ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТР
70917—
2023/
ISO/TS 19466:2017
МОПЕДЫ И МОТОЦИКЛЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Метод испытаний для оценки эффективности систем рекуперативного торможения
(ISO/TS 19466:2017, IDT)
Издание официальное
Москва Российский институт стандартизации 2023
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока «РУСБАТ» (Ассоциация «РУСБАТ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4, при участии Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «Институт стандартизации»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 «Аккумуляторы и батареи»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2023 г. № 836-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 19466:2017 «Мопеды и мотоциклы с электрическим приводом. Метод испытаний для оценки эффективности систем рекуперативного торможения» (ISO/TS 19466:2017 «Electrically propelled mopeds and motorcycles — Test method for evaluating performance of regenerative braking systems», IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.
Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
© ISO, 2017 © Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2023
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5 Определение коэффициентов изменения контрольного пробега и потребления энергии
5.1 Общие положения
5.2 Коэффициент изменения контрольного пробега
5.3 Коэффициент изменения контрольного потребления энергии
6 Оценка эффективности системы рекуперативного торможения тягового электродвигателя
6.1 Подготовка к испытаниям
6.2 Процедура испытания
Приложение А (справочное) Протокол испытания
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным, национальным стандартам
Библиография
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОПЕДЫ И МОТОЦИКЛЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Метод испытаний для оценки эффективности систем рекуперативного торможения
Electrically propelled mopeds and motorcycles. Test method for evaluating performance of regenerative braking systems
Дата введения — 2023—12—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы рекуперативного торможения электрических мопедов и мотоциклов, приводимых в движение тяговыми электродвигателями (ТЭД) с аккумуляторными батареями, и устанавливает метод испытаний для оценки эффективности. Эффективность системы рекуперативного торможения оценивают в рамках двух аспектов: во-первых, насколько система рекуперативного торможения может увеличить пробег мотоцикла или мопеда или снизить потребление энергии; во-вторых, насколько эффективна система ТЭД при работе в качестве генератора в режиме рекуперативного торможения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 13064-1:2012, Battery-electric mopeds and motorcycles — Performance — Part 1: Reference energy consumption and range (Мопеды и мотоциклы с электробатареями. Рабочие характеристики. Часть 1. Стандартное потребление и диапазон энергии)
ISO 13064-2:2012, Battery-electric mopeds and motorcycles — Performance — Part 2: Road operating characteristics (Мопеды и мотоциклы с электробатареями. Рабочие характеристики. Часть 2. Дорожные эксплуатационные показатели)
IEC 60034-1, Rotating electrical machines — Part 1: Rating and performance (Машины электрические вращающиеся. Часть 1. Номинальные значения параметров и эксплуатационные характеристики)
IEC 60034-2-1, Rotating electrical machines — Part 2-1: Standard methods for determining losses and efficiency from test (excluding machines for traction vehicles) [Машины электрические вращающиеся. Часть 2-1. Стандартные методы определения потерь и коэффициента полезного действия по испытаниям (за исключением машин для подвижного состава)]
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 13064-2, МЭК 60034-1, МЭК 60034-2-1, а также следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;
- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.
Издание официальное
3.1 нагрузочный электродвигатель (load motor): Электродвигатель, который предназначен для имитации дорожной нагрузки, а также тормозного момента при испытании системы электродвигателя (3.11) электрических мопедов и мотоциклов.
Примечание — Во время испытания скорость вращения и крутящий момент нагрузочного электродвигателя должны иметь возможность регулировки в пределах установленного диапазона.
3.2 система нагрузочного электродвигателя (load motor system): Комбинация нагрузочного электродвигателя (3.1) и инвертора.
3.3 контрольное потребление энергии (reference energy consumption): Количество электрической энергии от электросети, затраченное для зарядки тяговой батареи, деленное на расстояние, пройденное после прохождения электрического мотоцикла или мопеда через указанную последовательность испытаний.
Примечание — Контрольное потребление энергии, как правило, выражают в ватт-часах на километр (Вт-ч/км).
[ISO/TR 8713:2012, 2.62, изменено — термин «транспортное средство» заменен на термин «электрический мотоцикл или мопед»]
3.4 коэффициент изменения контрольного потребления энергии (reference energy consumption gain): Отношение изменения контрольного потребления энергии (3.3) при включенной и выключенной системе рекуперативного торможения (3.7) к контрольному потреблению энергии при включенной системе рекуперативного торможения1).
Примечание — Коэффициент положительный, если при использовании системы рекуперативного торможения контрольное потребление энергии снижается.
3.5 контрольный пробег (reference range): Расстояние, пройденное мотоциклом или мопедом с электрическим приводом по заданной последовательности испытаний на полностью заряженной тяговой батарее до конца последовательности испытаний по достижении установленных критериев ее завершения.
Примечание — Контрольный пробег, как правило, выражают в километрах, км.
[ISO/TR 8713:2012, 2.63, изменено — «транспортное средство» заменено на «мотоцикл или мопед»]
3.6 коэффициент изменения контрольного пробега (reference range gain): Отношение изменения контрольного пробега (3.5) при включенной и выключенной системе рекуперативного торможения (3.7) к контрольному пробегу при включенной системе рекуперативного торможения2).
Примечание — Коэффициент изменения контрольного пробега является положительным, если при использовании системы рекуперативного торможения контрольный пробег увеличивается.
3.7 система рекуперативного торможения (regenerative braking system): Тормозная система, которая во время замедления транспортного средства обеспечивает преобразование кинетической энергии в электрическую энергию.
3.8 эффективность рекуперативного торможения системы тягового электродвигателя (regenerative braking efficiency of traction motor system): Эффективность системы тягового электродвигателя при работе в качестве генератора в режиме рекуперативного торможения, которая представляет собой отношение потребляемой механической мощности к выходной электрической мощности.
3.9 степень заряженности; СЗ (state of charge SOC): Фактическое количество электрической энергии батарейного блока или системы, указанное в процентах от нормированной емкости.
3.10 испытуемый электродвигатель (test motor): Электродвигатель, используемый при испытании в качестве основного тягового электродвигателя для электрических мопедов и мотоциклов, который генерирует тяговый крутящий момент, а также рекуперированную электрическую энергию во время торможения.
3.11 система испытуемого электродвигателя (test motor system): Комбинация испытуемого электродвигателя (3.10) и его инвертора.
4 Общие положения
На характеристики системы рекуперативного торможения влияют различные элементы и аспекты, такие как электродвигатель и инвертор, напряжение батареи, температура, стратегия управления тормозами, дорожная нагрузка, дорожная ситуация, поведение водителей за рулем и т. д.
Для оценки эффективности системы рекуперативного торможения с учетом этих факторов необходимо определить ее характеристики как в рамках функционирования транспортного средства (ТС), так и в рамках функционирования системы ТЭД. Характеристики системы рекуперативного торможения в рамках функционирования ТС — это коэффициент изменения контрольного пробега (см. 5.2) и коэффициент изменения контрольного потребления энергии (см. 5.3), в рамках функционирования системы ТЭД — эффективность системы ТЭД при ее работе в качестве генератора (см. раздел 6).
Примечание — Коэффициент изменения контрольного потребления энергии или коэффициент изменения контрольного пробега — показатели повышения характеристик ТС за счет системы рекуперативного торможения с точки зрения контрольного потребления энергии и контрольного пробега соответственно.
5 Определение коэффициентов изменения контрольного пробега
и потребления энергии5.1 Общие положения
Коэффициенты изменения контрольного пробега и изменения контрольного потребления энергии вычисляют по результатам определения контрольного пробега и контрольного энергопотребления по ИСО 13064-1. Метод испытаний для мопедов установлен в ИСО 13064-1:2012 (приложение А), для мотоциклов— в ИСО 13064-1:2012 (приложение В).
5.2 Коэффициент изменения контрольного пробега
Для определения коэффициента изменения контрольного пробега необходимо измерить контрольный пробег мотоцикла или мопеда по ИСО 13064-1 при включенной и выключенной системах рекуперативного торможения. Процедура испытания для определения коэффициента изменения контрольного пробега состоит из следующих этапов:
а) начальная зарядка тяговой батареи (см. ИСО 13064-1:2012, 7.4.2);
Ь) применение соответствующей последовательности испытаний с включенной системой рекуперативного торможения до тех пор, пока будет соблюдаться допустимое отклонение значения скорости, установленное в ИСО 13064-1:2012, раздел 5, для измерения контрольного пробега don (см. ИСО 13064-1:2012, 7.4.3);
с) применение соответствующей последовательности испытаний с выключенной системой рекуперативного торможения до тех пор, пока будет соблюдаться допустимое отклонение значения скорости, установленное в ИСО 13064-1:2012 (раздел 5) для измерения контрольного пробега c/off (см. ИСО 13064-1:2012, 7.4.3)3>;
d) расчет коэффициента изменения контрольного пробега Grange в соответствии с формулой (1):
G = d°"~ d°ft - юр (1)
range н luu-°оп
5.3 Коэффициент изменения контрольного потребления энергии
Для определения коэффициента изменения контрольного потребления энергии необходимо измерить контрольное потребление энергии мотоцикла или мопеда по ИСО 13064-1 при включенной и выключенной системах рекуперативного торможения. Процедура испытания для определения коэффициента изменения потребления энергии состоит из следующих этапов:
а) начальная зарядка тяговой батареи (ИСО 13064-1:2012, 7.4.2);
Ь) применение соответствующих последовательностей испытаний с выключенной системой рекуперативного торможения до тех пор, пока будет соблюдаться допустимое отклонение значения скорости, установленное в ИСО 13064-1:2012 (раздел 5) и произведена запись количества завершенных последовательностей испытаний для этапа по перечислению d).
Примечание — Если допустимое отклонение значения скорости, установленное в ИСО 13064-1:2012 (раздел 5) не соблюдается при проведении этапа последовательности с номером Л/ + 1, то завершенное количество испытательных последовательностей равно Л/;
с) зарядка тяговой батареи и измерение энергии Eoff, полученной от электросети (см. ИСО 13064-1:2012, 7.4.4);
d) применение N соответствующих последовательностей испытаний, записанных на этапе по перечислению Ь) с включенной системой рекуперативного торможения;
е) зарядка тяговой батареи и измерение энергии Еоп, полученной от электросети (см. ИСО 13064-1:2012, 7.4.4);
f) расчет коэффициента изменения потребления энергии Genergy в соответствии с формулой (2):
Q = ^ОП- ^Off dQQ /О\
'-'energy F con
6 Оценка эффективности системы рекуперативного торможения тягового электродвигателя
6.1 Подготовка к испытаниям
6.1.1 Общие положенияНа рисунке 1 показан пример испытательной установки, состоящей из системы нагрузочного электродвигателя и системы испытуемого электродвигателя, которые механически соединены через коаксиальную муфту, из источника питания, датчиков измерения крутящего момента и скорости, из анализатора мощности и оборудования для обработки данных.
Когда испытуемый электродвигатель работает как ТЭД в режиме движения, нагрузочный электродвигатель должен быть способен имитировать любую заданную дорожную нагрузку с точки зрения угловой скорости и крутящего момента. Когда ТЭД работает как генератор в режиме рекуперативного торможения, нагрузочный электродвигатель должен быть способен генерировать тормозной момент при заданной скорости, установленной в процедуре испытания.
Испытание проводят в температурной камере для управления температурой испытуемого электродвигателя.
6.1.2 Система нагрузочного электродвигателя
Скорость вращения и крутящий момент системы нагрузочного электродвигателя должны быть регулируемыми. Максимальная частота вращения и крутящий момент должны не менее чем в 1,2 раза превышать значения для испытуемого электродвигателя, указанные в таблицах 1 и 2.
6.1.3 Датчики крутящего момента и скорости
Между системой испытуемого электродвигателя и системой нагрузочного электродвигателя должны быть установлены датчики крутящего момента и скорости вращения. Диапазон измерений датчиков крутящего момента и скорости вращения электродвигателя должен не менее чем в 1,2 раза превышать частоту вращения и крутящий момент системы испытуемого электродвигателя, указанные в таблицах 1 и 2.
Точность датчиков крутящего момента и скорости вращения должна находиться в пределах ±0,2 % и ±0,1 % максимального значения соответственно, как определено в МЭК 60034-2-1.
6.1.4 Источник питания постоянного тока
Для имитации зарядки и разрядки тяговой батареи ТС источник питания должен обеспечивать двунаправленный поток электрической энергии, подачу мощности для движения и поглощение мощности при рекуперативном торможении.
Точность измерения должна быть в пределах ±5 % максимального напряжения и тока во время подачи и поглощения энергии.
Источник питания постоянного тока должен иметь минимальную мощность, в 1,5 раза превышающую входную мощность испытуемого электродвигателя, указанную в таблицах 1 и 2.
При использовании тяговой батареи ТС ее СЗ должна находиться в диапазоне 75 %—90 % емкости батареи.
6.1.5 Анализатор мощности
Анализатор мощности вычисляет эффективность системы испытуемого электродвигателя на основании механической мощности на входе в испытуемый электродвигатель и электрической мощности, отдаваемой системой испытуемого электродвигателя.
Анализатор мощности должен иметь точность в пределах ±0,2 % максимального значения.
6.1.6 Измерение напряжения и тока
При измерении напряжения и тока, подаваемых на инвертор от батареи или источника постоянного тока, датчик напряжения и тока должен иметь полосу пропускания не менее 3 кГц и точность ±0,3 % (см. МЭК 60034-2-1) максимального значения.
6.1.7 Измерение температуры
Измерительное оборудование для измерения температуры обмотки испытуемого электродвигателя должно иметь точность в пределах ±1 °C.
6.2 Процедура испытания
6.2.1 Общие положенияЭффективность рекуперативного торможения системы испытуемого электродвигателя измеряют в установившемся режиме (см. 6.2.2) и в динамическом режиме (см. 6.2.3). В установившемся режиме эффективность измеряют при заданной постоянной скорости вращения и крутящем моменте, а в динамическом режиме эффективность измеряют при переменной скорости вращения и крутящем моменте в зависимости от времени.
6.2.2 Определение эффективности рекуперативного торможения в установившемся режиме
Эффективность рекуперативного торможения системы испытуемого электродвигателя измеряют при заданных установившихся скоростях вращения и крутящих моментах, которые охватывают диапазон конструктивных характеристик испытуемого электродвигателя.
Система нагрузочного электродвигателя обеспечивает механическую нагрузку для проверки системы испытуемого электродвигателя в заданных точках испытания на основе нормированного крутящего момента (см. таблицу 1 и рисунок 2) или нормированной мощности (см. таблицу 2 и рисунок 3).
Значения скорости и крутящего момента системы испытуемого электродвигателя, приведенные в таблице 1 и на рисунке 2, основаны на процентной доле нормированного крутящего момента; в таблице 2 и на рисунке 3 — на процентной доле нормированной мощности.
Эффективность рекуперативного торможения в установившемся режиме системы испытуемого электродвигателя r|s в каждой точке скорости вращения и крутящего момента рассчитывают по формуле (3): где Р — электрическая мощность рекуперации, Вт;
п — скорость вращения испытуемого электродвигателя, об/мин;
Т — крутящий момент испытуемого электродвигателя, Н-м.
Информацию об эффективности рекуперативного торможения в установившемся режиме фиксируют в протоколе, пример которого приведен в таблице А.1.
Таблица 1 — Точки измерения, основанные на нормированном крутящем моменте
Номер точки | Скорость, % | Крутящий момент, % | Мощность, % |
1 | 100 | 100 | 100 |
2 | 75 | 100 | 75 |
3 | 50 | 100 | 50 |
4 | 25 | 100 | 25 |
5 | 100 | 75 | 75 |
6 | 75 | 75 | 56 |
7 | 50 | 75 | 38 |
8 | 25 | 75 | 19 |
9 | 100 | 50 | 50 |
10 | 75 | 50 | 38 |
11 | 50 | 50 | 25 |
12 | 25 | 50 | 13 |
13 | 100 | 25 | 25 |
14 | 75 | 25 | 19 |
15 | 50 | 25 | 13 |
16 | 25 | 25 | 6 |
X — % нормированной скорости; У— % нормированного крутящего момента
Рисунок 2 — Точки измерения, основанные на нормированном крутящем моменте
Таблица 2 — Точки измерения, основанные на нормированной мощности
Номер точки | Скорость, % | Крутящий момент, % | Мощность, % |
1 | 100 | 100 | 100 |
2 | 200 | 50 | 100 |
3 | 300 | 33 | 100 |
Окончание таблицы 2
Номер точки | Скорость, % | Крутящий момент, % | Мощность, % |
4 | 400 | 25 | 100 |
5 | 100 | 75 | 75 |
6 | 200 | 38 | 75 |
7 | 300 | 25 | 75 |
8 | 400 | 19 | 75 |
9 | 100 | 50 | 50 |
10 | 200 | 25 | 50 |
11 | 300 | 17 | 50 |
12 | 400 | 13 | 50 |
13 | 100 | 25 | 25 |
14 | 200 | 13 | 25 |
15 | 300 | 8 | 25 |
16 | 400 | 6 | 25 |
Y 4 ОС | Постоянная нагрузка на выходе, % | |||||||||
100 | ||||||||||
75 | ||||||||||
50 | ||||||||||
25 | ||||||||||
) 100 | 200 | 300 | 400 | 500 X |
X — % нормированной скорости; Y — % нормированного крутящего момента
Рисунок 3 — Точки измерения, основанные на нормированной мощности
6.2.3 Определение эффективности рекуперативного торможения в динамическом режиме
Эффективность рекуперативного торможения в динамическом режиме измеряют при линейно уменьшающейся скорости и постоянном крутящем моменте для имитации типичной ситуации торможения, как показано на рисунке 4. л1 и п2 — скорость вращения электродвигателя во время начала и во время окончания t2 торможения, а Т12 — постоянный крутящий момент при рекуперативном торможении.
Поскольку относительная величина крутящего момента механического торможения и крутящего момента рекуперативного торможения различна для каждой системы рекуперативного торможения, скорость вращения электродвигателя во время начала f1 и во время окончания t2 торможения, а также крутящий момент электродвигателя во время рекуперативного торможения Т12 следует определять соглашением заинтересованных сторон. В таблице 3 приведены два варианта, в которых указаны скорость, крутящий момент электродвигателя и продолжительность торможения на низкой и высокой скоростях.
п — скорость; t— время; Т — крутящий момент
Рисунок 4 — Скорость вращения электродвигателя и тормозной момент при рекуперативном торможении
Таблица 3 — Примеры скорости и крутящего момента для испытания в динамическом режиме
Сценарий | Процент от максимальной скорости вращения пр % | Процент от максимальной скорости вращения п2, % | Длительность: f2 - ^1, с | Процент от максимального крутящего момента электродвигателя Т12, % |
Торможение при низкой скорости движения | 40 | 10 | 8 | 10 |
Торможение при высокой скорости движения | 60 | 40 | 10 | 10 |
Для данного испытания частота вращения электродвигателя с нагрузкой и крутящий момент испытуемого электродвигателя должны изменяться динамически. Сначала устанавливают скорость вращения нагрузочного электродвигателя на значение п^, а крутящий момент испытуемого электродвигателя на Т12 и выдерживают до стабилизации значений. Затем линейно уменьшают скорость нагрузочного электродвигателя до п2, сохраняя при этом постоянный крутящий момент Т^2, как показано на рисунке 4, и измеряют мощность, генерируемую при рекуперации системой испытуемого электродвигателя.
Эффективность рекуперативного торможения системы электродвигателя в динамическом режиме T]t рассчитывают по формуле (4):
f2
J Pi(t)dt
-------- (4) 2ят/ 60 J n(t)dt /
где Р| — электрическая мощность рекуперации, Вт;
п — скорость вращения испытуемого электродвигателя, об/мин;
Т — крутящий момент испытуемого электродвигателя, Н м.
Информацию об эффективности динамического рекуперативного торможения фиксируют в протоколе, пример которого приведен в таблице А.2.
Приложение А (справочное)
Протокол испытания
В протоколе испытания должны быть указаны измеренные и рассчитанные значения, включая всю информацию, содержащуюся в таблицах А. 1 и А.2.
Таблица А.1 — Протокол испытаний эффективности рекуперативного торможения в установившемся режиме
Общая информация | |||||||||
Дата и время испытаний | Место испытаний | ||||||||
Испытатель | Лицо, ответственное за проведение испытания | ||||||||
Испытание на постоянный крутящий момент | |||||||||
Номер точки | Скорость, % | Крутящий момент, % | Мощность, % | Температура, °C | Эффективность | ||||
Электродвигатель | Инвертор | ||||||||
1 | 100 | 100 | 100 | ||||||
2 | 75 | 100 | 75 | ||||||
3 | 50 | 100 | 50 | ||||||
4 | 25 | 100 | 25 | ||||||
5 | 100 | 75 | 75 | ||||||
6 | 75 | 75 | 56 | ||||||
7 | 50 | 75 | 38 | ||||||
8 | 25 | 75 | 19 | ||||||
9 | 100 | 50 | 50 | ||||||
10 | 75 | 50 | 38 | ||||||
11 | 50 | 50 | 25 | ||||||
12 | 25 | 50 | 13 | ||||||
13 | 100 | 25 | 25 | ||||||
14 | 75 | 25 | 19 | ||||||
15 | 50 | 25 | 13 | ||||||
16 | 25 | 25 | 6 | ||||||
1 | 100 | 100 | 100 | ||||||
2 | 200 | 50 | 100 | ||||||
3 | 300 | 33 | 100 | ||||||
4 | 400 | 25 | 100 | ||||||
5 | 100 | 75 | 75 | ||||||
6 | 200 | 38 | 75 | ||||||
7 | 300 | 25 | 75 | ||||||
8 | 400 | 19 | 75 | ||||||
9 | 100 | 50 | 50 | ||||||
10 | 200 | 25 | 50 | ||||||
11 | 300 | 17 | 50 | ||||||
12 | 400 | 13 | 50 | ||||||
13 | 100 | 25 | 25 | ||||||
14 | 200 | 13 | 25 | ||||||
15 | 300 | 8 | 25 | ||||||
16 | 400 | 6 | 25 |
Таблица А.2 — Протокол испытаний эффективности рекуперативного торможения в динамическом режиме
Общая информация | ||||||||
Дата и время испытаний | Место испытаний | |||||||
Испытатель | Лицо, ответственное за проведение испытания | |||||||
Сценарии измерений эффективности рекуперативного торможения | ||||||||
Сценарий | Скорость вращения в начале испытания п1, % | Скорость вращения в конце испытания П2, % | Длительность: - Гт, с | Крутящий момент электродвигателя Т12 N-m | ||||
Торможение на низкой скорости движения | ||||||||
Торможение на высокой скорости движения | ||||||||
Эффективность | ||||||||
Механическая энергия, Втч | ||||||||
Рекуперированная энергия, Вт ч | ||||||||
Эффективность, % |
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным, национальным стандартам
Таблица ДА. 1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного, национального стандарта |
ISO 13064-1:2012 | — | * |
ISO 13064-2:2012 | — | * |
IEC 60034-1 | IDT | ГОСТ IEC 60034-1—2014 «Машины электрические вращающиеся. Часть 1. Номинальные значения параметров и эксплуатационные характеристики» |
IEC 60034-2-1 | IDT | ГОСТ Р МЭК 60034-2-1—2017 «Машины электрические вращающиеся. Часть 2-1. Стандартные методы определения потерь и коэффициента полезного действия по испытаниям (за исключением машин для подвижного состава)» |
Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:
|
Библиография
[1] ISO 6460-2, Motorcycles — Measurement method for gaseous exhaust emissions and fuel consumption — Part 2: Test cycles and specific test conditions (Мотоциклы. Метод измерения выбросов выхлопных газов и потребления топлива. Часть 2. Циклы испытаний и специальные условия испытаний)
[2] ISO 6855-2, Mopeds — Measurement method for gaseous exhaust emissions and fuel consumption — Part 2: Test cycles and specific test conditions (Мопеды. Метод измерения выбросов отработавших газов и расхода топлива. Часть 2. Циклы тестирования и специфические условия испытаний)
[3] ISO/TR 8713:2012, Electrically propelled road vehicles — Vocabulary (Транспорт дорожный с электроприводом. Словарь)
[4] ISO 11486, Motorcycles — Methods for setting running resistance on a chassis dynamometer (Мотоциклы. Методы установления сопротивления движению на беговом барабане)
[5] ISO 28981, Mopeds — Methods for setting the running resistance on a chassis dynamometer (Мопеды. Методы установления сопротивления движению на беговом барабане)
УДК 62.835:006.354
ОКС 43.140
Ключевые слова: мотоциклы, мопеды, электрический привод, система рекуперативного торможения, оценка эффективности, метод испытаний
Редактор Л.С. Зимилова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка Л.А. Круговой
Сдано в набор 15.09.2023. Подписано в печать 19.09.2023. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,58.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.
1
) Определение изменено для приведения в соответствие с формулой (2).
2
) Определение изменено для приведения в соответствие с формулой (1).
3
> Перед выполнением действий по перечислению с) следует повторно выполнить действия по перечислению а).