и очень различные бизнес-модели из других потенциальных целевых групп стандартов. Учитывая тот факт, что ММСП присутствуют почти во всех секторах экономики, особое внимание уделяется учету их интересов и, в особенности, микропредприятиям, как потенциальным пользователям стандартов. Например, необходимо отметить, что консультанты, органы по сертификации, а также испытательные и исследовательские лаборатории могут испытывать различную степень заинтересованности, ожиданий или требований к предприятиям, занятым производством или распределением конкретных продуктов или услуг. Поэтому интересы каждого из этих участников требуют внимательного рассмотрения.

5 Проблемы, которые необходимо учитывать в процессе разработки стандартов

5.1 Общие положения

В 5.2-5.6 представлены аспекты стандартизации, которые особенно важны для ММСП. Они не являются исчерпывающими и могут быть дополнены более общими или конкретными принципами, относящимися к потребностям пользователей стандартов, как это изложено в других документах (например, в IFAN Guide 3).

Поскольку для ММСП (в особенности, для микропредприятий) может оказаться сложным вносить свой вклад непосредственно в процесс разработки стандартов, то в приоритетном порядке должны быть организованы консультации относительно потребностей и/или интересов ММСП посредством участия в ассоциациях и/или отраслевых подразделениях.

5.2 Подготовка нового рабочего документа

5.2.1 Актуальность разработки нового документа для рынка

Проверка актуальности и значимости стандарта для ММСП.

Перед внесением предложения о проекте нового рабочего документа инициатор предложения должен оценить потребность в разработке стандарта. При этом необходимо своевременно проконсультироваться со всеми заинтересованными сторонами с тем, чтобы оценить их потребности или заинтересованность в предлагаемом стандарте.

Для внесения предложений о новом рабочем документе необходимо однозначно идентифицировать потребности рынка, одновременно учитывая их важность и последствия для ММСП (для ИСО см. формы 1 и 4; для МЭК см. формы NTC и NP). Также необходимо дать ссылку на Директивы ИСО/МЭК, часть 1, приложение С "Обоснование предложений по разработке стандартов". Для стандартов очень важно быть востребованными и актуальными для рынка, отражать потребности всех заинтересованных сторон, включая ММСП и приносить выгоду по возможности большинству предприятий, на которые будет распространяться предлагаемый к разработке документ.

5.2.2 Заинтересованные стороны

Проверка наличия специальных требований для ММСП.

При подготовке нового рабочего документа необходимо приложить максимальные усилия, чтобы идентифицировать все заинтересованные стороны, провести консультации, дать возможность ММСП или их представителям принять участие в работах по стандартизации.

Потребности всех целевых групп, включая ММСП, на которые будет оказывать влияние утвержденный стандарт, должны быть учтены в процессе его разработки и публичного обсуждения.

5.3 Проблемы, которые необходимо учитывать при разработке стандартов

5.3.1 Обеспечение рентабельности применения стандартов для микро-, малых и средних предприятий

Учет стоимости инвестиций и затрат на обучение, необходимых для внедрения стандарта.

Затраты на внедрение стандарта должны быть проанализированы и учтены перед тем, как в стандарте будут определены соответствующие положения или требования. С учетом того факта, что ММСП имеют незначительное количество сотрудников, особое внимание следует уделить:

- последствиям внесения изменений в технологию;

- стоимости приобретения нового оборудования;

- стоимости обучения;

- стоимости проведения испытаний;

- стоимости подготовки отчетности;

- стоимости привлечения сторонних консультантов/экспертов;

- стоимости обеспечения соответствия тем техническим регламентам, которые имеют отношение к новому стандарту;

- конкретным областям компетенции ММСП.

Разработчики стандартов должны всегда учитывать могут ли быть выполнены требования стандартов без наложения непропорциональных и/или ненужных ограничений на ММСП. Стандарт не должен препятствовать как внедрению инноваций, так и продвижению новых продуктов, услуг или процессов.

Помимо этого особое внимание необходимо обратить на процессы, требующие меньшего объема производства или деятельности. Стандарты не должны противодействовать гибкости и универсальности, которыми часто характеризуются бизнес-модели ММСП.

5.3.2 Наличие необходимых компонентов

Проверка наличия необходимых компонентов.

Стандарты должны отражать самые последние достижения. Однако для рынка необходимо предусматривать все необходимые компоненты, чтобы соответствовать существующим требованиям, а именно, связанным с технологией, продукцией, испытательным оборудованием, испытательными лабораториями, правами на интеллектуальную собственность и т.д. Поэтому ситуацию, связанную со снабжением, необходимо постоянно отслеживать во время процесса пересмотра стандарта или разработки нового стандарта. Это поможет утвержденному стандарту закрепиться и занять определенную нишу на национальном рынке, что особенно важно для ММСП.

5.4 Разработка содержания стандартов

5.4.1 Применение подхода на основе показателей деятельности

Повышение уровня понимания и использования стандарта путем добавления в него примеров и пояснений.

В соответствии с Директивами ИСО/МЭК, часть 2 (раздел 4.2) "требования, по возможности, должны быть выражены в терминах показателей деятельности/технических характеристик, а не в терминах проектных или описательных характеристик. Такой подход дает максимум свободы для технического развития. В стандарт должны быть преимущественно включены те технические характеристики, которые общепризнаны и используются во всем мире. Но в случае необходимости, в частности из-за различий в законодательстве, уровнях экономического развития, социальных условий, структуры торговли, а также из-за климатических особенностей и особенностей окружающей среды, могут быть указаны возможные варианты".

Подход на основе технических характеристик обеспечивает предприятиям гибкость и пространство для инновационной деятельности. Стандарты должны также обеспечивать возможности для появления основных ноу-хау. Однако подход к показателям деятельности иногда должен сопровождаться примерами и пояснениями, чтобы его могли легко понимать и внедрять ММСП.

Это может быть обеспечено за счет включения в стандарты текстов, иллюстраций, графиков или таблиц, в которых делается акцент на простые методы реализации.

Такая информация поможет упростить и увеличить масштабы использования стандартов ММСП, которые могут столкнуться со сложностями при переносе строгих требований к показателям деятельности в практическую плоскость.

5.4.2 Требования к разделу "Введение"

Включение в раздел "Введение" вспомогательной информации.

Представленная ниже информация должна быть включена в раздел "Введение":

a) каждый стандарт должен содержать объяснение причин его создания и/или мотивацию для всех изменений и пересмотров;

b) следует указать тип бизнеса и/или деятельности, охватываемых стандартом;

c) если стандарт можно применять для широкого спектра продуктов или услуг, это по возможности должно быть указано в его разделе "Область применения".

Микро-, малые и средние предприятия часто не знают, какие стандарты можно применять в их бизнесе, поэтому в документе должны быть детализированы целевые группы, особенно, если они относятся к ММСП.

5.4.3 Требования к разделу "Область применения"

Указание в пределах области применения стандарта максимально полных и точных требований.

В первую очередь, разработчики стандартов должны проанализировать соответствующие рынки и проверить, какие еще категории продуктов могут быть охвачены областью применения разрабатываемого стандарта. Стандарт должен иметь четко определенную область применения и полностью охватывать все существующие в ее пределах проблемы/аспекты; и наоборот, не должен заграгивать проблемы вне области его применения.

Микро-, малые и средние предприятия зачастую специализируются в узком диапазоне продукции и услуг, поэтому область применения разрабатываемого стандарта должна четко идентифицировать, какие продукты и услуги подпадают под его действие.

5.4.4 Проведение испытаний

Отказ от высокозатратных и сложных испытаний, а также принятие во внимание частоты проведения испытаний.

Испытания, необходимые для подтверждения соответствия стандартам, часто являются существенной финансовой нагрузкой для ММСП. Она включает в себя стоимость измерительного оборудования, обучение персонала, а также время и ресурсы, необходимые для проведения испытаний. Микро-, малые и средние предприятия обычно не имеют массового производства, а их продукция может обладать специфическими характеристиками. Требования по обязательному выполнению большого количества испытаний существенно увеличивают себестоимость продукции.

При принятии решения, какие именно испытания должны быть включены, следует придерживаться наилучшей практики регулирования. Перед внесением требований, касающихся проведения испытаний следует учесть принцип пропорциональности, принимая во внимание такие факторы, как охватываемый тип продукции и услуг, характер возможных рисков и экономическое влияние сделанного выбора. В конечном счете сделанный выбор должен быть соразмерен с риском, одновременно минимизируя потенциальный негативный эффект для всех заинтересованных сторон, и особенно для ММСП.

Стандарты не должны содержать в себе положений о проведении испытаний, являющихся избыточными или дублирующими друг друга. Другими словами, если есть сомнения в адекватности и необходимости применения конкретного метода испытаний, его не следует добавлять к существующей системе испытаний в стандарте.

Разработчики стандартов должны отслеживать возможность проведения, а также сами организации, способные провести данные испытания, и по возможности избегать включения такого испытания, которое усиливает монопольное или господствующее положение на рынке испытаний.

5.4.5 Методы верификации

Определение простых и рентабельных способов проверки соответствия требованиям.

При любой возможности оценки для обеспечения гибкости при проверке соответствия требованиям, следует принимать во внимание альтернативные методы, включая расчеты и таблицы.

Разработчики стандартов также должны гарантировать, что приведенные в стандартах результаты испытаний являются недвусмысленными и однозначными. Для ММСП очень важно, чтобы стандарты ссылались на такие методы, которые не могут быть подвергнуты сомнению какими-либо сторонами или частными интересами.

5.5 Рекомендации по структуре и представлению содержания стандартов

5.5.1 Требования к объему документа

Стандарты должны быть настолько краткими по содержанию, насколько это возможно.

Если стандарт становится слишком объемным, его следует разделить на части, которые охватывают более узкий диапазон продукции, процессов или услуг.

В случае чрезмерного объема стандарта разработчики должны оценить, является ли более полезным разделить его на несколько небольших специфичных частей, которые будут рассчитаны на более узкий диапазон продукции, процессов или услуг. В этом случае разработчик стандартов должен гарантировать, что включена вся информация, которая поможет достичь наилучшего понимания стандарта, и что перекрестные ссылки на другие части стандарта отсутствуют либо сведены к минимуму. В качестве альтернативного варианта можно использовать четкую структуру стандарта (пункты, подпункты и приложения по конкретным техническим аспектам), такой подход облегчит его прочтение и понимание.

Объем стандарта может также зависеть от его назначения и рассматриваемой тематики. Однако объемные стандарты могут оттолкнуть потенциальных пользователей от их применения, особенно если поиск необходимой информации вызывает затруднение. Обширные разделы и многочисленные перечисления также могут стать препятствием для понимания положений стандарта.

5.5.2 Требования к структуре документа

Стандарты должны быть настолько ясными, логичными и легкими для применения, насколько это только возможно.

Стандарты должны быть понятными для предполагаемой аудитории. Поэтому при разработке стандартов необходимо идентифицировать целевые группы потенциальных пользователей с тем, чтобы адаптировать стандарт к их конкретным ожиданиям и потребностям.

Стандарты должны разрабатываться в удобном для пользователей виде. Ключевые положения должны выделяться и максимально подробно разъясняться, хотя эти пояснения не должны усложнять структуру документа. Формат текста должен быть по возможности адаптирован к целям стандарта и к потребностям его целевой аудитории.

Многие предприниматели из ММСП могут не располагать временем или возможностями для тщательного изучения стандарта, но должны легко найти необходимую для себя информацию.

Придание функциональной части стандарта более очевидной формы может подтолкнуть предпринимателей из ММСП использовать его с максимальным эффектом.

5.5.3 Вспомогательные и графические материалы

Включение в тексты стандартов пояснительных диаграмм, графиков, рисунков и наглядных примеров применения.

Разработчики стандартов отвечают за максимальную легкость стандартов для восприятия и понимания. Диаграммы, графики, рисунки и поясняющие примеры применения существенно упростят понимание стандарта. Примеры могут являться частью основного текста или будут добавлены в приложения. Однако при приведении этих примеров следует избегать рекламы конкретного продукта или услуги.

5.5.4 Понятный язык

Использование простого языка, понятного всем потенциальным пользователям стандарта, а не только экспертам.

Пользователи стандартов с различной квалификацией, знанием и образованием должны иметь возможность понимать существенные для них разделы стандарта. Даже если стандарты предназначены для специалистов со знанием конкретных продуктов, процессов или услуг, данные документы все равно должны быть написаны простым и ясным языком с тем, чтобы они были понятны всем пользователям стандартов, в т.ч. и тем, которые не были непосредственно вовлечены в их подготовку.

Стандарты должны быть легко читаемы. Микро-, малые и средние предприятия необходимо рассматривать как потенциальных пользователей и уделить им особое внимание, а язык и терминология должны быть адаптированы к их виду деятельности. Следует также обратить внимание на то, что язык должен оставаться понятным при переводе стандартов на национальные языки зарубежных стран.

Все аббревиатуры и акронимы всегда должны сопровождаться пояснениями, а если некоторые формулировки кажутся сложными или двусмысленными, то рекомендуется дать им определение в соответствующем терминологическом разделе.

Рекомендации по достижению понятного языка.

Разработчики стандартов при их написании должны использовать ясный, понятный и недвусмысленный стиль, например:

- использовать по возможности глаголы в действительном, а не страдательном залоге;

- использовать простые, значимые и понятные слова;

- использовать утвердительные (командные) формы;

- использовать по возможности глаголы прямого действия, а не абстрактные имена существительные;

- обращаться непосредственно к пользователям, а не говорить, что они могли бы делать;

- использовать, по возможности, краткие перечисления;

- давать определения техническим терминам и аббревиатурам;

- использовать терминологию единообразно и последовательно по всему тексту.

5.5.5 Применение ссылок

Минимизация потребности приобретения ссылочных стандартов.

Для удобства и простоты применения стандартов рекомендуется использовать краткие выдержки из других стандартов вместо простых ссылок на них. При воспроизведении текста следует всегда четко указывать ссылку на источник (например, Директивы ИСО/МЭК, часть 1 (2.13)).

В соответствии с Директивами ИСО/МЭК, часть 2 все нормативные документы, необходимые для использования стандарта, должны быть общедоступными на момент опубликования стандарта.

Нормативные ссылки в стандартах полезны, поскольку они исключают дублирование работ и помогают обеспечить согласованность и преемственность, когда один из стандартов подлежит пересмотру. Однако многочисленные ссылки усложняют использование стандартов.

5.5.6 Пересмотр стандарта

Проверка того, что информация об изменениях, внесенных в предыдущую версию, присутствует в новом стандарте или новой версии пересмотренного стандарта.

В предисловии должны быть отражены существенные технические изменения и указаны причины пересмотра стандарта. В соответствии с Директивами ИСО/МЭК, часть 2 (6.1.3) "Конкретная часть (...) должна содержать информацию о существенных технических изменениях, внесенных после предыдущего издания документа". Такое заявление должно публиковаться в предисловии.

Это особенно важно при использовании стандартов ММСП, поскольку они не имеют ни времени ни возможностей для подробного изучения новых версий стандартов.

5.6 Заключительный обзор

5.6.1 Переходный период

Установление переходного периода после анализа внесенных изменений в новые и пересмотренные стандарты.

Количество и сложность технических модификаций должны отражаться в удлинении переходного периода. Любой переходный период должен учитывать проблемы перехода на новую версию и ее внедрение всеми заинтересованными сторонами, включая ММСП.

В тех случаях, когда стандарт для некоторых стран вводит абсолютно новые требования или технические решения, должен быть учтен период двойного действия (сосуществования). Также должна быть учтена необходимость приобретения нового оборудования, изменения в организации работ и необходимость обучения персонала. Для ММСП особенно трудно и затратно изменять свою бизнес-модель, тем более, если она до этого отлично функционировала. Поэтому ММСП нуждаются в помощи и должны оценить экономическую целесообразность, оставаясь на том же рынке. Однако это может потребовать расширенного периода сосуществования.

Ассоциации малых и средних предприятий и/или отраслевые ассоциации могут помочь в идентификации их потребностей в переходный период и установить точную продолжительность этого периода.

5.6.2 Дополнительная помощь во внедрении стандартов

Анализ потребностей в помощи ММСП во внедрении стандартов, которые не подлежат упрощению.

В некоторых комплексных областях стандартизации, особенно там, где на законодательном уровне закреплены множественные требования, упрощение стандартов может вызвать затруднение. В этих случаях разработчики стандартов могут представить свою точку зрения в виде, например, разработки руководства по применению.

Помощь во внедрении стандартов может быть идентифицирована и разработана совместно с ассоциациями малых и средних предприятий и/или отраслевыми ассоциациями.

Разработчики стандартов также могут участвовать в создании какого-либо дополнительного руководства по внедрению, но их основной задачей является обеспечение максимального упрощения применения стандартов. Намерение обеспечить в дальнейшем помощь во внедрении стандартов не может являться причиной и обоснованием для разработки комплексных стандартов.

6 Контрольный перечень вопросов для оценки деятельности предприятия

В таблице 1 содержатся рекомендации настоящего стандарта в форме контрольного перечня вопросов для оценки деятельности предприятия. Разработчики стандартов могут считать таблицу полезной в части обеспечения того, что потребности ММСП будут учтены при написании нового стандарта или пересмотре существующего стандарта. Таблицу 1 следует читать слева направо. Выделенные вопросы снабжены подробными разъяснениями в соответствующих пунктах раздела 5 настоящего стандарта.

Таблица 1 - Контрольный перечень вопросов для разработчиков стандартов

Подготовка нового рабочего документа

Подготовка стандарта

Разработка содержания стандарта

Структура и презентация содержания

Финальный обзор

(5.2.1)

(5.3.1)

(5.4.1)

(5.5.1)

(5.6.1)

Проверялась ли актуальность и значимость стандарта для ММСП?

Оценивалась ли стоимость инвестиций (в технологии, оборудование, испытания)?

Понятен ли подход к построению системы показателей деятельности?

Является ли стандарт максимально емким?

Предлагалось ли установить переходный период, необходимый для применения изменений?

(5.2.2)

(5.3.1)

(5.4.2)

(5.5.1)

(5.6.2)

Обсуждались ли с заинтересованными сторонами специальные потребности ММСП?

Проводилась ли оценка стоимости обучения (персонала)?

Использовались ли описательные пояснения?

Если стандарт объемный, проводилась ли оценка возможности его деления на более краткие стандарты?

Проводилась ли оценка потребности в руководстве по внедрению?

(5.2.2)

(5.3.1)

(5.4.3)

(5.5.2)

Проводилась ли оценка наличия ММСП среди целевых групп?

Проводилась ли оценка стоимости внедрения?

Является ли область применения стандарта точной и полной?

Является ли структура стандарта легкой для применения?

(5.3.2)

(5.4.4)

(5.5.3)

Проверялось ли наличие (доступность) всех компонентов?

Насколько обременительно использование сложных систем испытаний?

Включались ли дополнительные графики, диаграммы и т.п. (по возможности)?

(5.4.4)

(5.5.4)

Проводилась ли оценка стоимости испытаний?

Как можно оценить четкость изложения на языке, понимаемом всеми потенциальными пользователями стандартов?

(5.4.5)

(5.5.5)

Идентифицированы ли простые и рентабельные способы проверки соответствия требованиям?

Минимизировано ли число ссылочных стандартов?

(5.5.6)

Включена ли информация об изменениях предыдущих версий стандарта?

Приложение А
(справочное)


Определения микро-, малых и средних предприятий

А.1 Общие положения

В настоящее время не существует общепринятого универсального определения того, что представляет собой микро-, малое или среднее предприятие. Многие национальные и региональные институты, а также межправительственные и неправительственные организации имеют свои собственные определения. Такие критерии, как количество сотрудников, общие чистые активы, уровень продажи инвестиций, обычно используются как часть определения ММСП, но количество сотрудников является чаще всего основной характеристикой.

В данном приложении приведено несколько примеров определений ММСП из различных источников.

А.2 Европейская комиссия

Основными факторами, определяющими является ли компания микро-, малым или средним предприятием, можно назвать следующие:

- количество сотрудников;

- оборот/годовой объем продаж, либо итоговый балансовый показатель (см. таблицу А.1).

Таблица А.1 - Определения Европейской комиссии

Категория предприятия

Количество сотрудников

Оборот, евро и/или

Итоговый балансовый показатель, евро

Среднее

<250

50 млн

43 млн

Малое

<50

10 млн

10 млн

Микро-

<10

2 млн

2 млн

Эти предельные значения применяются только к индивидуальным компаниям. Компании, являющейся частью большей организации, необходимо учитывать количество сотрудников/оборот/балансовые данные большей организации.

А.3 Организация экономического сотрудничества и развития (OECD)

Малые и средние предприятия (далее - МСП) являются недочерними, независимыми компаниями, в которых работает менее указанного числа сотрудников. Это число варьирует от страны к стране. Наиболее частым верхним пределом, определяющим МСП, является количество в 250 сотрудников, как это принято в Европейском союзе. Однако некоторые страны устанавливают лимит в 200 сотрудников, а в США в состав МСП входят компании с численностью менее 500 сотрудников.

Малые предприятия обычно имеют менее 50 сотрудников, а микропредприятия насчитывают максимум 10, а в некоторых случаях 5 сотрудников.

Финансовые активы также часто используются для определения ММСП. В Европейском союзе 1 января 2005 г. вступило в силу новое определение, применяемое ко всем актам и программам финансирования Сообщества, а также в области государственной поддержки, где ММСП может быть оказана национальная и региональная помощь на более высоком уровне, чем крупным компаниям. Новое определение поднимает потолки финансирования: оборот средних предприятий (50-249 сотрудников) не может превышать 50 млн евро, оборот малых предприятий (10-49 сотрудников) не может превышать 10 млн евро, а оборот микропредприятий (менее 10 сотрудников) не может превышать 2 млн евро. В качестве альтернативы, итоговые балансовые показатели для средних, малых и микропредприятий не могут превышать 43 млн евро, 10 млн евро и 2 млн евро соответственно.

А.4 Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (World Bank Group)

Определение ММСП Всемирного банка и Международной финансовой корпорации основано на трех показателях: количество сотрудников, общие активы и годовой объем продаж. Чтобы принадлежать к ММСП, предприятиям необходимо соответствовать двум из трех критериев (см. таблицу А.2).

Таблица А.2 - Определения Всемирного банка и Международной финансовой корпорации

Размер предприятия

Количество сотрудников

Общие активы, долл.

Годовой объем продаж, долл.

Микро-

<10

<100000

<100000

Малое

<50

<3 млн

<3 млн

Среднее

<300

<15 млн

<15 млн

А.5 Брукингский институт

Таблица А.3 - Определения ММСП, используемые международными финансовыми организациями

Институт

Максимальное количество сотрудников

Максимальный доход или оборот, долл.

Максимальные активы, долл.

Всемирный банк

300

15 млн

15 млн

MIF - IADB

100

3 млн

Данные отсутствуют

Африканский банк развития

50

Данные отсутствуют

Данные отсутствуют

Азиатский банк развития

Официального определения нет. Используются только определения отдельных национальных правительств

UNDP (ПPOOH)

200

Данные отсутствуют

Данные отсутствуют

Следующая группа стран перечислена в таблице А.4 по рангу страны, исходя из ее валового национального дохода на душу населения (PC-GNI), а в таблице А.5 - по рангу страны, связанному с максимальным количеством сотрудников в ММСП в соответствии с национальным законодательством.

Таблица А.4 - Страны, ранжируемые по показателю PC - GNI

Страна по показателю PC - GNI

Максимальное количество сотрудников

Норвегия

100

Швейцария

250

Австралия

200

Бразилия

100

Беларусь

250

Таиланд

200

Перу

200

Молдова

250

Марокко

200

Египет

50

Никарагуа

100

Пакистан

50

Вьетнам

300

Бангладеш

100

Гана

100

Танзания

20

Малави

50

Таблица А.5 - Страна по размеру ММСП и максимальному количеству сотрудников

Страна по размеру ММСП

Максимальное количество сотрудников

Вьетнам

300

Беларусь

250

Молдова

250

Швейцария

250

Австралия

200

Марокко

200

Перу

200

Таиланд

200

Бангладеш

100

Бразилия

100

Гана

100

Никарагуа

100

Норвегия

100

Египет

50

Малави

50

Пакистан

50

Танзания

20

Библиография

[1]

2003/361/ЕС: Рекомендации Комиссии от 6 мая 2003 года, касающиеся определения микро-, малых и средних предприятий (текст с релевантностью ЕЕА) (объявленный под номером документа С(2003) 1422), OJ L 124, 20.5.2003, стр.36-41, доступны на:

http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2003:124:0036:0041:en:PDF

[2]

Руководство IFAN Guide 3:2008, Руководство по оказанию помощи членам комитетов по стандартизации при подготовке ими ориентированных на пользователя Европейских стандартов, первое издание, 2008-04, доступно на: http://www.ifan.org/IFAN_Guide3-2008.pdf

[3]

ISO 10 Материальные блага для МСП, первое издание, 2011, доступен на:

http://www.iso.org/iso/10goodthings.pdf

[4]

Директивы ИСО/МЭК, часть 1, 2015, Процедуры технической работы, доступен на: www.iso.org/directives

[5]

Директивы ИСО/МЭК, часть 2, 2011, Правила разработки структуры и составления международных стандартов, доступен на: www.iso.org/directives

[6]

Публикация Европейской комиссии "Новое определение МСП: руководство для пользователя и декларация модели", доступна на:

http://ec.europa.eu/DocsRoom/documents/10109/attachments/1/translations/en/renditions/pdf

[7]

OECD Глоссарий статистических терминов, доступен на: http://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=3123

[8]

Публикация: OECD, OECD SME и Entrepreneurship Outlook. OECD Париж, 2005, стр.17, доступен на: http://www.oecd.org/cfe/oecdsmeandentrepreneurshipoutlook-2005edition.htm

УДК 658.56:006.354

ОКС 01.120

Ключевые слова: менеджмент знаний, руководство для разработчиков стандартов, учет потребностей микро-, малых и средних предприятий, учет потребностей при разработке стандартов, регуляторная среда

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019

Превью ГОСТ Р 57325-2016 Менеджмент знаний. Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий