allgosts.ru35.240 Применение информационных технологий35 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ГОСТ ISO/IEC 19788-2-2015 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 2. Элементы дублинского ядра

Обозначение:
ГОСТ ISO/IEC 19788-2-2015
Наименование:
Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 2. Элементы дублинского ядра
Статус:
Действует
Дата введения:
11.01.2016
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
35.240.99, 03.100.30

Текст ГОСТ ISO/IEC 19788-2-2015 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 2. Элементы дублинского ядра


ГОСТ ISO/IEC 19788-2-2015

Группа П80



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Информационные технологии

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕТАДАННЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Часть 2

Элементы Дублинского ядра

Information technology. Learning, education and training. Metadata for learning resources. Part 2. Dublin Core elements



МКС 03.100.30
35.240.99

Дата введения 2016-11-01

Предисловие

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Агентство "Армстандарт"

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2015 г. N 1839-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IЕС 19788-2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO/IEC 19788-2:2011 ("Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 2. Элементы Дублинского ядра" ("Information technology - Learning, education and training -Metadata for learning resources - Part 2: Dublin Core elements", IDT).
________________
Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт . - .


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Основная цель стандарта ISO/IEC 19788 состоит в том, чтобы упростить: (1) описание образовательного ресурса, используя основанный на стандартах подход к идентификации и спецификации элементов метаданных, требуемых для описания образовательного ресурса; (2) поиск, открытие, приобретение, оценку и использование образовательных ресурсов, например, учениками, преподавателями или автоматизированными процессами программного обеспечения.

Стандарт имеет модульную структуру, и все последующие части соответствуют определенным наборам пользовательских требований к идентификации и спецификации элементов метаданных и рассчитаны на использование при описании образовательного ресурса. Включает в себя категории элементов метаданных, которые ориентированы на технические и педагогические аспекты, доступность, элементы интеллектуальной собственности и др.

В настоящем стандарте используются спецификации элементов модели данных в рамках, предусмотренных ISO/IEC 19788-1 для того, чтобы определить элементы Дублинского ядра (ISO 15836:2009) и связанные с ними дополнения в рамках ISO/IEC 19788. В дальнейшем они могут быть использованы совместно с другими элементами данных первой части ISO/IEC 19788, для удовлетворения потребностей конкретных сообществ пользователей для расширения, разбиения на модули или уточнения.

В настоящем стандарте предоставлен рекомендуемый подход к дальнейшему взаимодействию через профиль приложения на основе спецификаций элементов данных ISO/IEC 19788 без изменений или с добавлением ограничений.

1 Область применения


ISO/IEC 19788 определяет, в качестве правил, метаданные элементов и их атрибуты для описания образовательных ресурсов. Метаданные включают в себя нормы, регулирующие идентификацию элементов данных с указанием их атрибутов.

Элементы метаданных, используются для формирования описания образовательных ресурсов, т.е. как метаданные записи образовательных ресурсов (MLR).

Эта часть ISO/IEC 19788 определяет базовый уровень элементов данных, установленный для описания образовательных ресурсов. ISO/IEC 19788 обеспечивает совместимость выражений, существующих в Дублинском ядре и записей MLR.

Эти элементы в дальнейшем могут быть объединены с другими описательными элементами, в том числе из 1-й части ISO/IEC 19788 или других стандартов, включая уточнения Дублинского ядра и [2] для того, чтобы охватить более конкретные тематики, такие как техническая или образовательная информация.

2 Нормативные ссылки


Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание ссылочного стандарта (включая все изменения к нему):
________________
Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .


ISO 639-2:1998, Codes for the representation of names of languages - Part 2: Alpha-3 code/Codes pour la reprsentation des noms de langue - Partie 2: Code alpha-3 (Коды для представления названий языков. Часть 2. Код Альфа-3)

ISO 8601:2004, Data elements and interchange formats - Information interchange - Representation of dates and times (Элементы данных и форматы обмена информацией. Обмен информацией. Представление дат и времени)

ISO 15836:2009, Information and documentation - The Dublin Core metadata element set (Информация и документация. Набор элементов метаданных Дублинского ядра)

ISO/IEC 10646:2003*, Information technology - Universal Multiple-Octet Coded Character Set (UCS) (Информационные технологии. Универсальный многооктетный набор кодированных символов)
________________
* Заменен на ISO/IEC 10646:2017.


ISO/IEC 19788-1:2011, Information technology - Learning, education and training - Metadata for learning resources - Part 1: Framework (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательного ресурса. Часть 1. Структура)

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ISO/IEC 19788-1, пункт 3, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 контекстное значение (contentvalue): Информация, записанная в качестве содержимого элементов данных (ISO/IEC 19788-1, 3.11), в соответствии со спецификацией элементов данных (ISO/IEC 19788-1, 3.14).

[ISO/IEC 19788-1, 3.10]

3.2 определение (описание) (definition): Представление концепции через описательное утверждение, которое служит для отличия от схожих понятий.

[ISO/IEC 19788-1, 3.15]

3.3 область (сфера) элемента данных (domain): Класс ресурсов (ISO/IEC 19788-1, 3.31), ресурсы которого (ISO/IEC 19788-1, 3.30) описываются рассматриваемыми элементами данных (ISO/IEC 19788-1, 3.11).

[ISO/IEC 19788-1, 3.16]

3.4 идентификатор (identifier): Последовательность символов, способных однозначно идентифицировать сущность (ISO/IEC 19788-1, 3.17).

[ISO/IEC 19788-1, 3.19]

3.5 ресурс обучения (learningresource): Ресурс (ISO/IEC 19788-1, 3.30), используемый для образования, обучения и подготовки кадров.

[ISO/IEC 19788-1, 3.20]

3.6 наименование (name): Обозначение объекта через лингвистическое выражение.

[ISO/IEC 19788-1, 3.25]

3.7 диапазон (range) (элемента данных): Класс ресурсов, которому принадлежит значение (ISO/IEC 19788-1, 3.10) элемента данных (ISO/IEC 19788-1, 3.11) или набор литералов (ISO/IEC 19788-1, 3.21), содержащий строку представления допустимых значений рассматриваемого элемента данных.

[ISO/IEC 19788-1, 3.28]

3.8 уточнение (refine): Наличие у спецификации элемента данных связанной собственности, которая является подсобственностью связанной с ней собственности.

Примечание 1 - Это означает, что ценность признака области первой спецификации элемента данных является идентичной или собственным подмножеством ценности признака области второй спецификации элемента данных. А также, что значение диапазона первой спецификации элемента данных является идентичным или собственным подмножеством значению диапазона второй спецификации элемента данных.

Примечание 2 - Элементы данных первой спецификации элемента данных уточняют элементы данных второй спецификации элемента данных.


Примеры

1 Свойство "быть сыном" уточняет свойство "быть ребенком".

2 Свойство "иметь мать" уточняет свойство "иметь родителя".

[ISO/IEC 19788-1, 3.29]

3.9 класс ресурсов (resourceclass): Набор ресурсов (ISO/IEC 19788-1, 3.30), который может быть идентифицирован путем перечисления или описания границ и значений и чьи свойства и поведение используют одни и те же правила (ISO/IEC 19788-1, 3.32)

Примечание 1 - Класс ресурсов имеет следующие атрибуты:

- идентификатор;

- имя;

- определение;

- подкласс [многократное наследование];

- примечание.

Пример - Ресурс обучения (набор всех ресурсов обучения), Человек (компания всех людей), Права (набор всех прав объектов), и Документ (набор всех документов).

Примечание 2 - Адаптировано из определения "объект класса" по ISO/IEC 11179-1, 3.3.22.

[ISO/IEC 19788-1, 3.31]

3.10 набор правил (rules set): Определенные и предварительно установленные правила (ISO/IEC 19788-1, 3.32), используемые совместно.

[ISO/IEC 19788-1, 3.33]

4 Сокращения

DC

- Дублинское ядро

DCMI

- Инициативы метаданных Dublin Core

DES

- Спецификация элемента данных

DOI

- Идентификатор цифрового объекта

ISAN

- Международный стандартный аудиовизуальный номер

ISBN

- Международный стандартный книжный номер

ISIN

- Международный идентификационный код ценной бумаги

ISMN

- Международный стандартный музыкальный номер

ISSN

- Международный стандартный серийный номер

PRS

- Предопределенный набор правил

PURL

- Постоянный единообразный локатор (определитель местонахождения) ресурса

RC

- Класс ресурсов

URI

- Уникальный идентификатор ресурса

URL

- Уникальное местоположение ресурса

URN

- Уникальное имя ресурса

UUID

- Универсальный уникальный идентификатор

5 Спецификации элемента данных

5.1 Заголовок (DES0100)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES0100

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Название (title)

Определение

Имя, присвоенное образовательному ресурсу

Лингвистический индикатор

Языковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Пример 1 - (яп.)

Пример 2 - Collection of Golden Leaves (англ.)

Примечание(я)

Этот элемент уточняет элемент "заголовок", представленный в таблице 1 ISO 15836

5.2 Автор (DES0200)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES0200

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Автор (creator)

Определение

Организация (или конкретное лицо), ответственная за создание образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

Языковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

John Doe

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "автор" в таблице 1 ISO 15836.

2 "Автором" может быть конкретное лицо, организация или служба. Как правило, название "Автор" должно использоваться для обозначения объекта.

5.3 Тема (DES0300)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES0300

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Тема (topic)

Определение

Тематика образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

Языковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Крейтцфельд - болезнь Якоба

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "тема", представленный в таблице 1ISO 15836.

2 Как правило, тематика представлена ключевыми словами, ключевыми фразами или классификационными кодами. Рекомендуется выбирать значение из терминологического словаря.

3 Для описания пространственных или временных тематик образовательного ресурса, используйте ISO/IEC 19788-2:DES1400 элемент "охват"

5.4 Описание (DES0400)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES0400

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Описание (description)

Определение

Описание образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

Языковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1 :PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Этот Java апплет показывает автомобиль, движущийся с постоянным ускорением. Зеленая панель управления содержит текстовые поля, где вы можете изменять значения для исходного положения, начальной скорости и ускорения

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "описание", представленный в таблице 1ISO 15836.

2 Описание может включать, но не ограничивается, таблицы, графические представления или текст в свободной форме для описания учебного ресурса

5.5 Издатель (DES0500)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES0500

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Издатель (publisher)

Определение

Организация, которая делает образовательный ресурс доступным

Лингвистический индикатор

Языковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Британский музей

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "издатель", представленный в таблице 1ISO 15836.

2 Издателем может быть человек, организация или служба. Как правило, название "Издатель" должно использоваться для обозначения объекта

5.6 Участник (DES0600)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES0600

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Участник (contributor)

Определение

Организация, уполномоченная вносить изменения в образовательный ресурс

Лингвистический индикатор

Языковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

John Smith

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "участник", представленный в таблице 1 ISO 15836.

2 Участником может быть человек, организация или служба. Как правило, название "участник" должно быть использовано для обозначения объекта

5.7 Дата (DES0700)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES0700

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Дата (date)

Определение

День или период времени, связанный с событием в жизненном цикле образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

1990-08-15

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "дата", представленный в таблице 1ISO 15836.

2 Дата может быть использована для выражения временной информации на любом уровне детализации. Для использования рекомендуется выбирать схему кодирования, такую как W3CDTF [3] профиля ISO 8601, ISO 639-2:1998

5.8 Тип (DES0800)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES0800

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Тип (type)

Определение

Природа или жанр образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Интерактивные ресурсы

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "тип", представленный в таблице 1 ISO 15836.

2 Имеется в виду Тип контента (а не тип носителя, тип формата, и т.д.).

3 Рекомендуется выбирать значение из определенного словаря, такого как DCMI Type Vocabulary [1].

4 Для описания формата файла, физической среды или размера образовательного ресурса используйте ISO_IEC_19788-2: 2010::DES0900 элемент (формат)

5.9 Формат (DES0900)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES0900

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Формат (format)

Определение

Формат файла, физической среды или размера образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Пример 1 - Видео/тред

Пример 2 - Текст/html

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "формат", представленный в таблице 1 ISO 15836.

2 Рекомендуется выбирать значение из определенного словаря, такого как DCMI Type Vocabulary [1].

3 Несмотря на то, что ISOI 5836(E) включает в себя размер и продолжительность в качестве примера для этого элемента, ISO/IEC 19788-2 не рекомендует эту практику. В ISO/IEC 19788-4 Технические элементы приведены конкретные элементы данных для этих двух измерений

5.10 Идентификатор (DES1000)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES1000

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Идентификатор (identifier)

Определение

Однозначная ссылка на образовательный ресурс в данном контексте

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:2010::PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Пример 1 - 0-262-68093-9 (ISBN-10)

Пример 2 - 978-0-262-68093-6 (ISBN-13)

Пример 3 - 1661-7738/020203-43 (ISSN)

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "идентификатор", представленный в таблице 1 ISO 15836.

2 Рекомендуется выбирать для идентификации образовательного ресурса строку, соответствующую формальным системам идентификации (например,URI, URL, URN, PURL, DOI, ISBN, ISSN, ISAN, ISMN, UUID)

5.11 Источник (DES1100)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES1100

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Источник (source)

Определение

Связанный ресурс, от которого описанный образовательный ресурс является производным

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Пример 1 - 0-262-68093-9 (ISBN-10)

Пример 2 - 978-0-262-68093-6 (ISBN-13)

Пример 3 - 1661-7738/020203-43 (ISSN)

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "источник", представленный в таблице 1ISO 15836.

2 Рекомендуется выбирать для идентификации образовательного ресурса строку, соответствующую формальным системам идентификации (например,URI, URL, URN, PURL, DOI, ISBN, ISSN, ISAN, ISMN, UUID)

5.12 Язык (DES1200)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES1200

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Язык (language)

Определение

Язык образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Fra (французский)

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "язык", представленный в таблице 1ISO 15836.

2 Рекомендуется выбирать для идентификации образовательного ресурса строку, соответствующую формальным системам идентификации (например,URI, URL, URN, PURL, DOI, ISBN, ISSN, ISAN, ISMN, UUID)

5.13 Связь (DES1300)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES1300

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Связь (relation)

Определение

Связанные ресурсы

Лингвистический индикатор

Неязыковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

10.1007/s11784-008-0095-0 (DOI)

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "связь", представленный в таблице 1 ISO 15836.

2 Рекомендуется выбирать значение из определенного словаря, такого как RFC 4646 [5]

5.14 Охват (DES1400)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES1400

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Охват (coverage)

Определение

Связанные ресурсы

Лингвистический индикатор

Языковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Пример 1 - Ванкувер, Британская Колумбия, Канада

Пример 2 - Палеолитический период

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "охват", представленный в таблице 1 ISO 15836.

2 Пространственные темы могут быть именем место или географической координатой. Временная тема может быть периодом, датой или диапазоном дат. Юрисдикция может быть именем административного лица или географического места, к которому применяется изучаемый ресурс.

3 Рекомендуется выбирать значение из определенного словаря, например, Getty Thesaurusof Geographic Names [6], в соответствующих случаях, названные места или периоды времени могут быть использованы в предпочтительно к числовым идентификаторам таким, как наборы координат или диапазоны дат

5.15 Правовая информация (DES1500)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-2:DES1500

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Правовая информация (rights)

Определение

Информация о правах, которая содержится в образовательном ресурсе

Лингвистический индикатор

Языковой

Домен

Образовательный ресурс
(ISO_IEC_19788-1:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

Строка MRL
(ISO_IEC_19788-1:PRS0001)

Уточнение

-

Пример(ы)

Пример 1 - Creative Commons Attribution-Noncommercial 3.0, Лицензия Соединенных Штатов

Пример 2 - Авторские права на эту публикацию принадлежат Британскому музею

Примечание(я)

1 Этот элемент уточняет элемент "правовая информация", представленный в таблице 1 ISO 15836.

2 Как правило, информация о правах включает в себя заявление о различных правах собственности, связанных с изучением ресурсов, в том числе прав интеллектуальной собственности

6 Классы ресурсов


В настоящем стандарте использованы следующие предопределенные классы ресурсов по ISO/IEC 19788-1.

6.1 Класс ресурсов "Ресурсы"

Идентификатор

ISO_IEC_19788-1:RC0001

Имя

Ресурс

Определение

Совокупность всех сущностей, которые могут быть выявлены и обозначаются однозначным и стабильным идентификатором в признанных системах идентификации

Подкласс

-

Примечание

-

6.2 Класс ресурсов "Образовательные ресурсы"

Идентификатор

ISO_IEC_19788-1:RC0002

Имя

Образовательный ресурс

Определение

Совокупность всех ресурсов, которые могут быть использованы для обучения, образования и подготовки

Подкласс

ISO_ IEC_ 19788-1:RC0001 (Resource)

Примечание

-

7 Предопределенные наборы правил


В настоящем стандарте использованы следующие предопределенные наборы правил по ISO/IEC 19788-1.

7.1 Предопределенные наборы правил, представленные в первой и последующих частях стандарта

7.1.1 PRS0001: Строка MRL

ID:

PRS0001

Name: MLR STRING

Rule_ID

Rule statement/Example(s) & Note(s)

01

Последовательность символов, которые являются членами набора элементов ISO/IEC 10646 и используются в качестве графических символов, включая цифры (номер), буквы, иероглифы, символы, знаки, специальные символы и т.д. (но не управляющие символы)

Примечание 1

Строка MLR не включает в себя символы из ISO/IEC 10646, т.е. управляющие символы

Примечание 2

Если существует один или несколько управляющих символов, необходимых для использования в MLR, то это должно быть указано в этой части

7.1.2 PRS0002: Данные

Правила предоставления данных:

ID:

PRS0002

Name: DATE

Rule_ID

Rule statement/Example(s) & Note(s)

01

Строка построена по ISO 8601

Примечание - Может быть использован как основной, так и расширенный формат

Примеры

1 1985-04-12

2 1985-102

3 1985-W15-5

02

Значение обеспечивается ISO 8601:2004

7.2 Предопределенные наборы правил, представленные в настоящем стандарте

Не определено.

Приложение А (справочное). Словари MRL

Приложение А
(справочное)

А.1 Словарный список из других частей стандарта (путем ссылок)

Не определено.

А.2 Словарный список, представленный в настоящем стандарте

Не определено.

Приложение В (справочное). Эквиваленты на английском, французском и русском языках

Приложение В
(справочное)

В.1 Термины и определения из 3.

Не определено.

В.2 Словари и названия элементов данных

В соответствии с 6.2.2 ISO/IEC 19788-1 каждое название объекта элемента данных может иметь несколько эквивалентных названий на разных языках. Названия элементов данных приведены здесь в трех официальных языках ISO в качестве отправной точки для перевода и использования на других языках.

Term ID ISO

English ISO

French2 ISO

Russian3

ISO/IEC 19788-2:2010::DES0100

title

titre

Заголовок

ISO/IEC 19788-2:2010::DES0200

creator

Автор

ISO/IEC 19788-2:2010::DES0300

subject

sujet

Тема

ISO/IEC 19788-2:2010::DES0400

description

description

Описание

ISO/IEC 19788-2:2010::DES0500

publisher

Издатель

ISO/IEC 19788-2:2010::DES0600

contributor

collaborateur

Участник

ISO/IEC 19788-2:2010::DES0700

date

date

Дата

ISO/IEC 19788-2:2010::DES0800

type

type

Тип

ISO/IEC 19788-2:2010::DES0900

format

format

Формат

ISO/IEC 19788-2:2010::DES1000

identifier

identifiant

Идентификатор

ISO/IEC 19788-2:2010::DES1100

source

source

Источник

ISO/IEC 19788-2:2010::DES1200

language

langue

Язык

ISO/IEC 19788-2:2010::DES1300

relation

relation

Связь

ISO/IEC 19788-2:2010::DES1400

coverage

couverture

Охват

ISO/IEC 19788-2:2010::DES1500

rights

droits

Правовая информация

Приложение ДА (справочное). Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам

Приложение ДА
(справочное)



Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование межгосударственного стандарта

ISO 639-2:1998

NEQ

ГОСТ 7.75-97 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды наименования языков"

ISO 8601:2004

ISO15836:2009(E)

-

*

ISO/IEC 10646:2003(E)

-

*

ISO/IEC 19788-1:2011(E)

-

*

* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта.

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- NEQ - неэквивалентные стандарты.

Библиография

[1]

DCMI Type Vocabulary. (Инициативы метаданных Dublin Core. Словарь типов. Доступно по текущей ссылке: http://dublincore.org/documents/dcmi-type-vocabulary/)

[2]

IEEE 1484.12.1-2002, IEEE Standard for Learning Object Metadata (IEEE Стандарт для метаданных образовательного ресурса)

[3]

Date and Time Formats, W3C Note. (Форматы времени и даты. Заметки Консорциума Всемирной паутины (W3C). Доступно по текущей ссылке: http://www.w3.org/TR/NOTE-datetime)

[4]

MIME Media Types. (Многоцелевые расширения интернет-почты (MIME) Медиа типы. Доступно по текущей ссылке: http://www.iana.org/assignments/media-types/)

[5]

RFC 4646 Tags for Identifying Languages. (Рабочее предложение 4646 Теги для идентификации языков. Доступно по текущей ссылке: http://www.ietf.org/rfc/rfc4646.txt)

[6]

Getty Thesaurus of Geographic Names. (Тезаурус географических наименований. Доступно по текущей ссылке: http://www.getty.edu/research/conducting_research/vocabularies/tgn/)

УДК 681.118.087:006.354

МКС 03.100.30
35.240.99

П80

IDT

Ключевые слова: контекстные значения, метаданные ресурсов обучения, ресурс обучения, класс ресурсов, набор правил инициативы метаданных Дублинского ядра




Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018