МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)
ГОСТ
ISO 17840-4—
2023
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Информация для экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб
Часть 4
Идентификация источника энергии, приводящего в движение транспортное средство
(ISO 17840-4:2018, Road vehicles — Information for first and second responders — Part 4: Propulsion energy identification, IDT)
Издание официальное
Москва Российский институт стандартизации 2023
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 сентября 2023 г. № 165-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | АМ | ЗАО «Национальный орган по стандартизации и метрологии» Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 сентября 2023 г. № 985-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 17840-4—2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2024 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 17840-4:2018 «Транспорт дорожный. Информация для служб экстренного и последующего реагирования. Часть 4. Идентификация энергии движения транспортного средства» («Road vehicles — Information for first and second responders — Part 4: Propulsion energy identification», IDT).
Международный стандарт разработан подкомитетом SC 36 «Безопасность и испытание на удар» Технического комитета по стандартизации ISO/TC 22 «Дорожные транспортные средства» Международной организации по стандартизации (ISO).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
© ISO, 2018
© Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2023
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Макет и содержание назначения топлива/идентификация энергетического ярлыка
Приложение А (обязательное) Образцы ярлыков
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам
Библиография
Введение
Промежуток времени с момента дорожно-транспортного происшествия до того, как человек окажется на лечении в больнице, часто называют «золотым часом». Продолжительность этого промежутка времени напрямую влияет на шансы выздоровления пострадавших.
При дорожно-транспортном происшествии быстрое и точное определение сотрудниками экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб типа топлива и/или источника энергии, приводящей в движение транспортное средство, способствует эффективным действиям в отношении соответствующей технологии, используемой при проведении работ с транспортным средством.
В настоящем стандарте представлена единая схема идентификации топлива и/или источника энергии, используемых для приведения в движение дорожного транспортного средства. Это дает возможность сообщить о связанных с ними опасностях экстренным оперативным и аварийно-спасательным службам.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Информация для экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб
Часть 4 Идентификация источника энергии, приводящего в движение транспортное средство
Motor vehicles. Information for first and second responders. Part 4. Identification of the power source driving the vehicle
Дата введения — 2024—07—01
1 Область применения
В настоящем стандарте определены ярлыки и соответствующие цвета для обозначения топлива и/или источника энергии, используемых для приведения в движение автомобильного транспортного средства, особенно в случае новых типов транспортных средств и/или источников энергии, включая гибридные транспортные средства.
Передача сведений об источнике энергии, применяемом для привода автомобиля, и связанных с ним опасностях осуществляется логичным и модульным способом для однозначного толкования информации.
Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, транспортные средства малой и большой грузоподъемности в соответствии с ISO 3833.
Настоящий стандарт не распространяется на топливо, транспортируемое грузовым автомобилем.
Применяемый ярлык включен в спасательную карту (ISO 17840-1 и ISO 17840-2) и Руководство по реагированию при чрезвычайных ситуациях (ISO 17840-3).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 17840-1, Road vehicles — Information for first and second responders — Part 1: Rescue sheet for passenger cars and light commercial vehicles (Транспорт дорожный. Информация для служб экстренного и последующего реагирования. Часть 1. Спасательная схема для пассажирских автомобилей и автомобилей для коммерческих перевозок малой грузоподъемности)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ISO 17840-1.
ISO и IEC поддерживают терминологические базы данных, используемые для целей стандартизации, по следующим адресам:
- Электропедия IEC, доступна по ссылке: http://www.electropedia.org/
- платформа онлайн-просмотра ISO, доступна по ссылке: https://www.iso.org/obp/
Издание официальное
4 Макет и содержание назначения топлива/идентификация энергетического ярлыка
4.1 Форма и внешний вид ярлыка
Ярлык должен иметь форму ромба с определенными зонами в соответствии с рисунком 1. Ширина ярлыка должна быть в 1,4 раза больше высоты. Углы могут быть острыми или закругленными.
1 — центральная зона; 2 — верхняя зона; 3 — левая зона; 4 — правая зона; 5 — нижняя зона Рисунок 1 — Внешний вид и зоны ярлыка
4.2 Размеры и другие характеристики ярлыка
Формы и размеры ярлыков должны соответствовать требованиям ISO 3864-1 и настоящему стандарту для однозначного распознавания информации.
Всю информацию на ярлыке следует представлять пиктограммой, а не текстом. Внешний вид ярлыков должен быть идентичным во всем мире. Пиктограммы не подлежат переводу.
4.3 Зоны ярлыка
Соответствующие зоны на ярлыке зарезервированы для информативных категорий, представленных в таблице 1. Порядок отображения при использовании нескольких видов топлива/источников энергии см. в 4.6.
Таблица 1 — Информативные категории зон ярлыка
Зона | Информативная категория (см. 4.3) |
Центральная (см. таблицу 3) | Первый источник энергии |
Верхняя(см.таблицу 4) | Второй источник энергии |
Левая (см. таблицу 5) | Поведение газа из-за плотности |
Правая (см. таблицу 6) | Агрегатное состояние хранящегося газообразного топлива |
Нижняя | Резервный для будущего использования |
4.4 Определение цвета
Цвет ярлыка должен быть использован в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 — Определение цвета
Цвет | RGB код | Топливо/источник энергии |
Серый | 127,127,127 | 1 группа жидкостей (дизельное топливо, биодизельное топливо,...) |
Темно-красный | 139,0,0 | 2 группа жидкостей (бензин/газолин, этанол...) |
Светло-синий | 0,176,240 | Водородная группа (включает двигательную установку на топливных элементах) |
Зеленый | 0,176,80 | Группа компримированного, сжиженного газа (компримированный природный газ, сжиженный нефтяной газ, диметиловый эфир,...) |
Белый | 255,255,255 | Группа криогенных газов (сжиженный природный газ) |
Оранжевый | 255,165,0 | Высокое напряжение (класс напряжения В) |
Примечание 1 — Компоненты цветов RGB, выраженные в цифровом формате по 8 бит на канал (от 0 до 255). Примечание 2 — Цвета в соответствии с ISO 17840-1, ISO 17840-2 и ISO 17840-3. |
Обозначение источника энергии должно быть понятным также в варианте с оттенками серого.
4.5 Принципы цветового кодирования
Фон ярлыка — это цвет первого источника энергии.
4.6 Пиктограммы для использования в соответствующей зоне
Необходимо использовать пиктограммы и описания зон в соответствии с таблицами 3—6.
Для транспортных средств с комбинированными источниками энергии устанавливается следующий приоритетный порядок применения пиктограмм первого источника энергии в центральной зоне:
1) газовое топливо;
2) электрическая энергия;
3) жидкое топливо.
Таблица 3 — Пиктограммы центральной зоны
Первый источник энергии | Пиктограмма (текст или изображение) | Примечание | Порядок применения |
Сжиженный нефтяной газ (СНГ) | LPG | Применение по ISO 7000—2489 | 1 |
Компримированный природный газ (КПГ) | CNG | — | 1 |
Сжиженный природный газ (СПГ) | LNG | — | 1 |
Диметиловый эфир (газ) | DME | — | 1 |
Водород | Нг | — | 1 |
Электрическое высокое напряжение (класс В) | IEC 60417—5036 | 2 |
Окончание таблицы 3
Первый источник энергии | Пиктограмма (текст или изображение) | Примечание | Порядок применения | ||
Топливо 1-й группы жидкостей (дизельное топливо, биодизельное топливо,...) | D | ISO 7000—1541 | 3 | ||
Топливо 2-й группы жидкостей (бензин/газолин, этанол,...) | ISO 7000—0245 | 3 |
Таблица 4 — Верхняя зона пиктограмм
Второй источник энергии | Пиктограмма (текст или изображение) | Примечание | Порядок применения | ||||
Электрическое высокое напряжение (класс В) | IEC 60417—5036 | — | |||||
Топливо 1-й группы жидкостей (дизельное топливо, биодизельное топливо,...) | fgl | ISO 7000—1541 | — | ||||
Топливо 2-й группы жидкостей (бензин/газолин, этанол,...) | ISO 7000—0245 | — | |||||
Аккумулятор гидравлического масла высокого давления (работает от сжатого газа) | 6 | ISO 7000—1413 | — |
Таблица 5 — Левая зона пиктограмм
Поведение газа из-за плотности | Пиктограмма (текст или изображение) | Примечание |
Газ легче, чем воздух | ISO 7000—3615 | |
Газ тяжелее, чем воздух | ISO 7000—3616 | |
Газ тяжелее или легче, чем воздух, например, LNG | < V | ISO 7000—3617 |
Таблица 6 — Правая зона пиктограмм
Агрегатное состояние3) хранимого газообразного топлива | Пиктограмма (текст или изображение) | Примечание |
Жидкое | 6 | ISO 7000—1056 |
Сжатое | ISO 7000—2977 | |
Криогенное | ISO 7000—3608 | |
а) Скопление (агрегация) топлива в баке с газом. |
4.7 Макет полного ярлыка в соответствии с настоящим стандартом
В приложении А приведен набор ярлыков для типичных случаев топлива и энергии, приводящей в движение ТС, а также гибридных комбинаций. Для вариантов, приведенных в приложении А, ярлык имеет соответствующий вид. В случаях, не указанных в приложении А, необходимо следовать принципам настоящего документа, используя в качестве руководства образцы ярлыков из приложения А.
Приложение А (обязательное)
Образцы ярлыков
Ярлыки, разработанные в соответствии с настоящим стандартом, представлены в таблице А.1.
Таблица А.1—Образцы ярлыков
Описание | Цветовой вариант ярлыка |
Транспортное средство на КПГ | |
Транспортное средство на СНГ | |
Транспортное средство на СПГ |
Продолжение таблицы А. 1
^ШМЗМсГ|^Я | |
Продолжение таблицы А. 1
Описание | Цветовой вариант ярлыка | ||
Гибридное транспортное средство с тяговым электроприводом на жидком топливе 2-й группы | |||
Транспортное средство с тяговым электроприводом на топливных элементах | А | н | |
Транспортное средство на жидком топливе 1-й группы |
Окончание таблицы А. 1
Описание | Цветовой вариант ярлыка |
Транспортное средство на жидком топливе 2-й группы | |
Гидравлическое гибридное транспортное средство на жидком топливе 1-й группы | о |
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам
Таблица ДА. 1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта |
ISO 17840-1 | IDT | ГОСТ ISO 17840-1—2023 «Автомобильные транспортные средства. Информация для экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб. Часть 1. Спасательная карта для пассажирских автомобилей и автомобилей для коммерческих перевозок малой грузоподъемности» |
Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT — идентичный стандарт. |
Библиография |
ISO 3833 Road vehicles — Types — Terms and definitions
ISO 3864-1 | Graphical symbols — Safety colours and safety signs — Part 1: Design principles for safety signs and safety markings |
ISO 3864-2 | Graphical symbols — Safety colours and safety signs — Part 2: Design principles for product safety labels |
ISO 3864-3 | Graphical symbols — Safety colours and safety signs — Part 3: Design principles for graphical symbols for use in safety signs |
ISO 17840-2 | Road vehicles — Information for first and second responders — Part 2: Rescue sheet for buses, coaches and heavy commercial vehicles |
ISO 17840-3 | Road vehicles — Information for first and second responders — Part 3: Emergency Response Guide template |
ISO 7000 | Graphical symbols for use on equipment— Registered symbols |
IEC 60417 | Graphical symbols for use on equipment |
TMC Recommended Practice 1431, Fuels and Motive Energy Identification Label
UN ECE Consolidated Resolution on the Construction of Vehicles (RE3), revision 3
Directives and regulations on motor vehicles, their trailers, systems and components http://ec.europa.eu/growth/ sectors/automotive/legislation/motor-vehicles-trailers/in dexen.htm
Definition of vehicle categories: http: //www.dft.gov.uk/vca/vehicletype/definition-of — vehicle-categories.asp
УДК 658.562.47:006.354
МКС 43.020
IDT
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, энергетические ярлыки, пиктограммы
Редактор Е.Ю. Митрофанова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой
Сдано в набор 09.10.2023. Подписано в печать 16.10.2023. Формат 60х841/в. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 1,80.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.