allgosts.ru97.190 Техника для детей97 БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ОТДЫХ. СПОРТ

ГОСТ Р 70138-2022 Средства обучения и воспитания. Термины и определения

Обозначение:
ГОСТ Р 70138-2022
Наименование:
Средства обучения и воспитания. Термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2023
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
97.190, 03.180, 01.020

Текст ГОСТ Р 70138-2022 Средства обучения и воспитания. Термины и определения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 70138— 2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Термины и определения

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров «АИДТ» (Ассоциация «АИДТ»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 «Игрушки и товары для детства»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2022 г. № 633-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий, относящихся к средствам обучения и воспитания.

Перечень терминов, приведенных в настоящем стандарте, не является исчерпывающим и не ограничивает терминологию, используемую в области обучения и воспитания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Необходимые пояснения к терминам приведены в примечаниях.

Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».

Термины-синонимы без пометы «Нрк» приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизированными.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т. п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы — курсивом.

ГОСТ Р 70138—2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Термины и определения

Means of education and upbringing. Terms and definition

Дата введения — 2023—01—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения к средствам обучения и воспитания, которые применяют в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Понятия и термины применимы к средствам обучения и воспитания, которые используют в образовательных организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения в сфере действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ во всех видах документации, относящейся к средствам обучения и воспитания.

  • 2 Термины и определения

Общие термины и определения

  • 1

обучение: Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 3]

  • 2

воспитание: Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 2]

  • 3 средства обучения и воспитания: Объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Издание официальное

Пример — К средствам обучения и воспитания относятся: приборы, оборудование, в том числе оборудование для обучения трудовым процессам, тренажеры для профессионального обучения, приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, модели, макеты и аналогичные демонстрационные изделия, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты и материалы (в том числе музыкальные и художественные), учебно-наглядные, методические пособия и школьно-письменные принадлежности, игровые средства обучения, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

  • 4 безопасность средств обучения и воспитания: Соответствие всех элементов безопасности средств обучения и воспитания требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, включая коллективное (групповое) применение.

  • 5

образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 1]

  • 6

общее образование: Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 11]

  • 7 дистанционное образование: Образование, реализуемое, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

  • 8

дополнительное образование: Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 14]

  • 9

инклюзивное образование: Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 27]

  • 10

образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных законодательсвом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

[Адаптировано из [1], глава 1, статья 2, пункт 9]

  • 11 дистанционная образовательная технология: Образовательная технология, реализуемая, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

  • 12 дошкольная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

  • 13

обучающийся: Физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 15]

  • 14

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья: Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагоги-ческой комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 16]

  • 15 инфраструктура образовательной организации: Совокупность зданий и сооружений, учебных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий, необходимых для эффективного функционирования общеобразовательной организации и качественного освоения учащимися образовательных программ.

  • 16

образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 18]

  • 17 образовательная среда: Совокупность всех видов жизненно важных отношений и систем взаимодействия обучающихся, педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность раскрытия интересов и способностей личности, в соответствии с присущими каждому природными задатками и требованиями возрастной социализации, определяющих безопасность, комфорт и благополучие участников образовательных отношений.

  • 18 образовательное пространство: Помещение, территория или их совокупность и группировка, обеспечивающие определение физических и (или) символических границ для осуществления образовательной деятельности и коммуникации участников образовательных отношений.

  • 19

педагогический работник: Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

[[1], глава 1, статья 2, пункт 21]

  • 20 персональное компьютерное устройство: Средство вычислительной техники (планшетный компьютер, ноутбук, персональный компьютер и т. д.), используемое в образовательном процессе.

  • 21 принцип использования средств обучения: Основа для учета возрастных и психологических особенностей обучающихся и гармоничного использования разнообразных средств обучения для комплексного и целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка.

Примечание — Комплексное и целенаправленное воздействие на эмоции, сознание и поведение ребенка может осуществляться через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях, дидактические цели и принципы дидактики (принцип наглядности, доступности и т. д.), сотворчество педагога и обучающегося, а также приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

  • 22 развивающая предметно-пространственная среда: Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей различного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

  • 23 средство для обеспечения образовательной деятельности: Объекты, созданные человеком для помощи в обеспечении образовательной деятельности (мебель, системы хранения, спортивный инвентарь).

  • 24 техносреда: Методическое обеспечение, целенаправленно создаваемых в целях формирования у детей дошкольного возраста интереса к естественно-научному и инженерно-техническому образованию, выявления наклонностей инженерно-конструктивного мышления, подготовки к изучению технических наук и социальному взаимодействию.

Примечание — Наполнение техносреды:

  • - игры математического содержания;

  • - конструкторы;

  • - робототехника;

  • - научно-технические игры-эксперименты.

  • 25 участники образовательных отношений: Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

  • 26 функциональные требования: Требования, описывающие функциональное назначение (функцию) объекта в системе деятельности.

  • 27 цифровая образовательная среда: Совокупность условий для реализации программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронных устройств (электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, использующих электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.

  • 28 цифровой образовательный контент: Материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, в том числе входящие в состав открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа», а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений обучающихся, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов для организации деятельности цифровой образовательной среды.

  • 29

электронное обучение: Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

[ГОСТ Р 55751—2003, пункт 3.1.28]

Примечание — В процессе электронного обучения происходит обработка информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи необходимой информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Предметы и материалы для сенсорного развития и мелкой моторики

  • 30

игрушка: Изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.

[[2], статья 2]

  • 31 игрушка-застежка [игрушка-шнуровка]: Приспособление для соединения различных элементов одежды, обуви, предметов галантереи и прочего.

  • 32 игрушка для вращения [динамическая]: Игрушка, которую возможно привести в движение, благодаря заложенным в ней механизмам движения и действующих сил.

Пример — Неваляшка, юла.

  • 33 игрушка для нанизывания: Игрушка, имеющая сквозное отверстие и предназначенная для нанизывания на стержень.

Пример — Набор из крупных бусин, пирамида, шнурок для нанизывания.

  • 34 игрушка, имитирующая инструмент: Игрушка, имитирующая по форме и звучанию инструмент.

Пример — Молоточек, стучалка.

  • 35 игрушка для игр с песком [с водой] [со снегом]: Игрушка для сенсорного воспитания, совершенствования ощущений и восприятий, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Пример — Формочка, лопатка, ведерко, сито, нетонущая (плавающая) игрушка, аквапредмет.

  • 36 книжка-игрушка: Издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.

Примечание — Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.

  • 37 предмет оперирования: Игрушка, имитирующая реальный предмет, орудие, инструмент, средство человеческой деятельности и позволяющая воссоздать процесс изображаемого действия.

Пример — Игрушечные чашка, утюг, молоток, руль.

  • 38 игрушка для развития восприятия цвета и формы: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

  • 39 игрушка для развития тактильного восприятия: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о тактильных свойствах предметов: их рельефе, шероховатости, температуре, весе.

Пример — Мешочек, коробочка, объемные и плоские большие игрушки, муляжи овощей и фруктов.

  • 40 игрушка для развития слухового восприятия: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о звуковых свойствах предметов: силе, долготе, высоте, тембру.

Пример — Музыкальная игрушка, игрушка, издающая звукоподражание голосом животного или музыкальные звуки, шумовой инструмент.

41

игрушка настольно-печатная: Игрушка, выполненная полиграфическим способом, с использованием или без использования дополнительных игровых элементов.

[[2], статья 2]

42

игрушка модель-копия: Игрушка, размеры которой определяются в масштабе уменьшения по сравнению с реальными размерами прообраза.

[[2], статья 2]

43

игрушка мягконабивная: Игрушка, с каркасом или без каркаса, с мягкой поверхностью и наполнителем.

[[2], статья 2]

44

игрушка для игры на воде: Игрушка (надувная или ненадувная), несущая нагрузку массы тела ребенка при плавании и (или) предназначенная для игр на мелководье.

[[2], статья 2]

45

оптическая игрушка: Игрушка, принцип действия которой основан на использовании принципов геометрической оптики.

[[2], статья 2]

  • 46

функциональная игрушка: Игрушка, являющаяся уменьшенной моделью изделий или устройств, используемых взрослыми, и имитирующая то же назначение и выполнение тех же функций (например, кухонная плита, на которой можно готовить).

[ГОСТ Р 53906—2010, пункт 3.35]

  • 47

химическая игрушка: Набор для проведения химических опытов детьми, состоящий из одного или нескольких химических веществ и (или) реактивов, поставляемых вместе с оборудованием или без него.

[[2], статья 2]

  • 48

электрическая игрушка: Игрушка, у которой хотя бы одна функция осуществляется за счет электрической энергии.

[[2], статья 2]

Предметы и материалы для развития речи и коммуникационных навыков

  • 49

букварь; азбука: Учебное издание для обучения грамоте и чтению.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.2]

  • 50 задачник: Учебное пособие, содержащее задачи по различным предметным областям.

  • 51

карта: Картографическое листовое издание, содержащее карту, занимающую всю площадь листа. [ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.7.1]

  • 52

картографическое издание: Издание, большую часть объема которого занимает картографическое произведение (произведения).

Примечание — В картографическом произведении информация передается с помощью определенной системы условных знаков, показывающих расположение объектов на поверхности Земли, другого небесного тела или во внеземном пространстве.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.4.4]

  • 53 комбинированное издание: Издание, содержащее наряду с печатным текстом запись звуков (дискета, CD-диск, аудиокассета) и изображения на других материальных носителях (слайд, пленка, видеокассета), а также игрушки, канцелярские принадлежности и др.

  • 54 материал для развития предпосылок речи и ее понимания: Материал, устанавливающий адекватную связь слова с предметом и действием.

Пример — Книга для детей с различными сюжетами и картинками, комплект аудиозаписей спектаклей, аудиосказка.

  • 55

практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Примечание — Практикум, содержащий учебные задачи, называют задачником.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.11]

56

рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.8]

57

издание (Нрк. название; публикация; тираж; экземпляр)'. Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедний редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, снабженный нормативно предписанными выходными сведениями, позволяющими однозначно идентифицировать его в документально-информационной среде.

Примечание — Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.1.1]

58

учебное издание: Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

Примечание — Учебное издание, допущенное к использованию при реализации программ общего и высшего образования, проходит официальное утверждение в профильных ведомствах.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.8.6]

59

учебник: Учебное издание, излагающее систематизированное содержание учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.1]

60

учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебный словарь, учебное пособие, рабочую тетрадь.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.13]

61

учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.5]

62

учебное наглядное пособие: Учебное пособие, содержащее в удобной для восприятия визуальной форме материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.6]

63

учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.4]

64

хрестоматия: Учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.10]

  • 65 материал для развития пассивной и активной речи ребенка на основе действий с предметами: Материал, который устанавливает развитие речи ребенка, ее понимание и использование.

Пример — Картинка с изображением объектов действий, «разные объекты—разные действия» (собака ест, кукла спит), серия картин крупного формата для совместного подгруппового рассматривания и обсуждения.

  • 66

нотное издание (Нрк. музыкальное издание): Издание, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения (произведений).

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.4.2]

Игрушки-персонажи и средства для организации музыкально-художественной деятельности

  • 67 игрушка-персонаж: Игрушка, имитирующая реальный персонаж.

Пример — Пальчиковый театр, объемные и плоскостные звери и птицы на подставках.

  • 68 средства для организации театра: Средства для создания и публичного показа в живом исполнении театральных постановок и других представлений.

Пример — Настольная или напольная ширма, текстильная доска, костюмы для персонажей.

Игрушки и материалы для организации предметно-развивающей среды (развитие детской игры, показ игровых сюжетов и формирование отобразительной игры по подражанию)

  • 69 предмет [материал] для развития социальных и коммуникативных навыков: Предмет [материал], связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, социальных навыков, эмоциональных навыков.

Пример — Набор крупной чайной и кухонной посуды, набор крупногабаритной мебели, соразмерной росту ребенка, комплект одежды для кукол, крупногабаритная коляска.

  • 70 игрушка [материал] для ознакомления с различными эмоциями людей: Игрушка [материал], направляющая внимание человека на важные события, готовящая к определенным действиям и влияющая на мыслительный процесс.

Пример — Карточки-открытки с изображением полярных эмоциональных состояний, зеркало (небьющееся), зеркальная поверхность.

  • 71 материал для развития санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, основанных на подражании: Материал для автоматизации сознательных действий самообслуживания.

Пример — Информационный плакат, книга с литературными примерами, детский набор.

  • 72

атлас: Альбом, содержащий изображения различных объектов, служащий для учебных или практических целей.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.6.2]

  • 73 самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи педагогического работника.

  • 74 словарь: Справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными.

  • 75

энциклопедия: Научно обоснованное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или нескольким отраслям знаний, изложенные в виде статей, расположенных в систематизированном порядке.

Примечания

  • 1 Энциклопедию, содержащую краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке, называют энциклопедическим словарем.

  • 2 В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную и аспектную энциклопедии.

[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.2.1]

Дидактическое оборудование для обучения и коррекционной-развивающей работы

  • 76 дидактическое [методическое] оборудование: Вспомогательное оборудование, используемое в процессе обучения.

Пример —Дидактическое [методическое] оборудование для диагностики, дидактические материалы и дидактические пособия для коррекционно-развивающей работы, обучающие игры.

  • 77 дидактический материал: Особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемый обучающимся для самостоятельной работы.

  • 78 обучение времени года: Обучающая материал, направленный на формирование представлений о временах года.

Пример — Изображения природы, растений, времен года.

  • 79 обучающая игра для формирования преставлений: Метод обучения, направленный на формирование представлений о внешних источниках.

Пример — Мягкие модули в виде животных, предметные картинки с изображением животных, растений, природы, парные картинки и карточки разной тематики, позволяющие сравнить, сопоставить, найти похожее, организовывать игру.

  • 80 методическое пособие: Издание, предназначенное в помощь педагогическим работникам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания.

Пример — Печатное пособие по развитию детей.

Средства для познавательного развития

  • 81 средства для развития представлений о пространстве: Средства для развития представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Пример — Игрушки-емкости с предметами объемных тел для вкладывания, перекладывания, группировки, сортировки, обследования, сравнения по размеру, форме и цвету.

  • 82 средства для развития внимания и памяти: Средства, используемые в процессе обучения культуре внимания и развитию памяти в виде игр на внимание, дидактических игр для развития памяти, логических игр, лото.

Конструирование

  • 83 игра со строительным материалом: Набор стандартных деталей строительного материала для игры в строительство.

  • 84

конструкторский набор: Набор механических и (или) электрических (электронных) составных частей, предназначенных для сборки из него различных игрушек.

[[2], статья 2]

Пример — Большой настольный конструктор, деревянный с неокрашенными и цветными элементами, тематические конструкторы (город, железная дорога, животные), блоки конструктора.

  • 85 мозаика; пазл: Игра-головоломка, в которой требуется составить картинку из множества фрагментов рисунка различной формы.

Пример — Объемный пазл, игровой коврик-пазл, мозаика с крупногабаритной основой.

  • 86 плоскостной конструктор: Набор разноцветных, одинаковых по размеру геометрических фигур.

Пример — Квадрат, треугольник, прямоугольник, карточка-образец.

  • 87 строительно-конструктивная игрушка: Набор строительных материалов.

Пример — Конструктор с разными способами соединения деталей — наложением, приставлением, сочленением (с крепежными устройствами), конструкторы нового поколения (Lego и др.).

  • 88

игровой набор: Игрушка, состоящая из различных предметов, материалов, веществ, предназначенная для развития детского творчества и навыков ручного труда.

[[2], статья 2]

Предметы и материалы для развития творческих способностей и художественных навыков

  • 89 аппликация (Нрк. коллаж)-. Изображение, полученное путем вырезания и наклеивания (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (материал для аппликации).

  • 90 лепка: Способ формообразования, основанный на формосложении, прибавлении, прилипании мягкого или влажного материала (материалы для лепки).

  • 91 музыкальная деятельность: Различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него окружающей жизни и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

  • 92 музыкальная игрушка: Игрушка, служащая средством развития музыкального слуха.

Пример — Поющая птица, примитивный музыкальный инструмент, игрушка с музыкальной мелодией.

  • 93 рисование: Искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы, связаное с нанесением линий и областей тона на бумагу/другой материал, где точное представление визуального мира выражено на плоской поверхности.

Демонстрационно-наглядные пособия

  • 94 демонстрационное средство обучения: Материал, с помощью которого преподаватель осуществляет образовательный процесс.

Пример — Гербарии, модели, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, чучела, скелеты, препараты.

  • 95 книга для чтения и рассматривания: Издание с текстом, без него или где текст носит символический характер.

Пример — Книжка-игрушка, книжка-раскладушка, печатное пособие для развития навыков для детей до трех лет.

  • 96 наглядно-плоскостное средство обучения: Плоское изображение объекта изучения.

Пример — Плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации, магнитные доски.

Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей

  • 97 оборудование для обучения трудовым процессам: Комлект учебно-наглядных пособий для обучения.

  • 98 тренажер для профессионального обучения: Техническое средство профессиональной подготовки обучаемого, предназначенное для формирования и совершенствования у него профессиональных навыков и умений, необходимых для управления материальным объектом, путем многократного выполнения им действий, свойственных управлению реальным объектом.

Организация и обеспечение прогулок

  • 99 средства для организации прогулок детей: Средства, используемые для прогулок детей.

Пример — Велосипед, санки, ролики.

Технические и мультимедийные средства обучения

  • 100 технические [мультимедийные] средства обучения: Средства обучения, созданные на базе технологий мультимедиа, которые позволяют в интерактивном режиме эффективно организовать учебно-воспитательный процесс.

Пример — Дидактические игры для интерактивных столов для создания рассказов об окружающем мире, игровые стенды, мультимедиа-программы для видео- и аудиосистем.

  • 101 сетевой образовательный ресурс: Ресурс, представленный в виде текста, графики, аудио-, видеоинформации, предназначенный для использования в образовательных и профессиональных целях и организованные в комплексы, такие как образовательный сайт, образовательный портал, база данных, система дистанционного обучения.

  • 102 электронный учебник: Автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для получения и контроля знаний.

  • 103 электронный образовательно-методический комплекс: Структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися образовательных программ, курсов, дисциплин и их компонентов.

  • 104 электронная форма учебника: Электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Средства физического воспитания и развития

  • 105 средства физического воспитания и развития: Средства, используемые для обучения физическим упражнениям, формирования физических навыков, владения специальными физкультурными знаниями, а также становления осознанной необходимости приобщения к физкультуре.

Примечание — Для успешного решения задач физического воспитания необходимо физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, скамейка и др., инвентарь (палки, обручи, мячи и др.).

Алфавитный указатель терминов

азбука

аппликация

атлас

безопасность средств обучения и воспитания

букварь

воспитание

деятельность музыкальная

задачник

игра для формирования преставлений обучающая

игра со строительным материалом

игрушка

игрушка динамическая

игрушка для вращения

игрушка для игр с водой

игрушка для игр с песком

игрушка для игр со снегом

игрушка для игры на воде

игрушка для нанизывания

игрушка для ознакомления с различными эмоциями людей

игрушка для развития восприятия цвета и формы

игрушка для развития слухового восприятия

игрушка для развития тактильного восприятия

игрушка-застежка

игрушка имитирующая инструмент

игрушка модель-копия

игрушка музыкальная

игрушка мягконабивная

игрушка настольно-печатная

игрушка оптическая

игрушка-персонаж

игрушка строительно-конструктивная

игрушка функциональная

игрушка химическая

игрушка-шнуровка

игрушка электрическая

издание

издание картографическое

издание комбинированное

издание музыкальное

издание нотное

издание учебное

инфраструктура образовательной организации

карта

книга для чтения и рассматривания

книжка-игрушка

коллаж

комплекс образовательно-методический электронный

комплект учебный

конструктор плоскостной

контент образовательный цифровой

лепка

материал дидактический

материал для ознакомления с различными эмоциями людей

материал для развития пассивной и активной речи ребенка на основе действий с предметами

материал для развития предпосылок речи и ее понимания

материал для развития санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, основан- 71 ных на подражании

материал для развития социальных и коммуникативных навыков

мозаика

набор игровой

набор конструкторский

название

оборудование дидактическое

оборудование для обучения трудовым процессам

оборудование методическое

образование

образование дистанционное

образование дополнительное

образование инклюзивное

образование общее

обучающийся

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

обучение

обучение времени года

обучение электронное

организация образовательная

организация образовательная дошкольная

пазл

пособие методическое

пособие наглядное учебное

пособие учебное

пособие учебно-методическое

практикум

предмет для развития социальных и коммуникативных навыков

предмет оперирования

принцип использования средств обучения

программа образовательная

пространство образовательное

публикация

работник педагогический

ресурс образовательный сетевой

рисование

самоучитель

словарь

среда образовательная

среда образовательная цифровая

среда предметно-пространственная развивающая

средства для организации прогулок детей

средства для организации театра

средства для развития внимания и памяти

средства для развития представлений о пространстве

средства обучения и воспитания

средства обучения мультимедийные

средства обучения технические

средства физического воспитания и развития

средство для обеспечения образовательной деятельности

средство обучения демонстрационное

средство обучения наглядно-плоскостное

тираж

тетрадь рабочая

технология образовательная дистанционная

техносреда

требования функциональные

тренажер для профессионального обучения

устройство компьютерное персональное

участники образовательных отношений

учебник

учебник электронный

форма учебника электронная

хрестоматия

экземпляр

энциклопедия

Библиография

  • [1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • [2] Технический регламент О безопасности игрушек Таможенного союза

ТР ТС 008/2011

УДК 37.011:006.354


ОКС 97.190

03.180

01.020


Ключевые слова: термины, определения, средства обучения, средства воспитания

Редактор Н.В. Таланова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор И.А. Королева Компьютерная верстка М.В. Малеевой

Сдано в набор 18.07.2022. Подписано в печать 02.08.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 2,12.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.