ГОСТ P 50254-92
Группа Е06*
_____________
* В указателе "Государственные стандарты"
2001 год (том 4) для ГОСТ 50254-92
указана группа Е09.
Примечание "КОДЕКС"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОРОТКИЕ ЗАМЫКАНИЯ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ
Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания
Short circuit in electrical installations.
Calculation methods of thermal and electrodynamic
effects of short circuit currents
ОКП 340900
Дата введения 1994-01-01*
________________
* См. ярлык "Примечания".
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН подкомитетом ПК-2 технического комитета ТК 117
РАЗРАБОТЧИКИ
Л.Г. Мамиконянц, д-р техн. наук; Б.Н. Неклепаев, д-р техн. наук (руководители темы); А.В. Клименко, д-р техн. наук; И.П. Крючков, канд. техн. наук; Ю.Н. Львов, канд. техн. наук; В.В. Жуков, канд. техн. наук; Е.П. Кудрявцев, д-р техн. наук, А.П. Долин, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 08.09.92 N 1141
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на трехфазные электроустановки промышленной частоты и определяет общую методику расчета и проверки проводников и электрических аппаратов на электродинамическую и термическую стойкость при коротких замыканиях. Все пункты основного текста стандарта являются обязательными, а приложения - рекомендуемыми.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Выбор расчетных условий КЗ
1.1.1. При проверке проводников и электрических аппаратов электроустановок на электродинамическую и термическую стойкость при КЗ предварительно должны быть выбраны расчетные условия КЗ, т.е. расчетная схема электроустановки, расчетный вид КЗ в электроустановке, расчетная точка КЗ, а также расчетная продолжительность КЗ в электроустановке (последнюю используют при проверке на термическую стойкость проводников и на невозгораемость кабелей).
1.1.2. Расчетная схема электроустановки должна быть выбрана на основе анализа возможных электрических схем этой электроустановки при продолжительных режимах ее работы. К последним следует относить также ремонтные и послеаварийные режимы работы.
1.1.3. Расчетным видом КЗ следует принимать:
- при проверке электрических аппаратов и жестких проводников на электродинамическую стойкость - трехфазное КЗ;
- при проверке электрических аппаратов и проводников на термическую стойкость - трех- или однофазное КЗ, а на генераторном напряжении электростанций - трех- или двухфазное КЗ, в зависимости от того, какое из них приводит к большему термическому воздействию;
- при проверке гибких проводников по условию их допустимого сближения во время КЗ - трех- или двухфазное КЗ, в зависимости от того, какое из них приводит к большему сближению проводников.
1.1.4. В качестве расчетной точки КЗ следует принимать такую точку на расчетной схеме, при КЗ в которой проводник или электрический аппарат подвергается наибольшему электродинамическому или термическому воздействию.
Примечание. Исключения из этого требования допустимы лишь при учете вероятностных характеристик КЗ и должны быть обоснованы соответствующими ведомственными нормативно-техническими документами (НТД).
1.1.5. Расчетную продолжительность КЗ при проверке проводников и электрических аппаратов на термическую стойкость следует определять путем сложения времени действия основной релейной защиты, в зону которой входят проверяемые проводники и электрические аппараты, и полного времени отключения соответствующего выключателя, а при проверке кабелей на невозгораемость - путем сложения времени действия резервной релейной защиты и полного времени отключения ближайшего к месту КЗ выключателя.
При наличии устройств автоматического повторного включения (АПВ) цепи следует учитывать суммарное термическое действие тока КЗ.
1.1.6. При расчетной продолжительности КЗ до 1 с допустимо процесс нагрева проводников под действием тока КЗ считать адиабатическим, а при расчетной продолжительности КЗ более 1 с и при небыстродействующих АПВ следует учитывать теплоотдачу в окружающую среду.
2. ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА КЗ
2.1. Расчет электродинамических сил взаимодействия проводников
2.1.1. Электродинамические силы взаимодействия двух параллельных проводников конечного сечения (
|
где
Для проводников прямоугольного сечения коэффициент формы следует определять по кривым, приведенным на черт. 1.
Диаграмма для определения коэффициентов
формы шин прямоугольного сечения
Черт. 1
Для круглых проводников сплошного сечения, проводников кольцевого сечения, а также проводников (шин) корытного сечения с высотой сечения 0,1 м и более следует принять
2.1.2. Наибольшее значение электродинамической силы имеет место при ударном токе КЗ.
2.1.3. Максимальную силу (
|
где
Значения коэффициента
Схемы взаимного расположения шин
Черт. 2
Таблица 1
Значения коэффициента
|
|
| |||
фаза | резуль- тирующей | изги- бающей | растяги- вающей | сжима- ющей | |
|
|
|
|
|
|
2. По вершинам равностороннего треугольника (черт. 2б) |
|
|
|
|
|
| В | 1,00 | 0,50 | 1,00 | 0 |
| С | 1,00 | 0,94 | 0,25 | 0,75 |
3. По вершинам прямоугольного равнобедренного треугольника (черт. 2в) |
|
|
|
|
|
| В | 0,95 | 0,43 | 0,83 | 0,07 |
| С | 0,95 | 0,93 | 0,14 | 0,43 |
4. По вершинам равностороннего треугольника (черт. 2г) |
|
|
|
|
|
При двухфазном КЗ
|
где
2.2. Выбор расчетной механической схемы шинных конструкций и гибких токопроводов
2.2.1. Методику расчета электродинамической стойкости шинных конструкций и гибких токопроводов следует выбирать на основе расчетной механической схемы, учитывающей их особенности.
2.2.2. Следует различать:
- статические системы, обладающие высокой жесткостью, у которых шины и изоляторы при КЗ остаются неподвижными;
- динамические системы с жесткими опорами, у которых изоляторы при КЗ могут считаться неподвижными, а шины колеблются;
- динамические системы с упруго податливыми опорами, в которых при КЗ колеблются шины и опоры;
- динамические системы с гибкими проводами.
2.2.3. Расчетные механические схемы шинных конструкций различных типов, обладающих высокой жесткостью, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Расчетная схема шинных конструкций
|
|
|
| ||
|
|
| |||
| Однопролетная |
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ||
| Балка с двумя пролетами |
|
|
| |
|
|
|
|
| |
________________ * Для крайних пролетов, ** Для средних пролетов. |
Расчетные схемы имеют вид равнопролетной балки, лежащей или закрепленной на жестких опорах и подвергающейся воздействию равномерно распределенной нагрузки.
Различают следующие типы шинных конструкций и соответствующих расчетных механических схем:
- шинные конструкции с разрезными шинами, длина которых равна длине одного пролета; расчетной схемой для них является балка с шарнирным опиранием на обеих опорах пролета (табл. 2, схема 1);
- шинные конструкции с разрезными шинами, длина которых равна длине двух пролетов, с жестким креплением на средней опоре; расчетной схемой для них является балка с жестким опиранием (защемлением) на одной и шарнирным на другой опоре пролета (табл. 2, схема 2);
- многопролетная шинная конструкция с неразрезными шинами; расчетной схемой для средних пролетов является балка с жестким опиранием (защемлением) на обеих опорах пролета (табл. 2, схема 3);
- шинные конструкции с разрезными шинами, длина которых равна двум, трем и более пролетам, без жесткого крепления на промежуточных опорах; расчетной схемой для них являются соответственно схемы 4 и 5 (табл. 2) .
2.2.4. Расчетной схемой шинной конструкции с упруго податливыми опорами следует считать схему, в которой масса шины распределена по длине пролета, а опоры представлены телами с эквивалентной массой
2.2.5. Для гибких токопроводов в качестве расчетной схемы применяют схему с жестким стержнем, ось которого очерчена по цепной линии. Гирлянды изоляторов вводят в механическую схему в виде жестких стержней, шарнирно соединенных с проводами и опорами. Размеры стержней расчетной схемы определяют из статического расчета на действие сил тяжести.
2.3. Допустимые механические напряжения в материале проводников и механические нагрузки на опоры при КЗ
2.3.1. Допустимое напряжение в материале жестких шин (
|
Допустимые напряжения в материале шин следует принимать ниже пределов текучести этого материала.
Временные сопротивления разрыву и допускаемые напряжения в материалах шин приведены в табл. 3.
В случае сварных шин их временное сопротивление разрыву снижается. Значения временных сопротивлений разрыву в области сварных соединений определяют экспериментально; при отсутствии экспериментальных данных эти значения и значения допустимых напряжений следует принимать, используя данные табл. 3.
Таблица 3
Основные характеристики материалов шин
|
|
|
|
| ||
|
| материала | в области сварного соединения | материала | в области сварного соединения |
|
1.Алюминий |
|
|
|
|
|
|
| АД0 | 59-69 | 59-69 | 41-48 | 41-48 | 7 |
2. Алюми- ниевый сплав |
|
|
|
|
|
|
| АД31Т1 | 196 | 120 | 137 | 84 | 7 |
| АВТ1 | 304 | 152 | 213 | 106 | 7 |
| 1915Т | 353 | 318 | 247 | 223 | 7 |
3. Медь | МГМ | 245-255 | - | 171,5-178 | - | 10 |
| МГТ | 245-294 | - | 171,5-206 | - | 10 |
2.3.2. Допустимую нагрузку на изолятор (изоляционную опору) (
(5) |
2.3.3. В зависимости от взаимного расположения шин и изоляторов последние подвергаются воздействию электродинамических сил, работая на изгиб или растяжение (сжатие) или одновременно на изгиб и растяжение (сжатие). Допустимые нагрузки на изоляторы при изгибе (
|
где
2.3.4. Допустимую нагрузку на спаренные изоляторы (опоры) следует принимать равной 50% от суммарного разрушающего усилия изоляторов (опор)
|
где
2.3.5. Допустимую нагрузку при изгибе опорного изолятора (
|
где
К определению допустимых нагрузок на изоляторы и шинные опоры
Черт. 3
Опасное сечение опорно-стержневых изоляторов с внутренним креплением арматуры (черт. 3а) следует принимать у опорного фланца, опорно-стержневых изоляторов с внешним креплением арматуры (черт. 3б, в) - у кромки нижнего фланца, а опорно-штыревых изоляторов (черт. 3г) - на границе контакта штыря с фарфоровым телом изолятора.
Допустимую изгибающую нагрузку многоярусных изоляционных опор (черт. 3в, г) следует принимать равной допустимой нагрузке наименее прочного яруса, определенной по формуле (8).
2.3.6. При расположении фаз по вершинам треугольника (черт. 2б, в, г) изоляторы одновременно испытывают как растягивающие (сжимающие), так и изгибающие усилия. Допустимую изгибающую нагрузку (
2.3.7. Допустимое напряжение в материале проводников (
где
прочности.
2.3.8. Допустимую нагрузку на подвесные изоляторы следует принимать равной 30% от разрушающей нагрузки, т. е.
(9) |
2.3.9. Расстояния между проводниками фаз (
|
где
2.4. Определение механических напряжений в материале проводников и нагрузок на их опоры при КЗ
2.4.1. Расчет шинных конструкций, обладающих высокой жесткостью
2.4.1.1. При расчете шинной конструкции, обладающей высокой жесткостью, шину в любом пролете между изоляторами, кроме крайних, следует рассматривать как стержень (балку с шарнирно опертыми концами, табл. 2). Наличие ответвлений допускается не учитывать.
2.4.1.2. Максимальное напряжение в материале шины (
|
и
|
где
трехфазном КЗ, Н, и определяемая по формуле (2);
формулы для его расчета приведены в табл. 4;
а также числа пролетов конструкции с неразрезными шинами (табл. 2).
При двухфазном КЗ
|
и
(14) |
где
двухфазном КЗ, Н, и определяемая по формуле (3).
При расчете напряжений в области сварных соединений, находящихся на расстоянии
2.4.1.3. Электродинамические нагрузки на отдельные проводники составных шин (черт. 4) обусловлены взаимодействием проводников других фаз и отдельных элементов проводника одной фазы. Максимальное напряжение в материале составных шин при КЗ допускается определять по формуле
(15) |
где
взаимодействием проводников других фаз, Па, которое следует
определять в зависимости от вида КЗ по формуле (11) или (13);
взаимодействием отдельных элементов проводника одной фазы, Па,
которое следует определять по формуле
|
где
шин (черт. 4), м;
Двухполосная шина
Черт. 4
Таблица 4
Формулы для определения момента инерции
момента сопротивления
|
| |
______________ | ||
| ||
Сечение прокатных профилей стандартных размеров | Приближенные формулы:
| |
Сечение любой формы | Ориентировочная оценка момента сопротивления относительно центральной оси: |
2.4.2. Расчет шинных конструкций с жесткими опорами
2.4.2 1. Шинную конструкцию, изоляторы которой обладают высокой жесткостью, в расчетах на динамическую стойкость при КЗ следует представлять как стержень с защемленными концами, имеющий лишь основную частоту собственных колебаний.
2.4.2.2. Максимальное напряжение в материале шин (
при трехфазном КЗ
|
и
(18) |
при двухфазном КЗ
|
и
(20) |
где
частоты собственных колебаний шины
зависимости от отклонения
графикам, приведенным на черт. 5.
Зависимость динамического коэффициента для изоляторов и шин от частоты собственных колебаний шины
Черт. 5
Значения расчетной частоты собственных колебаний (
2.4.2.3. Максимальную нагрузку на проходные изоляторы (
|
где
изолятора фазы, м.
2.4.2.4. Расчетную частоту собственных колебаний шины (
|
где
Значения этого параметра зависят от типа шинной конструкции и представлены в табл. 2.
2.4.2.5. Максимальное напряжение в материале составных шин (
|
где
частоты собственных колебаний элементов составной шины (
который следует определять по расчетным графикам, приведенным на
черт 5.
Расчетную основную частоту собственных колебаний элементов составной шины (
|
где
(черт 4), м.
2.4.2.6. Максимальное напряжение в материале шин (
|
|
|
где
сечения шины (момента сопротивления
(черт. 2), м
по формулам (2) и (3);
типов шинных конструкций (черт. 2б, в, г) приведены в табл. 5.
Таблица 5
Значения коэффициентов
|
|
| ||
Расположение шин | на черт. 2 | для шин круглого и кольцевого сечений | для шин квадратного сечения | |
|
|
|
|
|
2. По вершинам равностороннего | б | 1,0 | 1,0 | 1,39 |
треугольника | г | 1,0 | 1,0 | 1,21 |
2.4.3. Расчет подвесного самонесущего токопровода
2.4.3.1. Расчетное максимальное напряжение в материале шин подвесного самонесущего токопровода (
где
электродинамического действия тока КЗ;
изоляционных распорок и льда, а также действия напора ветра.
Нагрузку на изолятор подвесного самонесущего токопровода следует определять по формуле (12).
2.4.4. Расчет шинных конструкций с упругоподатливыми опорами
2.4.4.1. Максимальное напряжение в материале шин и максимальную нагрузку на изоляторы шинных конструкций с упругоподатливыми опорами следует определять соответственно по формулам (17) и (18), а частоту собственных колебаний - по формуле (22), учитывая при этом, что параметр основной частоты
Кривые для определения параметра основной частоты собственных колебаний шины при ее жестком закреплении на упругоподатливых опорах
Черт. 6
Кривые для определения параметра основной частоты собственных колебаний шины при шарнирном закреплении ее на упругоподатливых опорах
Черт. 7
Значения
2.4.4.2. Приведенную массу опоры (
|
где
массы опоры (изолятора) и центра масс поперечного сечения шины
(черт. 8), м.
К расчету приведенной массы опоры
Черт. 8
Если частота собственных колебаний опоры, закрепленной на упругом основании известна, то приведенную массу (
|
где
изолятора
2.4.5. Проверка токопроводов на электродинамическую стойкость при наличии устройств автоматического повторного включения
2.4.5.1. При наличии быстродействующих АПВ токопроводы электроустановок напряжением 35 кВ и выше следует проверять на электродинамическую стойкость при повторном включении на КЗ.
Методика проверки приведена в приложении 4. Такой проверки не требуется, если продолжительность бестоковой паузы, (
где
2.4.6. Расчет гибких проводников
2.4.6.1. При расчете гибких проводников следует определять максимальные тяжение в проводниках и отклонение проводников при и после КЗ.
Расчет гибких проводников следует вести, исходя из закона сохранения энергии. Предварительные оценки тяжений в проводниках и смещений проводников допускается делать без учета влияния гирлянд изоляторов.
Расчет гибких проводников следует вести с помощью алгоритмов и программ на ЭВМ. Предварительные оценки тяжений в проводниках и смещений проводников допускается делать на основе закона сохранения энергии без учета расщепления проводников по методикам, представленным в приложении 1.
2.5. Проверка шинных конструкций, гибких проводников и электрических аппаратов на электродинамическую стойкость при КЗ
2.5.1. При проверке шинных конструкций на электродинамическую стойкость расчетными величинами являются максимальное напряжение в материале шин (
Для проверки электродинамической стойкости шинных конструкций следует использовать следующие неравенства:
|
где
Па, которое следует определять в соответствии с п. 2.3;
следует определять в соответствии с указаниями п. 2.3.
2.5.2. При проверке гибких проводников на электродинамическую стойкость расчетными величинами являются максимальное тяжение
Для проверки электродинамической стойкости гибких проводников следует использовать следующие неравенства:
|
где
в соответствии с указаниями п. 2.3;
в соответствии с указаниями п. 2.3.
2.5.3. Электродинамическая стойкость электрических аппаратов в зависимости от типа и конструкции характеризуется их предельными сквозными токами
Электродинамическая стойкость электрического аппарата обеспечена, если выполняются условия:
|
где
в электрическом аппарате;
3. ТЕРМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ
3.1. Определение интеграла Джоуля при КЗ
3.1.1. Степень термического воздействия тока КЗ на проводники и электрические аппараты определяется значением интеграла Джоуля (
|
где
Допустимо степень термического воздействия тока КЗ определять также термически эквивалентным током КЗ
|
и расчетной продолжительностью КЗ.
3.1.2. Необходимый для проверки проводников и электрических аппаратов на термическую стойкость при КЗ интеграл Джоуля
|
3.1.3. Методика аналитических расчетов интеграла Джоуля и термически эквивалентного тока КЗ зависит от расчетной схемы электроустановки, положения расчетной точки КЗ и ее удаленности от генераторов, синхронных компенсаторов и электродвигателей. При этом возможны следующие случаи:
а) исходная расчетная схема электроустановки имеет произвольный вид, но для всех генераторов и синхронных компенсаторов КЗ является удаленным, т. е. отношение действующего значения периодической составляющей тока любого генератора или синхронного компенсатора в начальный момент КЗ к его номинальному току менее двух. В этом случае все источники электрической энергии путем преобразования схемы замещения должны быть заменены одним эквивалентным источником, ЭДС которого принимают неизменной по амплитуде, а индуктивное сопротивление равным результирующему эквивалентному сопротивлению элементов расчетной схемы;
б) исходная расчетная схема содержит один или несколько однотипных и одинаково удаленных от расчетной точки КЗ генераторов (синхронных компенсаторов), причем расчетное КЗ является близким: действующее значение периодической составляющей тока генератора (синхронного компенсатора) превышает его номинальный ток в 2 и более раза;
в) исходная расчетная схема содержит произвольное число источников энергии, для которых расчетное КЗ является удаленным, а также генератор (синхронный компенсатор), который связан с точкой КЗ по радиальной схеме и это КЗ для него является близким. При этом все удаленные источники энергии и связывающие их с точкой КЗ элементы расчетной схемы следует объединить в отдельную ветвь и эквивалентную ЭДС в этой ветви считать неизменной по амплитуде;
г) исходная расчетная схема содержит различные источники энергии, для которых расчетное КЗ является удаленным, и группу электродвигателей, причем расчетная точка КЗ находится на шинах, к которым подключены электродвигатели. При этом на схеме замещения все удаленные источники энергии и связывающие их с точкой КЗ элементы расчетной схемы следует объединить в отдельную ветвь и эквивалентную ЭДС в этой ветви считать неизменной по амплитуде.
3.1.4. При определении интеграла Джоуля и термически эквивалентного тока КЗ допускается принимать, что апериодическая составляющая тока КЗ от той части расчетной схемы, которая содержит удаленные от места КЗ источники энергии, независимо от ее конфигурации изменяется по экспоненциальному закону с эквивалентной постоянной времени
|
где
3.1.5. Если исходная расчетная схема содержит один или несколько источников энергии, для каждого из которых расчетное КЗ является удаленным, то интеграл Джоуля (
|
где
В этом случае термически эквивалентный ток КЗ (
|
В случаях, когда
(39) |
а термически эквивалентный ток КЗ (
(40) |
3.1.6. Если исходная расчетная схема содержит один или несколько однотипных и одинаково удаленных от расчетной точки КЗ генераторов (синхронных компенсаторов), причем расчетное КЗ является близким, то интеграл Джоуля
|
где
|
где
Значения относительного интеграла Джоуля
Кривые для определения от синхронных генераторов с тиристорной или высокочастотной системой возбуждения
Черт. 9
Кривые для определения от синхронных генераторов
с тиристорной системой самовозбуждения и
с последовательными трансформаторами
Черт. 10
Кривые для определения от синхронных генераторов
с тиристорной системой самовозбуждения без
последовательных трансформаторов
Черт. 11
Кривые для определения от синхронных генераторов
с диодной бесщеточной системой возбуждения
Черт. 12
При рассматриваемой исходной расчетной схеме термически эквивалентный ток КЗ (
|
В случаях, когда
|
а термически эквивалентный ток КЗ (
|
3.1.7. Если исходная расчетная схема содержит произвольное число источников энергии, для которых расчетное КЗ является удаленным, а также генератор (синхронный компенсатор), который при КЗ оказывается связанным с точкой КЗ по радиальной схеме и это КЗ для него является близким, то интеграл Джоуля от периодической составляющей тока КЗ (
|
где
|
Значения относительного интеграла
Кривые для определения от синхронных
генераторов с тиристорной или высокочастотной
системой возбуждения
Черт. 13
Кривые для определения от синхронных
генераторов с тиристорной системой самовозбуждения
и с последовательными трансформаторами
Черт. 14
Кривые для определения от синхронных
генераторов с тиристорной системой самовозбуждения
без последовательных трансформаторов
Черт. 15
Кривые для определения от синхронных
генераторов с диодной бесщеточной системой возбуждения
Черт. 16
При определении интеграла Джоуля от апериодической составляющей тока КЗ необходимо учитывать, что численные значения постоянных времени затухания апериодических составляющих токов от генератора или синхронного компенсатора (
|
В случаях, когда
|
При рассматриваемой расчетной схеме термически эквивалентный ток КЗ определяют по формуле (34), учитывая при этом (35). Значение
3.1.8. Если исходная расчетная схема содержит удаленные от точки КЗ источники энергии и группу электродвигателей, причем расчетная точка КЗ находится на шинах, к которым подключены электродвигатели, то для упрощения расчета интеграла Джоуля группу электродвигателей допустимо заменить одним эквивалентным электродвигателем, мощность которого равна сумме номинальных мощностей отдельных электродвигателей. При этом интеграл Джоуля следует определять по методике, изложенной в п. 3.1.7, т.е. с использованием формул (46), (48), (49), в которые вместо
Кривые для определения от синхронного
электродвигателя
Черт. 17
Кривые для определения от синхронного
электродвигателя
Черт. 18
Кривые для определения от асинхронного
электродвигателя
Черт. 19
Кривые для определения от асинхронного
электродвигателя
Черт. 20
Термически эквивалентный ток КЗ определяют по формуле (34).
3.2. Проверка электрических аппаратов на термическую стойкость при КЗ
3.2.1. Термическая стойкость электрических аппаратов при КЗ характеризуется их нормированным током термической стойкости (
3.2.2. Расчетное выражение, которое следует использовать при проверке коммутационных аппаратов на термическую стойкость, зависит от расчетной продолжительности КЗ.
Если расчетная продолжительность КЗ (
|
Если же
|
3.2.3. Допускается проверку коммутационных электрических аппаратов на термическую стойкость при КЗ производить путем сравнения термически эквивалентного тока КЗ с допустимым током термической стойкости, учитывая при этом соотношение между допустимым временем воздействия нормированного тока термической стойкости и расчетной продолжительностью КЗ. Если
|
Если же
|
3.3. Проверка проводников на термическую стойкость при КЗ
3.3.1. Проверка проводников на термическую стойкость при КЗ заключается или в определении их температуры нагрева к моменту отключения КЗ и сравнении этой температуры с предельно допустимой температурой нагрева соответствующих проводников при КЗ, или в определении термически эквивалентной плотности тока КЗ и сравнении этой плотности с допустимой плотностью тока КЗ.
3.3.2. Расчет температуры нагрева проводников к моменту отключения КЗ следует вести с использованием кривых, приведенных на черт. 21 - для жестких шин, кабелей и некоторых проводов, и черт. 22 - для проводов других марок.
Кривые для определения температуры нагрева шин, проводов и кабелей из различных материалов при КЗ
Материалы проводников: 1 - ММ; 2 - МТ; 3 - АМ; 4 - АТ; 5 - АД0; АСТ; 6 - АД31Т1; 7 - АД31Т; 8 - Ст3
Черт. 21
Кривые для определения температур нагрева
проводов при КЗ
Материалы проводов: 1 - сплавы АЖ и АЖКП; 2 - сплавы АН и АНКП; 3 - алюминий марок А, АКП, АпКП
и сталеалюминий марок АС, АСКП, АСКС, АСК, АпС, АпСКС, АпСК
Черт. 22
С этой целью необходимо:
1) на черт. 21 выбрать кривую, соответствующую материалу проводника, и по этой кривой, исходя из начальной температуры проводника
2) в соответствии с указаниями пп. 3.1.5 - 3.1.8 определить значение интеграла Джоуля
3) найти значение функции
|
где
При расчете температуры нагрева сталеалюминиевых проводов в формулу (54) следует вводить площадь поперечного сечения алюминиевой части провода;
4) по найденному значению функции
Таблица 6
Предельно допустимые температуры нагрева
проводников при КЗ
| |
1. Шины алюминиевые |
|
2. Шины медные | 300 |
3. Шины стальные, не имеющие непосредственного соединения с аппаратами |
|
4. Шины стальные с непосредственным присоединением к аппаратам | 300 |
5. Кабели с бумажной пропитанной изоляцией на напряжение, кВ: |
|
до 10 | 200 |
20-35 | 130 |
110-220 | 125 |
6. Кабели и изолированные провода с медными и алюминиевыми жилами и изоляцией из: |
|
поливинилхлорида | 160 |
резины | 150 |
резины повышенной теплостойкости | 250 |
полиэтилена (номинальное напряжение кабеля до 35 кВ) | 130 |
вулканизированного полиэтилена (номинальное напряжение кабеля до 35 кВ) |
|
7. Медные неизолированные провода при тяжениях, Н/мм |
|
менее 20 | 250 |
20 и более | 200 |
8. Алюминиевые неизолированные провода при тяжениях, Н/мм |
|
менее 10 | 200 |
10 и более | 160 |
9. Алюминиевая часть сталеалюминиевых проводов | 200 |
3.3.3. Если определяющим условием при выборе сечения проводника является его термическая стойкость при КЗ, то следует определить минимальное сечение проводника по условию термической стойкости (
|
где
температуре нагрева проводника при КЗ (см. табл. 6);
до КЗ.
Термическая стойкость проводника обеспечивается, если площадь сечения (
3.3.4. Если нагрузка проводника до КЗ близка к продолжительно допустимой, то минимальное сечение проводника, отвечающее требованию термической стойкости при КЗ, определяют по формуле
|
где
проводника.
Значения параметра
Таблица 7
Значения параметров
|
| Значение | ||
| 70 | 90 | 120 | |
| Медь |
|
|
|
| АД0 |
|
|
|
| АД1Н | 91 | 82 | 69 |
| АД0М, АД1М | 92 | 83 | 70 |
| АД31Т1 | 85 | 77 | 64 |
| АД31Т | 82 | 74 | 62 |
| АД33Т1 | 77 | 71 | 59 |
| АД33Т | 74 | 67 | 57 |
| АВТ1 | 73 | 66 | 55 |
| АВТ | 71 | 63 | 53 |
| 1911 | 71 | 63 | 53 |
| 1915, 1915Т | 66 | 60 | 51 |
Al-Mg-Mn | АМг5 | 63 | 57 | 48 |
| Сталь при | 70 | … | … |
| Сталь при | 60 | … | … |
Таблица 8
Значения параметра
| Значение |
1. Кабели до 10 кВ: |
|
с медными жилами | 140 |
с алюминиевыми жилами | 90 |
2. Кабели 20-35 кВ: |
|
с медными жилами | 105 |
с алюминиевыми жилами | 70 |
3. Кабели и изолированные провода с полихлорвиниловой или резиновой изоляцией: |
|
с медными жилами | 120 |
с алюминиевыми жилами | 75 |
4. Кабели и изолированные провода с полиэтиленовой изоляцией: |
|
с медными жилами | 103 |
с алюминиевыми жилами | 65 |
Таблица 9
Значения параметра
|
|
| ||
|
| 160 | 200 | 250 |
|
|
|
|
|
2. Алюминий | А, АКП, Ап, АпКП | 76 | 90 | - |
3. Алюминиевый | АН, АНКП | 69 | 81 | - |
сплав | АЖ, АЖКП | 66 | 77 | - |
4. Алюминий - сталь | АСК, АпС, АСКС, |
|
|
|
3.3.5. Допускается проверку проводников на термическую стойкость при КЗ проводить путем сравнения термически эквивалентной плотности тока КЗ (
|
с допустимой в течение расчетного времени КЗ плотностью тока (
|
где
Проводник удовлетворяет условию термической стойкости при КЗ, если выполняется соотношение
|
3.3.6. Если нагрузка проводника до КЗ близка к продолжительно допустимой, то допускается проверку проводника на термическую стойкость при КЗ проводить, используя соотношение
|
3.4. Проверка силовых кабелей на невозгораемость при КЗ
3.4.1. Для проверки силовых кабелей на невозгораемость при КЗ следует в соответствии с п. 3.3.2 определить конечную температуру нагрева их жил
Невозгораемость кабеля обеспечивается, если выполняется условие
(61) |
Предельная температура невозгораемости кабелей 6 кВ с пропитанной бумажной изоляцией равна 400°С для бронированных и 350°С - для небронированных кабелей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
1. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ГИБКИХ ТОКОПРОВОДОВ
1.1. Максимальное возможное тяжение в проводниках (
где
где
время КЗ, Дж;
проводника;
соседних опорах, до центра масс провода в пролете, м, причем
Модуль упругости (
1.2. Максимальное смещение провода (
При кратковременном КЗ энергию , накопленную проводником (
где
Кривые зависимости относительных параметров проводника
где
Харакеристики при двухфазном КЗ
Черт. 23
Харакеристики при трехфазном КЗ
Черт. 24
Нагрузки (
- для двухфазного КЗ
- для трехфазного КЗ
где
токов соответственно двух- и трехфазного КЗ, А.
1.3. При относительной продолжительности КЗ
- при двухфазном КЗ
- при трехфазном КЗ
где
Параметры
Характеристики при двухфазном КЗ
Черт. 25
Характеристики при трехфазном КЗ
Черт. 26
2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ГИБКИХ ТОКОПРОВОДОВ С УЧЕТОМ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
Допустимое сближение фаз оценивают по следующему условию
где
Максимальное отклонение провода при двухфазном КЗ определяют по выражению
где
его максимального отклонения, м, которая равна
где
Угол
где
Скорость
где
КЗ, кА;
с;
где
изоляторов и спусков. Например, для пролета воздушной линии
для пролета наружной электроустановки с двумя натяжными гирляндами
где
Если
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
Таблица 10
Расчетные выражения для определения
коэффициента
|
|
| |
| |
| |
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ ТОКОПРОВОДОВ НА ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКУЮ СТОЙКОСТЬ ПРИ ПОВТОРНОМ ВКЛЮЧЕНИИ НА КЗ
Наибольшее напряжение в материале шин и максимальную нагрузку на изоляторы при повторном включении на КЗ определяют по формулам:
где
повторном КЗ.
Коэффициент превышения
К определению коэффициента превышения
в зависимости от , ,
Черт. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОЙ СТОЙКОСТИ ШИННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Пример 1. Проверить электродинамическую стойкость трехфазной шинной конструкции, изоляторы которой обладают высокой жесткостью, при действии тока КЗ
Шины выполнены из алюминиевого сплава марки АД31Т1, имеют прямоугольное сечение (60
Согласно табл. 4
Частота собственных колебаний
где
В соответствии с черт. 5 коэффициент динамической нагрузки равен
Максимальное напряжение в шинах, определяемое по формуле (15), равно
где
Поскольку
Примем длину пролета
В этом случае
Максимальную нагрузку на изолятор определяем по формуле (2):
Выбираем изоляторы типа ИОР-10-16,00 УХЛ3. Они удовлетворяют условию электродинамической стойкости (29), так как
Таким образом шинная конструкция при уменьшении длины пролета до 0,8 м отвечает требованиям электродинамической стойкости.
Пример 2. Проверить электродинамическую стойкость трехфазной шинной конструкции в цепи генератора, шины которой состоят из двух элементов корытного профиля при
Алюминиевые шины (марки АДО) сечением 2·3435 мм
Частоты собственных колебаний шины и элемента шины, определяемые по формулам (22) и (24), равны
Для полученных значений
Максимальные напряжения в материале шин, которые обусловлены взаимодействием токов разных фаз и токов элементов одной фазы в соответствии с формулами (15) и (22) равны
Суммарное напряжение в материале шины
Шины удовлетворяют условию электродинамической стойкости, так как
Максимальная нагрузка на изолятор, определяемая по формуле (2), равна
Выбираем изолятор типа ИО-10-20,00 УЗ.
Разрушающая нагрузка для этого изолятора составляет
Согласно (8) допустимая нагрузка при изгибе изолятора равна
Расчетная максимальная нагрузка на изоляторы не превышает допустимую
поэтому изолятор типа ИО-10-20,00 У3 удовлетворяет условиям электродинамической стойкости.
Пример 3. Проверить электродинамическую стойкость шинной конструкции наружной электроустановки напряжением 110 кВ при
Жесткость изолятора
Момент инерции и момент сопротивления шины в соответствии с формулами табл. 4 составляют
где
Допустимая нагрузка на изолятор
где
Значения жесткости и частоты колебаний опоры допустимо принять равными жесткости и частоте колебаний изолятора, так как изоляторы шинной конструкции установлены на весьма жестком основании.
Приведенная масса в соответствии с формулой (28) равна
Необходимые для определения параметра основной частоты величины соответственно равны
По кривым черт. 6 параметры частоты
По кривой черт. 5
Максимальное напряжение в материале шины и нагрузка на изоляторы в соответствии с (15) и (2) составляют
Шинная конструкция удовлетворяет условиям электродинамической стойкости.
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1993