allgosts.ru97.190 Техника для детей97 БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ОТДЫХ. СПОРТ

ГОСТ Р 70138-2022 Средства обучения и воспитания. Термины и определения

Обозначение:
ГОСТ Р 70138-2022
Наименование:
Средства обучения и воспитания. Термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2023
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
97.190, 03.180, 01.020

Текст ГОСТ Р 70138-2022 Средства обучения и воспитания. Термины и определения

ГОСТ Р 70138-2022


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Термины и определения

Means of education and upbringing. Terms and definition

ОКС 97.190

03.180

01.020

Дата введения 2023-01-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" (Ассоциация "АИДТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 "Игрушки и товары для детства"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2022 г. N 633-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)


Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий, относящихся к средствам обучения и воспитания.

Перечень терминов, приведенных в настоящем стандарте, не является исчерпывающим и не ограничивает терминологию, используемую в области обучения и воспитания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Необходимые пояснения к терминам приведены в примечаниях.

Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк".

Термины-синонимы без пометы "Нрк" приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизированными.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы - курсивом.


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения к средствам обучения и воспитания, которые применяют в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Понятия и термины применимы к средствам обучения и воспитания, которые используют в образовательных организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения в сфере действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ во всех видах документации, относящейся к средствам обучения и воспитания.


2 Термины и определения

Общие термины и определения

1

обучение: Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 3]


2

воспитание: Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 2]


3 средства обучения и воспитания: Объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Пример - К средствам обучения и воспитания относятся: приборы, оборудование, в том числе оборудование для обучения трудовым процессам, тренажеры для профессионального обучения, приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, модели, макеты и аналогичные демонстрационные изделия, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты и материалы (в том числе музыкальные и художественные), учебно-наглядные, методические пособия и школьно-письменные принадлежности, игровые средства обучения, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

4 безопасность средств обучения и воспитания: Соответствие всех элементов безопасности средств обучения и воспитания требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, включая коллективное (групповое) применение.

5

образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 1]


6

общее образование: Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 11]


7 дистанционное образование: Образование, реализуемое, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

8

дополнительное образование: Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 14]


9

инклюзивное образование: Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 27]


10

образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных законодательством случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

[Адаптировано из [1], глава 1, статья 2, пункт 9]


11 дистанционная образовательная технология: Образовательная технология, реализуемая, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

12 дошкольная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

13

обучающийся: Физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 15]


14

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья: Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 16]


15 инфраструктура образовательной организации: Совокупность зданий и сооружений, учебных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий, необходимых для эффективного функционирования общеобразовательной организации и качественного освоения учащимися образовательных программ.

16

образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 18]


17 образовательная среда: Совокупность всех видов жизненно важных отношений и систем взаимодействия обучающихся, педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность раскрытия интересов и способностей личности, в соответствии с присущими каждому природными задатками и требованиями возрастной социализации, определяющих безопасность, комфорт и благополучие участников образовательных отношений.

18 образовательное пространство: Помещение, территория или их совокупность и группировка, обеспечивающие определение физических и (или) символических границ для осуществления образовательной деятельности и коммуникации участников образовательных отношений.

19

педагогический работник: Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 21]


20 персональное компьютерное устройство: Средство вычислительной техники (планшетный компьютер, ноутбук, персональный компьютер и т.д.), используемое в образовательном процессе.

21 принцип использования средств обучения: Основа для учета возрастных и психологических особенностей обучающихся и гармоничного использования разнообразных средств обучения для комплексного и целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка.

Примечание - Комплексное и целенаправленное воздействие на эмоции, сознание и поведение ребенка может осуществляться через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях, дидактические цели и принципы дидактики (принцип наглядности, доступности и т.д.), сотворчество педагога и обучающегося, а также приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

22 развивающая предметно-пространственная среда: Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей различного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

23 средство для обеспечения образовательной деятельности: Объекты, созданные человеком для помощи в обеспечении образовательной деятельности (мебель, системы хранения, спортивный инвентарь).

24 техносреда: Методическое обеспечение, целенаправленно создаваемых в целях формирования у детей дошкольного возраста интереса к естественно-научному и инженерно-техническому образованию, выявления наклонностей инженерно-конструктивного мышления, подготовки к изучению технических наук и социальному взаимодействию.

Примечание - Наполнение техносреды:

- игры математического содержания;

- конструкторы;

- робототехника;

- научно-технические игры-эксперименты.

25 участники образовательных отношений: Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

26 функциональные требования: Требования, описывающие функциональное назначение (функцию) объекта в системе деятельности.

27 цифровая образовательная среда: Совокупность условий для реализации программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронных устройств (электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, использующих электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.

28 цифровой образовательный контент: Материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, в том числе входящие в состав открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа", а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений обучающихся, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов для организации деятельности цифровой образовательной среды.

29

электронное обучение: Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

[ГОСТ Р 55751-2003, пункт 3.1.28]*


Примечание - В процессе электронного обучения происходит обработка информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи необходимой информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Предметы и материалы для сенсорного развития и мелкой моторики

30

игрушка: Изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.

[[2], статья 2]


31 игрушка-застежка [игрушка-шнуровка]: Приспособление для соединения различных элементов одежды, обуви, предметов галантереи и прочего.

32 игрушка для вращения [динамическая]: Игрушка, которую возможно привести в движение, благодаря заложенным в ней механизмам движения и действующих сил.

Пример - Неваляшка, юла.

33 игрушка для нанизывания: Игрушка, имеющая сквозное отверстие и предназначенная для нанизывания на стержень.

Пример - Набор из крупных бусин, пирамида, шнурок для нанизывания.

34 игрушка, имитирующая инструмент: Игрушка, имитирующая по форме и звучанию инструмент.

Пример - Молоточек, стучалка.

35 игрушка для игр с песком [с водой] [со снегом]: Игрушка для сенсорного воспитания, совершенствования ощущений и восприятий, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Пример - Формочка, лопатка, ведерко, сито, нетонущая (плавающая) игрушка, аквапредмет.

36 книжка-игрушка: Издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.

Примечание - Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.

37 предмет оперирования: Игрушка, имитирующая реальный предмет, орудие, инструмент, средство человеческой деятельности и позволяющая воссоздать процесс изображаемого действия.

Пример - Игрушечные чашка, утюг, молоток, руль.

38 игрушка для развития восприятия цвета и формы: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

39 игрушка для развития тактильного восприятия: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о тактильных свойствах предметов: их рельефе, шероховатости, температуре, весе.

Пример - Мешочек, коробочка, объемные и плоские большие игрушки, муляжи овощей и фруктов.

40 игрушка для развития слухового восприятия: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о звуковых свойствах предметов: силе, долготе, высоте, тембру.

Пример - Музыкальная игрушка, игрушка, издающая звукоподражание голосом животного или музыкальные звуки, шумовой инструмент.

41

игрушка настольно-печатная: Игрушка, выполненная полиграфическим способом, с использованием или без использования дополнительных игровых элементов.

[[2], статья 2]


42

игрушка модель-копия: Игрушка, размеры которой определяются в масштабе уменьшения по сравнению с реальными размерами прообраза.

[[2], статья 2]


43

игрушка мягконабивная: Игрушка, с каркасом или без каркаса, с мягкой поверхностью и наполнителем.

[[2], статья 2]


44

игрушка для игры на воде: Игрушка (надувная или ненадувная), несущая нагрузку массы тела ребенка при плавании и (или) предназначенная для игр на мелководье.

[[2], статья 2]


45

оптическая игрушка: Игрушка, принцип действия которой основан на использовании принципов геометрической оптики.

[[2], статья 2]


46

функциональная игрушка: Игрушка, являющаяся уменьшенной моделью изделий или устройств, используемых взрослыми, и имитирующая то же назначение и выполнение тех же функций (например, кухонная плита, на которой можно готовить).

[ГОСТ Р 53906-2010, пункт 3.35]


47

химическая игрушка: Набор для проведения химических опытов детьми, состоящий из одного или нескольких химических веществ и (или) реактивов, поставляемых вместе с оборудованием или без него.

[[2], статья 2]


48

электрическая игрушка: Игрушка, у которой хотя бы одна функция осуществляется за счет электрической энергии.

[[2], статья 2]

Предметы и материалы для развития речи и коммуникационных навыков

49

букварь; азбука: Учебное издание для обучения грамоте и чтению.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.2]


50 задачник: Учебное пособие, содержащее задачи по различным предметным областям.

51

карта: Картографическое листовое издание, содержащее карту, занимающую всю площадь листа.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.7.1]


52

картографическое издание: Издание, большую часть объема которого занимает картографическое произведение (произведения).

Примечание - В картографическом произведении информация передается с помощью определенной системы условных знаков, показывающих расположение объектов на поверхности Земли, другого небесного тела или во внеземном пространстве.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.4.4]


53 комбинированное издание: Издание, содержащее наряду с печатным текстом запись звуков (дискета, CD-диск, аудиокассета) и изображения на других материальных носителях (слайд, пленка, видеокассета), а также игрушки, канцелярские принадлежности и др.

54 материал для развития предпосылок речи и ее понимания: Материал, устанавливающий адекватную связь слова с предметом и действием.

Пример - Книга для детей с различными сюжетами и картинками, комплект аудиозаписей спектаклей, аудиосказка.

55

практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Примечание - Практикум, содержащий учебные задачи, называют задачником.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.11]

56

рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.8]


57

издание (Нрк. название; публикация; тираж; экземпляр): Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедний редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, снабженный нормативно предписанными выходными сведениями, позволяющими однозначно идентифицировать его в документально-информационной среде.

Примечание - Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.1.1]


58

учебное издание: Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

Примечание - Учебное издание, допущенное к использованию при реализации программ общего и высшего образования, проходит официальное утверждение в профильных ведомствах.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.8.6]


59

учебник: Учебное издание, излагающее систематизированное содержание учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.1]


60

учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебный словарь, учебное пособие, рабочую тетрадь.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.13]


61

учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.5]


62

учебное наглядное пособие: Учебное пособие, содержащее в удобной для восприятия визуальной форме материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.6]


63

учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.4]


64

хрестоматия: Учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.3.10]


65 материал для развития пассивной и активной речи ребенка на основе действий с предметами: Материал, который устанавливает развитие речи ребенка, ее понимание и использование.

Пример - Картинка с изображением объектов действий, "разные объекты-разные действия" (собака ест, кукла спит), серия картин крупного формата для совместного подгруппового рассматривания и обсуждения.

66

нотное издание (Нрк. музыкальное издание): Издание, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения (произведений).

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.4.2]

Игрушки-персонажи и средства для организации музыкально-художественной деятельности

67 игрушка-персонаж: Игрушка, имитирующая реальный персонаж.

Пример - Пальчиковый театр, объемные и плоскостные звери и птицы на подставках.

68 средства для организации театра: Средства для создания и публичного показа в живом исполнении театральных постановок и других представлений.

Пример - Настольная или напольная ширма, текстильная доска, костюмы для персонажей.

Игрушки и материалы для организации предметно-развивающей среды (развитие детской игры, показ игровых сюжетов и формирование отобразительной игры по подражанию)

69 предмет [материал] для развития социальных и коммуникативных навыков: Предмет [материал], связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, социальных навыков, эмоциональных навыков.

Пример - Набор крупной чайной и кухонной посуды, набор крупногабаритной мебели, соразмерной росту ребенка, комплект одежды для кукол, крупногабаритная коляска.

70 игрушка [материал] для ознакомления с различными эмоциями людей: Игрушка [материал], направляющая внимание человека на важные события, готовящая к определенным действиям и влияющая на мыслительный процесс.

Пример - Карточки-открытки с изображением полярных эмоциональных состояний, зеркало (небьющееся), зеркальная поверхность.

71 материал для развития санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, основанных на подражании: Материал для автоматизации сознательных действий самообслуживания.

Пример - Информационный плакат, книга с литературными примерами, детский набор.

72

атлас: Альбом, содержащий изображения различных объектов, служащий для учебных или практических целей.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.6.2]


73 самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи педагогического работника.

74 словарь: Справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными.

75

энциклопедия: Научно обоснованное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или нескольким отраслям знаний, изложенные в виде статей, расположенных в систематизированном порядке.

Примечания

1 Энциклопедию, содержащую краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке, называют энциклопедическим словарем.

2 В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную и аспектную энциклопедии.

[ГОСТ Р 7.0.60-2020, статья 3.2.10.2.1]


Дидактическое оборудование для обучения и коррекционной-развивающей работы

76 дидактическое [методическое] оборудование: Вспомогательное оборудование, используемое в процессе обучения.

Пример - Дидактическое [методическое] оборудование для диагностики, дидактические материалы и дидактические пособия для коррекционно-развивающей работы, обучающие игры.

77 дидактический материал: Особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемый обучающимся для самостоятельной работы.

78 обучение времени года: Обучающая материал, направленный на формирование представлений о временах года.

Пример - Изображения природы, растений, времен года.

79 обучающая игра для формирования преставлений:* Метод обучения, направленный на формирование представлений о внешних источниках.

Пример - Мягкие модули в виде животных, предметные картинки с изображением животных, растений, природы, парные картинки и карточки разной тематики, позволяющие сравнить, сопоставить, найти похожее, организовывать игру.

80 методическое пособие: Издание, предназначенное в помощь педагогическим работникам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания.

Пример - Печатное пособие по развитию детей.

Средства для познавательного развития

81 средства для развития представлений о пространстве: Средства для развития представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Пример - Игрушки-емкости с предметами объемных тел для вкладывания, перекладывания, группировки, сортировки, обследования, сравнения по размеру, форме и цвету.

82 средства для развития внимания и памяти: Средства, используемые в процессе обучения культуре внимания и развитию памяти в виде игр на внимание, дидактических игр для развития памяти, логических игр, лото.

Конструирование

83 игра со строительным материалом: Набор стандартных деталей строительного материала для игры в строительство.

84

конструкторский набор: Набор механических и (или) электрических (электронных) составных частей, предназначенных для сборки из него различных игрушек.

[[2], статья 2]


Пример - Большой настольный конструктор, деревянный с неокрашенными и цветными элементами, тематические конструкторы (город, железная дорога, животные), блоки конструктора.

85 мозаика; пазл: Игра-головоломка, в которой требуется составить картинку из множества фрагментов рисунка различной формы.

Пример - Объемный пазл, игровой коврик-пазл, мозаика с крупногабаритной основой.

86 плоскостной конструктор: Набор разноцветных, одинаковых по размеру геометрических фигур.

Пример - Квадрат, треугольник, прямоугольник, карточка-образец.

87 строительно-конструктивная игрушка: Набор строительных материалов.

Пример - Конструктор с разными способами соединения деталей - наложением, приставлением, сочленением (с крепежными устройствами), конструкторы нового поколения (Lego и др.).

88

игровой набор: Игрушка, состоящая из различных предметов, материалов, веществ, предназначенная для развития детского творчества и навыков ручного труда.

[[2], статья 2]


Предметы и материалы для развития творческих способностей и художественных навыков

89 аппликация (Нрк. коллаж): Изображение, полученное путем вырезания и наклеивания (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (материал для аппликации).

90 лепка: Способ формообразования, основанный на формосложении, прибавлении, прилипании мягкого или влажного материала (материалы для лепки).

91 музыкальная деятельность: Различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него окружающей жизни и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

92 музыкальная игрушка: Игрушка, служащая средством развития музыкального слуха.

Пример - Поющая птица, примитивный музыкальный инструмент, игрушка с музыкальной мелодией.

93 рисование: Искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы, связаное с нанесением линий и областей тона на бумагу/другой материал, где точное представление визуального мира выражено на плоской поверхности.

Демонстрационно-наглядные пособия

94 демонстрационное средство обучения: Материал, с помощью которого преподаватель осуществляет образовательный процесс.

Пример - Гербарии, модели, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, чучела, скелеты, препараты.

95 книга для чтения и рассматривания: Издание с текстом, без него или где текст носит символический характер.

Пример - Книжка-игрушка, книжка-раскладушка, печатное пособие для развития навыков для детей до трех лет.

96 наглядно-плоскостное средство обучения: Плоское изображение объекта изучения.

Пример - Плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации, магнитные доски.

Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей

97 оборудование для обучения трудовым процессам: Комплект учебно-наглядных пособий для обучения.

98 тренажер для профессионального обучения: Техническое средство профессиональной подготовки обучаемого, предназначенное для формирования и совершенствования у него профессиональных навыков и умений, необходимых для управления материальным объектом, путем многократного выполнения им действий, свойственных управлению реальным объектом.

Организация и обеспечение прогулок

99 средства для организации прогулок детей: Средства, используемые для прогулок детей.

Пример - Велосипед, санки, ролики.

Технические и мультимедийные средства обучения

100 технические [мультимедийные] средства обучения: Средства обучения, созданные на базе технологий мультимедиа, которые позволяют в интерактивном режиме эффективно организовать учебно-воспитательный процесс.

Пример - Дидактические игры для интерактивных столов для создания рассказов об окружающем мире, игровые стенды, мультимедиа-программы для видео- и аудиосистем.

101 сетевой образовательный ресурс: Ресурс, представленный в виде текста, графики, аудио-, видеоинформации, предназначенный для использования в образовательных и профессиональных целях и организованные в комплексы, такие как образовательный сайт, образовательный портал, база данных, система дистанционного обучения.

102 электронный учебник: Автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для получения и контроля знаний.

103 электронный образовательно-методический комплекс: Структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися образовательных программ, курсов, дисциплин и их компонентов.

104 электронная форма учебника: Электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Средства физического воспитания и развития

105 средства физического воспитания и развития: Средства, используемые для обучения физическим упражнениям, формирования физических навыков, владения специальными физкультурными знаниями, а также становления осознанной необходимости приобщения к физкультуре.

Примечание - Для успешного решения задач физического воспитания необходимо физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, скамейка и др., инвентарь (палки, обручи, мячи и др.).


Алфавитный указатель терминов

азбука


49

аппликация


89

атлас


72

безопасность средств обучения и воспитания


4

букварь


49

воспитание


2

деятельность музыкальная


91

задачник


50

игра для формирования преставлений обучающая


79

игра со строительным материалом


83

игрушка


30

игрушка динамическая


32

игрушка для вращения


32

игрушка для игр с водой


35

игрушка для игр с песком


35

игрушка для игр со снегом


35

игрушка для игры на воде


44

игрушка для нанизывания


33

игрушка для ознакомления с различными эмоциями людей


70

игрушка для развития восприятия цвета и формы


38

игрушка для развития слухового восприятия


40

игрушка для развития тактильного восприятия


39

игрушка-застежка


31

игрушка имитирующая инструмент


34

игрушка модель-копия


42

игрушка музыкальная


92

игрушка мягконабивная


43

игрушка настольно-печатная


41

игрушка оптическая


45

игрушка-персонаж


67

игрушка строительно-конструктивная


87

игрушка функциональная


46

игрушка химическая


47

игрушка-шнуровка


31

игрушка электрическая


48

издание


57

издание картографическое


52

издание комбинированное


53

издание музыкальное


66

издание нотное


66

издание учебное


58

инфраструктура образовательной организации


15

карта


51

книга для чтения и рассматривания


95

книжка-игрушка


36

коллаж


89

комплекс образовательно-методический электронный


103

комплект учебный


60

конструктор плоскостной


86

контент образовательный цифровой


28

лепка


90

материал дидактический


77

материал для ознакомления с различными эмоциями людей


70

материал для развития пассивной и активной речи ребенка на основе действий с предметами


66

материал для развития предпосылок речи и ее понимания


54

материал для развития санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, основанных на подражании


71

материал для развития социальных и коммуникативных навыков


69

мозаика


85

набор игровой


88

набор конструкторский


84

название


57

оборудование дидактическое


76

оборудование для обучения трудовым процессам


97

оборудование методическое


76

образование


5

образование дистанционное


7

образование дополнительное


8

образование инклюзивное


9

образование общее


6

обучающийся


13

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья


14

обучение


1

обучение времени года


78

обучение электронное


29

организация образовательная


16

организация образовательная дошкольная


12

пазл


85

пособие методическое


80

пособие наглядное учебное


62

пособие учебное


63

пособие учебно-методическое


61

практикум


55

предмет для развития социальных и коммуникативных навыков


69

предмет оперирования


37

принцип использования средств обучения


21

программа образовательная


10

пространство образовательное


18

публикация


57

работник педагогический


19

ресурс образовательный сетевой


101

рисование


93

самоучитель


73

словарь


74

среда образовательная


17

среда образовательная цифровая


27

среда предметно-пространственная развивающая


22

средства для организации прогулок детей


99

средства для организации театра


68

средства для развития внимания и памяти


82

средства для развития представлений о пространстве


81

средства обучения и воспитания


3

средства обучения мультимедийные


100

средства обучения технические


100

средства физического воспитания и развития


105

средство для обеспечения образовательной деятельности


23

средство обучения демонстрационное


94

средство обучения наглядно-плоскостное


96

тираж


57

тетрадь рабочая


56

технология образовательная дистанционная


11

техносреда


24

требования функциональные


26

тренажер для профессионального обучения


98

устройство компьютерное персональное


20

участники образовательных отношений


25

учебник


59

учебник электронный


102

форма учебника электронная


104

хрестоматия


64

экземпляр


57

энциклопедия

75


Библиография

[1]

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


[2]

Технический регламент Таможенного союза

ТР ТС 008/2011

О безопасности игрушек


УДК 37.011:006.354

ОКС 97.190

03.180

01.020


Ключевые слова: термины, определения, средства обучения, средства воспитания


Превью ГОСТ Р 70138-2022 Средства обучения и воспитания. Термины и определения