allgosts.ru97.195 Предметы искусства и ремесел. Культурные ценности и наследие97 БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ОТДЫХ. СПОРТ

ГОСТ Р 55653-2013 Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования

Обозначение:
ГОСТ Р 55653-2013
Наименование:
Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования
Статус:
Действует
Дата введения:
06.01.2014
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
97.195

Текст ГОСТ Р 55653-2013 Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования


ГОСТ Р 55653-2013



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

Общие требования

The organization and conduct work to preserve cultural heritage. Work of monumental painting. General requirements

ОКС 97.195

Дата введения 2014-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" (ФГУП "ЦНРПМ"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Межобластное научно-реставрационное художественное управление" (ФГУП "МНРХУ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 "Культурное наследие"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2013 г. N 1206-ст

4 Настоящий стандарт направлен на реализацию норм Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений монументальной живописи.

1.2 Стандарт предназначен для государственных органов охраны объектов культурного наследия, реставрационных организаций, специалистов в области сохранения произведений монументальной живописи, пользователей, собственников объектов культурного наследия и рекомендован для выполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, независимо от их ведомственной принадлежности.

1.3 Стандарт определяет задачи реставрации, устанавливает порядок организации и проведения консервационно-реставрационных и исследовательских работ на произведениях монументальной живописи, виды контроля за методической направленностью и качеством реставрации; определяет состав, содержание, порядок оформления, согласование и утверждение научно-реставрационной документации, а также формы взаимоотношений между органами охраны объектов культурного наследия, заказчиками и исполнителями работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 55528 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 произведения монументальной живописи: Произведения, относящиеся к виду живописи, неразрывно связанной с архитектурой, украшающей стены и потолки зданий.

Примечание - В соответствии с техникой исполнения в монументальной живописи выделяют мозаику, фреску, темперную, масляную и клеевую живопись.

3.2 консервация произведений монументальной живописи: Совокупность мер, обеспечивающих на длительное время сохранение облика произведения (первоначального или к моменту поступления на консервацию), механической прочности и химической инертности.

3.3 противоаварийные работы на произведениях монументальной живописи: Срочные работы по предотвращению разрушений произведений монументальной живописи.

3.4 реставрация произведений монументальной живописи: Укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искаженных произведений с целью возвращения их в состояние и вид, наиболее близкий к первоначальному, приведение живописи в экспозиционный вид.

3.5 профилактические работы на произведениях монументальной живописи: Временные укрытия живописи для защиты на период проведения ремонтно-реставрационных работ.

3.6 зондаж: Удаление поздних штукатурок, шпатлевок и покрасок для раскрытия живописи.

3.7 пробные раскрытия: Освобождение произведения на неответственном участке от позднейших записей до первоначального (авторского) слоя с целью отработки методики удаления слоев покрытия.

4 Основные принципы реставрации произведений монументальной живописи

4.1 Научная реставрация состоит в разработке системы мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия и выявление его историко-культурной и художественной значимости.

4.2 Основной целью реставрационной деятельности являются работы по консервации произведений монументальной живописи.

4.3 Современная научная реставрация требует неукоснительного сбережения содержащейся в материальной структуре и художественном образе объекта культурного наследия технологической и культурно-исторической информации, независимо от современных эстетических оценок. Технические средства и материалы реставрации не должны искажать эту информацию, равно как и препятствовать повторным реставрациям.

5 Порядок оформления разрешительной документации на выполнение работ по сохранению произведений монументальной живописи

5.1 Реставрация и консервация произведений монументальной живописи осуществляются реставрационными организациями и индивидуальными предпринимателями только под контролем соответствующих органов охраны объектов культурного наследия на основании лицензии на данный вид работ.

5.2 Заказчиком реставрационных работ может быть соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, пользователь, арендатор или собственник объекта.

5.3 Работы по сохранению произведений монументальной живописи проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями [1], [2].

5.4 Технический отчет (акт технического состояния) произведения монументальной живописи составляется на основании его визуального обследования комиссией при участии представителей соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и исполнителя работ по сохранению произведения монументальной живописи и включает в себя краткое описание состояния сохранности и выявленных причин разрушения.

5.5 Контроль за ходом работ по сохранению произведений монументальной живописи осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Контрольно-методические функции выполняются реставрационной комиссией. В состав реставрационной комиссии входят опытные художники-реставраторы, историки искусства, архитекторы-реставраторы, другие специалисты соответствующего профиля, представители заказчика и генподрядчика.

5.6 Реставрация, консервация и связанные с консервационно-реставрационными работами исследования произведений монументальной живописи, а также составление научно-реставрационной документации осуществляются за счет средств заказчика.

5.7 Исполнитель работ по сохранению произведений монументальной живописи может приступить к проведению работ на основании следующего комплекта документов:

- разрешения, выдаваемого соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;

- задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- методики реставрации произведения монументальной живописи (см. п.11.5-11.10), согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;

- договора заказчика с подрядчиком;

- сметной документации.

5.8 В ходе работ по сохранению произведений монументальной живописи задание может быть дополнено, уточнено или изменено. Изменение задания должно сопровождаться письменным обоснованием.

5.9 Уточнения к заданию и методике могут вноситься реставрационной комиссией без дополнительных согласований и утверждений, если это не влечет удорожания стоимости работ. Четко сформулированные уточнения к заданию фиксируются протоколом реставрационной комиссии.

5.10 Для определения объемов работ проводятся натурные обследования и обмеры произведения монументальной живописи. Результаты натурного обследования сводятся в ведомости объемов работ, дополняемой необходимыми объемами на научно-исследовательские, архивные и лабораторные работы, фиксацию реставрационных процессов и составление отчетной документации.

5.11 Ведомость объемов работ составляется исполнителем по установленной форме, согласовывается с заказчиком и передается для составления сметы.

5.12 Подрядчик составляет сметную документацию и передает ее заказчику для экспертизы и утверждения.

5.13 Сметная документация утверждается заказчиком и передается подрядчику до начала работ по сохранению произведений монументальной живописи для заключения договора (контракта).

5.14 В договоре (контракте), подписанном заказчиком и подрядчиком, оговариваются условия выполнения работ, порядок финансирования, формы отчетности, сроки начала и окончания работ. К договору (контракту) прилагаются сметы и график работ.

5.15 При выполнении работ, не предусмотренных действующими расценками (изменение технологии процессов, внедрение новых материалов и др.), допускается применение норм по аналогии или составление единичных расценок, оформленных в установленном порядке.

5.16 Руководитель работ по сохранению произведений монументальной живописи, а также ответственные исполнители на объекте несут ответственность за профессиональный уровень проводимых работ, за правильную их организацию в соответствии с требованиями инструкции [3], за соблюдение утвержденной методики реставрационных работ.

6 Стадии реставрационного процесса

6.1 Работы по сохранению произведений монументальной живописи являются сложным процессом, состоящим из нескольких взаимообусловленных стадий:

а) предварительного исследования произведений монументальной живописи для выявления степени их сохранности и составления разрешительной документации;

б) проведения противоаварийных работ (в случае необходимости);

в) исследования произведения монументальной живописи и подготовки научно-реставрационной документации;

г) консервации;

д) реставрации (предполагающей два основных этапа: раскрытие подлинника и приведение произведения монументальной живописи к экспозиционному виду).

6.2 На произведении монументальной живописи возможно выполнение как всех перечисленных стадий, так и некоторых из них.

7 Противоаварийные и профилактические работы

7.1 Аварийным считается состояние, угрожающее физической сохранности произведения монументальной живописи или отдельных его частей, при котором непрерывно идут процессы разрушения, видоизменения и потери материальных компонентов: активные осыпи красочного слоя или грунта, шелушение красочного слоя, его отставание от основы, деструкция основы.

7.2 Аварийное состояние фиксируется профессиональными художниками-реставраторами и представителями соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, о чем составляется "Акт аварийного состояния".

7.3 Противоаварийные работы на произведении монументальной живописи проводятся в целях устранения причин аварийного состояния. К ним относятся: профилактические заклейки, бортовое укрепление штукатурки с живописью, локальные, в пределах аварийного участка, укрепления красочного слоя и грунта, подведение прижимных или страховочных устройств и др., а также ремонтно-реставрационные мероприятия, устраняющие причины интенсивного разрушения произведения монументальной живописи.

7.4 Если причинами остроаварийного состояния живописи являются нарушения правил содержания объекта культурного наследия, пользователь обязан принять экстренные меры по ликвидации этих причин с уведомлением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия.

7.5 Профилактические работы на произведении монументальной живописи проводятся в целях предотвращения возможности повреждения и утрат живописи.

7.6 При проведении на объекте культурного наследия работ по сохранению произведений монументальной живописи должны быть приняты меры по ее защите от возможных механических повреждений, загрязнений и т.п.

7.7 Объем и перечень противоаварийных и профилактических работ определяются подрядчиком с участием заказчика, отражаются в задании на проведение противоаварийных (профилактических) работ, которые согласовываются с реставрационной комиссией.

7.8 Выполненные противоаварийные и профилактические работы принимаются реставрационной комиссией при участии представителей соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, а исполнитель работ сдает заказчику и в орган охраны объектов культурного наследия отчет с приложением фиксирующей документации.

8 Проведение комплекса научно-исследовательских работ

8.1 Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью всего научно-реставрационного процесса. Они начинаются на стадии предварительных исследований и продолжаются на протяжении всего научно-реставрационного процесса, включая его производственные стадии.

8.2 В зависимости от значения произведения монументальной живописи, целей и объемов предполагаемых работ по его сохранению, наличия документации по ранее выполненным исследованиям, а также от уровня их профессионального исполнения научно-исследовательские работы могут осуществляться в различном объеме и с разной степенью проработки отдельных вопросов: либо в виде комплексной научно-исследовательской работы, либо в виде не выделяемых в самостоятельную стадию отдельных исследований, необходимость в которых возникает в процессе реставрации живописи. Однако общая программа проводимых работ должна предусматривать проработку всех основных проблем, которые вызваны состоянием произведения монументальной живописи. Координацию научно-исследовательских работ осуществляет организация, ответственная за проведение работ по сохранению произведения монументальной живописи совместно с главным архитектором проекта реставрации объекта культурного наследия в целом.

8.3 Комплексная научно-исследовательская работа на произведении монументальной живописи проводится с целью: сбора сведений об истории и техническом состоянии произведения, необходимых для научно обоснованного выбора метода сохранения и для отработки методики, а также для выбора оптимального режима его существования.

8.4 В состав комплекса научно-исследовательских работ входят:

- предварительные исследования;

- архивные и библиографические исследования;

- физические и физико-химические неразрушающие лабораторные исследования;

- микологические и бактериологические исследования;

- экспериментально-реставрационные работы для разработки методики реставрации, включая предложения по приведению произведения монументальной живописи к экспозиционному виду.

8.5 Научно-исследовательская работа на произведениях монументальной живописи выполняется опытными художниками-реставраторами и специалистами в области истории искусства, химиической технологии, физико-химических методов исследования, биологии, климатологии и другими специалистами.

8.6 До начала комплексных научно-исследовательских и экспериментальных работ подрядчиком, ответственным за проведение исследования, назначается научный руководитель данных работ, который подготавливает программу будущих исследований и предлагает кандидатуры ответственных исполнителей по основным разделам комплексных научно-экспериментальных работ.

8.7 Научный руководитель должен иметь большой опыт научно-реставрационной деятельности по данному типу произведений монументальной живописи и обладать высокой квалификацией. Он несет ответственность за научную полноту (обоснованность) и качество проводимых исследовательских и экспериментальных работ.

8.8 Архивные и библиографические исследования позволяют получить представление о времени создания и истории существования произведения монументальной живописи (ремонты, подновления, реставрации и т.д.).

В состав архивных и библиографических исследований входят:

- сбор иконографического материала (фотографии, копии, иллюстрации в печатных изданиях и т.д.);

- изучение научных публикаций, летописных и других архивных материалов о произведении монументальной живописи;

- изучение реставрационных отчетов и паспортов прежних реставраций;

- подбор аналогов;

- аналитическая обработка собранного материала.

По материалам архивных и библиографических исследований составляется историческая справка.

8.9 Натурные исследования произведения монументальной живописи являются важным этапом научно-исследовательского и консервационно-реставрационного процесса и позволяют выявить виды и причины повреждения живописи.

Предварительные натурные исследования произведения монументальной живописи проводятся путем визуального обследования и пробных раскрытий.

8.10 В ходе визуального обследования произведений монументальной живописи намечаются места для проведения пробных укреплений и раскрытий живописи, зондажей штукатурки и кладки, установки маяков на трещинах, отбора проб для лабораторных исследований; определяются места отставаний и отслоения штукатурки. При визуальном обследовании конструкции здания выявляются возможные причины повреждения живописи.

8.11 Зондажи и пробные раскрытия являются наиболее ответственными видами натурных исследований, так как они могут привести к невосполнимым утратам подлинной живописи или уничтожить промежуточные.

Начинать пробные послойные раскрытия и зондажи необходимо в наименее ответственных местах живописи (фон, разгранки и т.п.). До начала раскрытия авторской живописи и в процессе раскрытия могут быть проведены физико-оптическое и химико-аналитическое изучение объекта.

Пробные раскрытия из-под наслоений, записей и покрасок дают сведения о сохранности подлинной живописи, о количестве и ценности слоев записей, о наличии других наслоений (шпатлевок, лаков, штукатурок). При проведении пробных раскрытий отрабатываются методика и технология раскрытия росписей в целом. Проведение пробных раскрытий и зондажей осуществляется высококвалифицированными художниками-реставраторами.

Зондажи и пробные раскрытия подробно описываются в отчете и фиксируются на фотографиях, архитектурных чертежах или схемах-картограммах.

8.12 При наличии нескольких красочных слоев, представляющих историческую и художественную ценность, научные исследования должны предусматривать возможность сохранения этих слоев. В таком случае разрабатывается отдельная методика дальнейшей консервации каждого слоя.

8.13 В процессе реставрации могут применяться неразрушающие (оптико-аналитические) и лабораторные (химические и физико-химические) виды исследований.

Для проведения лабораторных химических и физико-химических исследований производится отбор микропроб красочного слоя и грунта. Пробы отбираются в наименее ответственных местах высококвалифицированным художником-реставратором вместе с сотрудником лаборатории.

8.14 Микологическое и бактериологическое обследование настенной живописи проводится с целью определения степени зараженности ее микроорганизмами и выявления их роли в процессе деструкции красочного слоя и основы настенной живописи и штукатурки.

В процессе обследования отбираются микропробы для выявления основных физиологических групп микроорганизмов и определения их численности.

На основании проведенного обследования делается заключение о необходимости использования биоцидов с учетом локальных условий, в которых находится стенопись, и даются рекомендации по выборке реставрационных материалов с учетом их биостойкости.

8.15 Пробные реставрационные работы проводятся в целях подбора материалов и отработки методов консервационных и реставрационных работ и осуществляются на наименее ответственных и минимальных по размеру участках росписи.

Опробование новых экспериментальных материалов должно проводиться в доступных для наблюдения местах и тщательно документироваться.

Рецептуры и способ выполнения экспериментальной работы описываются в отчете; место пробного участка отмечается на чертежах или на схеме-картограмме.

8.16 Для изучения микроклимата в объекте культурного наследия проводится исследование тепло-влажностного режима и режима эксплуатации, обследуется состояние ограждающих конструкций.

Исследования проводятся по существующим методикам, скорректированным с учетом особенностей произведения монументальной живописи.

По результатам исследования разрабатываются рекомендации по выведению объекта культурного наследия из неблагоприятного состояния, поддержанию в нем оптимального микроклимата и режима эксплуатации.

8.17 В состав научно-исследовательских работ входит разработка предложений по приведению произведения монументальной живописи к экспозиционному виду (дополнение больших утрат грунта, монохромное или полихромное погашение белых пятен в местах утрат красочного слоя и т.п.).

При разработке предложений по приведению произведения монументальной живописи к экспозиционному виду необходимо исходить из того, что воссоздание утраченных частей росписей не всегда является целью реставрационных работ.

Разработка этих предложений включается в задание на проведение работ по реставрации и исследованию произведения монументальной живописи.

8.18 Результаты научно-исследовательских работ обобщаются в "Отчет о научно-исследовательских работах" или выдаются в виде заключений об отдельных видах исследований.

9 Правила ведения консервационных и реставрационных работ на произведениях монументальной живописи

9.1 Основным правилом ведения консервационных и реставрационных работ является обоснованность каждого вмешательства в современное состояние произведения монументальной живописи. Во всех случаях обязательна консервация; все прочие операции вторичны.

9.2 Целью консервационных работ является сохранение материальной структуры произведения монументальной живописи. Консервация предусматривает укрепление всех основных элементов произведения: основания, грунта, красочного и защитного слоев без раскрытия подлинной живописи из-под поздних прописей и других наслоений, а также без тонирования, воссоздания и других реставрационных операций.

9.3 Технология и последовательность выполнения всех реставрационных операций, рецептура применяемых растворов и смесей, требования к материалам определяются "Методикой реставрации".

Вначале выполняются все необходимые консервационные операции, и только после того как обеспечена прочность подлинной живописи, можно приступать к удалению с нее поздних наслоений.

Отступление от этого общего правила допустимо лишь в исключительных случаях, когда вышележащие плотные слои записи, покрасок или шпаклевок мешают проведению укрепления подлинного слоя и являются причиной разрушения росписи.

9.4 При укреплении методом инъекции расслоившихся и отставших от кладки штукатурок с живописью необходимо соблюдать следующие правила:

- для инъекционных отверстий используются имеющиеся в штукатурке выпады или трещины; новые отверстия просверливаются на фоновых и других наименее ответственных местах изображений;

- при укреплении живописи, еще не раскрытой из-под плотных записей и покрасок, инъекционное отверстие не должно попадать на ответственные участки подлинника; этим же правилом следует руководствоваться при установке кляммеров.

9.5 Применяемые реставрационные материалы должны:

- укреплять красочный слой и частично деструктурированную штукатурку без изменения их пористости и паропроницаемости, не создавая границу напряжений между укрепленными и неукрепленным слоями;

- обеспечивать оптимальную механическую прочность красочного слоя;

- клеевая пленка должна обладать запасом эластичности и характеризоваться стабильностью свойств во времени;

- растворяться в нетоксичных и малотоксичных растворителях;

- обладать стабильными свойствами в условиях эксплуатации произведения монументальной живописи (выдерживать перепады температур от плюс 40°C до минус 40°C и относительной влажности от 30% до 90%, быть атмосферостойкимм и светостойкимм, а также не адсорбировать и не удерживать загрязнения);

- не искажать декоративные свойства живописи (цвет и фактуру), а также не препятствовать повторным реставрациям.

9.6 В процессе реставрации самым ответственным является раскрытие авторской живописи из-под поздних записей, малярных покрасок и других наслоений. Метод раскрытия определяется на стадии предварительного исследования произведения монументальной живописи при проведении пробных работ. При наличии нескольких разновременных слоев записи раскрытие ведется послойно с фиксацией и описанием каждого из слоев; при наличии штукатурных вставок с дополнениями утраченной живописи обеспечивается их сохранение, даже если они сильно отличаются от изначальной живописи стилистически и тонально. Удаление таких вставок, как и одновременное удаление нескольких слоев записи, допускается лишь по решению реставрационной комиссии в тех случаях, если они не представляют ни исторической, ни художественной ценности.

9.7 При раскрытии живописи из-под записи оставляются контрольные участки с послойным раскрытием. Места для них должны определяться заранее с таким расчетом, чтобы они не мешали восприятию полностью раскрытой реставрированной живописи. Решение об оставлении или удалении контрольных участков принимает реставрационная комиссия и в обязательном порядке согласовывает его с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

9.8 Если методикой предусмотрены мероприятия по отслоению разновременных живописных слоев, то должны быть приняты меры по обеспечению сохранности снятых фрагментов росписей.

9.9 Снятие стенной живописи и перенос ее на новое основание допустимы лишь как крайняя мера, когда нет других возможностей для ее спасения. При этом следует стремиться, чтобы перенесенная стенопись могла быть смонтирована на прежнем месте. Необходимость снятия живописи со стены и монтирования ее на другую основу определяется реставрационной комиссией и согласовывается с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия с выдачей разрешений.

Возможность снятия живописи со стены вместе со штукатуркой или только одного красочного слоя определяется реставраторами в зависимости от конкретных условий.

Выбор нового основания и способа монтировки делается с учетом условий, в которых снятые фрагменты в дальнейшем будут храниться или экспонироваться.

9.10 При осуществлении работ по приведению произведения монументальной живописи к экспозиционному виду необходимо особенно тщательное соблюдение рекомендаций по проведению тонировок и дополнений.

На сохранившихся слоях монументальной живописи древних памятников (до сер. XVIII в. включительно), на выдающихся по своим художественным качествам произведениях монументальной живописи последующих столетий какие-либо дописи, воссоздания категорически запрещаются, за исключением легких тонировок на штукатурных чинках или на местах полной утраты авторского красочного слоя. Под тонированием в этом случае подразумевается лишь погашение тона участков грунта без живописного слоя посредством использования прозрачных монохромных или полихромных обратимых красочных составов минимальной цветовой насыщенности. Тонировки, по плотности и цвету почти приближенные к авторской живописи, изменение рисунка и колорита сохранившихся участков подлинника недопустимы ни при каких обстоятельствах и мотивировках.

Воссоздание утраченных участков древней росписи допускается только по решению реставрационной комиссии при наличии эскиза и научного обоснования при условии обязательного согласования с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

9.11 При реставрации живописи объектов культурного наследия XVIII-XX вв. могут быть допущены элементы воссоздания и тонировки, в цвете и тоне приближенные к авторским слоям.

Метод воссоздания избирается исходя из достоверных данных (архивных сведений, сохранившихся образцов, аналогий и пр.).

В декоративно-орнаментальных росписях XVIII-XX вв. допустимо восстановление фонов (вышпаровка) и орнамента по сохранившемуся рапорту.

9.12 Принципы приведения произведения монументальной живописи к экспозиционному виду (тонирование, схематическая реконструкция или воссоздание) обсуждаются реставрационной комиссией.

На основании рекомендованного комиссией принципа исполнения реставраторы должны подготовить образец, который принимается тем же составом комиссии.

9.13 Метод тонировки или воссоздания может быть выработан только по окончании консервации и раскрытия всего произведения монументальной живописи, в крайнем случае, всей живописи в пределах крупного архитектурного компартимента.

Какие-либо тонировки в процессе раскрытия живописи недопустимы.

10 Организация реставрационного процесса на объекте

10.1 Консервационные и реставрационные работы на произведении монументальной живописи должны проводиться только после завершения предварительных исследований живописи и изучения истории объекта культурного наследия, выполнения фотофиксации и описания состояния живописи до реставрации, утверждения сметной и научно-реставрационной документации, а также только после завершения ремонтно-реставрационных работ и очистки помещений, настилов лесов и подмостей от строительного мусора. Проведение консервации и реставрации живописи в помещениях, где не завершены ремонтно-реставрационные работы, категорически запрещается.

До начала ремонтно-реставрационных работ, а также в процессе этих работ на произведениях монументальной живописи можно выполнять только противоаварийные и профилактические работы.

10.2 При комплексных ремонтно-реставрационных работах и при участии в работах нескольких организаций генподрядчиком должны быть составлены единые ПОР (проект организации работ) и календарный график, в которых предусматривается очередность и правила ведения всех видов ремонтно-реставрационных работ, а также работ, связанных с эксплуатацией объекта культурного наследия.

В ПОР должны быть предусмотрены:

- очередность и порядок проведения реставрационных работ;

- профилактические меры защиты живописи и предметов декоративно-прикладного искусства от возможных повреждений и загрязнений при производстве монтажных и реставрационных работ;

- устройство лесов, подмостей, подъемных приспособлений, подводка освещения на каждое рабочее место;

- устройство мест для складирования и хранения материалов, инвентаря и инструментов, хранения и сушки спецодежды;

- обеспечение объекта водой;

- устройство бытовок, туалетов, мест для сбора мусора и стока грязной воды;

- бесперебойное снабжение материалами, инструментами, инвентарем;

- меры по организации техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности;

- в неотапливаемых помещениях - устройство временного отопления (по необходимости).

10.3 Установка лесов и подмостей для реставрации произведений монументальной живописи должна выполняться в основном по индивидуальным проектам с учетом специфики реставрации монументальной живописи. Рекомендуется располагать настилы и стойки так, чтобы они не закрывали наиболее значительных частей изображения.

Упоры лесов следует устанавливать только на разгранках между композициями или на фоновых частях. Перед установкой упора следует проверить прочность красочного слоя и штукатурки. Между упором и штукатуркой делается мягкая прокладка.

Ширина настилов должна обеспечивать возможность проведения фотофиксации.

Запрещается вносить в помещение и использовать для установки лесов сырую, неошкуренную, зараженную биовредителями древесину.

Запрещается обрабатывать древесину лесов антипиренами рядом с росписями. Такую обработку следует проводить в ином помещении или на улице.

10.4 При работе растворителями и другими токсичными материалами объект должен быть обеспечен вытяжкой и приточной вентиляцией, небьющейся посудой с притертыми пробками для хранения этих материалов. Все работники должны пройти инструктаж по пользованию токсичными материалами.

10.5 Для проведения реставрации настенной живописи в неотапливаемых помещениях в зимнее время возможно устройство временного отопления (при условии если оно рекомендовано специалистами). Отопление следует устанавливать по согласованному с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия проекту, в котором должны быть указания на допускаемые расчетные параметры температуры и влажности воздуха на период реставрации произведения монументальной живописи и эксплуатации временного отопления.

При эксплуатации временной отопительной системы следует руководствоваться следующим:

- в зимнее время отопление должно постоянно обеспечивать рекомендованную проектом температуру как в рабочее, так и в нерабочее время, не допуская больших суточных колебаний;

- включение отопления на объекте должно производиться в осеннее время, до начала промерзания стен и сводов;

- в помещении должны быть установлены приборы для постоянного наблюдения за температурой и влажностью;

- в случае отклонения от установленных проектом норм температуры и влажности необходимо принимать меры к их урегулированию.

10.6 При необходимости проведения реставрации настенной живописи в залах или хранилищах музея при сохраняющейся экспозиции эти работы могут быть начаты только после согласования режима работ с главным хранителем музея.

Должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие защиту всех экспонатов от возможных повреждений и загрязнений.

10.7 На произведении монументальной живописи непосредственным руководителем реставрационных работ является руководитель бригады художников-реставраторов, который несет ответственность за методическую направленность работ.

В обязанности руководителя бригады входит:

- организация труда бригады с рациональным использованием рабочего времени, материалов, оборудования и инвентаря с соблюдением последовательности выполнения реставрационных процессов;

- распределение работы между членами бригады в соответствии с квалификацией каждого реставратора;

- контроль за соблюдением каждым реставратором методики и технологии реставрации, проверка качества работ;

- организация проведения исследований, участие в исследованиях произведения монументальной живописи;

- организация фотофиксации и других видов фиксации реставрационных процессов;

- участие в составлении сметной и научно-реставрационной документации.

10.8 К самостоятельному выполнению консервационных и реставрационных работ допускаются только реставраторы, имеющие высокую квалификацию по монументальной живописи и прошедшие аттестацию. Сложность поручаемых работ должна соответствовать специализации реставратора, подтвержденной аттестацией.

10.9 При проведении работ по сохранению объектов культурного наследия категорически запрещается использовать помещения, в которых имеются произведения монументальной живописи, под склады строительных материалов и конструкций, а также под временные мастерские.

10.10 В тех случаях, когда на одном объекте работает несколько бригад художников-реставраторов, для соблюдения единого метода и принципов реставрации руководителю работ рекомендуется назначить из числа бригадиров одного ответственного исполнителя.

11 Научно-реставрационная документация

11.1 В состав научно-реставрационной документации входят:

- задание на проведение работ;

- программа научно-исследовательских и экспериментальных работ;

- отчет о научно-исследовательских работах;

- историческая справка;

- схемы-картограммы, фотографии, описания, фиксирующие состояние живописи до реставрации, в ходе ее и по окончании;

- методика проведения реставрационных работ;

- протоколы комиссий и акты приемной комиссии;

- отчет о консервационно-реставрационных работах.

11.2 Программа научно-исследовательских и экспериментальных работ разрабатывается в тех случаях, когда необходимо проводить комплексные исследования с привлечением специалистов смежных профессий: археологов, историков искусств, архитекторов, физиков, химиков, биологов, специалистов по температурно-влажностному режиму и других.

Программа состоит из следующих разделов:

- историко-архивные изыскания;

- изучение иконографии, атрибуция;

- исследование технического состояния;

- фотофиксация;

- проведение комплекса физико-оптических и химико-аналитических исследований;

- изучение биологических вредителей;

- проведение пробных реставрационно-консервационных операций;

- подготовка и оформление отчета о научно-исследовательских и экспериментальных работах.

11.3 Программа составляется научным руководителем работ, согласовывается с реставрационной комиссией и заказчиком.

11.4 На основании программы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия выдает разрешение на проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ непосредственно на произведении монументальной живописи.

11.5 Основным документом, определяющим характер и технологию консервационно-реставрационных работ, является "Методика реставрации произведения монументальной живописи".

11.6 Для каждого конкретного произведения монументальной живописи разрабатывается своя методика проведения реставрации. В ходе реставрации методика может уточняться, дорабатываться, в нее могут вноситься необходимые изменения.

В случаях использования ранее разработанных методик, апробированных на аналогичных объектах, необходимо обоснование возможности их применения на данном объекте.

11.7 Методика реставрации разрабатывается подрядчиком. В некоторых случаях проект методики может быть разработан в другом научно-реставрационном учреждении.

11.8 Проект методики передается на согласование в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия. К нему прилагаются копия лицензии исполнителя и отзыв (отзывы) рецензентов-экспертов и специалистов в области реставрации монументальной живописи. По решению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия проект методики до согласования может быть направлен на рассмотрение в научно-методический совет.

11.9 После внесения необходимых дополнений и исправлений проект методики согласовывается как "Методика реставрации произведения монументальной живописи (приводится название произведения)". Она содержит выводы из результатов научно-исследовательских работ и собственно методику, в которой приведены рецептуры, способы и последовательность проведения всех консервационных и реставрационных операций.

После согласования методика становится самостоятельным документом, в соответствии с которым проводятся реставрационные работы. Соблюдение положений методики для исполнителей обязательно.

Изменения и дополнения к методике согласовываются с реставрационной комиссией и соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

11.10 Примерная структура методики:

- титульный лист с указанием объекта реставрации, названием подрядчика, фамилий руководителя работ и авторов методики;

- введение (задание на проведение работ, краткая выписка из исторической справки);

- выводы по итогам научно-исследовательских и экспериментальных работ;

- характеристика рекомендуемых консервационных материалов (техническое наименование, ГОСТ или ТУ, мотивировка выбора);

- методика реставрационных операций и их последовательность;

- требования по технике безопасности при работе с химреактивами.

11.11 В "Отчете о научно-исследовательских и научно-экспериментальных работах" обобщаются результаты научных исследований и экспериментальных работ. Отчет должен включать в указанной последовательности:

- титульный лист;

- список исполнителей в алфавитном порядке с указанием занимаемой должности, ученой степени, звания, реставрационной квалификации; далее указывается номер раздела отчета, составленного данным исполнителем или выполненная им часть научно-исследовательских работ (НИР);

- реферат о проведенных НИР объемом не более одной страницы;

- содержание (оглавление);

- основную часть;

- приложения.

11.12 Основная часть отчета о НИР включает следующие разделы:

1) Введение;

2) Краткая историческая справка об объекте культурного наследия;

3) Технико-технологическая характеристика объекта культурного наследия;

4) Характеристика температурно-влажностного режима в объекте культурного наследия;

5) Описание технического состояния объекта культурного наследия;

6) Общая характеристика физико-химических и биологических факторов, отрицательно воздействующих на сохранность стенописи;

7) Описание научно-экспериментальных (пробных) работ по разработке методики реставрации (или внедрения существующей);

8) Проект методики реставрации памятника;

9) Фотодокументация.

В приложениях могут быть даны дополнительные сведения об объекте культурного наследия и проведенных на нем работах.

Примечание - Данная структура отчета по НИР предусматривает проведение научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ по полной программе. В случаях проведения лишь отдельных видов исследований их результаты оформляются в виде заключений. Заключение подписывается ответственными исполнителями и руководителем работ. Заключение прилагается к общему отчету о реставрации.

11.13 Отчет о НИР подписывается руководителем и исполнителями, после чего представляется в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия и передается заказчику.

11.14 По результатам проведения научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ и в соответствии с представленным отчетом заказчик в случае необходимости уточняет ранее сформулированные положения и требования соответствующих разделов "Задания на проведение работ". При необходимости в новой редакции "Задания" может предусматриваться проведение сопутствующих реставрационным работам научных исследований и экспериментальных работ. Отчет по этому виду НИР может оформляться самостоятельно или входить в итоговый отчет в качестве промежуточного раздела.

11.15 Рабочим и фиксирующим отчетным материалом при реставрации произведений монументальной живописи являются фотографии и схемы-картограммы.

11.16 Фотофиксация реставрируемого произведения монументальной живописи обязательна. Она фиксирует общий вид композиции (или отдельного изображения) и их деталей, показывающих степень сохранности живописи и характер разрушения (трещины, шелушения, распыления и т.д.).

11.17 Общие требования к фотографиям:

- черно-белые и цветные фотографии изготавливаются в формате не более А4;

- фотосъемка произведения монументальной живописи до реставрации, в процессе ее и после завершения работ должна производиться с одной точки;

- в кадре должны быть масштабная линейка, ч/б или цветовая шкала;

- фотографии должны быть четкими (хорошо видны разрушения и др. дефекты); при сопоставлении фотографий, фиксирующих разные стадии работ, результаты реставрационных работ должны быть хорошо видны;

- негативы и контрольные отпечатки передаются на постоянное хранение в архив реставрационной организации в соответствии с ГОСТ Р 55528. Регистрационные номера негативов проставляются под фотографиями, прилагаемыми к отчету.

11.18 Схемы-картограммы графически дополняют текст отчета и фиксируют основные состояния произведения монументальной живописи: до реставрации и в процессе.

Основным назначением схем-картограмм является фиксация местоположения произведения монументальной живописи в объекте культурного наследия, степени ее сохранности и послойного состава. Кроме того, на схемах-картограммах должны отмечаться виды разрушений произведений монументальной живописи, зоны их распределения, места отбора проб, проведенных при научно-экспериментальных и реставрационных работах. Особенно важно значение схем-картограмм для фиксации скрытых видов разрушений и проведенных реставрационных работ.

11.19 На схемах в избранном масштабе делается чертеж развертки стены (свода, плафона и т.д.) или их элементов. В виде схематической прориси наносится рисунок композиций и условными знаками в цвете или графически показываются различные виды повреждений, поздних дополнений и места проведенных реставрационных работ. Рисунок композиции делается схематично, но изображение должно воспроизводить характерные особенности оригинала с соблюдением избранного масштаба.

Примечание - Вместо развертки стены могут применяться чертежи разрезов объекта культурного наследия, а для куполов и сложных сводов - их проекции.

11.20 Схема-картограмма должна быть удобна для работы с ней. Следует по возможности избегать очень больших размеров. Рекомендуется, чтобы лист схемы не превышал стандартные размеры чертежного листа.

Выбор масштаба схемы зависит от общего размера стены объекта культурного наследия или группы композиций, помещаемых на одном листе, от размера изображения оригинала, от степени насыщенности схемы линиями рисунка и условными знаками. Наиболее предпочтительны масштабы 1:20 (в некоторых случаях 1:40 и 1:50) для объектов культурного наследия с крупными изображениями и 1:10 при мелких изображениях.

Схемы, фиксирующие работы на объекте культурного наследия и входящие в общий отчет, следует делать в едином масштабе.

Схемы сопровождаются пояснительными надписями и условными обозначениями.

11.21 Итоговый отчет о реставрации произведения монументальной живописи (о полном комплексе работ или этапе) содержит:

- титульный лист установленной формы;

- реферат объемом 0,5-1 стр., содержащий краткие сведения о проведенной работе, о времени и месте реставрации на объекте культурного наследия, об объеме отчета, количестве томов, фотографий и схем, об основных видах работ, о промежуточных отчетах;

- содержание (оглавление);

- список исполнителей;

- перечень сокращений, символов, специальных терминов с их определением;

- основную часть, в которую входят: введение, историческая справка, краткое иконографическое описание сюжетов, описание состояния произведения монументальной живописи до реставрации по результатам визуального обследования и по данным других видов исследований, описание зондажей, пробных расчисток и укреплений с выводами по этим пробам, описание выполненных в ходе реставрации работ, включая натурные, лабораторные, архивные исследования и виды фиксации этих работ с указанием исполнителей и результатов, данные о температурно-влажностном режиме, методика, атрибуция живописи (если проводилась);

- заключение, в котором даются выводы о проведенной реставрации, рекомендации;

- список использованной литературы;

- перечень фотографий и схем;

- приложения.

В состав приложений входят: задание на проведение работ, протоколы заседаний реставрационных советов и комиссий, заключения лабораторий о проведенных исследованиях, схемы-картограммы, фотографии, слайды, выкраски с зондажей (если выполнялись).

11.22 Если какие-либо из перечисленных разделов содержатся в ранее подготовленном отчете о научно-исследовательских и научно-экспериментальных работах, в итоговом отчете необходимо сделать соответствующие указания. Прилагать утвержденную методику к итоговому отчету обязательно.

11.23 Отчетным документом по реставрации фрагментов произведения монументальной живописи, находящихся на музейном хранении или передаваемых на музейное хранение, является реставрационный паспорт, используемый для движимых памятников истории и культуры.

11.24 Срок сдачи итоговой отчетной документации - не позднее чем через три месяца после приема работ комиссией.

12 Контроль производства реставрационных работ на произведениях монументальной живописи

12.1 Государственный контроль за своевременным и качественным проведением консервационно-реставрационных работ осуществляется соответствующими органами охраны объектов культурного наследия.

12.2 В процессе проведения консервационно-реставрационных работ на произведении монументальной живописи осуществляется научно-методический контроль.

12.3 Научно-методический контроль за ведением консервационно-реставрационных работ на произведении монументальной живописи в объектах культурного наследия осуществляется реставрационной комиссией с участием представителей органов охраны объектов культурного наследия и заказчика.

12.4 Задача научно-методического контроля - обеспечение соблюдения методических принципов ведения реставрационных работ, наблюдение за практическим осуществлением утвержденной методики консервационно-реставрационных работ.

12.5 Реставрационная комиссия рассматривает и решает методические вопросы ведения реставрационных работ, конкретизирует задание на проведение работ, программу научно-исследовательских работ, методическую направленность, очередность и характер каждого этапа консервационно-реставрационных работ, проверяет их качество и профессиональный уровень, соответствие методике, своевременность и достоверность документальной фиксации, следит за выполнением методических рекомендаций.

12.6 Результаты работы реставрационной комиссии оформляются в виде заключений или протоколов, подписанных всеми членами комиссии, согласовываются с органами охраны объектов культурного наследия, доводятся до сведения заказчика, подрядчика и других заинтересованных организаций.

12.7 Решения комиссии с участием представителей соответствующих органов охраны объектов культурного наследия являются обязательными как для заказчика, так и для исполнителя работ.

12.8 Руководитель бригады художников-реставраторов к каждому заседанию комиссии обязан представлять рабочую документацию - фотофиксацию, схемы-картограммы, другую документацию на объем работ, представляемых на рассмотрение комиссии.

12.9 Постоянный надзор на местах за ведением реставрационных работ и выполнением рекомендаций комиссий осуществляют соответствующие органы охраны объектов культурного наследия и научно-реставрационный совет подрядчика.

13 Сдача и прием завершенных реставрационных работ

13.1 Сдача и прием завершенных реставрационных работ на произведениях монументальной живописи осуществляются руководителем работ, реставрационной комиссией и представителями соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

13.2 К сдаче должна быть подготовлена вся необходимая документация с заданием, отчетом о НИР, методикой, протоколами всех проводившихся на объекте заседаний, фотодокументацией, результатами анализов, заключениями экспертов. Прием работ производится с лесов. Не допускается убирать леса до приема работ, равно как и принимать законченные работы с уровня пола. Комиссия сверяет отреставрированные росписи в натуре с фиксационной документацией.

13.3 По итогам сдачи и приема реставрационных работ составляется акт или протокол с обязательной оценкой профессионального уровня выполненной реставрации. Акт (протокол) подписывается всеми членами комиссии.

13.4 Реставрационные работы считаются сданными только после оформления акта (протокола) приема завершенных работ.

13.5 Отчетная документация с приложением акта (протокола) приема реставрационных работ в течение трех месяцев после завершения работ передается заказчику и представляется в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия; в отдельных случаях срок сдачи может быть продлен по согласованию с указанным органом.

14 Ответственность за сохранность реставрационного произведения монументальной живописи, наблюдение за его сохранением

14.1 Пользователь (собственник) объекта культурного наследия несет ответственность за сохранность находящихся в нем произведений монументальной живописи.

14.2 Ответственность за качество проведенных работ по сохранению произведений монументальной живописи несет исполнитель реставрационных работ.

14.3 Регулярный контроль за сохранением реставрированных произведений монументальной живописи обеспечивается соответствующими органами охраны объектов культурного наследия.

14.4 На каждом объекте культурного наследия должен иметься журнал фиксации состояния его сохранности с указанием параметров температурно-влажностного режима и фиксацией мелких профилактических операций.

Профилактические работы более серьезного характера сопровождаются фотофиксацией и оформляются актом, который передается пользователю и в соответствующие органы охраны объектов культурного наследия.

Библиография

[1]

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 683 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения"

[2]

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N 811 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия"

[3]

Инструкция по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи - памятниках истории и культуры. Утверждена приказом Министерства культуры СССР от 14 марта 1988 г. N 118

УДК 351.853:006.034

ОКС 97.195

Ключевые слова: объекты культурного наследия, произведения монументальной живописи, консервация произведений монументальной живописи, реставрация произведений монументальной живописи

Электронный текст документа
и сверен по:

, 2019