ГОСТ 11015-93
(ИСО 5970-79)
Группа К25
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ
Типы и функциональные размеры
Desks for pupils.
Types and functional dimensions
ОКП 56 0000
Дата введения 1995-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Республика Беларусь | Белстандарт |
Республика Казахстан | Казглавстандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Украина | Госстандарт Украины |
3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-6.
4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст c 01.11.2013
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2013 год
Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.
1. ТИПЫ
1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
I - столы с постоянными параметрами;
II - столы с регулируемыми параметрами
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
2.1 Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
мм | |||
Номер стола | Средний рост учащихся | Группа роста | Цвет маркировки |
1 | 1050 | Св. 1000 до 1150 | Оранжевый |
2 | 1200 | " 1150 " 1300 | Фиолетовый |
3 | 1350 | " 1300 " 1450 | Желтый |
4 | 1500 | " 1450 " 1600 | Красный |
5 | 1650 | " 1600 " 1750 | Зеленый |
6 | 1800 | " 1750 | Голубой |
7 | 1900 | Св. 1850 | Черный |
2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл.2 и на чертеже.
Таблица 2
Наименование размера | Значение для стола, номера | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Высота рабочей плоскости | 460 | 520 | 580 | 640 | 700 | 760 | 820 |
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), | 350 | 410 | 470 | 530 | 590 | 650 | 710 |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), | 350 | 350 | 400 | 400 | 450 | 500 | 550 |
Ширина рабочей плоскости | 450 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Длина рабочей плоскости | |||||||
одноместный стол | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 |
двухместный стол | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног) | 420 | 420 | 420 | 420 | 450 | 450 | 450 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), | 300 | 300 | 300 | 350 | 400 | 400 | 400 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), | 400 | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 | 450 |
Примечание - Допускается изготовление подножки на расстоянии |
2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.
2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.
2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:
на пять номеров - 3-7;
на три номера - 3-5 и 5-7.
Высота рабочей плоскости
в столах номеров 3-7 и 5-7 - размерам для стола номера 7 (таблица 2);
в столах номеров 3-5 - размерам для стола номера 5 (таблица 2).
2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях, - горизонтальном и наклонном, должны быть предусмотрены места для хранения ручек и карандашей. Минимальные размеры углубления для ручек и карандашей 115
Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.
Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.
2.5, 2.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое
МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
ИСО 5970-79
0. Введение
Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.
Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.
Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).
Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.
1. Объект и область применения
Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.
2. Размеры
Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*.
__________________
* Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.
Приведенные в таблице 2 минимальная ширина
Свободная зона для ног, определяемая размерами
Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.
Таблица 1
Размеры стульев, мм
Наименование размера | Справочный номер | ||||||
| 0* | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Цвет | ||||||
| Белый | Оранжевый | Фиолетовый | Желтый | Красный | Зеленый | Голубой |
Справочный рост - средняя высота тела | 900 | 1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 1650 | 1800 |
Высота до основания сиденья, | 220 | 260 | 300 | 340 | 380 | 420 | 460 |
Полезная глубина сиденья, | - | 260 | 290 | 330 | 360 | 380 | 400 |
Ширина сиденья, | - | 250 | 270 | 290 | 320 | 340 | 360 |
Справочная точка отн. | - | 160 | 170 | 190 | 200 | 210 | 220 |
Высота до нижнего края спинки, | - | 120 | 130 | 150 | 160 | 170 | 190 |
Высота до верхнего края спинки, | |||||||
мин. | - | 210 | 250 | 280 | 310 | 330 | 360 |
макс. | - | 250 | 280 | 310 | 330 | 360 | 400 |
Ширина спинки, | - | 250 | 250 | 250 | 280 | 300 | 320 |
Радиус закругления переднего | - | 30-50 | 30-50 | 30-50 | 30-50 | 30-50 | 30-50 |
Радиус спинки, | - | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Угол наклона сиденья, | - | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° |
Угол между сиденьем и спинкой, | - | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° |
Примечания:
* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
** Высота
*** Размер
Таблица 2
Размеры столов, мм
Наименование размера | Справочный номер | ||||||
| 0* | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Цвет | ||||||
| Белый | Оранжевый | Фиолетовый | Желтый | Красный | Зеленый | Голубой |
Справочный рост - средняя высота тела | 900 | 1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 1650 | 1800 |
Высота до крышки стола, | 400 | 460 | 520 | 580 | 640 | 700 | 760 |
Высота пространства для ног, | - | 350 | 410 | 470 | 530 | 590 | 650 |
Высота пространства для ног, согнутых в коленях, | - | 350 | 350 | 400 | 400 | 450 | 500 |
Высота пространства для вытянутых ног, | - | 250 | 250 | 300 | 300 | 350 | 350 |
Ширина крышки стола, | - | 450 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Минимальная длина крышки стола, | |||||||
стол одноместный | - | 600 | 600 | 700 | 700 | 700 | 700 |
стол двухместный | - | 1200 | 1200 | 1300 | 1300 | 1300 | 1300 |
Ширина пространства для сиденья, | - | 450 | 470 | 470 | 470 | 470 | 500 |
Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями, | - | 300 | 300 | 300 | 350 | 400 | 400 |
Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами, | - | 400 | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 |
Пpимечания
* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
**
***
размер
от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм
размер
Вид сбоку
Все размеры справочные
Рисунок 1
Вид сверху
Все размеры справочные
Рисунок 2
3. Соотношения между стулом и столом
Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.
Метод оценки соответствия между стулом и столом
А - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;
В - должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;
С - не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;
D - высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;
Е - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;
F - должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;
G - должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.
Рисунок 3
4. Маркировка
Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1994
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена