ПНСТ 392-2020
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Музейное освещение
ОСВЕЩЕНИЕ СВЕТОДИОДАМИ
Нормы
Museum lighting. LED lighting. Requirements
ОКС 91.160.10
Срок действия
с 2020-08-01 до 2023-08-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия, освещение искусственное"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 февраля 2020 г. N 3-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы освещения музейных предметов и помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских светодиодными источниками света, которые обеспечивают безопасные и комфортные условия нахождения людей в помещениях музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и возможность адекватного восприятия экспонируемых музейных предметов при минимизации вреда, наносимого музейным предметам оптическим излучением.
Настоящий стандарт применяют при проектировании, вводе в действие, реконструкции и эксплуатации осветительных установок со светодиодными источниками света, предназначенных для экспозиционного освещения музейных предметов и для общего освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских.
Настоящий стандарт не распространяется на естественное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и на искусственное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских источниками света, отличными от светодиодов, такими как лампы накаливания, люминесцентные и металлогалогенные лампы и др.
Методы измерений параметров, нормируемых в настоящем стандарте, установлены ПНСТ 393.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 8.332 Государственная система обеспечения единства измерений. Световые измерения. Значения относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения. Общие положения
ГОСТ 9733.0 Материалы текстильные. Общие требования к методам испытаний устойчивости окрасок к физико-химическим воздействиям
ГОСТ 9733.3 Материалы текстильные. Метод испытания устойчивости окраски к свету в условиях искусственного освещения (ксеноновая лампа)
ГОСТ Р 55710 Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений
ГОСТ Р 55842 (ИСО 30061:2007) Освещение аварийное. Классификация и нормы
ГОСТ Р 58814 Музейное освещение. Термины и определения
ПНСТ 393 Музейное освещение. Освещение светодиодами. Методы измерений нормируемых параметров
СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58814.
4 Классификация
Классификация музейных предметов по светостойкости материалов, из которых они изготовлены и которые подразделяются на четыре группы, приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация музейных материалов/предметов по светостойкости
Индекс группы | Наименование группы | Характеристика материалов группы | Пример материалов/предметов |
I | Нечувствительные | Материалы, не претерпевающие изменения при воздействии на них света | Большинство металлов, большинство разновидностей стекла, натуральная керамика, эмаль, большинство минералов |
II | Малочувствительные | Долговечные материалы, слабочувствительные к воздействию света | Масляная живопись и живопись темперой, фрески, некрашеные кожа и шерсть, рог, кость, слоновая кость, лак, некоторые виды пластмасс |
III | Средне- чувствительные | Недолговечные материалы, умеренно чувствительные к воздействию света | Костюмы, акварели, пастели, гобелены, гравюры и рисунки, рукописи, миниатюры, картины клеевой краской, обои, гуашь, крашеная кожа и большинство натуральных исторических объектов, включая ботанические образцы, мех и перья |
IV | Высоко- чувствительные | Материалы, очень чувствительные к воздействию света | Шелк, очень недолговечные красители, газетная бумага |
Если музейный предмет изготовлен из материалов, относящихся к разным группам, то его в целом относят к той группе по светостойкости, к которой принадлежит наиболее светочувствительный из входящих в него материалов.
Примечание - Приведенная выше классификация соответствует общемировой практике [1]*. В СССР, а затем в России материалы подразделялись на три группы по светочувствительности: малочувствительные (с высокой светостойкостью), среднечувствительные (со средней светостойкостью) и особочувствительные (с низкой светостойкостью) [2], [3]. При этом к малочувствительным относились, главным образом, материалы, соответствующие группе I по международной классификации, к среднечувствительным - материалы, соответствующие группе II по международной классификации, а особочувствительные материалы объединяли в себе материалы, которые по международной классификации относятся к группам III и IV.
Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости приведено в приложении А.
5 Нормы
В экспозиционных залах в пределах поля зрения посетителя отношение максимального значения яркости к ее минимальному значению по возможности не должно превышать 10:1.
5.1 Нормы экспозиционного освещения
Экспозиционное освещение должно обеспечивать возможность адекватного восприятия экспонатов при минимизации вреда, наносимого им оптическим излучением. Нормы экспозиционного освещения приведены в 5.1.1-5.1.7.
5.1.1 Освещенность на поверхности экспоната
Группа музейного экспоната по светостойкости | , не более, лк |
I - нечувствительные | Без ограничений |
II - малочувствительные | 200 |
III - среднечувствительные | 50 |
IV - высокочувствительные |
В случае трехмерных музейных предметов, например скульптур, нормируемой величиной является полуцилиндрическая освещенность.
Примечания
1 Нормы освещенности применяют только к подлинным музейным предметам (подлинникам). Для копий музейных предметов освещенность не нормируется.
2 На временных выставках допускается устанавливать значение освещенности на поверхности музейного предмета, превышающее указанное в таблице 2, при условии выполнения требований, предъявляемых к демонстрационной годовой экспозиции этого музейного предмета (см. 5.1.3).
3 Контроль стабильности освещенности экспоната во времени и, при необходимости, ее регулирование рекомендуется производить применительно к одной, предпочтительно центральной, точке этого экспоната, положение которой должно быть задано, например, на фотографии этого экспоната.
4 Для уменьшения светового повреждения музейных экспонатов рекомендуется использовать осветительные приборы, позволяющие поддерживать постоянный уровень освещенности на поверхности экспоната на всем протяжении эксплуатации осветительной установки (см. приложение Б).
5.1.2 Равномерность распределения освещенности по поверхности экспоната
Освещение экспонатов должно быть по возможности равномерным.
Равномерность освещенности на поверхности экспоната, т.е. отношение минимального значения освещенности к ее среднему значению, должна быть не менее чем 0,7 (предпочтительно - 0,9 или более), а неравномерность освещенности на поверхности экспоната, т.е. отношение максимального значения освещенности к ее среднему значению, должна быть не более чем 1,3 (предпочтительно - 1,1 или менее).
Примечание - Это требование не распространяется на трехмерные музейные предметы.
5.1.3 Демонстрационная годовая световая экспозиция музейных предметов
N - годовое количество периодов, которым соответствуют разные значения средней освещенности:
Группа музейного предмета по светостойкости | ., не более, лк·ч·г. |
I - нечувствительные | Без ограничений |
II - малочувствительные | 600000 |
III - среднечувствительные | 150000 |
IV - высокочувствительные | 15000 |
5.1.4 Спектр излучения
Примечания
1 Недопустимо использовать для освещения музеев белые светодиоды с фиолетовыми кристаллами.
2 У светодиодных источников света, предназначенных для общего освещения, требования к приведенной УФ-облученности выполняются практически всегда.
5.1.4.2 Приведенная ИК-облученность, создаваемая светодиодными источниками света на поверхности музейного предмета, не нормируется в связи с практически полным отсутствием ИК-излучения в спектре излучения белых светодиодов.
5.1.5 Коррелированная цветовая температура
5.1.6 Общий индекс цветопередачи
Общий индекс цветопередачи при освещении экспонатов должен быть не ниже чем 85, а если цветопередача имеет особо важное значение, например при освещении произведений искусства, этнографических, естественных или исторических экспонатов, он должен быть не ниже чем 95.
5.1.7 Коэффициент пульсации освещенности
Коэффициент пульсации освещенности, создаваемой на экспонате экспозиционным освещением, не должен превышать 5%.
5.2 Нормы общего освещения помещений музеев
Общее освещение помещений музеев должно обеспечивать безопасные и комфортные условия пребывания людей в выставочных и вспомогательных помещениях музеев, не вступая в конфликт с экспозиционным освещением.
Таблица 4 - Нормируемые значения параметров общего освещения различных помещений музеев
Наименование помещения | , не менее, лк | , не менее | UGR, не более | , не менее | , не более, % | Приведенная УФ-облученность, не более, мкВт·м · лк |
Экспозиционные залы | 30 | 0,50 | 22 | 85 | 5 | 5 |
Вестибюль, зона досмотра при входе в здание | 100 | 0,40 | 25 | 80 | - | - |
Коридоры, холлы | 50 | 0,40 | - | 80 | - | - |
Лестницы | 50 | 0,40 | - | 80 | - | - |
Примечание - Нормы общего освещения помещений музеев, не указанных в таблице 4, - в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52.13330. |
5.3 Нормы освещения фондохранилищ
Таблица 5 - Нормируемые значения параметров общего освещения основных помещений фондохранилищ
Наименование помещения | Е, не более, лк | UGR, не более | , %, не более | Приведенная УФ-облученность, не более, мкВт·м · лк |
Помещения для хранения музейных предметов* | 50 | - | - | 5 |
Помещения для осмотра музейных предметов | 500 | 19 | 5 | |
Изолятор и камера акклиматизации | 30 | - | - | |
* Освещение в помещениях для открытого хранения музейных предметов должны соответствовать требованиям раздела 6. Примечание - Нормы общего освещения помещений фондохранилищ, не указанных в таблице 5, - в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52.13330. |
В помещениях фондохранилищ на рабочих столах уровень средней горизонтальной освещенности должен составлять не менее чем 200 лк.
Примечания
1 Для хранения произведений масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время.
2 Хранение предметов на бумажных носителях, а также всех архивных документов, следует осуществлять при отсутствии освещения.
5.4 Нормы освещения реставрационных мастерских
5.4.1 Нормируемые значения освещенности на рабочей поверхности при проведении реставрационных работ приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Нормируемые значения освещенности на рабочей поверхности при проведении реставрационных работ
Наименование работ | Освещенность на рабочей поверхности, лк | |
Общее освещение, не менее | Комбинированное освещение* | |
Реставрация произведений масляной и темперной живописи | 500 | От 500 до 20000 включ. |
Реставрация рисунков, акварели, графики, тканей, изделий из меха, кожи и т.д. | 300 | |
Реставрация ювелирных изделий, часов и т.д. | 300 | |
Реставрация крупногабаритных изделий (мебели, карет, скульптуры и т.д.) | 500 | - |
* Значения освещенности выбирают в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или СП 52.13330 в зависимости от выполняемых в процессе реставрации операций (зрительных работ). Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи и рукописей, приведены в приложении Д. Примечание - Нормы общего освещения помещений реставрационных мастерских - в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52.13330. |
5.4.2 Коррелированная цветовая температура освещения помещений для проведения реставрационных работ должна составлять от 2700 до 6500 К.
5.4.3 Общий индекс цветопередачи освещения помещений для проведения реставрационных работ должен быть не менее чем 95.
5.4.4 Показатель дискомфорта в помещениях для проведения реставрационных работ не должен превышать 19 при коэффициенте пульсации освещенности не более чем 5%.
5.5 Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских
Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских - в соответствии с ГОСТ Р 55842 и/или СП 52.13330.
6 Контроль нормируемых параметров освещения
Контроль нормируемых параметров освещения (за исключением требований к объединенному показателю дискомфорта UGR) проводят на стадии ввода осветительной установки в эксплуатации и, при необходимости, в процессе ее эксплуатации.
Приложение А
(справочное)
Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости
А.1 Материалы музейных предметов подразделяют на четыре группы, каждой из которых соответствуют определенные синие шерстяные эталоны, соответствующие классам светостойкости от 1 (очень слабая устойчивость к свету) до 8 (очень высокая устойчивость к свету) по шкале ISO Международной организации по стандартизации (классы ISO 1-ISO 8, см. ГОСТ 9733.0 и ГОСТ 9733.3). Соответствие групп музейных предметов по светостойкости материалов классам светостойкости по шкале ISO приведены в таблице А.1.
Таблица А.1 - Соответствие групп музейных предметов по светостойкости материалов классам светостойкости по шкале ISO
Группа по светостойкости | Класс светостойкости по шкале ISO |
I - нечувствительные | - |
II - малочувствительные | 7 и 8 |
III - среднечувствительные | 4-6 |
IV - высокочувствительные | 1-3 |
Отнесение музейных предметов к той или иной группе по светостойкости допускается производить на основании экспертных оценок.
А.2 Примеры соответствия материалов группам по светостойкости музейных предметов приведены в таблице А.2.
Таблица А.2 - Примеры соответствия материалов группам по светостойкости музейных предметов
Группа по светостойкости | Материал |
I - нечувствительные | Большинство металлов, камень, большинство разновидностей стекла, натуральная керамика, эмаль, большинство минералов, большинство высококачественных современных красителей, предназначенных для наружного использования и автомобилей, и др. |
II - малочувствительные | Масляная живопись и живопись темперой, фрески, неокрашенные кожа и шерсть, рог, кость, слоновая кость, лак, некоторые виды пластмасс, большинство высококачественных современных красителей, предназначенных для наружного использования и автомобилей, и др. |
III - среднечувствительные | Костюмы, акварели, пастели, гобелены, гравюры и рисунки, рукописи, миниатюры, картины клеевой краской, обои, гуашь, крашеная кожа и большинство натуральных исторических объектов, включая дерево, ботанические образцы, мех и перья, многие цветные фотографии и др. |
IV - высокочувствительные | Шелк, газетная бумага, большинство надписей и рисунков, сделанных фломастерами, в том числе черными, многие дешевые синтетические материалы, большинство надписей и рисунков, сделанных красным и синими шариковыми ручками, большинство красителей, использовавшихся в 20-м веке для грунтования бумаги, многие цветные фотографии, многие материалы из группы III, которые содержат очень недолговечные красители, и др. |
Примечания 1 Следует учитывать, что среди видов материалов, отнесенных к той или иной группе по светостойкости, могут быть отдельные виды, светостойкость которых другая. Например, драгоценные камни в основном относятся к группе высокой светостойкости, но некоторые из них [отдельные образцы корундов (изумруды, сапфиры, рубины), аквамаринов, аметистов, топазов, цирконов, турмалинов, гранатов, жемчуга, бирюзы, александрита и др.] менее устойчивы к воздействию света. Более низкую светостойкость могут иметь также отдельные виды красок, стекол, керамики, материала скульптур и т.д. 2 При отнесении материалов музейных предметов к той или иной группе по светостойкости следует учитывать, что светостойкость пигментов может существенно зависеть от того, как они наносились художниками. Например, индиго на шерсти относится к малочувствительным материалам (класса ISO 7), тогда как на бумаге, хлопчатобумажной ткани или шелке индиго может стать высокочувствительным материалом (класса ISO 3). |
Примеры соответствия принятой в СССР согласно [3] классификации музейных предметов по светостойкости и классификации согласно разделу 4 приведены в таблице А.3.
Таблица А.3 - Примеры соответствия классификации музейных предметов по светостойкости
Группа по светостойкости согласно классификации, принятой в СССР | Группа по свето- стойкости согласно разделу 4 | Музейные предметы |
Малочувствительные (с высокой светостойкостью) | I | Драгоценности, монеты, медали, ордена, значки, оружие, фарфор, керамика, стекло, эмаль, стеклянная и металлическая утварь, мраморная, гипсовая, чугунная и бронзовая скульптура, минералы, горные породы, техническое оборудование |
Среднечувствительные (со средней светостойкостью) | II | Живопись (масло, темпера), кость, деревянная утварь, деревянная мебель, деревянная скульптура |
Особочувствительные (с низкой светостойкостью) | III и IV | Живопись (акварель, пастель), графика, иконопись, рукописи, газеты, книги, фотографии, марки, одежда, ткани, гобелен, кружева, ковры, мех, кожа, бабочки, чучела |
Приложение Б
(справочное)
Рекомендации по выбору светильников
Для уменьшения повреждений музейных предметов в результате воздействия света для экспозиционного освещения рекомендуется использовать светильники с функцией регулирования светового потока, обеспечивающей возможность настройки освещенности и компенсации уменьшения светового потока светильника в процессе эксплуатации осветительной установки. Использование регулируемых светильников позволяет непрерывно обеспечивать заданное значение средней освещенности на экспонатах и/или эксплуатационной освещенности в помещении на всем протяжении работы осветительной установки, не допуская "пересвета". Регулирование световых потоков светильников, обеспечивающее восстановление заданного значения средней освещенности на поверхности экспоната, следует производить по мере необходимости.
Приложение В
(справочное)
Примеры расчета демонстрационной годовой световой экспозиции и допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета
В.1 Пример 1 расчета демонстрационной годовой световой экспозиции музейного предмета
Исходные данные для расчета
Таблица В.1 - График работы музея и выставки, в которых демонстрировался музейный предмет (пример 1)
Дата и день недели | Продолжительность работы, ч | |
Музей | Выставка | |
1 января | - | - |
Понедельник | 10 | - |
Вторник | - | 8 |
Среда | 8 | 8 |
Четверг | 8 | 11 |
Пятница | 8 | 11 |
Суббота | 8 | 11 |
Воскресенье | 8 | 8 |
Всего в неделю | 50 | 57 |
Всего в год | 2600 | 2964 |
Таблица В.2 - График демонстрации музейного предмета (пример 1)
Место демонстрации | Период демонстрации | Общая продолжительность демонстрации, ч |
Музей (основная экспозиция) | 1.01.18 (понедельник) - 16.04.18 (понедельник) | 750 |
Выставка | 19.05.18 (суббота) - 22.07.18 (воскресенье) | 532 |
Музей (основная экспозиция) | 7.08.18 (вторник) - 31.12.18 (понедельник) | 1050 |
Дата и место проведения измерения | , лк |
03.04.17, музей | 180 |
15.05.18, выставка | 220 |
06.08.18, музей | 190 |
Формула для расчета
Расчет демонстрационной годовой световой экспозиции
Вывод
В.2 Пример 2 расчета демонстрационной годовой световой экспозиции музейного предмета
Исходные данные для расчета
Таблица В.4 - График работы музея, в котором демонстрировался музейный предмет (пример 2)
Дата и день недели | Продолжительность работы, ч |
1 января | - |
Понедельник | 10 |
Вторник | - |
Среда | 8 |
Четверг | 8 |
Пятница | 8 |
Суббота | 8 |
Воскресенье | 8 |
Всего в неделю | 50 |
Всего в год | 2600 |
Период (i) | Начало-окончание периода | , ч | , лк |
1 | 1.01.18-7.10.18 | 1990 | 45 |
2 | 8.10.18-22.10.18 | 110 | 40 |
3 | 23.10.18-31.12.18 | 500 | 48 |
Формула для расчета
Расчет демонстрационной годовой световой экспозиции
Вывод
В.3 Пример расчета допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета
Исходные данные для расчета
Формула для расчета
Расчет допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета
Выводы
Вариант 2: на протяжении года музейный предмет можно демонстрировать примерно 7,5 нед в режиме музея или 6,6 нед в режиме выставки.
Приложение Г
(справочное)
Алгоритм расчета в программе Excel приведенной фотохимической опасности повреждения материала музейного предмета излучением источника света или светильника
Шаг 6 В ячейку Е4 вносят результаты умножения значения ячейки В4 на значение ячейки D4 и на 0,5 (Е4=В4·D4·0,5).
Шаг 8 В ячейку Е84 вносят результаты умножения значения ячейки В84 на значение ячейки D84 и на 0,5 (Е84=В84·D84·0,5).
Шаг 10 В ячейку F4 вносят результаты умножения значения ячейки С4 на значение ячейки D4 и на 0,5 (F4=С4·D4·0,5).
Шаг 12 В ячейку F84 вносят результаты умножения значения ячейки С84 на значение ячейки D84 и на 0,5 (F84=С84·D84·0,5).
Номер строки | Колонка А (длина волны , нм) | Колонка В (функция , отн.ед.) | Колонка С [функция , отн.ед.] |
4 | 380 | 0,0000 | 0,3985 |
5 | 385 | 0,0001 | 0,3763 |
6 | 390 | 0,0001 | 0,3552 |
7 | 395 | 0,0002 | 0,3354 |
8 | 400 | 0,0004 | 0,3166 |
9 | 405 | 0,0006 | 0,2989 |
10 | 410 | 0,0012 | 0,2822 |
11 | 415 | 0,0022 | 0,2665 |
12 | 420 | 0,0040 | 0,2516 |
13 | 425 | 0,0073 | 0,2375 |
14 | 430 | 0,0116 | 0,2242 |
15 | 435 | 0,0168 | 0,2117 |
16 | 440 | 0,0230 | 0,1999 |
17 | 445 | 0,0298 | 0,1887 |
18 | 450 | 0,0380 | 0,1782 |
19 | 455 | 0,0480 | 0,1682 |
20 | 460 | 0,0600 | 0,1588 |
21 | 465 | 0,0739 | 0,1499 |
22 | 470 | 0,0910 | 0,1416 |
23 | 475 | 0,1126 | 0,1337 |
24 | 480 | 0,1390 | 0,1262 |
25 | 485 | 0,1693 | 0,1191 |
26 | 490 | 0,2080 | 0,1125 |
27 | 495 | 0,2586 | 0,1062 |
28 | 500 | 0,3230 | 0,1003 |
29 | 505 | 0,4073 | 0,0947 |
30 | 510 | 0,5030 | 0,0894 |
31 | 515 | 0,6082 | 0,0844 |
32 | 520 | 0,7100 | 0,0797 |
33 | 525 | 0,7932 | 0,0752 |
34 | 530 | 0,8620 | 0,0710 |
35 | 535 | 0,9148 | 0,0670 |
36 | 540 | 0,9540 | 0,0633 |
37 | 545 | 0,9803 | 0,0598 |
38 | 550 | 0,9950 | 0,0564 |
39 | 555 | 1,0000 | 0,0533 |
40 | 560 | 0,9950 | 0,0503 |
41 | 565 | 0,9786 | 0,0475 |
42 | 570 | 0,9520 | 0,0448 |
43 | 575 | 0,9154 | 0,0423 |
44 | 580 | 0,8700 | 0,0400 |
45 | 585 | 0,8163 | 0,0377 |
46 | 590 | 0,7570 | 0,0356 |
47 | 595 | 0,6949 | 0,0336 |
48 | 600 | 0,6310 | 0,0317 |
49 | 605 | 0,5668 | 0,0300 |
50 | 610 | 0,5030 | 0,0283 |
51 | 615 | 0,4412 | 0,0267 |
52 | 620 | 0,3810 | 0,0252 |
53 | 625 | 0,3210 | 0,0238 |
54 | 630 | 0,2650 | 0,0225 |
55 | 635 | 0,2170 | 0,0212 |
56 | 640 | 0,1750 | 0,0200 |
57 | 645 | 0,1382 | 0,0189 |
58 | 650 | 0,1070 | 0,0179 |
59 | 655 | 0,0816 | 0,0169 |
60 | 660 | 0,0610 | 0,0159 |
61 | 665 | 0,0446 | 0,0150 |
62 | 670 | 0,0320 | 0,0142 |
63 | 675 | 0,0232 | 0,0134 |
64 | 680 | 0,0170 | 0,0127 |
65 | 685 | 0,0119 | 0,0119 |
66 | 690 | 0,0082 | 0,0113 |
67 | 695 | 0,0057 | 0,0106 |
68 | 700 | 0,0041 | 0,0101 |
69 | 705 | 0,0029 | 0,0095 |
70 | 710 | 0,0021 | 0,0090 |
71 | 715 | 0,0015 | 0,0085 |
72 | 720 | 0,0011 | 0,0080 |
73 | 725 | 0,0007 | 0,0075 |
74 | 730 | 0,0005 | 0,0071 |
75 | 735 | 0,0004 | 0,0067 |
76 | 740 | 0,0002 | 0,0063 |
77 | 745 | 0,0002 | 0,0060 |
78 | 750 | 0,0001 | 0,0057 |
79 | 755 | 0,0001 | 0,0053 |
80 | 760 | 0,0001 | 0,0050 |
81 | 765 | 0,0000 | 0,0048 |
82 | 770 | 0,0000 | 0,0045 |
83 | 775 | 0,0000 | 0,0042 |
84 | 780 | 0,0000 | 0,0040 |
Рисунок Г.1 - Относительное спектральное распределение энергии излучения светодиодного модуля тепло-белого света с коррелированной цветовой температурой 3050 К
Приложение Д
(справочное)
Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи и рукописей
Д.1 Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной живописи приведены в таблице Д.1.
Операция | Ожидаемый разряд зрительной работы по СП 52.13330 | по СП 52.13330, лк | , лк |
Профилактическая заклейка картины | Средняя точность, IV в | 400 | 600 |
Укрепление красочного слоя и грунта | Очень высокая точность, II а, б | От 3000 до 4000 включ. | От 4000 до 5000 включ. |
Снятие картины и натяжение на подрамник | Средняя точность, IV в | 400 | 600 |
Дублирование картины и подведение кромок | Высокая точность, II б | 1000 | 1000 |
Подведение и обработка грунта | Очень высокая точность, II а, б | От 2000 до 3000 включ. | От 3000 до 4000 включ. |
Удаление слоя загрязнений | Очень высокая точность, II а, б | От 2000 до 3000 включ. | От 4000 до 5000 включ. |
Утончение и выравнивание лака | Наивысшая точность, I а, б, в | От 2500 до 5000 включ. | От 10000 до 15000 включ. |
Удаление слоя записей | Наивысшая точность, I а, б, в | От 2500 до 5000 включ. | 15000 |
Тонировка | Наивысшая точность, I а, б | От 4000 до 5000 включ. | 20000 |
Покрытие картины лаком | Очень высокая точность, II а, б | От 3000 до 4000 включ. | 5000 |
Д.2 Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений темперной живописи приведены в таблице Д.2.
Операция | Ожидаемый разряд зрительной работы по СП 52.13330 | по СП 52.13330, лк | , лк |
Укрепление и подведение грунта красочного слоя | Очень высокая точность, II а, б, в | От 2000 до 4000 включ. | От 4000 до 5000 включ. |
Удаление поверхностных загрязнений | Очень высокая точность, II а, б, в | От 2000 до 4000 включ. | От 8000 до 10000 включ. |
Расчистка | Наивысшая точность, I а, б | От 4000 до 5000 включ. | 10000 |
Утончение и удаление слоя олифы | Очень высокая точность, II а, б | От 2000 до 4000 включ. | От 7000 до 9000 включ. |
Тонирование | Наивысшая точность, I а, б | От 4000 до 5000 включ. | 20000 |
Д.3 Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации рукописей приведены в таблице Д.3.
Операция | Ожидаемый разряд зрительной работы по СП 52.13330 | по СП 52.13330, лк | , лк |
Расплетение рукописи, отделение блока от переплета | Средняя точность, IV в | 400 | 600 |
Разделение блока на тетради | Средняя точность, IV в | 400 | 600 |
Укрепление миниатюр | Очень высокая точность, II а, б | 3000 | От 5000 до 8000 включ. |
Удаление поверхностных загрязнений с листа | Наивысшая точность, I б | 4000 | " 15000 " 20000 " |
Увлажнение и распрямление под прессом | Малая точность, IV | 300 | 500 |
Сшивание рукописи | Средняя точность, IV в | 400 | 600 |
Библиография
[1] | CIE 157:2004* Control of Damage to Museum Objects by Optical Radiation // CIE, 2004 |
[2] | Рекомендации по проектированию музеев/ЦНИИЭП им.Б.С.Мезенцева. - М.: Стройиздат, 1988. - 48 с. |
[3] | Музейное хранение художественных ценностей. Практическое пособие - М.: ГосНИИ реставрации, 1995 г. - 17 с. |
УДК 621.316:006.354 | ОКС 91.160.10 |
Ключевые слова: искусственное освещение музеев, освещение светодиодами, нормы экспозиционного освещения музейных предметов, нормы общего освещения помещений музеев, нормы освещения фондохранилищ, нормы освещения реставрационных мастерских |