allgosts.ru13.310 Защита от преступлений13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ГОСТ Р 70740-2023 Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Автоматизированные информационные системы прослеживаемости оборота материалов. Общие положения

Обозначение:
ГОСТ Р 70740-2023
Наименование:
Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Автоматизированные информационные системы прослеживаемости оборота материалов. Общие положения
Статус:
Действует
Дата введения:
01.08.2023
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.310 , 03.120.10

Текст ГОСТ Р 70740-2023 Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Автоматизированные информационные системы прослеживаемости оборота материалов. Общие положения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р 70740— 2023



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система защиты от фальсификаций и контрафакта

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ОБОРОТА МАТЕРИАЛОВ

Общие положения

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2023

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РТ-Техприемка» (АО «РТ-Техприемка»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 124 «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июля 2023 г. № 474-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2023

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система защиты от фальсификаций и контрафакта

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ОБОРОТА МАТЕРИАЛОВ

Общие положения

The system of protection against fraud and counterfeiting.

Automated information systems for materials turnover traceability. General positions

Дата введения — 2023—08—01

  • 1 Область применения

    • 1.1 Настоящий стандарт распространяется на материалы, предназначенные для применения на всех стадиях жизненного цикла (ЖЦ) изделий авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения, а также продукции металлургической, химической, нефтехимической, электротехнической и других отраслей промышленности, безопасность применения которой требует принятия мер по обеспечению прослеживаемости оборота материалов и контролю аутентичности материалов.

    • 1.2 Стандарт устанавливает основные положения в области:

  • - обеспечения прослеживаемости оборота материалов на протяжении их жизненного цикла1);

  • - правил присвоения, применения уникальных идентификаторов материалов, машиносчитываемой маркировки2) материалов, их упаковки3) и документации с применением символов штриховых кодов;

  • - правил применения знаков синтаксиса и семантики для записи машиносчитываемых данных о материалах;

  • - форматов, состава и размещения данных машиносчитываемой маркировки материалов, их упаковки и документации;

  • - правил нанесения и качества машиносчитываемой маркировки;

  • - правил передачи данных о материалах в XML-формате.

  • 1.3 Стандарт предназначен для применения предприятиями-изготовителями, предприятиями — потребителями материалов, специализированными и иными организациями, осуществляющими деятельность в рамках оборота материалов на любом этапе их ЖЦ.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7566 Металлопродукция. Правила приемки, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

  • 1) Жизненный цикл материалов — в соответствии с жизненным циклом продукции производственно-технического назначения по ГОСТ Р 15.000, ГОСТ Р 53791.

  • 2) В настоящем стандарте применяемым носителем машиносчитываемых данных маркировки является символ штрихового кода.

  • 3) Термин «упаковка» — по ГОСТ 17527. В нормативной и технической документации на материал допускается применять также термин «тара» как элемент упаковки.

Издание официальное

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17359 Порошковая металлургия. Термины и определения

ГОСТ 17527 Упаковка. Термины и определения

ГОСТ 25501 Заготовки и полуфабрикаты из цветных металлов и сплавов. Термины и определения

ГОСТ 30721 (ISO/IEC 19762:2016) Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных (АИСД). Гармонизированный словарь

ГОСТ 32794 Композиты полимерные. Термины и определения

ГОСТ Р 15.000 Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения

ГОСТ Р 52745 Комплексная система контроля качества. Оценка соответствия материалов, полуфабрикатов и иной продукции, используемых при изготовлении изделий авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного применения на предприятиях-поставщиках. Общие требования

ГОСТ Р 53791 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения

ГОСТ Р 58636 Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Прослеживаемость оборота продукции. Общие требования

ГОСТ Р 57881 Противодействие незаконному обороту промышленной продукции. Термины и определения

ГОСТ Р 58765 Металлопродукция из стали и сплавов. Термины и определения

ГОСТ Р 70741 Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Предотвращение оборота фальсифицированных, контрафактных и повторно используемых материалов. Общие положения

ГОСТ Р 70742 Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Идентификация и машиносчитываемая маркировка материалов. Общие положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 30721, ГОСТ Р 57881, а также следующие термины с соответствующими определениями:

  • 3.1 аутентичный материал: Материал, отвечающий требованиям утвержденной для данного материала нормативной и технической документации, нормативных правовых документов в области оборота данного материала, изготовленный организацией, наделенной соответствующими правами, в отношении которого на протяжении жизненного цикла выполняются требования к хранению, транспортированию, применению, установленные разработчиком и изготовителем, допущенный установленным порядком к дальнейшему применению.

Примечание — Материал, не отвечающий определению аутентичного материала, считается не прошедшим проверку на аутентичность.

  • 3.2 документ о качестве: Документ, в котором изготовитель материала удостоверяет, что поставляемые материалы соответствуют требованиям нормативных документов и условиям договора (контракта).

  • 3.3 контрафактный материал: Материал, в котором при изготовлении, внесении изменений, выпуске в обращение нарушены исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Примечания

  • 1 К контрафактному материалу относятся:

  • - изготовленный, измененный, выпущенный в обращение с нарушением законодательства об авторском праве либо с нарушением существенных условий договора о передаче исключительных прав либо содержащий наряду с правомерно используемыми объектами авторского права неправомерно используемые;

  • - находящийся в обращении на протяжении жизненного цикла с нарушением прав и законных интересов правообладателя, требований патентного законодательства либо существенных условий лицензионного договора;

  • - имеющий средства индивидуализации, находящиеся в обращении с нарушением прав и законных интересов правообладателя, требований законодательства либо существенных условий лицензионного договора;

  • - содержащий секреты производства (ноу-хау)1), полученные в результате неправомерного разглашения, завладения и использования с нарушением прав и законных интересов правообладателя, требований законодательства о коммерческой тайне.

  • 2 Виды изменений продукции (модернизация, модификация, совершенствование) — в соответствии с ГОСТ Р 15.000.

  • 3 Выпуск продукции в обращение — в соответствии с [1].

    • 3.4 маркировка: Совокупность знаков, характеризующих маркируемый предмет.

Примечания

  • 1 В данном стандарте под маркируемым предметом понимается единица товарной продукции, относящаяся к материалу, а именно: отдельная отливка, заготовка, поковка, полуфабрикат, труба, упаковка с сыпучими, жидкими, ткаными и иными материалами, не допускающими нанесение маркировки непосредственно на их поверхность, а также упаковка групп указанных предметов, документация о качестве материалов.

  • 2 Знаки маркировки в общем случае могут представлять обозначение предприятия-изготовителя, обозначение (марку) материала, номер плавки, номер партии (серии), порядковый номер маркируемого объекта, дату изготовления, обозначение документа о качестве и другие данные.

  • 3.5 материал: Вещества и полуфабрикаты, специализированные заготовки, применяемые для изготовления изделий авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения, их составных частей, нанесения покрытий, пропитки, а также при эксплуатации и ремонте указанных изделий.

Примечания

  • 1 Для материалов, относящихся к сталям, цветным металлам и сплавам, видами применяемой металлопродукции являются отливки, заготовки, полуфабрикаты, поковки, трубы, металлические порошки в соответствии ГОСТ Р 58765, ГОСТ 25501 и ГОСТ 17359.

  • 2 Для материалов, относящихся к полимерным композитам, виды применяемых веществ, армирующих структур определяют по ГОСТ 32794.

  • 3 Для материалов, поставляемых потребителям в виде, пригодном для преобразования в составные части изделий с помощью дополнительных технологических операций, предусмотренных нормативной и соответствующей технической документацией, также используют понятие «полуфабрикат» по ГОСТ Р 52745.

  • 3 .6 материал, незаконно повторно введенный в оборот: Материал, ранее находившийся в обороте и выведенный из оборота (применения), повторно введенный в оборот с нарушением требований законодательства и нормативной документации.

Примечания

  • 1 Примеры материала, повторно введенного в оборот с нарушением требований законодательства и нормативной документации:

  • - незаконно приобретенный и проданный участнику оборота материала;

  • - переданный в утиль изготовителем, любым пользователем и без оснований возвращенный в оборот;

  • - выведенный из применения, повторно введенный в оборот в неконтролируемых условиях, с признаками предыдущего использования и продаваемый как новый, с намерением ввести в заблуждение потребителя;

  • - признанный контрафактным и изолированный, повторно введенный в оборот без наличия оснований;

  • - фальсифицированный материал (с перемаркированными обозначениями изготовителя, измененными кодами дат или иными данными).

  • 2 В настоящем стандарте незаконное повторное введение в оборот также именуется незаконным использованием.

  • 3 .7 материал, повторно введенный в оборот на законном основании: Материал, произведенный организацией, выполнившей переработку ранее находившегося в обороте материала с изменением (восстановлением) его характеристик, или исходный материал без переработки и восстановления, прошедший полный цикл проверок перед продажей и введенный в оборот в соответствии с требованиями законодательства и нормативной документации.

Примечания

  • 1 Переработанный материал должен получать новую маркировку с наименованием (обозначением) организации, осуществившей переработку, указанием вида материала и данных для прослеживаемости в соответствии с нормативной документацией на материал.

  • 2 Переработанный материал должен поставляться с документом о качестве организации, осуществившей переработку.

  • 3 Материал без переработки должен поставляться с документом о качестве организации, осуществившей проверки перед повторным введением в оборот.

  • 3. 8 материал, повторно введенный в оборот, с признаками сомнительного материала: Материал, взятый из запасов с длительным и неопределенным сроком хранения в неконтролируемых условиях, в отношении которого отсутствует подтверждение законности его повторного введения в оборот и пригодности к применению, или извлеченный из изделия, для производства которого он был использован, не прошедший переработку и испытания на пригодность к применению, не имеющий достоверных и полных данных о качестве и прослеживаемости в ходе реализации его жизненного цикла.

Примечания

  • 1 Материал может иметь аутентичные логотип и маркировку.

  • 2 Как правило, для материала не известен оставшийся срок технической пригодности при повторном использовании и этот срок заведомо меньше, чем для нового материала.

  • 3 Повторно используемый материал может быть поврежден при хранении, применении и обработке, или иметь повреждение в ходе его демонтажа из изделия, может не подвергаться испытаниям при повторном введении в оборот или быть испытанным в ограниченном диапазоне параметров.

  • 3.9

незаконный оборот промышленной продукции: Процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) на территорию Российской Федерации и вывоз (экспорт) с территории Российской Федерации промышленной продукции, в том числе фальсифицированной, недоброкачественной, контрафактной, незарегистрированной и несертифицированной промышленной продукции, продукции, произведенной без лицензии или с нарушением условий лицензирования, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркирования, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими и физическими лицами с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, в отношении которых выражено согласие Российской Федерации на обязательность для нее таких договоров, иных нормативных правовых актов, включая муниципальные правовые акты, либо с нарушением вступивших в законную силу решений суда, либо уполномоченного органа государственной власти, либо органа местного самоуправления.

[[3], раздел II]

Примечание — В настоящем стандарте для промышленной продукции в незаконном обороте, относящейся к материалу, применяют термин «незаконный оборот материала».

  • 3.10 нормативная документация: Совокупность документов, устанавливающих требования к методам изготовления, контроля, испытаний, применения, хранения, транспортирования и утилизации продукции, а также к параметрам продукции.

  • 3.11 посредник (дилер, дистрибьютор): Организация, выполняющая посреднические услуги по поставке материалов, осуществляющая закупку, хранение, разделение на части или продажу материалов без оказания влияния на их соответствие требованиям нормативной и технической документации, которая закупает материалы с намерением их продажи и выхода с ними на рынок; при этом закупленные материалы могут быть получены от изготовителей материалов с правами интеллектуальной собственности на них, изготовителей по контракту без указанных прав или от других дистрибьюторов.

  • 3.12 предприятие-потребитель: Конечное предприятие — покупатель материала от предприятия-поставщика, изготовитель изделий авиационного, оборонного, двойного и иного назначения.

  • 3.13 прослеживаемость оборота материала: Возможность восстановить жизненный цикл, применение или местонахождение материала с помощью его идентификации.

Примечание — Термин «прослеживаемость оборота материала» предполагает возможность определять:

  • - происхождение сырья и материала;

  • - этапы и процессы жизненного цикла материала;

  • - процесс формирования показателей качества материала по данным входного, операционного и выходного контроля;

  • - распределение и местонахождение материала после поставки и т. д.

  • 3.14 сертификат прослеживаемости: Сопроводительный документ, созданный на основе информации из автоматизированной информационной системы прослеживаемости оборота материала, подтверждающий аутентичность материала и содержащий документированные данные прослеживаемости материала от изготовителя до потребителя.

  • 3.15 система прослеживаемости оборота материала: Совокупность технических средств, информационных ресурсов, нормативных документов, управленческих мероприятий (действий), направленных на осуществление участниками реализации жизненного цикла материала операций документирования, хранения, получения полной и достоверной информации о производстве, источнике поступления сырья, материалов, о требованиях к сырью, материалу и степени соответствия требованиям, о характеристиках, качестве, месте нахождения сырья, материала и их компонентов, о выполненных на стадиях жизненного цикла материала операциях и условиях их выполнения.

Примечание — При создании системы определяют состав участников, контролируемой продукции, правила ее идентификации и маркирования, регистрации, обработки данных в автоматизированной системе, оценки деловой репутации участников оборота материала (изготовителей, дилеров, дистрибьюторов, потребителей, органов, осуществляющих функции управления и контроля оборота материала).

  • 3.16 сомнительный материал: Материал, в отношении которого установлены признаки возможной принадлежности к фальсифицированному, контрафактному, незаконно повторно введенному в оборот, однако выполненный объем проверок и испытаний не позволяет получить окончательное заключение.

  • 3.17 специализированная организация: Организация (юридическое лицо), осуществляющая контрольные функции в области оценки соответствия продукции требованиям нормативно-технической документации и требованиям предприятий — потребителей продукции, принимающая в своих компетенциях решения, независимые от решений и мнений организаций, которые она контролирует, привлекаемая в том числе в случае выявления несоответствий, отказов продукции и в случае выявления несоответствий предприятий-поставщиков как в части качества продукции, так и в части исполнения договорных требований.

Примечание — Под продукцией понимается сырье, материал, изделия, соответствующие области определения настоящего стандарта.

  • 3.18 техническая документация: Совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования продукции на каждой стадии ее жизненного цикла (включает в себя технологическую и конструкторскую документацию).

  • 3.19 фальсифицированный материал: Материал, сопровождаемый при закупке, производстве и поставке заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о соответствии требованиям к качеству материала по договору (контракту) закупки и поставки, другим требованиям к данному виду материала, установленным нормативными правовыми документами, техническими регламентами, документами по стандартизации, технической документацией на данную продукцию.

Примечание — К фальсифицированному относится материал, имеющий:

  • - заведомо неполную или недостоверную (ложную) информацию о соответствии материала установленным требованиям, содержащуюся в информации для потребителя, предоставление которой установлено в законодательстве Российской Федерации и в правовых документах Евразийского экономического союза;

  • - заведомо неполную или недостоверную (ложную) информацию о событиях жизненного цикла и характеристиках материала, соответствии установленным требованиям, содержащуюся в маркировке, в технической, коммерческой, сопроводительной документации, установленной к применению на этапах производства, закупки, поставки, хранения, применения материала.

  • 3.20 цепь поставок: Совокупность организаций, вовлеченных в восходящие и нисходящие взаимосвязи, разнообразные процессы и мероприятия, создающие ценность в виде продукции и услуг, доставленных до конечного потребителя.

  • 4 Общие положения

    • 4.1 Целями создания автоматизированных систем прослеживаемости оборота материалов являются:

  • - автоматизация информационных операций, связанных с документированием, хранением, обработкой, предоставлением пользователям данных о источнике происхождения, присвоенных уникальных идентификаторах, оценках соответствия, текущем местоположении, собственнике, техническом состоянии материалов, выполненных работах на этапах ЖЦ материалов;

  • - своевременное выявление фальсифицированных и контрафактных, сомнительных, находящихся в незаконном повторном обороте материалов в цепях поставок предприятий — участников оборота материалов, исключение их применения в изделиях авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения;

  • - получение своевременной и достоверной информации о движении материалов в цепи поставок от изготовителя до конечного потребителя в интересах обеспечения прослеживаемости, контроля соответствия на этапах закупки, входного контроля материалов и производства изделий с применением материалов;

  • - своевременное информирование участников цепи поставок материалов и потребителей материалов о проблемных вопросах, связанных с выявлением незаконного оборота материалов в интересах принятия своевременных решений об отзыве, изоляции несоответствующего материала и продукции из него, о необходимом объеме проверок и испытаний при подготовке к закупке и закупке, при входном контроле, требуемых средствах измерений и испытаний, необходимых навыках персонала;

  • - обеспечение соответствия материала установленным требованиям, максимальное улучшение характеристик материала в рамках управления их ЖЦ за счет установления обратной связи разработчика, изготовителя материала с конечными потребителями, организациями по ремонту, техническому обслуживанию изделий с применением материала.

  • 4.2 Автоматизированные информационные системы прослеживаемости оборота материалов предприятий (организаций) формируются на предприятиях (в организациях) — участниках реализации ЖЦ материалов (разработчиков, изготовителей, дистрибьюторов в цепи поставок, конечных потребителей материалов — изготовителей изделий авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения, эксплуатирующих и ремонтных организаций, применяющих материалы для обслуживания и ремонта изделий). Формирование и применение указанных автоматизированных информационных систем осуществляется (с участием специализированных организаций, если привлекаются) в рамках выполнения повседневных производственных, функциональных задач предприятий (организаций) в части видов данных о материале, формируемых, хранимых, применяемых при выполнении мероприятий на стадиях ЖЦ материала, участником которых является предприятие (организация). Обмен данными по прослеживаемости оборота материала между автоматизированными информационными системами прослеживаемости оборота материалов предприятий (организаций) осуществляется между участниками производственной кооперации, в рамках договорных отношений и административного подчинения.

  • 4.3 Для обеспечения интеграции территориально распределенных информационных ресурсов отдельных предприятий (организаций) в части данных по прослеживаемости оборота материалов на основе единых информационных и телекоммуникационных технологий необходимо формировать и применять централизованную (отраслевую, ведомственную, государственную2), при необходимости) автоматизированную информационную систему прослеживаемости оборота материалов.

  • 4.4 При формировании централизованной автоматизированной информационной системы прослеживаемости оборота материалов должны быть решены следующие задачи:

  • - определение номенклатуры материалов, контролируемых в системе, и их документируемых характеристик;

  • - определение состава участников системы, распределения их функций, ответственности и полномочий;

  • - определение единых правил идентификации, маркирования материалов, их упаковки и документации, оснащение участников производства, цепей поставок предприятий, организаций по эксплуатации, ремонту, техническому обслуживанию изделий с применением материалов средствами маркирования и считывания данных маркировки [если данные задачи не были решены в рамках формирования автоматизированных систем прослеживаемости оборота материала предприятий (организаций) или применяемые средства не обеспечивают возможность информационного взаимодействия участников системы];

  • - определение состава и форматов данных о материалах, на основе применяемого унифицированного состава кодированных характеристик и форматов сопроводительных документов (сертификат, документ о качестве, товарно-транспортная накладная, др.), представление указанных данных в электронной форме и в машиносчитываемой форме;

  • - определение порядка регистрации в системе информации от участников ЖЦ материалов, хранения, верификации, обработки и предоставления пользователям данных о движении и состоянии материалов в цепи поставок и на других этапах ЖЦ;

  • - создание, ведение, применение центральной базы данных, определение оператора централизованной автоматизированной (ведомственной) системы прослеживаемости оборота материалов;

  • - определение порядка использования защищенных средств телекоммуникаций предприятий промышленности, федеральных органов исполнительной власти для передачи данных по прослеживаемости оборота материалов, содержащих государственную и коммерческую тайну;

  • - осуществление мониторинга движения уникально идентифицированных и маркированных единиц (экземпляров) поставляемых материалов, упаковки в цепи поставок, контроль аутентичности материалов, регистрация случаев выявления сомнительных, фальсифицированных, контрафактных, находящихся в незаконном повторном обороте материалов, данных о принятых мерах, доведение информации до заинтересованных пользователей и организаций, уполномоченных в области контроля оборота материалов3);

  • - осуществление мониторинга уровня надежности и добросовестности поставщиков материалов, ведение реестра утвержденных поставщиков материалов;

  • - обеспечение нормативного правового и нормативного технического регулирования отношений в части маркирования и прослеживаемости движения материалов, противодействия незаконному обороту материалов;

  • - обеспечение развития сервисов и аналитического инструментария на основе данных системы, оценка эффективности и развитие системы;

  • - организация взаимодействия централизованной автоматизированной системы прослеживаемости оборота материалов с другими автоматизированными системами, в том числе с государственными автоматизированными системами и с базой данных федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд согласно [5].

  • 4.5 Для прослеживаемости оборота материалов в автоматизированных информационных системах прослеживаемости оборота материалов предприятий (организаций) и в централизованной автоматизированной системе прослеживаемости оборота материалов на этапах их ЖЦ применяют уникальную идентификацию по ГОСТ Р 70742. Присвоение уникальных кодовых обозначений, нанесение машиносчитываемой маркировки на прослеживаемые объекты осуществляет предприятие-изготовитель на основе требований ГОСТ Р 70742 и другой нормативной технической документации в области маркирования и прослеживаемости оборота материалов.

  • 4.6 Представление данных в централизованную автоматизированную систему прослеживаемости оборота материалов осуществляется в обязательном порядке (с участием специализированных организаций, если привлекаются), в силу требований нормативных правовых документов на создание и применение системы, а также заключенных договоров, всеми участниками реализации ЖЦ материалов (данных о производстве, присвоенных уникальных обозначениях, маркировке, оценках и сертификатах соответствия, купле/продаже, запасах на складах, движении материалов в цепи поставок, других требуемых данных).

  • 4.7 Порядок осуществления сбора, хранения, обработки и использования данных, содержащихся в централизованной автоматизированной информационной системе прослеживаемости оборота материалов, устанавливается нормативными правовыми документами и техническими документами на создание и применение системы.

  • 4.8 Обеспечение контролируемого доступа к данным в централизованной автоматизированной информационной системе прослеживаемости оборота материалов должно осуществляться для каждого участника системы в рамках его полномочий и установленных прав доступа. Осуществление доступа организаций, уполномоченных в области контроля оборота материала, к детальной (в том числе на уровне отдельной операции) и агрегированной информации об операциях с материалами, в том числе находящимися в незаконном обороте, содержащейся в централизованной автоматизированной информационной системе прослеживаемости оборота материалов, должно осуществляться в порядке, установленном нормативными правовыми документами на создание системы.

  • 5 Общие требования к созданию и применению автоматизированной информационной системы прослеживаемости оборота материалов предприятия (организации)

    • 5.1 Комплекс работ по созданию и применению на предприятии4) автоматизированной информационной системы прослеживаемости оборота материалов должен включать следующие взаимосвязанные направления:

  • - техническое обеспечение;

  • - информационное обеспечение;

  • - организационное обеспечение.

  • 5.2 Комплекс работ по техническому обеспечению создания автоматизированной информационной системы прослеживаемости оборота материала на предприятии должен включать в себя выбор метода и схемы идентификации, разработку технологии маркирования применительно к конкретным объектам идентификации, внедрение и поддержание в управляемых условиях технических средств и процессов маркирования, документирования и хранения данных об объектах идентификации и прослеживания.

  • 5.3 В состав задач технического обеспечения должны входить:

  • - выбор объектов идентификации — индивидуальной или в составе группы образцов материала;

  • - выбор метода и схемы идентификации, которые соответствуют потребностям прослеживаемости оборота материала при производстве и применении;

  • - выбор технологии маркирования образцов материала, разработка и документирование технологических процессов маркирования;

  • - выбор носителей сопроводительных машиносчитываемых документов на образцы материала (бумажные, электронные);

  • - оснащение производства техническими средствами маркирования, считывания данных маркировки, ввода цифровых данных в систему прослеживаемости оборота материалов;

  • - определение состава и развертывание технических средств информационной системы (в составе системы управления данными о продукции предприятия), обеспечивающей накопление, хранение и сопровождение данных и документов о прослеживаемости оборота материалов, а также их предоставление заинтересованным лицам в соответствии с установленными правами доступа;

  • - оснащение производства средствами контроля качества маркировки.

  • 5.4 Информационное обеспечение идентификации и прослеживаемости оборота материалов включает в себя разработку и внедрение информационных форм (сопроводительных документов и других носителей), схем информационных потоков и точек регистрации (записи), считывания информации, а также процедур обработки, систематизации, хранения и реализации данных об объектах идентификации, включая машинные способы обработки информации.

В состав задач информационного обеспечения входят:

  • - разработка информационных требований к процедурам идентификации, маркирования и прослеживаемости оборота материалов;

  • - разработка единой системы классификации и кодирования данных прослеживаемости, форм сопроводительных документов материалов (маршрутных карт/листов, сопроводительных талонов, технологических паспортов, электронных производственных дел, др.);

  • - разработка схем информационных потоков и документирование процедур сбора, обработки, хранения, применения данных прослеживаемости оборота материала;

  • - разработка базы данных прослеживаемости, программного обеспечения информационной системы прослеживаемости оборота материала, методических и инструктивных документов.

  • 5.5 Сопроводительная документация материала (в бумажном или электронном виде), используемая в целях идентификации и прослеживаемости оборота материала, должна быть адресной и удовлетворять принципу информационной достаточности, обеспечивать преемственность процессов идентификации по всей технологической цепи от сырья до готовой продукции, быть доступной, сохраняемой, иметь определенный уровень утверждения на предприятии.

  • 5.6 Для обеспечения адресности в документации системы прослеживаемости оборота материала должны быть однозначно определены источники и потребители данных сопроводительных документов материала, с указанием конкретного склада, цеха, участка, исполнителя.

  • 5.7 Для обеспечения доступности сопроводительных документов материала должен быть обеспечен регламентированный доступ персонала к сопроводительным документам, с установленными правами заполнения, учета, хранения, просмотра, изменения этих документов в процессе производства.

  • 5.8 Для обеспечения сохраняемости сопроводительных документов материала должны быть обеспечены условия сохранности физических носителей данных в процессе производства по всей технологической цепи, организация хранения документов в электронной форме с обеспечением целостности данных на протяжении установленного нормативными правовыми документами или документами предприятия периода времени. Сопроводительные документы (информационные формы и носители) должны иметь определенный статус, закрепленный в технической документации.

  • 5.9 Организационное обеспечение идентификации и прослеживаемости оборота материала на предприятии должно включать в себя установление функциональных задач и ответственности подразделений и должностных лиц предприятия, разработку и документирование процедур идентификации, маркирования, контроля аутентичности и прослеживаемости оборота материала, упаковки, сопроводительной документации, обучение персонала и проведение внутренних проверок эффективности действующих процедур в соответствии с общими требованиями ГОСТ Р 70741, ГОСТ Р 70742 и ГОСТ Р 58636.

  • 6 Общие требования к созданию и применению централизованной автоматизированной системы прослеживаемости оборота материалов

    • 6.1 Состав участников системы и общие требования к системе

      • 6.1.1 Участниками централизованной автоматизированной системы прослеживаемости оборота материалов являются:

  • - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в области развития авиационной техники, государственное регулирование оборота отдельных категорий материалов5) (при необходимости);

  • - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции обеспечения информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для исполнения государственных функций в электронной форме6) (при необходимости);

  • - другие уполномоченные в области контроля оборота материала организации (при необходимости)7);

  • - заказчики8), формирующие требования к материалам и изделиям, в которых данные материалы применяются;

  • - разработчики материалов и изделий из них;

  • - изготовители материалов;

  • - посредники в цепи поставок (дилеры, дистрибьюторы, брокеры), приобретающие сырье, материалы для последующей продажи;

  • - конечные потребители материалов, поставляющие изделия с применением материалов;

  • - специализированные организации (если привлекаются);

  • - уполномоченная организация, осуществляющая функции оператора системы;

  • - органы по сертификации, независимые измерительные и испытательные лаборатории;

  • - привлекаемые по отдельным соглашениям организации с функциями формирования, анализа и использования данных системы в интересах достижения целей создания системы.

  • 6.1.2 К системе применяют следующие функциональные требования:

  • - обеспечение процесса идентификации, маркирования материалов, их упаковки и документации по единым правилам всеми участниками системы;

  • - обеспечение возможности регистрации в системе информации об операциях с маркированной продукцией участниками системы;

  • - обеспечение сбора, хранения, предоставления пользователям данных о движении и оценках соответствия маркированной продукции в цепях поставок предприятий;

  • - возможность формирования аналитической информации в соответствии с требованиями функциональных заказчиков и участников системы;

  • - возможность обеспечения контроля данных в системе со стороны уполномоченных государственных органов;

  • - возможность обеспечения мониторинга и контроля случаев выявления фальсифицированных, контрафактных, сомнительных, находящихся в незаконном повторном обороте материалов, оценок надежности поставщиков;

  • - возможность организации взаимодействия участников системы посредством использования защищенных сетей телекоммуникаций для передачи данных, содержащих государственную и коммерческую тайну;

  • - организация методической и информационной поддержки участников системы;

  • - возможность ведения необходимой нормативно-справочной информации;

  • - юридическая значимость сведений, передаваемых участниками системы в систему (обеспечивается усиленной квалифицированной электронной подписью должностным лицом организации, порядок применения которой в системе должен быть установлен нормативными правовыми документами на создание и применение системы).

  • 6.1.3 В централизованной автоматизированной информационной системе прослеживаемости оборота материалов подлежат сбору, хранению, предоставлению заинтересованным участникам оборота материалов следующие виды данных:

  • - о предприятиях-изготовителях, номенклатуре выпущенных материалов, присвоенных идентификаторах единиц материалов, упаковки, нанесенной маркировке, объемах запасов на складе, контрактах (договорах) на продажу, покупателях и переданных им объемах продукции с указанием идентификаторов единиц материалов, сопроводительных документов о качестве, сертификатов соответствия;

  • - об организациях-посредниках в цепи поставок, о купленной ими продукции, в том числе о продавцах, обозначении и объеме купленного материала, идентификаторах единиц материалов, упаковке, объемах запасов на складе, контрактах на покупку/продажу, покупателях и переданных им объемах материалов с указанием идентификаторов единиц материалов, сопроводительных документов о качестве, сертификатов соответствия;

  • - об организациях — потребителях материалов, о купленной ими продукции, в том числе о контрактах (договорах) на покупку, продавцах, обозначении и объеме купленного материала, идентификаторах единиц материалов, упаковке, объемах запасов на складе, сопроводительных документах о качестве, сертификатах соответствия, данных входного контроля, выявленных случаях несоответствия продукции, в том числе с признаками сомнительных, фальсифицированных, контрафактных, находящихся в незаконном повторном обороте материалов;

  • - об организациях — исполнителях работ по техническому обслуживанию и ремонту изделий с использованием материалов, о месте нахождения, качественном состоянии, выполненных работах с применением материалов;

  • - о выявленных фальсифицированных, контрафактных, находящихся в незаконном повторном обороте материалах, их учете, изоляции, последующем использовании;

  • - об отзыве материалов с указанием наименований, сроков, объемов и причин отзыва;

  • - о приостановлении производства материалов, прекращении применения материалов на период расследования;

  • - об уведомлении органов, уполномоченных в области контроля законности оборота материалов, о событиях выявления материалов, находящихся в незаконном обороте, о выполнении применяемых регулирующих требований и предоставление отчета об отзыве материалов контролирующим органам;

  • - об уведомлении всех заинтересованных потребителей об отзыве материалов и его причинах;

  • - об уничтожении (ином использовании) отозванных фальсифицированных, контрафактных, находящихся в незаконном повторном обороте материалов;

  • - об аудитах систем прослеживаемости в организациях — участниках оборота материалов, данные о выработанных корректирующих действиях;

  • - о проблемных вопросах, надежности поставщиков сырья и материалов, перечне утвержденных поставщиков;

  • - о выполнении принятых решений в области контроля оборота материалов и оценке их эффективности.

  • 6.1.4 В централизованной автоматизированной информационной системе прослеживаемости оборота материалов к техническим и программно-техническим средствам обработки и защиты информации предъявляются следующие технические требования:

  • - хранение информации, формируемой в рамках системы, содержащей государственную тайну и конфиденциальные данные, должно осуществляться в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами [7], [8] и нормативными документами в области защиты государственной тайны [9], [10];

  • - обеспечение защищенности от несанкционированного доступа средств вычислительной техники следует осуществлять в соответствии с требованиями руководящего документа [11];

  • - обеспечение круглосуточного, бесперебойного доступа участников системы следует осуществлять в порядке и на условиях, которые устанавливаются нормативными правовыми документами на создание системы;

  • - обеспечение технологической независимости, информационной безопасности и криптографической защиты при использовании системы любым ее участником;

  • - технические средства обработки защищаемой информации должны быть сертифицированы на соответствие требованиям безопасности информации;

  • - технические средства обработки защищаемой информации должны пройти специальные исследования на соответствие требованиям и нормам по защите информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, установленным в руководящих документах Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (Гостехкомиссии) России и Минобороны России;

  • - на объектах функционирования системы необходимо применять технические, программные, программно-аппаратные и иные средства для обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак и обмена информацией, необходимой субъектам критической информационной инфраструктуры при обнаружении, предупреждении, ликвидации последствий таких атак в соответствии с законом [12].

  • 6.1.5 На основе данных, размещенных в системе, при наличии оснований считать оборот материала незаконным или при выявлении неустранимых противоречий в данных, хранящихся у различных участников оборота, участники системы в рамках своей компетенции должны запрещать применение материала по назначению, использование его для проведения работ по техническому обслуживанию, текущему, среднему и капитальному ремонтам, модернизации изделий с применением материалов,

работ по бюллетеням, или передачу материала другим участникам оборота материала. Данные о таком запрещении следует размещать в системе и доводить до всех заинтересованных участников системы.

  • 6.1.6 При подтверждении оснований отнесения материалов к находящимся в незаконном обороте, не допускается возврат материалов поставщику или изготовителю. Заказчик или потребитель материалов, отнесенных к находящимся в незаконном обороте, должен принимать меры к исключению их дальнейшего оборота, приведению их в непригодное для использования состояние и к проведению утилизации (в соответствии с установленным порядком списания, утилизации и правами собственности на материалы и изделия из них), а также к информированию организаций, уполномоченных в области контроля оборота материалов и противодействия незаконному обороту материалов. Данные об указанных мерах должны быть размещены в системе и доведены до всех заинтересованных участников системы.

  • 6.2 Функции, осуществляемые участниками централизованной автоматизированной системы прослеживаемости оборота материалов

    • 6.2.1 Федеральный орган исполнительной властиРоссийской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, в области развития авиационной техники, государственного регулирования оборота отдельных категорий материалов [или иной орган (организация), при необходимости], является координатором создания и функционирования указанной системы и осуществляет функции:

  • - формирование совместно с государственными заказчиками государственного оборонного заказа, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование оборота отдельных категорий материалов, технического задания на создание системы, а также требований к приемке данной системы и вводу в эксплуатацию;

  • - координацию деятельности заказчиков, изготовителей материалов, других участников цепей поставок материалов в части мероприятий по внедрению и применению машиносчитываемой маркировки и электронного описания материалов;

  • - нормативное правовое и нормативное техническое регулирование в области отношений, возникающих при организации автоматизированной системы прослеживаемости оборота материалов, их упаковке и документации;

  • - мониторинг оборота материалов, в интересах противодействия появлению в цепи поставок предприятий, находящихся в незаконном обороте материалов, и выработки решений для обеспечения соответствия материалов установленным требованиям.

  • 6.2.2 Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции обеспечения информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для исполнения государственных функций в электронной форме [или иной орган (организация) при необходимости], обеспечивает нормативное регулирование оборота данных, согласование технических требований к системе, интероперабельность системы с другими государственными системами9^, федеральной системой каталогизации для федеральных государственных нужд, иными отраслевыми и государственными информационными системами, принимает участие в приемке в эксплуатацию системы путем оценки и контроля соблюдения технических требований к ней, а также обеспечивает контроль соблюдения указанных технических требований на этапе эксплуатации системы.

  • 6.2.3 Заказчики материалов, изготовленных с использованием их изделий, осуществляют следующие функции в системе:

  • - нормативное правовое и нормативное техническое регулирование в области отношений, возникающих при маркировании, электронном описании и прослеживаемости оборота материалов, оборот которых осуществляется в рамках разработки, производства и эксплуатации изделий, заказчиками которых они являются;

  • - мониторинг движения и состояния материала в цепи поставок (при необходимости), анализ проблемных вопросов, связанных с выявлением фальсифицированных, контрафактных, незаконно повторно используемых материалов в цепи поставки предприятий и в системе разработки, производства, эксплуатации и ремонта изделий с применением материалов, на основе данных, размещенных в системе.

  • 6.2.4 Разработчики материалов и изделий, в которых их применяют, осуществляют следующие функции в системе:

  • - мониторинг проблемных вопросов, связанных с выявлением материалов, находящихся в незаконном обороте, в системе разработки и производства изделий, на основе данных, размещенных в системе;

  • - принятие участия в измерениях и оценках соответствия материалов с признаками фальсифицированных, контрафактных, незаконно повторно используемых материалов, регистрация в системе заключений об оценке соответствия.

  • 6.2.5 Изготовители материалов осуществляют следующие функции в системе:

  • - мониторинг состояния рынка сырья и материалов, надежности поставщиков, рисков появления находящихся в незаконном обороте материалов по данным зарегистрированных в системе случаях поставки несоответствующей продукции, размещение полученных данных оценки надежности поставщиков в системе;

  • - оснащение производственных мощностей оборудованием для нанесения средств идентификации на материалы, их упаковку и документацию и устройствами считывания, контроля качества маркировки;

  • - присвоение уникальных идентификаторов для единиц материалов, упаковки, нанесение машиносчитываемой маркировки и контроль ее качества;

  • - регистрация в системе данных о выпущенных материалах, присвоенных обозначениях, присвоенных идентификаторах единиц материалов, упаковке, нанесенной маркировке, объемах запасов на складе, контрактах на продажу, покупателях и переданных им объемах продукции с указанием идентификаторов единиц материалов, сопроводительных документов о качестве, сертификатов соответствия, а также других установленных к передаче в систему данных в соответствии с порядком передачи данных, установленным нормативными правовыми и техническими документами на создание и применение системы;

  • - регистрация в системе данных о выявленных находящихся в незаконном обороте материалах.

  • 6.2.6 Посредники в цепи поставок (дистрибьюторы, брокеры), покупающие сырье и материалы для последующей продажи, осуществляют в системе следующие функции:

  • - мониторинг состояния рынка материалов, надежности поставщиков, рисков появления фальсифицированных, контрафактных, незаконно повторно используемых материалов по данным о выявленных и зарегистрированных в системе случаях поставки несоответствующей продукции, размещение полученных данных оценки надежности поставщиков в системе;

  • - оснащение производственных мощностей оборудованием для считывания средств идентификации с образцов материалов, их упаковки, документации и устройствами маркирования, контроля качества маркировки на упаковке и документации, если посредник самостоятельно комплектует и маркирует упаковку10) и формирует документацию;

  • - считывание уникальных идентификаторов с купленных материалов, нанесение машиносчитываемой маркировки на упаковку, документацию продаваемых материалов (если они формируются посредником);

  • - регистрация в системе данных о купленных материалах, в том числе о продавце, обозначении и объеме купленного материала, идентификаторах образцов материалов, упаковке, объемах запасов на складе, контрактах на продажу, покупателях и переданных им объемах материалов с указанием идентификаторов единиц материалов, сопроводительных документов о качестве, сертификатов соответствия, а также других установленных к передаче в систему данных в соответствии с порядком передачи данных, установленным нормативными правовыми и техническими документами на создание и применение системы;

  • - регистрация в системе данных о выявленных фальсифицированных, контрафактных, находящихся в незаконном повторном обороте материалов.

  • 6.2.7 Конечные потребители материалов осуществляют в системе следующие функции:

  • - мониторинг состояния рынка материалов, надежности поставщиков, рисков появления фальсифицированных, контрафактных, находящихся в незаконном повторном обороте материалов поданным о выявленных и зарегистрированных в системе случаях поставки несоответствующих материалов, размещение полученных данных оценки надежности поставщиков в системе;

  • - оснащение производственных мощностей оборудованием для считывания средств идентификации с материалов, их упаковки и документации;

  • - считывание уникальных идентификаторов с купленных материалов;

  • - регистрация в системе данных о купленных материалах, в том числе о продавце, обозначении и объеме купленного материала, идентификаторах единиц материалов, объемах запасов на складе, сопроводительных документах о качестве, сертификатах соответствия, а также других установленных к передаче в систему данных в соответствии с порядком передачи данных, установленным нормативными правовыми документами на создание системы;

  • - регистрация в системе данных о выявленных фальсифицированных, контрафактных, находящихся в незаконном повторном обороте материалов.

  • 6.2.8 Специализированные организации (если привлекаются) осуществляют следующие функции:

  • - контроль в области оценки соответствия продукции требованиям нормативно-технической документации и требованиям предприятий — потребителей продукции, контроль полноты, достоверности регистрации указанных оценок в системе;

  • - считывание машиночитаемых данных маркировки, ввод данных об обороте материала в систему, получение данных из системы и контроль полноты, достоверности данных об обороте материала в системе, мониторинг движения материала в цепи поставок и проблемных вопросов, связанных с незаконным оборотом материала;

  • - принятие в рамках своих компетенций решений в области разрешения/запрещения оборота материала, независимых от решений и мнений организаций, которые она контролирует, и контроль полноты, достоверности регистрации указанных решений в системе;

  • - участие в выявлении несоответствий, отказов продукции, случаев неисполнения договорных обязательств предприятиями-поставщиками, контроль полноты, достоверности регистрации указанных случаев в системе.

  • 6.2.9 Уполномоченная организация, осуществляющая функции оператора системы, осуществляет следующие функции:

  • - создание, развитие, модернизацию, техническое обслуживание и эксплуатацию системы для обеспечения соответствия материалов, а также сбор, хранение, накопление и передачу данных участникам системы;

  • - обеспечение бесперебойного функционирования автоматизированной информационной системы;

  • - обеспечение консультационной, методологической и технической поддержки участников системы;

  • - взаимодействия системы с федеральной системой каталогизации для федеральных государственных нужд, с государственными информационными системами и информационными системами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти посредством использования защищенных сетей телекоммуникаций для передачи данных, содержащих государственную и коммерческую тайну, в соответствии с установленным порядком передачи таких данных;

  • - обучение участников системы работе со средствами идентификации в системе маркирования и прослеживаемости оборота материалов, в том числе с использованием программного и технического обеспечения третьих лиц;

  • - осуществление в порядке, устанавливаемом в соответствии с нормативными правовыми документами на создание системы, доступа государственных органов власти к детальной информации о движении прослеживаемых материалов, а также к агрегированной информации, содержащейся в системе;

  • - осуществление анализа, агрегирования данных, информирования заинтересованных участников системы о наличии проблемных вопросов, связанных с имеющимися рисками и доказанными случаями выявления фальсифицированных, контрафактных, находящихся в незаконном повторном обороте материалов.

  • 6.2.10 Органы государственного контроля и надзора (контрольные органы), правоохранительные органы, уполномоченные в области контроля законности оборота материалов, являющиеся пользо-14

вателями информации, содержащейся в системе, осуществляют свою деятельность в рамках своей компетенции и в соответствии с нормативными правовыми документами на создание и применение системы, в том числе:

  • - мониторинг выявленных и зарегистрированных в системе случаев незаконного оборота материалов;

  • - контроль изоляции, уничтожения или иного использования изъятых из оборота доказанных фальсифицированных, контрафактных, находящихся в незаконном повторном обороте материалов, а также принятие решений в отношении материалов, подлежащих обязательному маркированию в соответствии с законодательством (при наличии таких нормативных правовых документов) и не имеющих маркировки.

  • 6.2.11 Органы по сертификации, независимые измерительные и испытательные лаборатории, организации с функциями формирования, анализа и использования данных системы осуществляют свою деятельность в рамках договорных отношений с участниками оборота материалов.

Библиография

  • [1] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

  • [2] Гражданский кодекс Российской Федерации

  • [3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 256-р «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 г.»

  • [4] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

  • [5] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 26 «О Федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд»

  • [6] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»

  • [7] Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»

  • [8] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • [9] Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870)

  • [10] Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203)

  • [11] Руководящий документ Гостехкомиссии России «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации» (утвержден 30 марта 1992 г.)

  • [12] Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

  • [13] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности»

УДК [004.056+005]:62:34:006.354

ОКС 13.310

03.120.10


Ключевые слова: аутентичность, контрафакт, фальсификация, идентификация, машиносчитываемая маркировка, прослеживаемость, система прослеживаемости оборота, автоматизированная информационная система

Редактор Н.В. Таланова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Сдано в набор 05.07.2023. Подписано в печать 24.07.2023. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 2,10.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.

1

) Термин «секреты производства (ноу-хау)» — в соответствии с [2], статья 1465.

2

) Формирование следует проводить на основе нормативных правовых документов на создание системы.

3

) Здесь и далее по тексту под указанными организациями понимаются организации из состава (или действующих по поручению) государственных органов, уполномоченных в области контроля оборота и контроля соответствия продукции, в целях реализации их государственных функций, в том числе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации (в части материалов для изделий военного назначения), Федеральной таможенной службы (в части материалов, перемещенных через государственную границу), Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в части опасных веществ по [4]), Министерства внутренних дел Российской Федерации (в части фальсифицированных материалов), Следственного комитета Российской Федерации (в части контрафактных материалов), Прокуратуры Российской Федерации (в части контроля законности оборота продукции) и других органов в соответствии с их компетенцией.

4

) Далее положения, относящиеся к предприятию, распространяются и на организации.

5

) В настоящее время таким органом является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

6

) В настоящее время таким органом является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

7

) Федеральная таможенная служба (в части материалов, перемещенных через государственную границу), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (в части опасных веществ по [4]), Министерство внутренних дел Российской Федерации (в части фальсифицированных материалов), Следственный комитет Российской Федерации (в части контрафактных материалов), Прокуратура Российской Федерации (в части контроля законности оборота продукции) и другие органы в соответствии с их компетенцией.

8

) Государственные заказчики государственного оборонного заказа по [6] и другие заказчики.

9

) Государственная информационная система промышленности, созданная в соответствии с [13], государственная автоматизированная система государственного оборонного заказа, автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа, система межведомственного электронного взаимодействия, другие системы. 12

10

) Маркировка упаковки (тары) металлопродукции — по ГОСТ 7566, других материалов — по нормативной и технической документации на материал, маркировка грузовых единиц — по ГОСТ 14192.