allgosts.ru91.040 Строительство91 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СТРОИТЕЛЬСТВО

ПНСТ 760-2022 «Зеленые» стандарты. Оценка эффективности устойчивого развития экопарков

Обозначение:
ПНСТ 760-2022
Наименование:
«Зеленые» стандарты. Оценка эффективности устойчивого развития экопарков
Статус:
Отменен
Дата введения:
01.01.2023
Дата отмены:
01.01.2024
Заменен на:
-
Код ОКС:
91.040.30

Текст ПНСТ 760-2022 «Зеленые» стандарты. Оценка эффективности устойчивого развития экопарков

        ПНСТ 760-2022


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


"ЗЕЛЕНЫЕ" СТАНДАРТЫ


Оценка эффективности устойчивого развития экопарков


"Green" standards. Efficiency evaluation of sustainable development for ecoparks

ОКС 91.040.30

Срок действия с 2023-01-01

до 2024-01-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Научно-образовательным центром "Экологическая безопасность, "зеленые" стандарты и технологии" Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (НОЦ "Зеленые стандарты" НИУ МГСУ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 366 "Зеленые" технологии среды жизнедеятельности и "зеленая" инновационная продукция"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2022 г. N 89-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 107078 Москва, ул.Новая Басманная, д.14, стр.4, 3-й этаж, комн. 304; e-mail: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)


Введение

Настоящий стандарт разработан в рамках развития "зеленых" технологий, учитывающих цели устойчивого развития городов и поселений.

Настоящий стандарт разработан в целях оценки эффективности экопарков для устойчивого развития экологического туризма на территории Российской Федерации, а также для реализации проектов из декларации "Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г., Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, а также в соответствии со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития в области устойчивого развития во исполнение Указа Президента Российской Федерации [1], распоряжений Правительства России [2], [3].

Применение настоящего стандарта предполагается только при учете всех запретов и ограничений, предусмотренных Федеральным законом [4], учитывая требования земельного законодательства, определяющего механизм предоставления земельных участков для ведения хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Настоящий стандарт вводит количественные и качественные характеристики для оценки эффективности устойчивого развития территорий и объектов инфраструктуры экопарков в России.

Настоящий стандарт предназначен для использования архитекторами, девелоперами и проектировщиками, туристическими компаниями, представителями бизнеса, заинтересованными в развитии экологического туризма, представителями образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров в области устойчивого развития, государственного и муниципального управления, туризма и сервиса, а также самими туристами.

Структура настоящего стандарта содержит раздел с методологией оценки эффективности устойчивого развития экопарков при осуществлении на их территории рекреационной деятельности.


1 Область применения

Настоящий стандарт, входящий в серию "Зеленые" стандарты, распространяется на критерии для оценки эффективности устойчивого развития существующих и вновь проектируемых экопарков в Российской Федерации.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 56642 Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования

ГОСТ Р 57287 Туристские услуги, предоставляемые на особо охраняемых природных территориях. Требования

СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 475.1325800 Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 базовая инфраструктура экопарка: Объекты обеспечивающей инфраструктуры и инженерные коммуникации, составляющие основу защиты и сохранения природных экосистем при организации жизнедеятельности (туризма) людей, а также устойчивого развития территории экопарка.

3.2 коммерческая инфраструктура экопарка: Объекты туристической инфраструктуры, необходимость наличия которых определена результатом маркетинговых исследований при бизнес-планировании экосистемных услуг.

3.3 объекты инфраструктуры экопарка: Здания и сооружения базовой и коммерческой инфраструктуры, способствующие комплексному развитию территории экопарков и предназначенные в том числе для временного размещения туристов.

3.4 оценка эффективности устойчивого развития экопарка: Сопоставление степени соответствия критериям настоящего стандарта существующих и вновь проектируемых количественных и качественных характеристик экопарков.

3.5 территория экопарков: Особая территория, на которой охраняются природные экосистемы и бережно относятся к культурным ценностям конкретного участка земной или водной поверхности согласно традиционному укладу использования природных ресурсов в данной местности.

3.6 экопарк: Специализированная природная территория регионального значения, предназначенная для отработки и внедрения методов и приемов сохранения, восстановления и рационального использования природных комплексов для жизнедеятельности людей с учетом специфики их местоположения, экологизации градостроительной и хозяйственной деятельности на территории города, вне территорий города и населенных пунктов, экологического просвещения и природоохранного воспитания населения.


4 Последовательность эффективной реализации создания экопарков

Последовательность эффективной реализации создания экопарков в целях устойчивого развития с входящими в них объектами базовой и коммерческой инфраструктуры включает проведение работ согласно 4.1-4.5.

4.1 Подготовительные работы

4.1.1 Необходимо определить тип территории экопарка и ее ограничений, на которой размещены объекты базовой и коммерческой туристической инфраструктуры:

- природные парки регионального значения;

- охраняемые территории природных заказников регионального значения. Возможность обустройства экологических троп с учетом требований индивидуального положения о государственном природном заказнике;

- места, предусмотренные для рекреационной деятельности природных заказников, относящихся к особо охраняемым природным территориям регионального значения, с учетом ГОСТ Р 57287. Возможности проектирования и строительства в природном заказнике следует определять с учетом положения о конкретном природном заказнике регионального значения. Осуществление рекреационной деятельности рассматривают только в специально предусмотренных для этого местах;

- дендрологические парки и ботанические сады. Допускаются организация и обустройство служебных помещений и объектов сервисного обслуживания посетителей, организация и обустройство дорожно-тропиночной сети и экскурсионных маршрутов, осуществление экскурсионного и сервисного обслуживания посетителей.

4.1.2 На этапе подготовительных работ единожды проводят маркетинговое исследование с целью определения: целевой туристической аудитории территории экологического туризма, его предпочтительных видов, соответствующих приведенным в ГОСТ Р 56642; прогнозируемого объема туристского потока, средств размещения и их вместимости, потребностей в дополнительно оказываемых услугах.

4.1.3 Значение предполагаемого максимального потока посетителей определяют как среднее от суточного количества туристов, посещающих экопарк в пять наиболее загруженных дней в году. Эти данные являются результатом маркетинговых исследований. В зависимости от объема туристского потока, демонстрирующего степень популярности экопарка, принимают решения о строительстве тех или иных зданий и сооружений, объектов инженерного обеспечения и коммерческой инфраструктуры, которые должны соответствовать заданным условиям (чтобы экопарк мог принять большее количество посетителей и предоставить им расширенные услуги в здании визит-центра):

- не более 100 чел./день;

- от 100 до 500 чел./день;

- от 500 до 1000 чел./день;

- свыше 1000 чел./день.

4.1.4 Необходимо определить наличие на территории или вблизи экопарка уникальных эстетически и экологически значимых природно-ландшафтных объектов государственного значения/с мировой известностью/ареала редких (эндемичных) животных/природных объектов культурного наследия.

4.2 Определение объектов инфраструктуры

4.2.1 К объектам базовой инфраструктуры относят приведенные в 4.2.1.1-4.2.1.7.

4.2.1.1 Визит-центр (способность объекта менять объемно-планировочные характеристики в рамках актуального использования и при необходимости изменять свое назначение, использование трансформируемых пространств, принципа "свободной" планировки строений).

4.2.1.2 Входная группа (элементы входной группы должны сопровождаться маркирующим знаком - надписью с наименованием природной территории, информирующим и сигнализирующим посетителям о приближении к границам экопарка).

4.2.1.3 Автомобильная стоянка (далее - автостоянка) [для минимизации шумового загрязнения необходимо обустроить длинную высокую земляную насыпь (вал) без отверстий и трещин, расположенную близ границ экопарка, или расположить дополнительный лесопарковый природный пояс, помогающий убрать шумы высоких тонов].

4.2.1.4 Административно-хозяйственный блок (может быть расположен вблизи визит-центра, но предпочтительно не вблизи основного туристского или прогулочного маршрута. Рядом со строением следует разместить основную площадку сбора мусора либо сформировать отдельный кластер сортировки и переработки отходов и вторичных ресурсов. При увеличении пропускной способности экопарка следует разместить в административно-хозяйственном блоке дополнительные группы помещений, такие как пункт дежурного, технического персонала, мастерские, гараж, бельевые, кладовые, пункт связи/ диспетчерская, комнаты для временного проживания персонала).

4.2.1.5 Общественные туалеты [могут быть стационарными, мобильными (в местах отсутствия центральных систем водоотведения или канализации), а также биотуалеты]. Количество туалетов следует рассчитывать в соответствии с СП 475.1325800.

4.2.1.6 Смотровые площадки (использование ценности природно-ресурсного потенциала при зонировании территории и расположении объектов на генеральном плане с формированием оптимальных точек обзора окружающего пространства).

4.2.1.7 Необходимо наличие следующих элементов благоустройства территории экопарка:

- наружные лестницы с конструкцией ступеней и площадок;

- ограждения для регулирования передвижения посетителей, а также отпугивающие ограждения от проникновения животных;

- декоративные малые архитектурные формы, скамьи, оборудованные места для отдыха - площадки, беседки, столы со скамьями;

- оборудование площадки для сбора несортируемого и раздельного сбора мусора;

- детская игровая площадка, а также площадка для активного отдыха и физических упражнений.

4.2.2 Необходимо соблюдать следующие основные требования к объектам строительства относительно:

- подбора материалов ограждающих конструкций с учетом климатических условий строительства;

- применения технологии "пассивного отопления" (уменьшение количества светопрозрачных ограждающих конструкций и/или улучшение свойств их энергоэффективности, компактность строений, утепление сооружений);

- выбора выгодной ориентации помещений по сторонам света, а также применения солнцезащитных устройств, уменьшающих прогрев помещений в теплое время года и минимизирующих потребность в кондиционировании;

- использования строительных материалов с учетом условий местного рынка и логистики, а также по принципу их оптимального применения;

- приоритетности использования материалов и конструкций с длительным сроком службы, применения безопасных для окружающей среды и человека перерабатываемых материалов (преимущественно естественного происхождения);

- эргономичности проектных решений, обеспечивающей комфортную эксплуатацию.

4.2.3 Следует выявить наличие на территории или вблизи экопарка культурно-исторических достопримечательностей - памятников, которые привлекают туристов и способствуют формированию комплексного туристического продукта с другими объектами региона.

4.2.4 Необходимо учитывать особенности местной культуры/этнокультуры и избегать недопустимого и неуважительного отношения к ней, а также транслировать культурное и историческое значение территории экопарка посредством:

а) проведения экопросветительских программ;

б) проведения тематических организованных экскурсий, мастер-классов, в том числе с применением интерактивного формата (аудиогидов, квестов);

в) проведения лекций, событийных мероприятий (День птиц, Масленица, реконструкции и пр.);

г) оказания информационных услуг.

4.2.5 На территории экопарка должны быть проложены и оформлены надлежащим образом эко-тропы и знаки навигации, средства информирования и регламентирования, в том числе интерактивные.

4.2.6 На территории экопарка должны быть объекты коммерческой инфраструктуры, такие как:

- кемпинги;

- глэмпинги;

- гостевые дома.

4.2.7 На территории экопарка должны быть размещены группы объектов сферы обслуживания, такие как:

а) прокат велосипедов, средств передвижения по воде;

б) объекты розничной торговли и предоставления услуг питания;

в) рекреационно-оздоровительные объекты - бани.

4.3 Предпроектные работы

4.3.1 Необходимо разработать концепцию устойчивого развития экопарка с формированием основных технико-экономических показателей.

4.3.2 Следует составить дорожную карту реализации проекта экопарка, сформировать укрупненный бюджет и определить схемы финансирования. На основании критериев предпроектного предложения:

- рассчитывают стоимость и определяют сроки составления проектно-сметной документации и проведения ее экспертизы;

- определяют потребности в инженерных изысканиях и их стоимость;

- определяют стоимость выполнения экологических изысканий;

- составляют техническое задание на проектирование;

- получают исходно-разрешительную документацию на проектирование: градостроительный план земельного участка, проект планировки, технические условия на подключение к инженерным сетям;

- определяют основные нагрузки инженерного обеспечения объекта;

- проводят ориентировочный сметный расчет стоимости строительства.

4.4 Проектные и сопроводительные работы

4.4.1 Необходимо провести подготовительные работы для разработки проектно-сметной документации экопарка.

На данном этапе выполняют следующие инженерные изыскания: изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах; подготовка данных по обоснованию материалов, необходимых для архитектурно-строительного проектирования.

Необходимость проведения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливают с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе технического задания, в зависимости от вида и назначения объектов, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществлены строительство, реконструкция объектов, а также от степени изученности указанных условий.

4.4.2 Должны быть проведены необходимые согласования проектно-сметной документации. Проектно-сметная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки подобного рода проектной документации, подлежат государственной экспертизе в соответствии с действующим законодательством.

4.4.3 Следует получить необходимые разрешения на выполнение строительных работ.

Разрешение на строительство представляет собой документ, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая природная территория и который подтверждает соответствие проектной документации действующим требованиям, установленным в отношении режима использования территории при строительстве. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта на территории экопарка.

4.5 Реализация проекта

4.5.1 Необходимо провести строительно-монтажные, отделочные и пусконаладочные работы, осуществить комплектацию объектов мебели и оборудования.

4.5.2 При строительстве объектов капитального строительства на территории экопарка, проектная документация которых подлежит экспертизе, осуществляется государственный строительный надзор.

4.5.3 Необходимо осуществить ввод объекта экопарка в эксплуатацию.

Разрешение на ввод объекта экопарка в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство, проектной документации, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.


5 Требования к объектам инфраструктуры экопарков

5.1 Условия организации инфраструктурного наполнения экопарка

5.1.1 Подбор территории, на которой предполагается размещение различных объектов экотуристской инфраструктуры, определить ограничения ее использования.

5.1.2 Оценка экологического, туристического и рекреационного потенциала территории.

5.1.3 Расчет максимально допустимого потока посетителей экопарка.

5.1.4 Определение площади территории, доступной для размещения объектов инфраструктуры (исключая места пролегания экологических троп).

5.1.5 Анализ предполагаемой сезонности экотуристической деятельности.

5.1.6 Определение видов экологического туризма, соответствующих приведенным в ГОСТ Р 56642, для различных типов территории экопарка.

5.1.7 Определение характеристики месторасположения экопарка по транспортной доступности и близости к населенным пунктам.

5.1.8 Анализ обеспеченности территории экопарка или прилегающей к нему территории инженерными коммуникациями.

5.1.9 Определение климатических и географических характеристик территории экопарка, проведение градостроительного зонирования по СП 42.13330.

5.1.10 Оценка флоры и фауны на территории экопарка.

5.1.11 Составление исторической справки территории экопарка.

5.1.12 Исследование по оценке воздействия функционирования экопарка на окружающую среду.

5.2 Методология подбора объектов инфраструктуры экотуризма

5.2.1 Здания и сооружения для экологического туризма должны соответствовать предоставляемым туристским услугам в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56642.

5.2.2 Объекты инфраструктуры экопарка подразделяют на базовые и коммерческие.


6 Критерии устойчивого развития экопарков

6.1 Устойчивое развитие экопарка обусловлено соблюдением последовательности эффективной реализации экопарков и выполнением определенных критериев, приведенных в таблице 1.

6.2 В зависимости от суммы набранных баллов по таблице 1 определяют величину рейтингового значения степени соответствия экопарка требованиям устойчивого развития. Рейтинговые значения эффективности устойчивого развития экопарка представлены в таблице 2.

6.3 Критерии в таблице 1 распределены по пяти категориям, учитывающим экологический, социальный и экономический компоненты устойчивого развития:

- категория 1 "Природный и культурно-исторический потенциал экопарка";

- категория 2 "Экопросветительская деятельность на территории экопарка";

- категория 3 "Платные услуги экопарка" ;

- категория 4 "Объекты базовой инфраструктуры";

- категория 5 "Реализация деятельности экопарка".

Таблица 1 - Требования, соответствующие уровню сертификации


Структурный элемент

Критерий

Баллы

Категория 1 "Природный и культурно-исторический потенциал экопарка"

4.1.4

Уникальные природные объекты

Наличие на территории или вблизи экопарка эстетически и экологически значимых природно-ландшафтных объектов государственного значения/с мировой известностью/ареала редких (эндемичных) животных/природных объектов культурного наследия [деревья причудливой формы, многолетние деревья, привлекательные растительные сообщества (рощи, цветущие поляны), водопады, причудливые скалы, пещеры, озера и др.]

3

4.2.3

Культурно-исторические объекты

Наличие на территории или вблизи экопарка культурно-исторических достопримечательностей: дольмены, памятники, археологические раскопки, городища, объекты времен ВОВ и др., которые привлекают туристов и способствуют формированию комплексного туристического продукта с другими объектами региона

3

Категория 2 "Экопросветительская деятельность на территории экопарка"

4.2.4, перечисление б)

Экскурсии

Проведение тематических организованных экскурсий, мастер-классов, в том числе с применением интерактивного формата (аудиогидов, квестов)

2

4.2.4, перечисление в)

Мероприятия

Проведение событийных мероприятий на территории (День птиц, Масленица, реконструкции и пр.)

Категория 3 "Платные услуги экопарка"

4.2.7, перечисление б)

Услуги питания

Предоставления услуг питания на территории экопарка (кафе, стационарные и мобильные киоски)

2

4.2.7, перечисление б)

Объекты розничной торговли

Продажа сувениров, продукции фермерских хозяйств

4.2.7, перечисление а)

Пункты проката

Прокат спортинвентаря и туристского снаряжения

4.2.6

Коллективные средства размещения:

- кемпинги

- глэмпинги

- гостевые дома

4.2.7.3

Рекреационно-оздоровительные объекты

Наличие рекреационно-оздоровительных объектов (бани, банные комплексы, бассейны, горячие источники и др.)

4

Категория 4 "Объекты базовой инфраструктуры"

4.2.1.1

Визит-центр

Наличие визит-центра (информационного пункта) с возможностью менять его объемно-планировочные характеристики в рамках актуального использования и при необходимости изменять назначение, использование трансформируемых пространств и принципа "свободной" планировки строений

2

4.2.5

Экотропы и система навигации

Наличие на территории экопарка проложенных и оформленных надлежащим образом экотроп, знаков навигации, информационных стендов, средств информирования и регламентирования, в том числе интерактивных

4

4.2.1.2

Входная группа

Наличие входной группы (элементы входной группы должны сопровождаться маркирующим знаком - надписью с наименованием природной территории, информирующим и сигнализирующим посетителям о приближении к границам экопарка)

1

4.2.1.3

Автостоянка

Наличие автостоянки [для минимизации шумового загрязнения необходимо обустроить длинную высокую земляную насыпь (вал) без отверстий и трещин, расположенную близ границ экопарка, или расположить дополнительный лесопарковый природный пояс, способствующий снижению шумов высоких тонов]

4.2.1.4

Административно-хозяйственный блок

Наличие административно-хозяйственного блока на территории экопарка (может быть расположен вблизи визит-центра, но предпочтительно не на основном туристском или прогулочном маршруте. Рядом со строением следует разместить основную площадку сбора мусора либо сформировать отдельный кластер сортировки и переработки отходов и вторичных ресурсов. При увеличении пропускной способности экопарка следует расположить в административно-хозяйственном блоке дополнительные группы помещений, такие как пункт дежурного, технического персонала, мастерские, гараж, бельевые, кладовые, пункт связи/диспетчерская, комнаты для временного проживания персонала)

1

4.2.1.5

Общественные туалеты

Наличие общественных туалетов на территории экопарка [могут быть стационарными, мобильными (в местах отсутствия центральных систем водоотведения (канализации), а также биотуалеты. Количество туалетов следует рассчитывать в соответствии с СП 475.1325800]

4.2.1.6

Смотровая площадка

Наличие смотровых площадок на территории экопарка (использование ценности природно-ресурсного потенциала при зонировании территории и расположении объектов на генеральном плане с формированием оптимальных точек обзора окружающего пространства)

2

4.2.1.7

Элементы благоустройства

Наличие следующих элементов благоустройства территории экопарка:

- наружные лестницы с конструкцией ступеней и площадок;

- ограждения для регулирования передвижения посетителей, а также отпугивающие ограждения от проникновения животных;

- декоративные малые архитектурные формы, скамьи, оборудованные места для отдыха - площадки, беседки, столы со скамьями;

- для сбора несортируемого и раздельного сбора мусора;

- детская игровая площадка, а также площадка для активного отдыха и физических упражнений

4

Категория 5 "Реализация деятельности экопарка"

4.1.2

Маркетинговое исследование

На этапе подготовительных работ единожды проводят маркетинговое исследование с целью определения целевой туристической аудитории территории экологического туризма, предпочтительных видов экологического туризма, соответствующего ГОСТ Р 56642, прогнозируемого объема туристского потока, средств размещения и их вместимости, потребностей в дополнительных оказываемых услугах

4

4.1.3

Поток посетителей

Наличие расчета максимального и оптимального суточного потока посетителей в разные сезоны года.

Значение предполагаемого максимального потока посетителей определяют как среднее от суточного количества туристов, посещающих экопарк в пять наиболее загруженных дней в году. В зависимости от объема туристского потока, демонстрирующего степень популярности экопарка, принимают решения о строительстве тех или иных зданий и сооружений, объектов инженерного обеспечения и коммерческой инфраструктуры, которые должны соответствовать заданным условиям (чтобы экопарк мог принять большее количество посетителей и предоставить им расширенные услуги в здании визит-центра):

- не более 100 чел./день;

- от 100 до 500 чел./день;

- от 500 до 1000 чел./день;

- свыше 1000 чел./день

2

4.4.1

Подготовительные работы для разработки проектно-сметной документации экопарка

На данном этапе выполняют инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для архитектурно-строительного проектирования. Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания, в зависимости от вида и назначения объектов, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществлены строительство, реконструкция объектов, степени изученности указанных условий

8

4.4.2

Согласования проектно-сметной документации

Проектно-сметная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе в соответствии с действующим законодательством

4

4.4.3

Разрешения на выполнение строительных работ

Разрешение на строительство представляет собой документ, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая природная территория, который подтверждает соответствие проектной документации действующим требованиям, установленным в отношении режима использования территории при осуществлении строительства. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта на территории экопарка

4

4.5.1

Реализация

Проводят строительно-монтажные, отделочные и пусконаладочные работы, осуществляют комплектацию объектов мебели и оборудования

8

4.5.2

Экспертиза

При строительстве объектов капитального строительства на территории экопарка, проектная документация которых подлежит экспертизе, осуществляется государственный строительный надзор

4

4.5.3

Ввод экопарка в эксплуатацию

Разрешение на ввод объекта экопарка в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство, проектной документации, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации

4

4.1.1

Территория экопарка

Определяют тип территории экопарка и ее ограничений, на которой размещены

объекты базовой и коммерческой туристической инфраструктуры:

- природные парки регионального значения;

- охраняемые территории природных заказников регионального значения. Возможность обустройства экологических троп с учетом требований индивидуального положения о государственном природном заказнике;

- места, предусмотренные для рекреационной деятельности природных заказников, относящихся к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Возможности проектирования и строительства в природном заказнике следует определять с учетом положения о конкретном природном заказнике регионального значения. Осуществление рекреационной деятельности рассматривают только в специально предусмотренных для этого местах;

- дендрологические парки и ботанические сады. Допускаются организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, туристических стоянок и мест отдыха, строительство, реконструкция и эксплуатация гостевых домов и иных объектов капитального строительства

2

4.3.1

Концепция устойчивого развития экопарка

Разрабатывают концепцию устойчивого развития экопарка с формированием основных технико-экономических показателей

6

4.3.2

Дорожная карта

Составляют дорожную карту реализации проекта экопарка, формируют укрупненный бюджет и определяют схемы финансирования. На основании критериев предпроектного предложения:

- рассчитывают стоимость и определяют сроки составления проектно-сметной документации и проведения ее экспертизы;

- определяют потребность в инженерных изысканиях и их стоимость;

- определяют стоимость выполнения экологических изысканий;

- формируют техническое задание на проектирование;

- получение исходно-разрешительной документации на проектирование: градостроительного плана земельного участка, проекта планировки, технических условий на подключение к инженерным сетям;

- определяют основные нагрузки инженерного обеспечения объекта;

- проводят ориентировочный сметный расчет стоимости строительства

4

4.2.2

Строительство на территории экопарка

При строительстве объектов:

- осуществляют подбор материалов ограждающих конструкций с учетом климатических условий строительства:

- применяют технологии "пассивного отопления" (уменьшение количества светопрозрачных ограждающих конструкций и/или улучшение свойств их энергоэффективности, компактость строений, утепление сооружений);

- выбирают выгодную ориентацию помещений по сторонам света, а также применение солнцезащитных устройств, уменьшающих прогрев помещений в теплое время года и минимизирующих потребность в кондиционировании;

- используют строительные материалы с учетом условий местного рынка и логистики, а также по принципу их оптимального применения, при этом в приоритете применение материалов и конструкций с длительным сроком службы, а также безопасных для окружающей среды и человека перерабатываемых материалов (преимущественно естественного происхождения):

- учитывают эргономичность проектных решений, обеспечивающую комфортную эксплуатацию

1


Таблица 2 - Рейтинговое значение эффективности устойчивого развития экопарка


Рейтинговое значение

Сумма баллов

Отлично

85

Хорошо

65

Удовлетворительно

30

7 Порядок проведения оценки экопарка

7.1 Оценку экопарков по рейтинговой системе проводит экспертный орган, уполномоченный на проведение рейтинговой оценки в системе добровольной сертификации. Результатом рейтинговой оценки является заключение экспертного органа (эксперта) с итоговым выводом о сумме набранных баллов (см. таблицу 1).

7.2 Процедуры оценки и формы заключений устанавливают согласно правилам системы добровольной сертификации. В зависимости от условий, предусмотренных в рамках системы добровольной сертификации, могут быть выданы заключения предварительной оценки или окончательной оценки проекта. Окончательную оценку проекта проводят только после выпуска проектной документации экопарка в полном объеме. Проектная документация, подготовленная с нарушением федерального законодательства [4]-[10], не подлежит оценке и сертификации.

7.3 Заключение по результатам рейтинговой оценки является основанием для выдачи сертификата соответствия или отказа от выдачи сертификата в зависимости от итогового значения суммы баллов. В сертификате соответствия должны быть отражены сумма полученных баллов по таблице 1 и итоговое рейтинговое значение по таблице 2.

7.4 Сертификат оформляет и выдает заявителю уполномоченный в системе добровольной сертификации орган по сертификации в том случае, если сумма баллов по результатам оценки превышает 30 баллов. Экопарки с более низким баллом не подлежат сертификации. Заявителем может являться любое юридическое лицо, которое самостоятельно определяет целесообразность получения сертификата соответствия.


Библиография


[1]

Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений"


[2]

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р "Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г."


[3]

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 3024-р "О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации"


[4]

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"


[5]

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона" [статья 65 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"]


[6]

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) (статья 51 "Разрешение на строительство", статья 49 "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации")


[7]

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) (статья 2 "Земельное законодательство")


[8]

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1391 "О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения"


[9]

Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. N 1340-ПП "О создании особо охраняемых природных территорий регионального значения - памятников природы"


[10]

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 октября 2020 г. N 864 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов"


УДК 69.001.6:006.354

ОКС 91.040.30


Ключевые слова: экопарк, "зеленые" технологии, устойчивое развитие, особо охраняемая природная территория регионального значения, экотуризм, объект инфраструктуры


Превью ПНСТ 760-2022 «Зеленые» стандарты. Оценка эффективности устойчивого развития экопарков