allgosts.ru49.095 Оборудование для пассажиров и кабин49 АВИАЦИОННАЯ И КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

ГОСТ Р 70158-2022 Системы авиационные поясные привязные. Технические требования

Обозначение:
ГОСТ Р 70158-2022
Наименование:
Системы авиационные поясные привязные. Технические требования
Статус:
Действует
Дата введения:
11.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
49.095

Текст ГОСТ Р 70158-2022 Системы авиационные поясные привязные. Технические требования

ГОСТ Р 70158-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ АВИАЦИОННЫЕ ПОЯСНЫЕ ПРИВЯЗНЫЕ

Технические требования

Aviation safety belt restraint systems. Technical requirements

ОКС 49.095

Дата введения 2022-11-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Опытно-конструкторское бюро "Аэрокосмические системы" (АО "ОКБ "Аэрокосмические системы")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 июня 2022 г. N 484-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе, предназначенной для удерживания пассажира в кресле, установленном по и против направления полета, а также требования, которым должны соответствовать поясные привязные ремни авиационных пассажирских кресел.

Примечание - С целью унификации все величины в настоящем стандарте в системе СИ и дюймы-фунты приведены для сведения.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 поясная привязная система: Приспособление, предназначенное для фиксации нижней части (тазовой области) туловища пассажира в кресле.

2.2 зазубрины: Дефекты поверхности в виде выступов и углублений на кромках листа или ленты, образовавшихся при нарушении технологии резки или неисправности оборудования.

2.3 острые кромки: Кромки, способные при нормальной эксплуатации стать причиной резаных ран пассажира.

2.4 верхняя часть туловища пассажира: Часть тела пассажира выше тазобедренного сустава.

3 Технические требования

3.1 Общие требования

3.1.1 Поясная привязная система (ППС) и ее компоненты должны отвечать требованиям настоящего стандарта.

3.1.2 ППС должна быть разработана для использования одним пассажиром в любой момент времени.

3.1.3 Часть ППС, предназначенная для фиксации тазовой области туловища, должна обеспечивать ограничение перемещения нижней части туловища вне зависимости от того, используется ограничение перемещения верхней части торса или не используется. Не допускается включение в состав ППС для фиксации тазовой области аварийных втягивающих устройств с функцией блокировки (инерциальных катушек).

3.2 Требования к фурнитуре

3.2.1 Фурнитура ППС не должна иметь зазубрин и острых кромок и должна быть спроектирована и расположена таким образом, чтобы сводить к минимуму вероятность травмы сидящего в кресле пассажира.

3.2.2 ППС должна быть оснащена одним замком, открывающимся одним движением и легко доступным для сидящего пассажира, чтобы обеспечивать его простое и быстрое высвобождение из этой системы. Механизм открывания замка должен быть спроектирован таким образом, чтобы свести к минимуму возможность непреднамеренного открывания.

3.2.3 ППС должна иметь регулировку до плотно затянутого положения, выполняемую занимающим сиденье пассажиром с помощью легко доступных для него четко срабатывающих средств. Система должна оставаться в отрегулированном положении в течение полета до ее принудительного отключения.

3.2.4 Запрещается использовать втягивающие устройства без функции блокировки.

3.2.5 Фурнитура ППС, после того как она была подвергнута воздействию условий испытаний, не должна иметь следов коррозии основного металла. Замки и втягивающие устройства после того, как они будут подвергнуты испытаниям, должны удовлетворять требованиям настоящего стандарта.

3.2.6 Неметаллическая фурнитура ППС, а также все втягивающие устройства, когда они подвергаются испытаниям, не должны деформироваться или иным образом приходить в негодность, что станет причиной неправильной работы системы или не будет соответствовать требованиям настоящего стандарта.

3.2.7 Фурнитура креплений поясного привязного ремня должна выдерживать нагрузки до 13,3 кН (3000 фунтов).

3.2.8 Усилие, необходимое для ППС, не должно превышать 49 Н (11 фунтов).

3.2.9 Регулировочная фурнитура ППС, имеющая регулировку фиксатора наклона, должна блокировать тканую ленту во время испытаний под углом не менее 0,52 радиана (30°) между основанием регулировочной фурнитуры и тканой лентой в узле крепления.

3.3 Требования к замкам

3.3.1 Во время испытаний замков ППС с поднимаемой крышкой замок должен открываться, когда к механизму открывания прикладывают усилие не более 130 Н (30 фунтов).

3.3.2 Во время испытаний поворотных замков замок должен открываться, когда к механизму открывания прикладывают усилие не более 130 Н (30 фунтов).

3.3.3 Во время испытаний замков с нажимной кнопкой замок должен открываться, когда к механизму открывания прикладывают усилие не более 130 Н (30 фунтов).

3.3.4 Для задействования механизма открывания ручка замка должна обеспечивать достаточный доступ для двух или более пальцев как правой, так и левой руки.

3.3.5 Область замка, используемая для задействования механизма открывания, должна иметь минимальную контактную площадь 4,5 см
(0,7 дюйма
) при минимальной длине или ширине 1,5 см (0,6 дюйма).

3.4 Требования к лентам

3.4.1 Все тканые ленты ППС должны быть изготовлены из синтетических материалов. Концы тканых лент должны быть защищены или обработаны в целях предотвращения роспуска ткани и прочно закреплены в регулировочной фурнитуре.

3.4.2 Ширина тканой ленты в ППС должна быть не менее 45,7 мм (1,8 дюйма), за исключением тех частей, которые не соприкасаются с занимающим сиденье пассажиром. На разных участках тканой ленты ее ширина не должна отличаться более чем на ±5%.

3.4.3 Тканая лента в ППС должна иметь прочность на разрыв не менее 17,8 кН (4000 фунтов) для использования в системах ограничения перемещения верхней части туловища пассажира. Прочность на разрыв после испытаний на истирание не должна быть менее 13,3 кН (3000 фунтов) для тканой ленты, используемой для ограничения перемещения верхней части туловища пассажира.

3.4.4 Относительное удлинение тканой ленты в ППС не должно превышать 20% при усилии 11,1 кН (2500 фунтов).

3.4.5 Тканая лента в ППС после испытаний должна иметь прочность на разрыв не менее 10,7 кН (4200 фунтов) для поясных ремней.

3.4.6 Тканая лента в ППС не должна переносить цвет на истирающую ткань, как сухую, так и влажную.

3.4.7 Нетканая лямка, используемая в ППС для выдерживания ограничивающих перемещение усилий, должна соответствовать требованиям к тканым лентам, а если лямка изготовлена из жесткого материала, она должна соответствовать требованиям настоящего стандарта.

3.5 Требования к материалам

За исключением малых деталей, которые не могут вносить существенный вклад в распространение пламени, все используемые в ППС материалы должны быть самозатухающими. При испытаниях средняя скорость горения образца, испытуемого в горизонтальном положении, не должна превышать 63,5 мм (2,5 дюйма) в минуту.

4 Требования к прочности и надежности

4.1 Прилагаемые нагрузки при испытаниях ППС должны поддерживаться не менее 3 с.

4.2 Компоненты конструкции в ППС должны выдерживать усилие не менее 13,3 кН (3000 фунтов).

4.3 Под симметричной нагрузкой на петли в 26,6 кН (6000 фунтов) длина ППС между узлами крепления не должна увеличиваться более чем на 305 мм (12 дюймов).

4.4 Во время испытаний не должно возникать среза продольных нитей (основы) ленты.

4.5 При испытаниях проскальзывание тканой ленты через ручные регуляторы не должно превышать 25,4 мм (1 дюйма).

4.6 Испытание тканой ленты на разрыв следует проводить в разрывной машине соответствующей мощности, точность измерения нагрузки которой подтверждена и не превышает 1% в диапазоне прочности на разрыв тканой ленты. Эта машина должна быть оснащена захватами в виде разрезных барабанов, имеющих диаметр от 50 до 100 мм (от 2 до 4 дюймов).

4.7 После помещения образца в захваты и предварительной нагрузки образца до усилия от 200 до 245 Н (от 45 до 55 фунтов) тканая лента должна непрерывно растягиваться при номинальной скорости расхождения от 50 до 100 мм (от 2 до 4 фунтов) в минуту до разрыва. Прочность на разрыв должна соответствовать требованиям 3.4.5.

4.8 Относительное удлинение тканевой ленты следует измерять во время испытания на разрыв. Относительное удлинение при изменении нагрузки от предварительной до 11,1 кН (2500 фунтов) должно быть рассчитано с точностью до 0,5%.

5 Требования стойкости к внешним воздействующим факторам

5.1 При проведении испытания на светостойкость образцов тканой ленты (не менее трех образцов) длиной как минимум 508 мм (20 дюймов) образцы должны быть подвешены вертикально внутри держателя образцов в приборе, обеспечивающем воздействие света от угольной дуги. Этот прибор следует использовать без водяного душа при температуре воздуха (60±2)°С [(140±3,6)°F], измеряемой снаружи держателя образцов в точке на расстоянии (25±5) мм [(1±0,2) дюйма] от него и посередине его высоты. Термочувствительный элемент должен быть экранирован от излучения. Образцы должны быть подвергнуты воздействию света от угольной дуги на протяжении 100 ч и затем выдержаны в лабораторных условиях окружающей среды на протяжении как минимум 24 ч.

5.2 При испытании образцов тканой ленты (не менее трех образцов) на стойкость цвета при воздействии воды должны быть использованы дистиллированная вода, прибор для оценки стойкости цвета ткани к воздействию пота; время высыхания должно составлять 4 ч.

5.3 Перед каждым испытанием тканая лента, если не указано иное, должна быть предварительно выдержана в лабораторных условиях окружающей среды в течение как минимум 24 ч.

5.4 Защелка замка ППС во время испытаний в соответствии с установленной процедурой не должна приходить в негодность, истираться или изнашиваться до такой степени, чтобы помешать нормальному защелкиванию и открыванию. Замок должен также разделяться в любом положении частичного зацепления усилием не более 22 Н (5 фунтов).

6 Маркировка

Каждая ППС и ее отделяемые узлы должны иметь постоянную и разборчивую маркировку или ярлыки с указанием года изготовления, обозначения системы, наименования и адреса изготовителя, номинальной прочности и обозначения настоящего стандарта.

7 Требования к документам изготовителя

7.1 Изготовитель должен предоставить уполномоченному органу:

а) полное описание системы фиксации туловища, включая идентификацию материала и спецификацию;

б) инструкции по эксплуатации и ограничения;

в) отчет о результатах испытаний для квалификации и одобрения систем фиксации туловища;

г) инструкции по техническому обслуживанию;

д) спецификацию испытаний по контролю качества (технические условия), которая(ые) будет(ут) использована(ы) для контроля каждого изготавливаемого изделия для обеспечения соответствия требованиям настоящего стандарта.

7.2 Каждому потребителю должна быть направлена одна копия документа, содержащего данные и информацию, которые указаны в перечислениях б), г) 7.1 и необходимы для поддержания летной годности.

Кроме того, необходимо включить примечание следующего содержания:

"Условия и испытания, требуемые для одобрения данного изделия в соответствии с настоящими техническими требованиями, являются минимальными требованиями. Лица, намеревающиеся установить изделие на воздушное судно определенного типа или класса, должны определить соответствие условий установки на воздушное судно требованиям настоящих технических требований. В случае их несоответствия настоящим техническим требованиям изделие может быть установлено только в случае документального подтверждения приемлемости установки посредством дальнейшей оценки заявителем и одобрения уполномоченным органом".

УДК 629.7.047.4:006.354

ОКС 49.095

Ключевые слова: кресла авиационные, авиационная техника, системы фиксации