allgosts.ru21.100 Подшипники21 МЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

ГОСТ 29202-91 Подшипники скольжения. Испытания на твердость металлических материалов для подшипников скольжения. Монометаллические подшипники

Обозначение:
ГОСТ 29202-91
Наименование:
Подшипники скольжения. Испытания на твердость металлических материалов для подшипников скольжения. Монометаллические подшипники
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.1993
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
21.100.10

Текст ГОСТ 29202-91 Подшипники скольжения. Испытания на твердость металлических материалов для подшипников скольжения. Монометаллические подшипники

ГОСТ 29202-91
(ИСО 4384/2-82)

Группа Г16



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР



Подшипники скольжения


ИСПЫТАНИЯ НА ТВЕРДОСТЬ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ.
МОНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПОДШИПНИКИ


Plain bearings. Hardness testing of bearing
metals. Solid materials

ОКСТУ 4109

Дата введения 1993-01-01



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 128 "Испытания и расчеты на прочность и ресурс"

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 25.12.91 N 2110

Настоящий стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта ИСО 4384/2-82 "Подшипники скольжения. Испытания на твердость подшипниковых металлов. Часть 2. Однородные материалы" и полностью ему соответствует

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер раздела

ГОСТ 9012-59

2

ГОСТ 22761-77

2



1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам испытаний на твердость монометаллических подшипников скольжения, изготовляемых из литых и пластически деформируемых сплавов на основе меди и алюминия методами механической обработки, прокатки и литья, а также сплавов на основе свинца и олова. Стандарт устанавливает требования и ограничения к испытаниям на твердость в зависимости от толщины испытываемого материала.

Испытания по Бринеллю большинства металлов выполняются в связи с гетерогенностью структуры сплавов.

2. ССЫЛКИ

ГОСТ 9012 "Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Бринеллю".

ГОСТ 22761 "Металлы и сплавы. Измерения твердости по Бринеллю переносными твердомерами статического действия".

3. ОБРАЗЦЫ

Поверхность испытываемого образца должна быть обработана до металлического блеска, обеспечивающего возможность точно измерить отпечаток при испытании. При обработке образца необходимо исключить его нагревание.

Испытания литых и пластически деформируемых сплавов на основе меди и алюминия проводят на обточенных или обработанных напильником поверхностях трения, за исключением образцов, изготовленных горячей штамповкой.

Если позволяют производственные условия, то образцы должны быть отполированы. При испытаниях сплавов на основе свинца и олова с шероховатостью поверхности 6 мкм полирование можно выполнять при помощи абразивной шкурки с зерном размером 240, а при испытаниях сплавов на основе алюминия и меди с шероховатостью 4 мкм - при помощи абразивной шкурки с зерном размером 320 и со смазкой.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

Условия испытаний должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице.

Форма и состав подшипникового материала

Толщина, мм

Условия испытаний

Температура испытаний, °С

Прутки и трубы из сплавов на основе меди и алюминия

-

Предпочтительно: 2,5/62,5/10 НВ. При слишком малой поверхности 1/10/10 НВ. В случае литых сплавов с большой пористостью: 5/250/10 НВ*

18-24

Литые сплавы на основе свинца и олова

7

10/250/180 НВ

Литые сплавы на основе меди и алюминия

7

10/1000/10 НВ

________________

* 5/250/10 НВ - твердость по Бринеллю, определенная с применением шарика диаметром 5 мм при нагрузке 2452 Н и продолжительности выдержки под нагрузкой 10 с.

Твердость по Бринеллю:

HBS - при применении стального шарика;

HBW - при применении шарика из твердого сплава.

Электронный текст документа

и сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1992

Превью ГОСТ 29202-91 Подшипники скольжения. Испытания на твердость металлических материалов для подшипников скольжения. Монометаллические подшипники