ГОСТ Р 59489-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Правила объединения балочных разрезных пролетных строений в температурно-неразрезные по железобетонной плите проезжей части
Automobile roads of general use. Bridge constructions. Rules for combining beam split spans into temperature-continuous on the reinforced concrete bridge deck
ОКС 93.040
Дата введения 2021-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Транспортный инжиниринг и строительство" (ООО "ТИиС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2021 г. N 362-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на мостовые сооружения, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее - автомобильные дороги).
Настоящий стандарт устанавливает правила объединения балочных разрезных пролетных строений в температурно-неразрезные по железобетонной плите проезжей части при проектировании новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых пролетных строений мостовых сооружений.
Требования стандарта распространяются на мостовые сооружения, предназначенные для эксплуатации в любых климатических условиях и в районах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 5781 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ 13840 Канаты стальные арматурные 1
ГОСТ 27751 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 31938 Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия
ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения
ГОСТ 33153-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей. Общие требования
ГОСТ 33178-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов
ГОСТ 33390 Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия
ГОСТ Р 55396 Материалы рулонные битумно-полимерные для гидроизоляции мостовых сооружений. Технические требования
СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы"
СП 63.13330.2018 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения"
СП 159.1325800.2014 Сталежелезобетонные пролетные строения автодорожных мостов. Правила расчета
СП 268.1325800.2016 Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила проектирования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 температурно-неразрезное пролетное строение; ТНПС: Балочное разрезное пролетное строение, шарнирно сопряженное в уровне плиты проезжей части в надопорных зонах таким образом, что при горизонтальных и температурных воздействиях оно работает как неразрезное, а при вертикальных - как разрезное.
3.2 соединительная плита: Участок плиты проезжей части, образующий шарнирное сопряжение температурно-неразрезного пролетного строения в надопорной зоне.
3.3 кинематическое нагружение: Воздействие на элемент конструкции в форме заданного поля перемещений.
3.4
мост: Мостовое сооружение через реки или водные препятствия; обобщенное название мостового сооружения. [ГОСТ 33178-2014, статья 3.2] |
3.5
мостовое сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост". [ГОСТ 33178-2014, статья 3.1] |
3.6 схема расчетная: Упрощенная схема конструкции или сооружения для выполнения расчета их напряженно-деформированного состояния.
3.7
трещиностойкость: Способность материала конструкции сопротивляться образованию или развитию до заданных пределов в нем трещин под действием нагрузок, эксплуатационных и климатических воздействий. [ГОСТ 33153-2014, статья 3.47] |
3.8 шов деформационный: Зазор между торцами пролетных строений либо торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя или головной частью опоры.
4 Общие положения
4.1 Классификация конструкций балочных пролетных строений мостов, рассматриваемых для создания температурно-неразрезных пролетных строений
4.1.1 В настоящем стандарте приведена классификация балочных пролетных строений в соответствии с ГОСТ 33178 применительно к области распространения настоящего стандарта.
4.1.2 В зависимости от материала пролетного строения конструкции подразделяются на железобетонные преднапряженные, железобетонные, сталежелезобетонные.
4.1.3 По виду расположения в плане - на прямые, косые, криволинейные и сложные.
4.1.4 В зависимости от типа основной несущей конструкции - на коробчатые балки, плитные балки, балки ребристые с диафрагмами, балки ребристые без диафрагм.
4.2 Классификация применяемых типов объединения по плите проезжей части и их эффективность на различных конструкциях пролетных строений
4.2.1 Температурно-неразрезные пролетные строения могут быть выполнены на мостовых сооружениях, расположенных в плане на прямых, криволинейных и сложных продольных осях, в косых пересечениях (рекомендуемый угол косины пролетных строений - не менее 60°), в профиле - без ограничений.
4.2.2 Типы объединения в температурно-неразрезную плеть:
4.2.2.1 Объединение в температурно-неразрезную плеть по железобетонной плите проезжей части, устраиваемой по верху металлических или железобетонных балок. Соединительная плита устраивается по всей ширине пролетного строения в зоне недобетонированной плиты проезжей части, объединяющей балки по верху в соответствии с рисунками А.3-А.4.
4.2.2.2 Объединение в температурно-неразрезную плеть по плите железобетонных балок. Соединительная плита устраивается по всей ширине пролетного строения в зоне недобетонированной плиты балки в соответствии с рисунками А.1-А.2.
4.2.2.3 Объединение в температурно-неразрезную плеть по продольным бетонируемым стыкам согласно [1].
4.2.2.4 Объединение в температурно-неразрезную плеть по части ширины плиты балки с отделением соединительной плиты от ребер в вертикальной плоскости согласно [1].
4.2.3 Объединение в температурно-неразрезную плеть по 4.2.2.3 и 4.2.2.4 допускается только при технико-экономическом и расчетном обосновании с учетом обеспечения трещиностойкости покрытия и целостности гидроизоляции над конструкцией соединительной плиты, в том числе при реконструкции или капитальном ремонте существующих сооружений.
4.2.4 Оптимальным типом объединения в температурно-неразрезную плеть является тип объединения по 4.2.2.1. При этом значительно снижается вероятность появления усадочных трещин и протечек по зонам стыков в дальнейшем, что, в свою очередь, увеличивает межремонтные сроки и сроки эксплуатации данного типа конструкций.
4.2.5 Объединение в температурно-неразрезную плеть сталежелезобетонных разрезных балочных пролетных строений допускается в обоснованных случаях, как правило, при их реконструкции. Соединительная плита устраивается по всей ширине пролетного строения в двух вариантах:
4.2.5.1 Соединительная плита, взаимодействующая с верхним поясом стальной балки и (или) прогона через упругую прокладку (в случаях, когда нижняя грань плиты проезжей части находится на одном уровне с верхним поясом стальной балки).
4.2.5.2 Соединительная плита, у которой отсутствует контакт с верхним поясом стальной балки и (или) прогоном (в случаях, когда нижняя грань плиты проезжей части расположена выше верхнего пояса стальной балки).
4.2.6 Эффективность объединения разрезных пролетных строений в температурно-неразрезную плеть достигается за счет сокращения количества деформационных швов.
Сокращение количества деформационных швов обеспечивает:
- отсутствие углов перелома в надопорных зонах;
- надежность и долговечность конструкций (в зонах устройства деформационных швов, как показывает практика, возникают коррозионные процессы);
- плавность проезда транспортных средств.
4.2.7 Количество пролетных строений, объединяемых в температурно-неразрезную плеть, следует определять на основании технико-экономического сравнения.
4.2.8 Плети пролетных строений целесообразно формировать таким образом, чтобы продольные перемещения пролетных строений происходили в обе стороны от середины плети.
4.3 Общие сведения о применяемых расчетных моделях
4.3.1 В качестве расчетной модели ТНПС необходимо использовать расчетную схему конструкции, принятую в соответствии с ее проектной геометрической схемой и отражающую действительные условия работы при строительстве и эксплуатации с учетом обеспечения требуемой надежности.
4.3.2 В расчетных моделях необходимо учитывать деформации, возникающие в опорных сечениях соединительных плит при совместной работе с главными балками. Учет этих деформаций допускается моделировать в виде заданных перемещений (углов поворота и вертикальных смещений), полученных при расчете пространственных схем отдельных пролетных строений.
4.3.3 Взаимодействие соединительной плиты с верхней частью ребра балки через упругую прокладку по 5.7 учитывается согласно Б.19.
4.3.4 Расчеты следует выполнять в соответствии с требованиями статьи 3 [2], принимая нагрузки и воздействия по ГОСТ 33390 и ГОСТ 32960, приведенные геометрические характеристики элементов, расчетные сопротивления, предельные деформации и модули упругости согласно разделу 7 СП 35.13330.2011 и рекомендациям приложения Б.
4.3.5 В расчетах железобетонных элементов соединительных плит, производимых по формулам упругого тела, кроме расчетов элементов с ненапрягаемой арматурой на выносливость и на трещиностойкость, следует использовать отношения модулей упругости
4.3.6 При расположении пролетных строений на уклоне в продольном профиле дополнительные продольные усилия в соединительной плите возникают при отсутствии клиновидных прокладок из-за негоризонтального положения опорных площадок балок. При применении клиновидных прокладок дополнительных продольных усилий не возникает.
4.3.7 Расчетную сейсмичность определяют по разделу 4 СП 268.1325800.2016. Сейсмическое воздействие учитывают при расчете ТНПС по I группе предельных состояний.
4.3.8 При учете совместно с сейсмическими воздействиями динамический коэффициент к временной подвижной нагрузке 1 +
4.3.9 Коэффициенты сочетания для временных подвижных и сейсмических нагрузок следует принимать равными:
- 1,0 - для сейсмических нагрузок, действующих совместно с постоянными без учета временных подвижных;
- 0,8 - для сейсмических нагрузок совместно с нагрузками от подвижного состава;
- 0,5 - для временных подвижных нагрузок совместно с сейсмическими.
5 Технические требования к конструкции соединительной плиты и приопорных участков балок
5.1 Для соединительной плиты следует применять бетон класса по прочности не ниже принятого для стыкуемых элементов (бетон плиты балки и бетон плиты проезжей части).
5.2 Защитные слои соединительных элементов в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Защитные слои соединительных элементов
Ненапрягаемая рабочая арматура плиты | Наименьшая толщина защитного слоя, см |
Верхняя | 3 |
Нижняя | 2 |
5.3 Арматура соединительной плиты - ненапрягаемая А240, А400 по ГОСТ 5781 из стали 25Г2С.
5.4 Длина соединительной плиты
5.5 Высоту ниши в балке, как правило, следует принимать 10 мм.
5.6 Упругую прокладку следует назначать толщиной от 5 до 10 мм.
5.7 Упругую прокладку нужно выполнять из оклеечной гидроизоляции по ГОСТ Р 55396. Также допускается использование экструдированного пенополистирола или другого изоляционного материала с модулем упругости не более 100 МПа.
5.8 В качестве конструктивной (распределительной) арматуры соединительных плит допускается применять композитную полимерную арматуру по ГОСТ 31938.
5.9 Расчеты соединительной плиты нужно проводить в соответствии с положениями, приведенными в приложениях Б и В.
Приложение А
(рекомендуемое)
Типовые узлы соединительных плит для различных балок пролетных строений
А.1 Объединение пролетного строения с недобетонированной плитой проезжей части в пределах всей ширины осуществляют в соответствии с рисунками А.1 и А.2:
Рисунок А.1 - Балка с недобетонированной плитой
Рисунок А.2 - Узел соединительной плиты пролетных строений по плите балок
А.2 Объединение пролетного строения с монолитной плитой проезжей части в пределах всей ширины осуществляют в соответствии с рисунками А.3, А.4, А.5:
Рисунок А.3 - Железобетонная балка с монолитной плитой проезжей части
Рисунок А.4 - Узел соединительной плиты пролетных строений для балок с монолитной плитой проезжей части
Рисунок А.5 - Технологические этапы устройства соединительной плиты при монолитной плите проезжей части
А.3 Бетонирование монолитной плиты проезжей части температурно-неразрезного пролетного строения производят за один этап или, при необходимости, последовательно с устройством поперечных бетонных рабочих швов в соответствии с рисунком А.5. Допускается объединение смежных участков бетонирования, не допускается устройство бетонных продольных рабочих швов за исключением консольных участков. Расстояние от оси опоры до границы этапа бетонирования
А.4 Узел соединительной плиты сталежелезобетонных пролетных строений по 4.2.5.1 следует выполнять в соответствии с рисунком А.4. На участке устройства соединительной плиты упоры не устраивают. Упругую прокладку укладывают на верхний пояс стальной балки.
Приложение Б
(рекомендуемое)
Требования к составлению расчетных схем температурно-неразрезных пролетных строений мостов с учетом последовательности монтажа, регулирования усилий и длительных процессов
Б.1 Элементы объединения балочных разрезных пролетных строений в температурно-неразрезные по железобетонной плите проезжей части необходимо рассчитывать на действие постоянных и неблагоприятных сочетаний временных нагрузок от подвижного состава и пешеходов, а также прочих временных нагрузок и воздействий. Расчеты следует выполнять по предельным состояниям, определяемым в соответствии с требованиями СП 35.13330.2011.
Б.2 Для недопущения предельных состояний первой группы элементы объединения балочных разрезных пролетных строений в температурно-неразрезные по железобетонной плите проезжей части должны быть рассчитаны в соответствии с указаниями настоящего приложения по прочности.
Для недопущения предельных состояний второй группы проводят расчет по раскрытию трещин, нормальных к продольной оси элемента.
В соответствии с требованиями СП 35.13330.2011 (пункт 7.95), величина раскрытия трещин не должна превышать 0,02 см в верхних плитах проезжей части автодорожных и городских мостов при устройстве на них гидроизоляции.
Б.3 Геометрические размеры элементов расчетных схем следует принимать в соответствии с проектными геометрическими размерами элементов конструкции пролетных строений, а также их относительным расположением в пространстве.
Б.4 В расчетах следует учитывать косину и расположение пролетных строений на кривой в плане.
Б.5 Расчеты по предельным состояниям элементов объединения балочных разрезных пролетных строений в температурно-неразрезные по железобетонной плите проезжей части следует проводить на усилия и деформации, возникающие при общей работе пролетных строений на действующие нагрузки и при местной работе на нагрузки в пределах соединительной плиты.
Б.6 Относительные деформации арматуры и бетона элементов объединения от общей работы пролетных строений и от действия местной нагрузки допускается определять независимо друг от друга и затем суммировать в неблагоприятных расчетных сочетаниях нагрузок и воздействий.
Б.7 Напряженно-деформированное состояние элементов объединения балочных разрезных пролетных строений в температурно-неразрезные по железобетонной плите проезжей части при расчете на общую работу пролетных строений следует принимать как сумму результатов кинематического и силового нагружений.
В качестве кинематического нагружения элементов объединения следует принимать углы поворота и вертикальные смещения в опорных сечениях элементов объединения, возникающие вследствие вертикальных прогибов балок пролетных строений от постоянных и временных нагрузок. При расчете углов поворота и вертикальных смещений в опорных сечениях элементов объединения допускается не учитывать жесткость самих элементов объединения.
В качестве силового нагружения элементов объединения следует принимать продольные силы в опорных сечениях элементов объединения от воздействия сопротивления сдвигу в опорных частях.
Б.8 Расчетной схемой элементов объединения на действие местной нагрузки в направлении поперек движения транспортных средств допускается принимать схему плиты, опертой по двум сторонам, с пролетом, равным расстоянию между осями балок.
Б.9 Расчетной схемой элементов объединения на действие местной нагрузки в направлении вдоль движения транспортных средств допускается принимать схему плиты, защемленной по ширине ребра или полки балки пролетного строения, с пролетом, равным расстоянию между опорными сечениями элементов объединения.
Б.10 В расчетах элементов объединения следует учитывать последовательность устройства монолитной плиты проезжей части. К постоянным нагрузкам и воздействия, вызывающим появление усилий и деформаций в элементах объединения, следует относить только те нагрузки и воздействия, которые реализуются после набора прочности бетоном элементов объединения.
Б.11 Значения коэффициентов надежности к постоянным нагрузкам и воздействиям следует принимать по ГОСТ 33390.
Б.12 Нормативное значение временной нагрузки от подвижного состава и пешеходов, схемы установки временной нагрузки на пролетном строении, значения коэффициентов надежности и динамичности, а также значения коэффициентов полосности при многополосном движении следует учитывать в соответствии с ГОСТ 32960.
Б.13 Нормативное значение продольных сил в опорных сечениях элементов объединения от воздействия сопротивления сдвигу в опорных частях следует принимать исходя из величины перемещений, допускаемых производителем опорных частей при нормальной эксплуатации пролетных строений. Значение коэффициента надежности к воздействию сопротивления сдвигу в опорных частях при расчете по прочности следует принимать равным 1,2 (0,8), значение в скобках следует принимать в случаях, когда при этом сочетании нагрузок создается более невыгодное воздействие на элементы конструкции.
Б.14 Коэффициенты сочетаний к временным нагрузкам следует принимать по таблице Б.1.
Таблица Б.1 - Коэффициенты сочетаний к временным нагрузкам
Вертикальные временные подвижные нагрузки | Воздействие сопротивления сдвигу в опорных частях |
1,0 | - |
0,8 | 0,7 |
0,7 | 0,8 |
- | 1,0 |
Б.15 При составлении расчетных схем температурно-неразрезных пролетных строений мостов в программных комплексах, реализующих метод конечных элементов (МКЭ), допускается балки пролетных строений и плиту проезжей части схематизировать стержневыми конечными элементами. Конечные элементы, моделирующие плиту проезжей части, следует располагать перпендикулярно к конечным элементам, схематизирующим балки пролетных строений.
Элементы объединения допускается также моделировать стержневыми конечными элементами. Данные конечные элементы не должны иметь связей с конечными элементами, схематизирующими балки пролетных строений, на участке, соответствующем участку элементов объединения, на котором данные элементы отделены от ребер или полок балок.
Б.16 Значения приведенных геометрических характеристик конечных элементов, применяемых в расчетной схеме для схематизации балок с предварительно напрягаемой арматурой для мостов и путепроводов, допускается определять с учетом требований СП 35.13330.2011 (приложение Т, пункт 7.113).
Б.17 Расчет элементов объединения балочных разрезных пролетных строений в температурно-неразрезные по железобетонной плите проезжей части по прочности следует проводить по предельным деформациям с использованием нелинейной деформационной модели и диаграмм деформирования бетона и арматуры согласно указаниям СП 63.13330.2018. При этом следует для бетона и арматуры принимать значения расчетных сопротивлений, предельных деформаций и модулей упругости, установленные в СП 35.13330.2011.
Б.18 Относительную деформацию волокон
где
Положительное значение относительной деформации соответствует удлинению волокна.
Положительное направление перемещений точек изогнутой оси при определении кривизны
Значения относительной деформации в уровне изогнутой оси
Б.19 Для пролетных строений с монолитной плитой проезжей части значение коэффициента условий работы
Б.20 В расчете элементов объединения на общую работу пролетных строений при кинематическом нагружении допускается определять кривизну
Коэффициенты указанного полинома следует определять на основе значений углов поворота и вертикальных смещений в опорных сечениях элементов объединения, возникающих вследствие вертикальных прогибов балок пролетных строений от постоянных и временных нагрузок. При этом величину относительной деформации в уровне изогнутой оси
Приложение В
(справочное)
Пример расчета рабочей арматуры соединительной плиты температурно-неразрезного сборно-монолитного железобетонного пролетного строения с пролетами 33 м из балок с предварительно напрягаемой арматурой с монолитной плитой проезжей части
В.1 Введение
В.1.1 Рассматривается пример расчета верхней продольной рабочей арматуры соединительной плиты температурно-неразрезного пролетного строения из балок длиной 33 м с монолитной плитой проезжей части по 4.2.2.1.
В.1.2 Пролетное строение расположено на прямой в плане. Рассматривается 4 варианта косины пролетного строения в плане, соответствующих значениям угла между продольной осью пролетного строения и осями опирания на промежуточных и концевых опорах (угол косины): 30°, 45°, 60° и 90°.
В.1.3 Поперечное сечение пролетного строения состоит из пяти двутавровых балок с предварительно напрягаемой арматурой высотой 1,53 м, установленных с шагом 2,45 м, и уложенной по верху балок монолитной плиты проезжей части толщиной 180 мм. Участок соединительной плиты длиной 2,05 м отделен от верхних полок балок упругой прокладкой. Схема поперечного сечения пролетного строения показана на рисунке В.1. Схема отделенного участка соединительной плиты показана на рисунке В.2.
А - верхний слой асфальтобетона толщиной 50 мм; Б - нижний слой асфальтобетона толщиной 60 мм; В - гидроизоляция толщиной 5,5 мм; Г - монолитная железобетонная плита толщиной 180 мм
Рисунок В.1 - Схема поперечного сечения пролетного строения в месте устройства соединительной плиты
Рисунок В.2 - Схема отделенного участка соединительной плиты
В.1.4 Для оценки кинематического нагружения соединительной плиты в расчете на общую работу пролетного строения - наибольших взаимных углов поворота и соответствующих им вертикальных смещений в опорных сечениях соединительной плиты, возникающих вследствие вертикальных прогибов балок пролетного строения от постоянных и временных нагрузок, - принимается схема пролетного строения
В.1.5 Для оценки силового нагружения соединительной плиты в расчете на общую работу пролетного строения - продольных сил в опорных сечениях соединительной плиты от воздействия сопротивления сдвигу в опорных частях, - принимается схема пролетного строения
В.2 Материалы
В.2.1 Для изготовления балок пролетного строения, монолитной плиты проезжей части и соединительной плиты применяется тяжелый бетон со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м
В.2.2 Класс бетона по прочности на сжатие принимается:
- для балок пролетного строения - В45;
- для монолитной плиты проезжей части - В35;
- для соединительной плиты - В35.
В.2.3 Армирование балок и монолитной плиты проезжей части ненапрягаемой арматурой выполняют в виде каркасов и сеток из стержней
Схема расположения арматуры балок пролетного строения и монолитной плиты проезжей части показана на рисунке В.3.
Рисунок В.3 - Схема расположения арматуры балок пролетного строения и монолитной плиты проезжей части
В.3 Нагрузки и воздействия
В.3.1 Постоянные нагрузки и воздействия
В.3.1.1 Бетонирование монолитной плиты проезжей части вдоль оси сооружения осуществляют в несколько этапов, схематично представленных на рисунке В.4.
Рисунок В.4 - Схема последовательности бетонирования температурно-неразрезного пролетного строения с монолитной плитой проезжей части
Расстояние от оси опоры до границы этапа бетонирования
В.3.1.2 К постоянным нагрузкам и воздействиям следует относить только те нагрузки и воздействия, которые реализуются после набора прочности бетоном соединительной плиты. Принимаемые в расчете значения постоянных нагрузок и коэффициентов надежности по нагрузке приведены в таблице В.1.
Таблица В.1 - Значения постоянных нагрузок и коэффициентов надежности по нагрузке
Нагрузка | Интенсивность нагрузки | Коэффициент надежности по нагрузке |
Вес асфальтобетонного покрытия толщиной 110 мм | 2,7 кПа | 1,5 |
Вес гидроизоляции толщиной 6 мм | 0,15 кПа | 1,3 |
Вес барьерного ограждения | 0,98 кН/м | 1,1 |
Вес перильного ограждения | 0,78 кН/м | 1,1 |
В.3.1.3 Для монолитной плиты проезжей части учитывают также воздействия усадки и ползучести бетона и саморазогрева бетона в процессе твердения в соответствии с СП 35.13330.2011.
В.3.1.4 Нормативное значение предельной относительной деформации усадки бетона
В.3.1.5 Значение максимальной температуры разогрева бетона в момент начала совместной работы монолитной плиты проезжей части и балок пролетного строения принимают равным 15°С по СП 159.1325800.2014 (пункт 9.4). При расчетах на температурное воздействие значение условного модуля упругости бетона
В.3.1.6 Для расчета в запас прочности соединительной плиты принимают, что процессы усадки и ползучести бетона в балках пролетного строения завершены. Такое допущение возможно, так как ползучесть бетона в балке пролетного строения приводит к ее выгибу наверх, при этом продольная рабочая арматура соединительной плиты испытывает разгрузку.
В.3.1.7 Ползучесть бетона монолитной плиты проезжей части возможно учесть введением в расчет условного модуля упругости бетона
Вычисляют значения приведенных геометрических характеристик частей поперечного сечения пролетного строения с учетом продольной рабочей арматуры:
- площади приведенного сечения плиты
- площади приведенного сечения балки
- расстояния от центра тяжести приведенного сечения балки до центра тяжести приведенного сечения плиты
- момента инерции приведенного сечения
Определяют значения характеристик ползучести бетона:
- нормативной деформации ползучести бетона по СП 35.13330.2011 (пункт 7.15)
- предельной характеристики ползучести бетона
Вычисляют значение параметра, связанного с податливостью монолитной плиты проезжей части и балки, v=2,76 по СП 35.13330.2011 (формула Щ.11), коэффициент приведения
Вычисляют значение условного модуля упругости
В.3.2 Временные вертикальные подвижные нагрузки
В.3.2.1 Расчет соединительной плиты выполняют на действие вертикальных временных нагрузок А14 и Н14 от подвижного состава в соответствии с ГОСТ 32960.
В.3.2.2 Нормативную нагрузку А14 принимают в виде полос А14, каждая из которых включает одну двухосную тележку с осевой нагрузкой 140 кН и равномерно распределенную нагрузку интенсивностью 14 кН/м.
В.3.2.3 Нормативную нагрузку Н14 принимают в виде четырехосной тележки с нагрузкой на ось 252 кН. Также проводят проверку на действие сдвоенных нагрузок Н14, расположенных вдоль моста на расстоянии 12 м, с учетом понижающего коэффициента 0,75. При расчетах по второму предельному состоянию нагрузку Н14 принимают с коэффициентом 0,8.
В.3.2.4 Значения коэффициентов надежности по нагрузке и коэффициентов динамичности для нагрузок А14 и Н14 приведены в таблице В.2.
Таблица В.2 - Значения коэффициентов надежности по нагрузке и коэффициентов динамичности для нагрузок А14 и Н14
Вид нагрузки | Коэффициент надежности по нагрузке | Коэффициент динамичности 1+ |
Тележка нагрузки А14 | 1,5 | 1,3 |
Равномерно распределенная часть нагрузки А14 | 1,25 | 1,0 |
Нагрузка Н14 | 1,1 | 1,0 |
В.3.2.5 Расположение в поперечнике временных расчетных нагрузок А14 и Н14 принято в соответствии со схемами, приведенными на рисунках В.5 и В.6.
Рисунок В.5 - Схема расположения временной расчетной нагрузки А14
Рисунок В.6 - Схема расположения временной расчетной нагрузки Н14
В.3.3 Воздействие сопротивления сдвигу в опорных частях
В.3.3.1 Балки пролетного строения опираются на резиновые опорные части (РОЧ). Подбор РОЧ осуществляют исходя из величины максимальной опорной реакции, при этом выбирают опорную часть, ближайшую по величине допускаемой вертикальной нагрузки. Величина максимальной опорной реакции от действия расчетных постоянных и временных вертикальных нагрузок составляет 1300 кН. В таблице В.3 представлены основные параметры подобранной РОЧ из резины марки НО-68-1.
Таблица В.3 - Основные параметры РОЧ из резины марки НО-68-1
Площадь РОЧ, м | Суммарная толщина слоев резины РОЧ, мм | Допускаемая вертикальная нагрузка на РОЧ, кН | Допускаемое перемещение в РОЧ, мм |
0,120 | 60 | 1800 | 42 |
В.3.3.2 Воздействие сопротивления сдвигу в опорных частях определяют в соответствии с СП 35.13330.2011 (формула 6.33).
В.3.3.3 Расчет величины реактивного продольного усилия
Примечание - Для целей настоящего примера предполагается, что применение выбранной опорной части обеспечивает реализацию продольных перемещений пролетного строения, вызванных температурными и иными деформациями. В дополнение принимается, что на точках опирания, где для реализации продольных перемещений недостаточно установки одной опорной части, устанавливают по высоте столько опорных частей, сколько необходимо для реализации продольных перемещений. В этом случае отношение
В.3.3.4 Максимальное значение продольной силы в опорных сечениях соединительных плит F от воздействия сопротивления сдвигу в опорных частях определяют в неподвижном сечении пролетного строения. В пролетных строениях, не имеющих неподвижных опорных частей, при одинаковых величинах реактивных продольных усилий
В.3.3.5 Максимальное нормативное значение продольной силы F в опорных сечениях соединительных плит достигается в соединительной плите, ближайшей к неподвижному сечению. Для принятой в настоящем примере схемы пролетного строения
В.3.4 Сочетания нагрузок
Расчетные комбинации нагрузок и значения коэффициентов сочетаний принимают в соответствии с таблицей Б.1.
В.4 Расчетная схема
В.4.1 Расчетные схемы по методу конечных элементов (МКЭ) составляют для определения углов поворота и перемещений опорных сечений соединительной плиты при действии эксплуатационных нагрузок и воздействий.
В.4.2 Расчетные схемы составляют в соответствии с рекомендациями Б.15. Рассматривают четыре расчетные схемы, соответствующие различной косине пролетного строения в плане по В.1.2. Пример общего вида расчетной схемы при угле косины 60° показан на рисунке В.7, соответствующее взаимное расположение в плане стержневых элементов расчетной схемы показано на рисунке В.8. Условия закрепления в плане принимают по статически определимой схеме, наличие жесткости у резиновых опорных частей в горизонтальной плоскости не учитывают при расчете поведения конструкции пролетного строения под действием вертикальных нагрузок.
В.4.3 Для моделирования соединительной плиты в расчетной схеме используют стержневые элементы. Данные конечные элементы не имеют связей с конечными элементами, моделирующими балки пролетных строений.
Рисунок В.7 - Общий вид расчетной схемы при угле косины 60°
Рисунок В.8 - Взаимное расположение в плане стержневых элементов расчетной схемы при угле косины 60°
В.4.4 Значения геометрических характеристик сечений элементов расчетной схемы и характеристик свойств материалов, нагрузки и их сочетания задаются в соответствии с исходными данными, представленными в В.1-В.3. При определении приведенных геометрических характеристик балок пролетного строения учитывают требования СП 35.13330.2011 (приложение Т, пункт 7.113).
В.5 Проверка верхней продольной рабочей арматуры соединительной плиты по предельным состояниям
В.5.1 Оценка максимального значения кривизны изогнутой продольной оси соединительной плиты в продольном направлении
В.5.1.1 Для вертикальных перемещений
где
Положительное направление перемещений
Значения неизвестных коэффициентов
где
В рассматриваемом примере расчета
В.5.1.2 Значения вертикальных перемещений и углов поворота в опорных сечениях соединительной плиты определяют при помощи расчетной схемы, представленной в В.4. Для каждой группы предельных состояний рассматривают статические загружения временными вертикальными подвижными нагрузками, при которых достигаются максимальные значения углов поворота одного из опорных сечений соединительной плиты соответственно.
В.5.1.3 Кривизну
где
В силу малости перемещений
С учетом принятой аппроксимации для перемещений (В.1) получают следующее выражение для кривизны
Экстремальные значения кривизны
В.5.1.4 Оценку максимального значения кривизны проводят для изогнутой оси, расположенной в вертикальной продольной плоскости, в которой алгебраическая разность углов поворота опорных сечений соединительной плиты достигает максимума по абсолютной величине.
В.5.1.5 Результаты расчетов максимальных значений кривизны
Таблица В.4 - Результаты расчетов максимальных значений кривизны от действия постоянных нагрузок и временных вертикальных подвижных нагрузок
Угол косины, | Кривизна изогнутой оси соединительной плиты, 1/м | |||
град | Первая группа предельных состояний | Вторая группа предельных состояний | ||
От постоянных нагрузок | От временных вертикальных подвижных нагрузок | От постоянных нагрузок | От временных вертикальных подвижных нагрузок | |
30 | 0,0042 | 0,0026 | 0,0028 | 0,0017 |
45 | 0,0050 | 0,0031 | 0,0034 | 0,0020 |
60 | 0,0052 | 0,0033 | 0,0035 | 0,0021 |
90 | 0,0050 | 0,0031 | 0,0034 | 0,0020 |
В.5.2 Определение относительных деформаций
В.5.2.1 Относительную деформацию
где
Принимается, что положение изогнутой оси совпадает с нейтральной осью при чистом изгибе.
С целью упрощения дальнейших расчетов принимают в запас прочности и трещиностойкости, что при определении относительной деформации волокна
где
Для данного примера расчета
Значения кривизны
В.5.2.2 Принимают следующие параметры продольной рабочей арматуры соединительной плиты согласно рисунку В.9: верхняя -
Рисунок В.9 - Схема расположения рабочей арматуры соединительной плиты
Площади продольной рабочей арматуры на 1 м ширины соединительной плиты: верхней - 21,4 см
Расстояния от крайних фибр соединительной плиты до продольной рабочей арматуры: верхней - 5,0 см; нижней - 3,9 см.
Ордината
В.5.2.3 Результаты расчета максимальных значений относительной деформации верхней продольной рабочей арматуры соединительной плиты от огибающей расчетных сочетаний нагрузок и воздействий приведены в таблице В.5 для предельных состояний по ГОСТ 27751.
Таблица В.5 - Результаты расчета максимальных значений относительной деформации верхней продольной рабочей арматуры соединительной плиты
Угол косины, град | Относительная деформация верхней продольной рабочей арматуры соединительной плиты, м/м | |
Первая группа предельных состояний | Вторая группа предельных состояний | |
30 | 0,00101 | 0,00060 |
45 | 0,00114 | 0,00066 |
60 | 0,00118 | 0,00067 |
90 | 0,00114 | 0,00066 |
В.5.3 Проверка по предельным состояниям
В.5.3.1 Максимальное значение относительной деформации верхней продольной рабочей арматуры по первой группе предельных состояний составляет 0,00118 и не превышает допускаемое значение 0,025 по СП 35.13330.2011 (пункт 7.47). Более того, данное значение не превосходит величину предельной расчетной упругой деформации 0,00175 для рассматриваемой арматуры, что подтверждает допустимость принятых в В.5.2.1 предположений об упругой работе арматуры. Таким образом, прочность верхней продольной рабочей арматуры обеспечена.
Максимальное значение относительной деформации верхней продольной рабочей арматуры по второй группе предельных состояний составляет 0,00067. Для принятого продольного армирования соединительной плиты значение коэффициента раскрытия трещин
Библиография
[1] | ОДМД | Методические рекомендации по применению конструкций температурно-неразрезных пролетных строений (утверждены распоряжением Минтранса России от 26 мая 2003 г. N ОС-477-р) |
[2] | Технический регламент Таможенного союза | Безопасность автомобильных дорог |
УДК 624.21.095.32:006.354 | ОКС 93.040 |
Ключевые слова: автодорожные мосты, балочные пролетные строения, температурно-неразрезные пролетные строения, правила объединения по железобетонной плите проезжей части |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2021