allgosts.ru27.020 Двигатели внутреннего сгорания27 ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА

ГОСТ Р ИСО 3046-1-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные мощность, расходы топлива и смазочного масла. Методы испытаний

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 3046-1-99
Наименование:
Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные мощность, расходы топлива и смазочного масла. Методы испытаний
Статус:
Заменен
Дата введения:
01.01.2001
Дата отмены:
Заменен на:
ГОСТ Р 52517-2005
Код ОКС:
27.020, 47.020.20

Текст ГОСТ Р ИСО 3046-1-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные мощность, расходы топлива и смазочного масла. Методы испытаний

ГОСТ Р ИСО 3046-1-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ

Характеристики

Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные
мощность, расходы топлива и смазочного масла

Методы испытаний

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 35 «Дизели судовые, тепловозные и промышленные»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1999 г. № 374-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст ИСО 3046-1-95 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные мощность, расходы топлива и смазочного масла. Методы испытаний»

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 2

2 Нормативные ссылки. 2

3 Определения. 2

4 Обозначения. 4

5 Общие требования. 5

6 Стандартные исходные условия. 6

7 Вспомогательное оборудование. 6

8 Объявление мощности. 6

9 Объявление расхода топлива. 9

10 Объявление расхода смазочного масла. 9

11 Информация, предоставляемая потребителем.. 9

12 Информация, предоставляемая изготовителем.. 10

13 Методы приведения мощности и пересчета удельного расхода топлива. 11

14 Метод корректировки мощности. 13

15 Методы испытаний. 14

16 Отчет об испытаниях. 14

Приложение А. Примеры вспомогательного оборудования, которое может быть установлено на дизеле. 15

Приложение Б. Таблицы для определения давления водяного пара и коэффициентов: давления сухого воздуха, индикаторной мощности, приведения расхода топлива и приведения мощности. 16

Приложение В. Примеры приведения мощности и пересчета удельного расхода топлива от стандартных исходных условий или заменяющих исходных условий к местным окружающим условиям.. 21

Приложение Г. Примеры корректировки мощности дня нерегулируемых дизелей. 22

Приложение Д. Пример приведения мощности от местных окружающих условий к окружающим условиям при испытаниях и заменяющим местные окружающие условия для регулируемых дизелей. 25

ГОСТ Р ИСО 3046-1-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ

Характеристики

Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные мощность, расходы топлива и смазочного масла

Методы испытаний

Reciprocating internal combustion engines. Performance. Part. 1. Standard reference conditions, declarations of
power, fuel and lubricating oil consumptions. Test methods

Дата введения 2001-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные поршневые двигатели внутреннего сгорания, работающие на жидком топливе (далее - дизели).

Настоящий стандарт определяет стандартные исходные условия, виды объявления мощности, расхода топлива и смазочного масла, методы приведения и корректировки мощности и пересчета удельного расхода топлива, а также методы испытаний дизелей.

Настоящий стандарт не распространяется на дизели, используемые для привода тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей и самолетов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 10448-80 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

зависимое вспомогательное оборудование: Любое оборудование, наличие или отсутствие которого влияет на выходную мощность дизеля;

независимое вспомогательное оборудование: Любое оборудование, для привода в действие которого используют мощность от постороннего источника, а не от дизеля;

существенное вспомогательное оборудование: Любое оборудование, необходимое для продолжения или возобновления работы дизеля;

несущественное вспомогательное оборудование: Любое оборудование, которое является необязательным для продолжения или возобновления работы дизеля;

регулировка дизеля: Физическая процедура настройки дизеля для адаптации его к различным сочетаниям параметров окружающей среды, например перемещение упора подачи топлива, пересогласование турбокомпрессора, изменение угла опережения подачи топлива или другие технические изменения. В таком случае дизель является отрегулированным;

нерегулируемый дизель: Дизель, конструкция которого не допускает физических процедур и настройки для работы в различных условиях;

частота вращения дизеля: Число оборотов коленчатого вала дизеля в единицу времени;

объявленная частота вращения дизеля: Частота вращения дизеля, соответствующая объявленной мощности.

Примечание - Для некоторых применений дизелей объявленная частота вращения называется номинальной частотой вращения;

объявленная мощность: Мощность, объявленная изготовителем дизеля, которую будет вырабатывать дизель при заданных окружающих условиях.

Примечание - Для некоторых применений дизелей объявленная мощность называется номинальной мощностью;

индикаторная мощность: Общая мощность, развиваемая в рабочих цилиндрах в результате давления рабочего тела, действующего на поршень;

тормозная мощность: Мощность или сумма мощностей, измеренная на валу или валах отбора мощности;

длительная мощность: Мощность, которую дизель может развивать в течение продолжительного времени в период между обычными ремонтами, указанными изготовителем, при заданных частоте вращения и окружающих условиях, при выполнении технического обслуживания, указанного изготовителем;

мощность перегрузки (максимальная мощность): Мощность, которую может развивать дизель с продолжительностью и частотой использования, зависящими от условий его применения, при заданных окружающих условиях, сразу после работы при длительной мощности;

мощность на упоре рейки топливного насоса (полная мощность): Мощность, которую может развивать дизель в течение установленного периода, зависящего от его применения, при заданной частоте вращения и заданных окружающих условиях, при таком ограничении подачи топлива, чтобы не была превышена максимально допустимая мощность;

мощность ИСО: Мощность, определяемая в рабочих условиях на испытательном стенде изготовителя, приведенная (или скорректированная) в соответствии с требованиями изготовителя к стандартным исходным условиям, указанным в 6.1;

стандартная мощность ИСО: Длительная тормозная мощность, объявленная изготовителем, которую может развивать дизель, используя только существенное вспомогательное оборудование, между обычными ремонтами при следующих условиях:

а) при заданной частоте вращения в рабочих условиях на испытательном стенде изготовителя;

б) при объявленной мощности, приведенной (или скорректированной) в соответствии с требованиями изготовителя к стандартным исходным условиям, указанным в 6.1;

в) при соблюдении правил технического обслуживания, указанных изготовителем;

эксплуатационная мощность (расчетная): Мощность, определяемая при окружающих и рабочих условиях применения дизеля;

стандартная эксплуатационная мощность: Длительная полезная тормозная мощность, объявленная изготовителем, которую может развивать дизель, используя только существенное вспомогательное оборудование, между обычными ремонтами при следующих условиях:

а) при заданной частоте вращения, окружающих и рабочих условиях применения дизеля;

б) при объявленной мощности, приведенной (или скорректированной) в соответствии с требованиями изготовителя к заданным окружающим и рабочим условиям применения дизеля;

в) при соблюдении правил технического обслуживания, указанных изготовителем;

приведение мощности: Методика расчета, позволяющая значение мощности, измеренное при одних условиях окружающей среды, изменять так, чтобы показать ожидаемое значение мощности при других условиях окружающей среды при сохранении приблизительно постоянными термических и (или) механических нагрузок в критических узлах дизеля;

корректировка мощности: Методика расчета, позволяющая значение мощности, измеренное при одних условиях окружающей среды, изменять так, чтобы показать ожидаемое значение мощности при других рабочих или стандартных исходных условиях без какой-либо регулировки дизеля. В этом случае мощность и другие характеристики дизеля могут изменяться как функции от условий окружающей среды;

нагрузка: Общий термин для обозначения «мощности» или «крутящего момента», используемый для дизелей, приводящих в действие оборудование, и обычно соответствующий объявленной мощности или крутящему моменту.

Примечание - Термин «нагрузка» является физически неоднозначным и его необходимо избегать. Для количественных целей взамен термина «нагрузка» должны быть использованы термины «мощность» или «крутящий момент» с указанием частоты вращения;

расход топлива: Количество топлива, расходуемого дизелем в единицу времени при заданных мощности и окружающих условиях;

удельный расход топлива: Расход топлива на единицу мощности в единицу времени;

удельный расход топлива ИСО: Удельный расход топлива при стандартной мощности ИСО;

подача топлива: Дозированный объем (масса) топлива, подаваемого системой впрыска в течение одного рабочего цикла;

удельная подача топлива: Дозированный объем (масса) топлива, подаваемого системой впрыска в течение одного рабочего цикла на литр рабочего объема дизеля;

расход смазочного масла: Количество смазочного масла, расходуемого дизелем в единицу времени;

приемо-сдаточные испытания: По ГОСТ 16504;

периодические испытания: По ГОСТ 16504;

специальные испытания: По ГОСТ 16504.

4 Обозначения

В настоящем стандарте применяют следующие обозначения:

а - коэффициент влажности;

br - удельный расход топлива при стандартных исходных условиях, г/(кВт∙ч);

bх - удельный расход топлива при местных окружающих атмосферных условиях, г/(кВт∙ч);

by- удельный расход топлива при окружающих атмосферных условиях во время испытаний, г/(кВт∙ч);

fa - атмосферный коэффициент;

fm- коэффициент дизеля (характерный параметр для дизеля каждого типа);

k - коэффициент индикаторной мощности;

m - показатель степени отношения давлений сухого воздуха или отношение полных барометрических давлений;

n - показатель степени отношения температур окружающего воздуха;

рr - стандартное исходное полное барометрическое давление, кПа;

рra - заменяющее исходное полное барометрическое давление, кПа;

psr- давление насыщения водяного пара при стандартных исходных условиях, кПа;

psx- давление насыщения водяного пара при местных окружающих атмосферных условиях, кПа;

psy- давление насыщения водяного пара при испытаниях, кПа;

рх- полное барометрическое давление при местных окружающих атмосферных условиях, кПа;

py- полное барометрическое давление при испытаниях, кПа;

pr - тормозная мощность при стандартных исходных условиях, кВт;

pra - тормозная мощность при заменяющих исходных условиях, кВт;

Рх - тормозная мощность при местных исходных условиях, кВт;

Py- тормозная мощность при испытаниях, кВт;

q - удельная подача топлива на литр рабочего объема дизеля за цикл, мг/(цикл∙л);

qс - удельная подача топлива на литр подаваемого в цилиндры воздуха для сгорания за цикл, мг/(цикл∙л);

r - степень повышения давления (отношение абсолютных давлений воздуха на выходе из компрессора и входе в компрессор);

rr - степень повышения давления при стандартных исходных условиях;

rr,max - максимально возможная степень повышения давления при стандартных исходных условиях;

s - показатель степени отношения абсолютных температур воздуха в охладителе;

tcr- стандартная исходная температура охладителя наддувочного воздуха, °С;

tcx - температура охладителя наддувочного воздуха при местных окружающих условиях, °С;

tr - стандартная исходная температура окружающего воздуха, °С;

tx - температура окружающего воздуха при местных условиях, °С;

Тcr - стандартная исходная абсолютная температура охлажденного воздуха, К;

Tсга - заменяющая исходная абсолютная температура охлажденного воздуха, К;

Тr - стандартная исходная абсолютная температура окружающего воздуха, К;

Tга - заменяющая исходная абсолютная температура окружающего воздуха, К;

Тх- абсолютная температура окружающего воздуха при местных условиях, К;

Tсх - температура охладителя наддувочного воздуха при местных условиях, К;

Ту- абсолютная температура окружающего воздуха при испытаниях, К;

a- коэффициент приведения мощности;

aс- коэффициент корректировки мощности;

b- коэффициент пересчета расхода топлива;

ηm- механический коэффициент полезного действия (КПД);

jr - стандартная исходная относительная влажность воздуха, %;

jх- относительная влажность воздуха при местных условиях, %;

jу- относительная влажность воздуха при испытаниях, %.

В настоящем стандарте применяют следующие сокращения для обозначений:

а - атмосферный;

с - дизель,

охладитель,

корректированный;

m - механический;

max - максимальный;

r - стандартные исходные условия;

rа - заменяющие исходные условия;

s - насыщенный;

х - местные условия;

у - условия при испытаниях.

5 Общие требования

5.1 Настоящий стандарт определяет стандартные исходные условия работы, объявленные значения мощности, расходов топлива и смазочного масла, а также методы испытаний дизелей.

5.2 Дизели, используемые на судах и установках, расположенных в открытом море, строящиеся на класс Морского Регистра судоходства или Речного Регистра Российской Федерации (далее - Регистр), должны также отвечать требованиям этих организаций. Соответствующее классификационное общество должно быть заявлено потребителем до размещения заказа.

5.3 Дополнительные требования для дизелей, на которые не распространяются Правила Регистра, определяют по согласованию между изготовителем и потребителем и (или) инспектирующими и (или) законодательными организациями, указанными потребителем до размещения заказа.

6 Стандартные исходные условия

6.1 Для определения мощности и расхода топлива дизелей принимают следующие стандартные исходные условия:

- полное барометрическое давление рr= 100 кПа;

- температура воздуха Tr = 298 К (tr= 25 °С);

- относительная влажность воздуха jr = 30 %;

- температура воздуха после охладителя Тcr= 298 К (tcr = 25 °С).

Относительная влажность воздуха 30 % при температуре 298 К (25 °С) соответствует давлению водяного пара 1 кПа. Соответствующее барометрическое давление сухого воздуха составляет 99 кПа.

7 Вспомогательное оборудование

Для точного указания условий определения мощности следует перечислить вспомогательное оборудование, влияющее на выходную мощность дизеля и необходимое для продолжения или возобновления его работы.

Агрегаты, установленные на дизеле, без которых он ни при каких обстоятельствах не может работать при объявленной мощности, считают компонентами дизеля и не рассматривают в качестве вспомогательного оборудования.

Примечание - Такие агрегаты, как топливный насос, турбокомпрессор и охладитель наддувочного воздуха, являются компонентами дизеля.

Примеры вспомогательного оборудования, которое может быть установлено на дизеле, приведены в приложении А.

8 Объявление мощности

8.1 Объявление мощности требуется для:

а) объявления изготовителем мощности, которую будет развивать дизель при заданных условиях;

б) проверки путем измерения объявленной мощности дизеля при тех же условиях или после соответствующего соглашения при измененных условиях.

8.2 При объявлении мощности дизеля должны быть указаны следующие условия:

а) вид объявления мощности (стандартная или эксплуатационная мощность) и, при необходимости, окружающие и рабочие условия;

б) вид применения мощности [(длительная мощность с мощностью перегрузки (максимальной мощностью) и (или) мощность на упоре топливной рейки (полная мощность)];

в) вид мощности (индикаторная или тормозная мощность);

г) объявленная частота вращения.

Способы обозначения мощности дизеля в соответствии с перечислениями а, б и в приведены на рисунке 1. Термины, используемые в указанных перечислениях, можно комбинировать, например: длительная тормозная мощность на упоре топливной рейки.