allgosts.ru49.020 Авиационные и космические аппараты в целом49 АВИАЦИОННАЯ И КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

ГОСТ Р 70641-2023 Авиационная техника. Автоматизированная система контроля массы. Организация, структура и документация передачи информации

Обозначение:
ГОСТ Р 70641-2023
Наименование:
Авиационная техника. Автоматизированная система контроля массы. Организация, структура и документация передачи информации
Статус:
Действует
Дата введения:
01.06.2023
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
49.020

Текст ГОСТ Р 70641-2023 Авиационная техника. Автоматизированная система контроля массы. Организация, структура и документация передачи информации

        ГОСТ Р 70641-2023

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авиационная техника

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ МАССЫ

Организация, структура и документация передачи информации

Aviation technique. Automatic control system of mass. Organization, structure and documentation for information passing

ОКС 49.020

Дата введения 2023-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт "Центр" (ФГУП "ВНИИ "Центр")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 февраля 2023 г. N 75-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает организационную структуру функционирования автоматизированной системы контроля массы на предприятиях авиационной промышленности, формы внешней информации автоматизированной системы, порядок их заполнения и периодичность передач.

Требования настоящего стандарта распространяются на организации и предприятия (далее - предприятия), осуществляющие разработку и изготовление изделий авиационной техники, а также на предприятия-поставщики, осуществляющие для данных предприятий изготовление комплектующих изделий.

2 Термины, определения и сокращения

2.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1 авиационная техника: Летательные аппараты и двигатели, а также их комплектующие (покупные и кооперированные) изделия, разрабатываемые и изготавливаемые предприятием-поставщиком.

2.1.2 внешняя информация автоматизированной системы контроля массы: Документация, циркулирующая между предприятиями, необходимая для автоматизированного контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик изделий (без расходуемых масс) авиационной техники.

2.1.3 внутренняя информация автоматизированной системы контроля массы: Документация, циркулирующая между различными подразделениями внутри предприятия, необходимая для автоматизированного контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик (без расходуемых масс) авиационной техники.

2.1.4 головной разработчик: Юридическое лицо, являющееся разработчиком летательного аппарата или двигателя, координирующее работу разработчиков и изготовителей комплектующих изделий и отвечающее за разработку летательного аппарата или двигателя в целом.

2.1.5

дистрибьютор: Юридическое лицо, осуществляющее закупку, хранение, разделение на части или продажу продукции без оказания влияния на ее соответствие.

[ГОСТ Р 58175-2018, пункт 3.1.4]

2.1.6

покупное изделие: Изделие, изготовленное по КД предприятия-поставщика, приобретенное предприятием в готовом виде с эксплуатационной документацией.

Примечание - Наряду с понятием "покупное изделие" в Единой системе технологической документации также применяют понятие "комплектующее изделие" по ГОСТ 3.1109.

[ГОСТ 2.101-2016, пункт 5.3.3]

2.1.7

изделие, изготавливаемое по кооперации: Изделие, получаемое предприятием в готовом виде и изготовленное по его конструкторской документации.

[ГОСТ 59818-2021*, пункт 3.1.2]

2.1.8

изделие, доукомплектовываемое по кооперации: Изделие, на которое другим предприятием устанавливаются изделия, изготовленные по ранее разработанной конструкторской документации другого предприятия.

[ГОСТ Р 59818-2021, пункт 3.1.3]

2.1.9

комплектующее изделие: Изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем.

Примечание - Составными частями изделия могут быть детали и сборочные единицы.

[ГОСТ 3.1109-82, статья 107]

2.1.10 кооперированное изделие: Изделие, изготавливаемое по кооперации или доукомплектованное по кооперации, полученное предприятием в готовом виде.

2.1.11 масса изделий по чертежу/конструкторской документации: Значение массы детали, сборочной единицы, полученное измерением массы серии изделий и указанное в соответствующей графе чертежа/конструкторской документации.

2.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АСКМ - автоматизированная система контроля массы;

АТ - авиационная техника;

НД - нормативные документы;

ОКП - общероссийский классификатор продукции;

ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций.

3 Общие положения

3.1 АСКМ на предприятии-разработчике предназначена для обеспечения проведения работ по весовому совершенству разрабатываемой АТ с применением информационных технологий.

3.2 АСКМ устанавливает на предприятиях единые требования к правилам контроля массы и массово-инерционных и характеристик изделий АТ, включающих:

- охват контроля массы 100% деталей изделия;

- определение центровочных и массово-инерционных характеристик изделий;

- проведение контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик на всех стадиях проектирования и изготовления изделия;

- контроль и максимальную помехоустойчивость на всех этапах прохождения документации от исполнителя до технических средств, обеспечивающих хранение, поиск и передачу информации по запросам пользователей;

- преемственность с существующей системой формирования и прохождения конструкторской и производственной информации в опытном конструкторском бюро и на производстве.

3.3 АСКМ обязательна для всех головных разработчиков летательных аппаратов и двигателей, а также предприятий-поставщиков, указанных головным разработчиком в приложении А настоящего стандарта.

4 Организационная структура автоматизированной системы контроля массы

4.1 Организационная структура функционирования АСКМ на предприятии-разработчике призвана своевременно обеспечивать разработчика летательного аппарата массово-инерционными и центровочными характеристиками комплектующих (покупных и кооперированных) изделий, разрабатываемых и изготавливаемых предприятиями-поставщиками, а также приобретаемых покупных изделий у дистрибьюторов.

4.2 В рамках АСКМ используют внешнюю и внутреннюю информацию для поддержания функционирования автоматизированной системы.

Требования к внутренней информации АСКМ устанавливают нормативные документы предприятия-разработчика и ГОСТ Р 59818.

4.3 Внешняя информация АСКМ и передача информации, показывающая направление потоков информации, а также управляющие связи, необходимые для функционирования системы, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Внешняя информация автоматизированной системы контроля массы

4.4 Передача информации осуществляется на всех стадиях разработки и изготовления авиационной техники.

4.5 Внешнюю информацию АСКМ подразделяют на основную и сигнальную.

4.5.1 Основная информация включает информацию об установленных лимитных массах комплектующих изделий и их корректировке, а также о текущих и фактических массово-инерционных и центровочных данных поставляемых изделий и составляется в соответствии с приложениями А, Б, В, Г, а именно:

- приложение А - таблица с информацией об установленных лимитных массах комплектующих изделий;

- приложение Б - таблица с информацией о корректировке лимитных масс комплектующих изделий;

- приложение В - таблица с информацией о текущих массово-инерционных и центровочных данных поставляемых изделий;

- приложение Г - таблица с информацией о фактических массово-инерционных и центровочных данных поставляемых изделий.

4.5.2 Сигнальную информацию передают в виде сообщений об отсутствии запланированных передач информации от предприятий-поставщиков и недопустимом превышении лимитной массы комплектующего изделия и других запросов об управляющих воздействиях и мероприятиях.

Сигнальную информацию составляют по формам, приведенным в приложениях Д, Е, а именно:

- приложение Д - сообщение об отсутствии запланированных передач информации от предприятий-поставщиков;

- приложение Е - сообщение о недопустимом превышении лимитной массы комплектующего изделия.

5 Документация передачи информации

5.1 Таблицу А.1 составляет головной разработчик после установления лимитных масс комплектующих изделий и определения предприятий-поставщиков (разработчиков, изготовителей) этих изделий.

Необходимость включения комплектующего изделия в таблицу А.1 определяет генеральный (главный) конструктор головного разработчика.

Выдержки из сводных данных таблицы А.1 рассылают предприятиям-поставщикам (разработчикам и изготовителям покупных и кооперированных изделий) по принадлежности.

5.2 Таблицу Б.1 составляет в случае корректировки лимитных масс комплектующих изделий головной разработчик. Выдержки из сводных данных рассылают предприятиям-поставщикам по принадлежности.

5.3 Таблицу В.1 составляет предприятие-поставщик и передает головному разработчику на всех стадиях разработки и изготовления поставляемого изделия с периодичностью, указанной головным разработчиком в графе 7 таблицы А.1.

5.4 Таблицу Г.1 составляет предприятие-поставщик и передает головному разработчику не позднее чем через 5 дней после проведения взвешивания полностью изготовленного поставляемого изделия.

5.5 Сообщение о нарушении сроков передачи информации составляет головной разработчик по форме приложения Д и передается предприятию-поставщику в случае отсутствия запланированных передач информации от него.

5.6 Сообщение о нарушении лимитов массы составляет головной разработчик по форме приложения Е и передает предприятию-поставщику при недопустимом превышении лимитной массы комплектующего изделия.

5.7 В графах таблицы А.1 указывают:

- в графе 1 - обозначение комплектующего изделия (код ОКП покупного изделия или номер чертежа кооперированного изделия);

- в графе 2 - код предприятия-поставщика (разработчика покупного изделия или изготовителя кооперированного изделия) по ОКПО;

- в графе 3 - установленную лимитную массу комплектующего изделия;

- в графе 4 - количество комплектующих изделий на летательный аппарат или двигатель;

- в графе 5 - срок начала разработки покупного изделия или изготовления кооперированного изделия (месяц, год);

- в графе 6 - срок окончательного изготовления комплектующего изделия (месяц, год);

- в графе 7 - периодичность передачи таблицы В.1, которая в зависимости от типа комплектующего изделия, сроков его разработки и изготовления может быть ежемесячной, ежеквартальной, полугодовой, а также внеочередной (по запросам). По усмотрению головного разработчика возможно и отсутствие передачи информации, включенной в таблицу В.1;

- в графе 8 - номера граф таблицы В.1, обязательно заполняемые при передаче ее головному разработчику;

- в графе 9 - дополнительные сведения;

- в графе "а" - код авиационной техники по ОКП;

- в графе "б" - код головного разработчика по ОКПО;

- в графе "в" - дату подписания таблицы генеральным (главным) конструктором авиационной техники.

5.8 В графах таблицы Б.1 указывают:

- в графе 1, 2, 3, 9, а, б, в - аналогично таблице А.1;

- в графе 10 - новую (скорректированную) лимитную массу комплектующего изделия;

- в графе 11 - основание на проведение корректировки установленной лимитной массы комплектующего изделия (решение, протокол и т.п.).

5.9 В графах таблиц В.1, Г.1 указывают:

- в графе 1 - массу поставляемого изделия;

- в графе 5, 6, 7 - координаты центра тяжести поставляемого изделия относительно принятой системы координат, указанной в графе 15;

- в графе 8, 9, 10 - значения осевых моментов инерции поставляемого изделия относительно осей, проходящих через центр тяжести изделия и параллельных осям принятой системы координат;

- в графе 11, 12, 13 - значения центробежных моментов инерции;

- в графе 14 - комплектацию поставляемого изделия;

- в графе 15 - схему принятой системы координат для данного поставляемого изделия с указанием координат его центра тяжести;

- в графе "а" - код покупного изделия по ОКП или номер чертежа кооперированного изделия;

- в графе "б" - код предприятия-разработчика покупного изделия или предприятия-изготовителя кооперированного изделия по ОКПО;

- в графе "в" - код основного изделия по ОКП;

- в графе "г" - дату подписания таблицы главным конструктором поставляемого изделия.

5.10 В графах 2, 3, 4 таблицы В.1 указывают отдельно фактическую, чертежную и лимитную массу поставляемого изделия, составляющих в сумме текущую массу, указанную в графе 1.

Приложение А

(обязательное)

Установленные лимитные массы комплектующих изделий

Таблица А.1

Обозна-

чение комплек-

Код пред-

приятия-

поста-

Устано-

вленная лимитная

Коли-

чество

Сроки разработки и изготовления

Перио-

дичность передачи

Запол-

няемые графы

Примечание

тующего изделия

вщика

масса*, кг

начало

окон-

чание

таблицы В.1

таблицы В.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Код основного

Код

потре-

Дата

Генеральный (главный) конструктор проекта

Лист

Лис-

тов

изделия

бителя

а

б

в

* Под линейной массой понимается максимальная масса, установленная руководителем проекта для разработки данного изделия.

Приложение Б

(обязательное)

Корректировка лимитных масс комплектующих изделий

Таблица Б.1

Обозначение комплектующего изделия

Код предприятия-

поставщика

Установленная лимитная масса, кг

Новая лимитная масса, кг

Основание на проведение корректировки

Примечание

1

2

3

10

11

9

Код основного изделия

Код потребителя

Дата

Генеральный (главный) конструктор проекта

а

б

в

Приложение В

(обязательное)

Текущие массово-инерционные и центровочные данные поставляемых изделий

Таблица В.1

Масса, кг

В том числе

Положение центра тяжести, м

Момент инерции, кгм

факти-

ческая*

черте-

жная

лими-

тная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14 Комплектация

15 Схема принятой системы координат

Обозна-

чение постав-

ляемого изделия

Код предпри-

ятия-

поста-

вщика

Код основ-

ного изделия

Дата

Генеральный (главный) конструктор проекта

а

б

в

г

* Под фактической массой понимается масса изделия, полностью изготовленного в соответствии с чертежом, определяемая взвешиванием.

Приложение Г

(обязательное)

Фактические массово-инерционные и центровочные данные поставляемых изделий

Таблица Г.1

Масса, кг

Положение центра тяжести, м

Момент инерции, кгм

1

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14 Комплектация

15 Схема принятой системы координат

Обозначение поставляемого изделия

Код предприятия-

поставщика

Код основного изделия

Дата

Генеральный (главный) конструктор проекта

а

б

в

г

Приложение Д

(рекомендуемое)

Примерная схема построения сообщения о нарушении сроков передачи информации

Откуда:

(город)

(наименование головного разработчика)

(исх. N)

(дата)

(время)

Куда:

(почтовый адрес, E-mail)

(фамилия руководителя)

Текст:

ПРЕДПРИЯТИЕ

(код предприятия-поставщика)

НЕ ПРЕДСТАВИЛО ДАННЫХ ПО ФОРМЕ

ГОСТ Р ХХХХ-ХХ

ПО ИЗДЕЛИЮ

(обозначение комплектующего изделия)

ДЛЯ ОСНОВНОГО ИЗДЕЛИЯ

(код основного изделия)

НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ СРОЧНЫЕ МЕРЫ.

Подпись:

(фамилия руководителя головного разработчика)

Приложение Е

(рекомендуемое)

Примерная схема построения сообщения о нарушении лимитов массы

Откуда:

(город)

(наименование головного разработчика)

(исх. N)

(дата)

(время)

Куда:

(почтовый адрес, E-mail)

(фамилия руководителя)

Текст:

МАССА

(текущая или фактическая)

ИЗДЕЛИЯ

(обозначение комплектующего изделия)

РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЕМ

(код предприятия-поставщика)

ДЛЯ ОСНОВНОГО ИЗДЕЛИЯ

(код основного изделия)

ПРЕВЫШАЕТ ЛИМИТНУЮ МАССУ НА

КГ

УКАЗАННОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ МАССЫ СЧИТАЮ НЕДОПУСТИМЫМ

НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ И ПРИНЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ.

Подпись:

(фамилия руководителя головного разработчика)

УДК 629.01.08:629.735:006.354

ОКС 49.020

Ключевые слова: авиационная техника, ресурсные показатели, летная годность, эксплуатация по техническому состоянию, мониторинг технического состояния, техническое диагностирование, ремонт по техническому состоянию, федеральные авиационные правила