allgosts.ru45.060 Подвижной состав железных дорог45 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА

ГОСТ 35025-2023 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Требования к инспекторским центрам

Обозначение:
ГОСТ 35025-2023
Наименование:
Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Требования к инспекторским центрам
Статус:
Действует
Дата введения:
01.07.2024
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
45.060

Текст ГОСТ 35025-2023 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Требования к инспекторским центрам

       

ГОСТ 35025-2023


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


ПРОДУКЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ИНСПЕКТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ


Требования к инспекторским центрам


Railway application. Inspection control. Requirements for inspection organizations

МКС 45.060

Дата введения 2024-07-01

с правом досрочного применения


Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии и техника" (ООО "Транс ТТ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации MTK 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 19 октября 2023 г. N 166-П)

За принятие проголосовали:


Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения


Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь


Киргизия

KG

Кыргызстандарт


Россия

RU

Росстандарт


Таджикистан

TJ


Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


(Поправка. ИУС № 5-2024).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2023 г. N 1499-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 35025-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2024 г. с правом досрочного применения

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 5, 2024 год


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к инспекторским центрам, уполномочиваемых владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на проведение инспекторского контроля продукции железнодорожного назначения и процесса ее производства в соответствии с ГОСТ 32894.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 32894 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения

ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования

________________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Системы менеджмента качества. Требования".

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 утверждение полномочий на проведение инспекторского контроля: Подтверждение распорядительным документом владельца инфраструктуры права осуществлять инспекторский контроль соответствующей организации-заявителя (или его структурного подразделения).

3.2 беспристрастность: Фактическое и воспринимаемое наличие объективности, выражающееся в отсутствии конфликтов интересов или в решении их таким образом, что они не оказывают отрицательного влияния на действия инспекторского центра.

3.3


владелец инфраструктуры: Государственная организация, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

[ГОСТ 32894-2014, пункт 3.4]


3.4 документарная проверка: Процесс оценки соответствия информации, содержащейся в документах организации, требованиям, предъявляемым к инспекторским центрам.

3.5


изготовитель (предприятие-изготовитель): Организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие изготовление, и/или капитальный ремонт, и/или модернизацию продукции для реализации ее потребителям.

[ГОСТ 32894-2014, пункт 3.8]


3.6


инспектор-приемщик, старший инспектор-приемщик: Работник инспекторского центра, осуществляющий инспекторский контроль.

[ГОСТ 32894-2014, пункт 3.9]


Примечание - Вместо должности инспектора-приемщика может применяться должность инспектора (старшего инспектора).

3.7


инспекторский контроль: Контроль продукции железнодорожного назначения, а также процесса ее производства, осуществляемый работниками приемочной инспекции. Подразделяется на инспекторский контроль продукции и инспекторский контроль производственного процесса изготовления этой продукции.

[ГОСТ 32894-2014, пункт 3.10]


3.8


инспекторский центр: Организация, получившая от владельца инфраструктуры утверждение полномочий на проведение инспекторского контроля.

[ГОСТ 32894-2014, пункт 3.13]


3.9 организация-заявитель; заявитель: Юридическое лицо, имеющее намерение оказывать услуги по проведению инспекторского контроля и обратившееся с соответствующим заявлением к владельцу инфраструктуры.

Примечание - Организация-заявитель может иметь статус не юридического лица в случае, если она является обособленным структурным подразделением владельца инфраструктуры с соответствующими полномочиями.

3.10

продукция железнодорожного назначения: Продукция, изготовленная вновь, или вышедшая после ремонта, и/или прошедшая модернизацию, к которой относятся все виды подвижного состава, его составные части, компоненты инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенные для использования в процессе железнодорожных перевозок.

[ГОСТ 32894-2014, пункт 3.24]


3.11


приемочная инспекция: Группа инспекторов-приемщиков во главе со старшим инспектором-приемщиком, сформированная инспекторским центром для проведения инспекторского контроля на отдельно взятом предприятии-изготовителе.

[ГОСТ 32894-2014, пункт 3.23]


3.12 реестр (инспекторских центров): Перечень организаций, обладающих утверждением полномочий и признанных в качестве инспекторских центров, размещeнный держателем реестра в сети Интернет в открытом доступе и поддерживаемый им в актуальном состоянии.

Примечание - При формировании реестра также указывают организационно-распорядительный документ владельца инфраструктуры, определяющий область инспекторского контроля для каждого инспекторского центра и его контактные данные.


4 Общие положения

4.1 Проведение инспекторского контроля возлагается на инспекторский центр.

4.2 Сведения о соответствии требованиям настоящего стандарта заявитель предоставляет на рассмотрение владельцу инфраструктуры в виде комплекта документов (оригиналы или заверенные копии). Перечень документов устанавливает владелец инфраструктуры.

4.3 Для определения соответствия заявителя требованиям настоящего стандарта владелец инфраструктуры вправе провести документарную и выездную проверку заявителя, включая его территориальные подразделения.

Примечание - Выездную проверку проводят в случае недостаточности представленных заявителем сведений. Также выездную проверку проводят в случае подачи запроса от заявителя на утверждение полномочий проводить инспекторский контроль различных видов подвижного состава.

4.4 Признание организации в качестве инспекторского центра и утверждение его полномочий осуществляет владелец инфраструктуры на основании анализа предоставленных организацией-заявителем сведений о соответствии требованиям настоящего стандарта и результатов выездной проверки (при ее проведении).

4.5 Держателем реестра является представитель владельца инфраструктуры, определяемый Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - государств - участников Содружества).


5 Требования к инспекторским центрам

5.1 В целях обеспечения беспристрастности и независимости при проведении инспекторского контроля инспекторский центр:

- не может являться изготовителем продукции железнодорожного назначения, иметь доход от результатов деятельности изготовителей продукции;

- не может быть аффилированным лицом вместе с органом по сертификации.

5.2 Инспекторский центр должен иметь действующую систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ГОСТ ISO 9001 и изложенную в руководстве по качеству.

5.3 Рекомендуемые требования к руководству по качеству приведены в приложении А.

5.4 Инспекторский центр должен обеспечить наличие актуальных нормативных правовых актов, действующих документов в области технического регулирования, стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к продукции, подлежащей инспекторскому контролю, не являющихся конфиденциальными и находящихся в открытой доступности, а также соблюдение в процессе деятельности инспекторского центра требований документов, регламентирующих проведение инспекторского контроля.

Примечание - Информация предоставляется в бумажном и (или) электронном виде, в том числе с использованием электронных справочно-правовых систем.

5.5 Инспекторский центр должен иметь документы, подтверждающие соблюдение требований настоящего стандарта, трудовые или гражданско-правовые договоры, копии документов о получении работниками образования, трудовые книжки (в бумажном или электронном виде).

5.6 Инспекторский центр должен вести учет информации о работниках (работники, выполняющие инспекторский контроль, руководящий и административный персонал), включая необходимые данные о квалификации, подготовке и опыте.

5.7 Инспекторский центр должен иметь документы (их копии), подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ в рамках осуществления инспекторского контроля в соответствии с требованиями нормативных и правовых актов, документов в области технического регулирования и стандартизации.

5.8 Инспекторский центр должен иметь достаточное количество, но не менее пяти инспекторов-приемщиков (включая старших инспекторов-приемщиков), работающих на постоянной основе и соответствующих требованиям раздела 6, для осуществления инспекторского контроля по ГОСТ 32894 с учетом объема продукции, подлежащей инспекторскому контролю, и сроков его проведения.

5.9 Инспекторский центр должен иметь разработанные и применяемые процедуры получения, хранения, замены и утилизации приемочных клейм, инспекторских печатей и электронных цифровых подписей (при необходимости их использования), исключающих их неправомерное использование.

5.10 Инспекторский центр должен иметь разработанные мероприятия по предупреждению и противодействию коррупции внутри организации и поддерживать их в актуальном состоянии.

5.11 Инспекторский центр должен иметь доступ к информационным ресурсам, обеспечивающим хранение результатов проведения инспекторского контроля, а также отслеживающим (регистрирующим) качество выпускаемой продукции при эксплуатации.

5.12 Деятельность учредителей инспекторского центра и органа по сертификации должна исключать конфликт интересов.


6 Требования к инспекторам-приемщикам

6.1 Инспектор-приемщик должен иметь:

- высшее образование;

- опыт работы, связанный с производством и/или ремонтом продукции (не менее 3 лет);

- сертификат (аттестат) об изучении требований к системе менеджмента качества и системе менеджмента бизнеса для предприятий железнодорожной отрасли;

- навыки и профессиональные знания (в том числе знание документов по техническому регулированию и стандартизации, содержащих требования к контролируемой продукции), необходимые для выполнения инспекторского контроля в соответствии с требованиями ГОСТ 32894, подтвержденные результатами проведенной аттестации или проверкой знаний.

6.2 При инспекторском контроле продукции, производимой или ремонтируемой по документации с грифами государственной или коммерческой тайны, инспектор-приемщик должен иметь действующий допуск к этой документации.

Примечание - Доступ и ответственность инспекторов-приемщиков к документации с грифами государственной или коммерческой тайны регулируются договорными отношениями между инспекторским центром и изготовителем (предприятием-изготовителем).


7 Порядок утверждения полномочий на проведение инспекторского контроля

7.1 Решение о соответствии заявителя требованиям настоящего стандарта принимает владелец инфраструктуры, в ведении которого находится более 50% протяженности железнодорожной инфраструктуры соответствующего государства - участника Содружества.

7.2 Владелец инфраструктуры не может принимать решения о соответствии в отношении иностранных заявителей.

7.3 Соответствие заявителя требованиям настоящего стандарта определяет владелец инфраструктуры, находящейся в государстве, в котором зарегистрирован рассматриваемый заявитель.

7.4 В случае подачи запроса от заявителя на проведение инспекторского контроля различных видов подвижного состава и компонентов инфраструктуры владелец инфраструктуры определяет возможность комиссионного рассмотрения соответствия заявителя требованиям настоящего стандарта.

7.5 При комиссионном рассмотрении соответствия заявителя требованиям настоящего стандарта совещательный орган (комиссию) рекомендуется организовывать согласно приложению Б.

7.6 В случае принятия решения о соответствии заявителя требованиям владелец инфраструктуры издает организационно-распорядительный документ (распоряжение или приказ), наделяющий заявителя правом проведения инспекторского контроля определенного вида продукции.

7.7 Изданный владельцем инфраструктуры организационно-распорядительный документ утверждает полномочия заявителя в качестве инспекторского центра.

7.8 Данные инспекторского центра вносятся в реестр.

7.9 Для контроля соответствия требованиям настоящего стандарта владелец инфраструктуры проводит плановые проверки инспекторских центров.

7.10 При получении объективных свидетельств несоответствия требованиям настоящего стандарта владелец инфраструктуры может организовать внеочередную проверку инспекторского центра.

7.11 При выявлении несоответствий требованиям настоящего стандарта действие полномочий инспекторского центра может быть прекращено решением владельца инфраструктуры, выдавшего организационно-распорядительный документ по 7.6.

7.12 В случае прекращений полномочий инспекторского центра владелец инфраструктуры издает соответствующий организационно-распорядительный документ (распоряжение или приказ) и уведомляет о прекращении полномочий инспекторского центра держателя реестра.

7.13 Информация о прекращении полномочий инспекторского центра должна быть доведена этим инспекторским центром до руководства предприятий, имеющих с ним договорные отношения на проведение инспекторского контроля.


8 Признание инспекторских центров государств - участников Содружества Независимых Государств

8.1 Решение о признании результатов инспекторского контроля регулируется договорами (соглашениями) между владельцами инфраструктур, определенных в 7.3.

8.2 Вопросы, возникающие в ходе взаимодействия иностранных инспекторских центров и/или владельцев инфраструктур, утвердивших их полномочия, не указанные в соответствующих договорах, рассматриваются на заседаниях рабочих органов Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.

Приложение А

(рекомендуемое)


Требования к содержанию руководства по качеству инспекторского центра


А.1 Устанавливают область применения системы менеджмента качества.

А.2 Определяют наличие политики в области качества, которая устанавливает:

- обеспечение основы для постановки целей и задач в области качества деятельности инспекторского центра;

- обязательства заявителя соблюдать критерии, установленные данным стандартом;

- требование к работникам, участвующим в проведении инспекторского контроля.

А.3 Определяют требования к внутренней организации деятельности, предусматривающие:

- распределение прав, обязанностей и ответственности между работниками, в том числе утвержденные руководством и подписанные работниками должностные регламенты (инструкции);

- подчинение подразделения юридического лица, осуществляющего инспекторский контроль, непосредственно исполнительному органу юридического лица либо заместителю единоличного исполнительного органа юридического лица в целях исключения конфликта интересов подразделения юридического лица, осуществляющего инспекторский контроль, и его работников, с интересами иных подразделений юридического лица, их работников;

- назначение должностного лица (менеджера по качеству), обеспечивающего внедрение системы менеджмента качества и ее постоянное функционирование, которое является руководителем инспекторского центра или его заместителем либо уполномочено исполнительным органом юридического лица для осуществления указанных функций.

А.4 Указывают правила обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от третьих лиц.

А.5 Предусматривают систему управления документацией (правил документооборота), которая должна включать в себя:

- правила утверждения и регистрации документов;

- правила учета и документирования результатов работ по инспекторскому контролю;

- правила ознакомления работников с документами;

- правила резервного копирования и восстановления документов;

- правила обеспечения актуальности используемых версий документов;

- правила, обеспечивающие наличие необходимых документов в местах их применения работниками;

- правила внесения изменений в документы;

- правила хранения документов, в том числе условия и сроки хранения;

- ведение реестра сведений об инспекторах-приемщиках.

А.6 Указывают правила размещения и актуализации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следующих сведений заявителя:

- наименование заявителя, его адрес (местонахождение), номер контактного телефона, адрес электронной почты;

- состав органов управления заявителя, в том числе фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя заявителя;

- порядок рассмотрения жалоб;

- перечень документов, используемых при выполнении инспекторского контроля и определяющих требования к нему.

А.7 Указывают требования к лицам, привлекаемым заявителем в целях выполнения отдельных работ в рамках осуществления инспекторского контроля, и правил ведения записей о соответствии выполненной ими работы установленным требованиям.

А.8 Предусматривают систему мотивации и ответственности работников к обеспечению качества и при выявлении несоответствующей продукции в обращении.

А.9 Указывают наличие механизма внутреннего контроля соблюдения требований системы менеджмента качества, предусматривающего установление правил проведения контроля соблюдения требований системы менеджмента качества, проводимого заявителем, включающих:

- периодичность проведения внутреннего аудита;

- программу проведения внутреннего аудита;

- правила формирования отчета по итогам внутреннего аудита, включающего в том числе сведения о мероприятиях, предпринимаемых в связи с выявлением работ в рамках проведения инспекторского контроля, выполненных с нарушением установленных требований (далее - корректирующие мероприятия).

А.10 Предусматривают наличие правил осуществления корректирующих действий, устанавливающих:

- систему анализа причин выполнения инспекторского контроля с нарушением установленных требований;

- процедуры выбора подходящих для устранения выявленных проблем корректирующих действий;

- правила оценки достижения целей корректирующих действий.

Приложение Б

(рекомендуемое)

Требования к комиссии по рассмотрению соответствия заявителя и организация ее работы


Б.1 Состав комиссии формируется и утверждается владельцем железнодорожной инфраструктуры, в ведении которого находится более 50% протяженности железнодорожной инфраструктуры соответствующего государства - участника Содружества.

Б.2 Председателя комиссии, его заместителя, состав секретариата комиссии утверждает владелец инфраструктуры.

Б.3 Созданная комиссия функционирует на постоянной основе.

Б.4 Заседания комиссии проводятся при поступлении заявки от заявителя о намерении организации проводить инспекторский контроль.

Б.5 Расходы, связанные с документарной и выездной проверками, подлежат возмещению заявителем владельцу инфраструктуры, образовавшему комиссию в соответствии с национальным законодательством этого владельца инфраструктуры.

Б.6 Комиссию формируют из работников железнодорожного транспорта.

Б.7 Все члены комиссии должны иметь высшее образование.

Б.8 При необходимости в состав комиссии могут входить представители государственных органов.

Б.9 Общий уровень квалификации членов комиссии должен охватывать все направления производства продукции железнодорожного назначения.

Примечание - Под направлениями производства продукции железнодорожного назначения следует понимать производство и капитальный ремонт тягового подвижного состава, производство и капитальный ремонт вагонов (грузовых, пассажирских, специальных), производство и капитальный ремонт путевой техники, изготовление и ремонт комплектующих для подвижного состава, производство компонентов инфраструктуры, производство металлопродукции для железнодорожного транспорта.

Б.10 Комиссия правомочна принимать решения, если на ее заседании присутствует не менее 2/3 ее списочного состава.

Примечание - Решения принимаются при условии, что на заседании комиссии присутствуют представители направлений производства или потребления продукции в соответствии с компетенцией заявителя по планируемому инспекторскому контролю.

Б.11 Решения комиссии принимают простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании.

Б.12 При равенстве голосов голос председателя, а при его отсутствии голос заместителя председателя является решающим.

Б.13 Результаты заседания комиссии оформляют протоколом, который подписывают председатель (а при его отсутствии - заместитель председателя) и секретарь комиссии. Протокол ведет секретарь комиссии.

Б.14 Протокол содержит решение о соответствии или несоответствии заявителя требованиям настоящего стандарта.

Б.15 В случае несоответствия заявителя требованиям настоящего стандарта в протоколе указывают причины несоответствия и предусматривают период рассмотрения устраненных несоответствий.

Б.16 При положительном решении протокол служит основанием для издания владельцем инфраструктуры организационно-распорядительного документа об утверждении полномочий заявителя на проведение инспекторского контроля.


УДК 656.2:006.354

МКС 45.060


Ключевые слова: инспекторский контроль, продукция железнодорожного назначения, утверждение полномочий, инспектор-приемщик


Превью ГОСТ 35025-2023 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Требования к инспекторским центрам