allgosts.ru33. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ.АУДИО-И ВИДЕОТЕХНИКА33.070. Подвижные службы

ГОСТ Р 55534-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний навигационного модуля автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

Обозначение:
ГОСТ Р 55534-2013
Наименование:
Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний навигационного модуля автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб
Статус:
Действует
Дата введения:
01/01/2014
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
33.070.40

Текст ГОСТ Р 55534-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний навигационного модуля автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р 55534 — 2013



НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ

ПРИ АВАРИЯХ

Методы испытаний навигационного модуля автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

Издание официальное

2014

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Содействие развитию и использованию навигационных технологий* (НП «ГЛОНАСС»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 599-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТР 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок—в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gosl.ru)

©Стандартуыформ. 2014

Настоящий стандарт ив может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

5.1    Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной точности в

5.2    Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной точности в

5.3    Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной точности в

5.6    Проверка возможности определения навигационных параметров в системах координат

5.7    Оценка погрешности определения координат в плане и высоты в автономном статическом

5.10    Проверка времени восстановления слежения за сигналами рабочего созвездия НКА после

5.13    Проверка возможности изменения частоты выдачи данных в требуемом диапазоне значений

5.15    Проверка времени отключения питания навигационного модуля (навигационного приемника

Приложение В (обязательное) Основав параметры сценариев имитации навигационных сигналов

Приложение Г (обязательное) Пороговые значения гармонических помех навигационных сигналов

ш

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Методы испытаний навигационного модуля автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods for navigation module of in-vefede emergency cal system

Дата введения — 2014—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные системы и устройства вызова экстренных оперативных служб со встроенным навигационным модулем глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС).

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний навигационного модуля на соответствие требованиям ГОСТ Р 54620 в части навигационных характеристик и свойств.

Устанавливаемые настоящим стандартом методы испытаний могут использоваться для обязательного подтверждения соответствия автомобильной системы (устройства) вызова экстренных операпеных служб требованиям технических регламентов (1]. [2}. а также при проведении различных видов приемочных испытаний.

Настоящий стандарт может быть также применен для оценки соответствия навигационных характеристик и свойств аппаратуры спутниковой навигации требованиям, указанным в (1). [2]. (3].

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568—97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 12.1.019—2009 Система стандартов безопасности труда. Элекгробеэопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ Р 51794—2008 Глобальные навигационные спутниковые системы. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек

ГОСТ р 52230—2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

ГОСТ Р 52928—2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения

ГОСТ Р 54620—2011 Глобальная навигационная спутнисовая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

ГОСТ 12.1.030—81 Система стандартов безопасности труда. Зпектробеэопасностъ. Защитное заземление. зануление

ГОСТ 12.3.019—80 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности

ГОСТ 18321—73 Статистический контроль качества. Методы случайною отбора выборок штучной продукции

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссыпон-шх стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Нашюкапыъю стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 яьеаря текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарт» за текуивы год. Если заменен ссылон-шй стандарт, на который даю датированная ссылка, то рекомендуется использовать еерсмо этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настошего стандарта в ссылоишй стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено иэменете. затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положа ю рекомендуется применять без учета дачного изменения. Если ссылсзьый стандарт отманен без замены, то положа мо. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять е части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52928, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб: (АС): Система (устройство), устанавливаемые на колесном транспортном средстве соответствующей категорш и предназначенные для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС. передач* сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом (система) или ручном (устройство) режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Примечания:

1    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категорий М1 и N1 с технически допустимой массой могюо 2.5 т.

2    Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для оснащения транспортных средств категорий М1 и N1 с технически допустимой массой более 2.5 т. М2. М3. N2 и N3.

3    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществление передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.

4    Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщены о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях таоке и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, и сроки реализации устройством функ-щги автоматической передачи сообщены о транспортном средстве устанаегываются в (1). (2).

3.1    J2 аппаратура спутниковой навигации; Аппэрэтно программное устройство, устанавливаемое

на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС. обмена данными с дополнительным бортовым оборудованном, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.

3.1.3    навигационный модуль (навигационный приемник) ГНСС: Составная часть (компонент) автомобильной смстемы/устройства вызова экстренных оперативных служб, предназначенная для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам ГЛОНАСС. GPS и других глобальных навигационных спутниковых систем.

Примечание — Навигационый модугь. входяций а состав АС. может быть как встроенным в АС. так и внешним по отношению к ней (встроен в электронный блок другой аетомобигъной систем или устройства, устаноело! ■ ых не транспортном средства).

3.1.4

система экстренного реагирования при авариях (система «ЭРА-ГЛОНАСС»): Федеральная государственная автоматизированная навигационно-информационная система, функционирующая с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС) стандартной точюсти. реализующая доставку сообщений о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Российской Федерации экстренным оперативным службам.


Примечание — Аналогом системы «ЭРА ГЛОНАСС» является разрабатываемая общеевропейская система ©Call, с которой система «ЭРА-ГЛОНАСС» гармонизирована по основным функциональным свойствам (использование тонагъного модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе мм шмального набора даньх. едм-юобразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с годами. находящимися в кабнме транспортного средства и др.}.

(ГОСТ Р 54620—2011. статья 3.1.12]


3.1.5    режим «холодного» старта; состояние навигационного модуля ГНСС. при котором системное время, координаты местоположения, альманах ГНСС и эфемериды навигационных космических аппаратов неизвестны.

Примечание — Имеются в виду координаты местоположения фазового центра антежы ГНСС. подкгеочетой к навитацноы-юму модулю.

3.1.6    режим тестирования: Режим функционирования АС, предназначенный для проверки функциональных свойств и параметров АС как при эксплуатации систвмы/устройства в составе транспортного средства, так и при проведении различных испытаний АС.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

навигационная аппаратура потребителей: навигационный космический аппарат; навигационные сигналы: оперативное запоминающее устройство:

общеземная геоцентрическая система координат «Параметры Земли 1990 года»;

персональный компьютер:

руководство по эксплуатации:

сценарий имитащм;

система координат;

среднее квадратическое отклонение:

специальное программное обеспечение;


навигационный сигнал стандартной точности в ГНСС ГЛОНАСС, доступный широкому кругу гражданских потребителей; транспортное средство;

Э№1 и гуа шциинкан дикумек i ация.

псевдослучайный код. используемый в навигационных сигналах ГНСС GPS. доступных широкому Фугу гражданских потребителей;

сообщение протокола NMEA-0183. содержащее ««формацию об используемой системе координат,

глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки; сообщемю протокола NMEA-0183. содержащее информацию о времени, местоположении и годности навигационного решения;

сообщение протокола NMEA-0183. содержащее информацию о спутниках в навигационном решении:

сообщение протокола NMEA-0183. содержащее информацию о видимых спутниках: Global System for Mobile communications (глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой связи);

Position Dilution of Precision (геометрический фактор точности определения местоположения потребителя ГНСС в пространстве):

запрос на изменение параметров выдачи координат и времени в протоколе NMEA-0183: Recommended Standard (ре«сомеидоеанньм стандарт):

сообщение протокола NMEA-0183. содержащее рекомендованный минимум навигационных данных:

Subscriber Identity Module (модуль идентификации абонента. SIM-карта);

Universal Serial Bus (универсальная последовательная проводная шина);

з

VTG — сообщение протокола NMEA-0183. содержащее наземный курс и скорость:

WGS-64 — Всемирная геодезическая система координат.

4 Общие положения

4.1    Объектом испытаний является АС. в состав которой входит навигационный модуль (навигационный приешик ГНСС) и антенна ГНСС. определяющие навигационные характеристики и свойства испытываемой системы.

4.1.1    Общее число испытываемых образцов АС должно быть не менее 3 шт.

4.1.2    АС представляется на испытания в составе, определенном в ГОСТ Р 54620 (раздел 5). вместе с РЭ и программным обеспечением (на электронном носителе).

4.1.3    Прилагаемые документы на АС должны содержать:

•    серийный номер устройства:

•    версию аппаратной платформы:

•    версию программного обеспечения.

•    идентификатор поставщика устройства.

Примечание — Для проведения испыгэмм должен быть представлен оригинал РЭ. содержащий указанные саедвтя.

4.1.4    Навигационный модуль (навигационный приемник ГНСС) должен выдавать во внешние устройства измеренные навигационные параметры в формате протокола NMEA-0183 (сообщения RMC. GGA. VTG. GSA. DTM и GSV) (5). Порядок настройки АС для выдачи во внешние устройства указанной информации должен быть отражен в РЭ.

4.1.5    Образцы, представленные на исгытания. должны быть отобраны уполномоченным представителем испытательной лаборатории (органа по сертификации) из партии готовой продукции, принятой техническим контролером организации-изготовителя. По результатам отбора образцов составляется акт. разрабатываемый по форме в соответствии с приложением А.

4.2    Цель испытаний

Цель испытаний состоит в оценке соответствия навигационных характеристик и свойств АС. определяемых входящим в ее состав навигационным модулем, требованиям, установленным в ГОСТ Р 54620 (подраздел 8.1).

4.3    Условия проведения испытаний

4.3.1    Испытания АС проводят в режиме тестирования.

4.3.2    Испытания проводят в нормальных климатических условиях, характеризуемых следующими

значениями климатических факторов по ГОСТ Р 52230 (подпункт 4.2):

•    температура воздуха — (25 ± 10) *С:

•    относительная влажность воздуха от 45% до 80 %;

•    атмосферное давление от 84.0 до 106.7 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.).

Примечание — При проведении операций испытаны образец может находиться в диапазоне рабомх температур, указа них в ЭД.

4.3.3    Питание испытываемой АС осуществляется от имитатора бортоеой сети транспортного средства. Процедура испытаний «включить/еыкпючить» АС. отраженная в соответствующих пунктах методов испытаний, изложенных в разделе 5. соответствует процедуре «включить/выключить» зажигание ТС и должна осуществляться с помощью тумблера или иного выключателя, подающего (отключающего) питание имитатора бортоеой сети.

4.3.4    Техническое обслуживание испытываемых образцов в процессе испытаний не производится.

4.3.5    Испытательные режимы указаны в соответствующих пунктах методов испытаний, приведенных в разделе 5.

4.3.6    Для проведения испытаний АС в части навигационною модуля ГНСС применяется испытательное и вспомогательное оборудование, а также средства измере^ый. указанные в таблице Б.1 (приложение Б). Вместо указанных в таблице Б.1 средств испытаний допускается применять другие амалопимые средства. обеспечивающие определение характеристик спутниковой навигационной аппаратуры с требуемой точностью.

4.4 Требования по безопасности труда, предъявляемые при проведении испытаний:

•    все виды работ, проводимые при испытаниях, необходимо выполнять в соответствии с (4);

•    включение используемых при испытаниях средств измерений и испытательного оборудования разрешается производить то/ъко при подключенном к ним внешнем заземлении:

•    подключение и отключение кабелей, устройств и средств измерений разрешается производить только ори выключенном напряжении питания всех приборов, входящих в состав испытательной установки, и отключенной от цепей питания испытываемого образца.

При проведении испытаний необходимо соблюдать требования ГОСТ Р 12.1.019. ГОСТ 12.1.030. ГОСТ Р 12.3.019, а также требования безопасности, изложенные в ЗД на АС. измерительное и испытательное оборудование.

4.5 Объем испытаний (проверок)

Состав и рекомендуемая последовательность испытаний (проверок) приведены в таблице 1.

Каждый из видов испытаний, указанных в таблице 1. проводится на каждом из образцов, представленных на испытания.

Примечание — Допускается изменение последовательности проверок с сохранением условий и режимов. приведщкых в соответствующем разделе методик.

Таблица 1 — Состав и рекомендуемая последовательность испытания

виды испытания (проверки}

Требование по ГОСТ Р 54620

Номер по Дрездена

Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной точности в диапазоне L1 ГНСС ГЛОНАСС с целью определения координат местоположения и составляющих вектора скорости транспортного средства

8.1.2. 8.1.5

5.1

Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной точности в диапазоне L1 ГНСС GPS с целью определения координат местоположения и составляющих вектора аюрости транспортного средства

8.1.3. 8.1.4

5.2

Проверка возможности приема и обработок навигационных сигналов стандартной точности в диапазоне L1 ГНСС ГЛОНАСС и GPS с целью определения координат местоположения и составляющих вектора скорости транспортного средства

3.1.1

5.3

Проверка возможности выдачи во внешние устройства информации о наеигэдо-омчых параметрах в форьете NMEA-0183

8.1.15

5.4

Проверка алгоритма автономного контроля достоверности нэаигадоонных определений и исключетя недостоверных измерений (RAJM)

8.1.4

5.5

Проверка возможности определения навигационных параметров е системах координат ПЗ-90 и VVGS-84

8.1.8

5.6

Оценка погрешности определения координат а плане и высоты в автономном статической режиме

8.1.7

5.7

Оцемв погрешности определения коордтзт е пл»ю. высоты и скорости в динамическом режиме

8.1.7

5.8

Проверка минимального временного интервала обновления обсервационных данных

8.1.8

5.9

Проверка времени восстановления слежения за сигналами рабочего созвездия ЖА после срыва слежения из-за затенения

8.1.9

5.10

Определение времени решения навигационной задачи а режиме «холодного» старта

8.1.10

5.11

Определение чувствительности навигационного модуля ГНСС в режимах: - поиска (захвата) сигналов ГНСС:

• удержания (слежения) сигналов ГНСС

8.1.11

5.12

Окончание таблицы 1

Виды испытания (проверки)

Требование ло ГОСТ Р 54620

Номер подрездепа

Проверка возможности изменения частоты выдачи данных е требуемом диапазоне значений с помощью параметра настрочки GNSS_DATA_RATE

8.1.12. 8.1.13

5.13

Проверка минимального угла возвышения (угла отсечки) навигационных космических аппаратов

8.1.14

5.14

Проверка времени отключения питания навигациотого модуля (навигациоюю-го приемника ГНСС) после выключения зажигания

8.1.16

5.15

Проверка выполнения требований назначения при воздействии гармонически помех

8.1.17

5.16

Проверка обеспечения слежения за сигналами ГНСС при воздействит импульсных помех

8.1.18

5.17

4.6    Если при проведении испытаний вычисление погрешностей определения навигационным моду* лем координат местоположения и скорости движения осуществляется с помощью специального программ* иого обеспечения, то программы для проееде+ыя необходимых расчетов должны основываться на использовании формул, приведенных в разделе 5.

4.7    Используемое при испытаниях испытательное оборудование должно быть аттестовано по ГОСТ Р 8.568 и иметь свидетельство об аттестации с не истекшим сроком аттестации на период проведения испытаний.

4.8    Все средства испытаний должны быть исправны, иметь свидетельство об утверждения типа (для средств измерений).

4.9    Средства измерений должны быть поверены (иметь свидетельства о поверке или оттиск лов бдительного клейма на приборе или в ЭД с не истекшим сроком поверки на период проведения испытаний).

4.10    Отчетность по результатам испытаний

По результатам испытаний (проверки) оформляют протокол испытаний и измерений, в котором указы*

вают

•    наименование испытате/ъной лаборатории (центра), местонахождение, телефон, факс и адрес электронной почты;

•    идентификационные параметры испытываемого образца:

•    условия проведения испытаний:

•    описание методики проведения испытаний и измерений со ссылкой на настоящий стандарт;

•    используемое испытательное оборудование и средства измерений;

•    результаты измерений навигационных характеристик и свойств в отношении навигационного модуля ГНСС. входящего в состав АС:

•    перечень разделов (пунктов и подпунктов) нормативных документов (ГОСТ Р и др.}, содержащих требования, соответствие которым устанавливается, и результаты оценки соответствия в отношении каждого отдельного требования.

•    заключение о соответствии испытываемого образца установленным требованиям:

•    должность, фамилия и подпись лица, проводившего испытания и измерения:

•    должность, фамилия и подпись руководителя испытательной лаборатории (центра), заверенная печатью исгьггатегьной лаборатории (центра):

- дата проведения испытаний и измерений, дата оформления и регистрационный номер протокола.

5 Методы испытаний

5.1    Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной

точности в диапазоне L1 ГНСС ГЛОНАСС с целью определения координат местоположения

и составляющих вектора скорости транспортного средства

5.1.1    Собрать схему в соответствии с рисунком Д.1 (Приложение Д).

5.1.2    Подготовить АС к работе согласно РЭ. включить АС и с помощью РЭ и программного обеспечения разработчика настроить навигационный модугь на прием сигналов только ГНСС ГЛОНАСС.

Примечание — Здесь и далее по тексту операция «включить АС» подразумевает реализацию процедуры а соответствии с 4.3.3.

5.1.3    Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Запустить сценарий имитации толь* ко по сигналам ГНСС ГЛОНАСС с параметрами траектории движения, приведенными в таблице В.2.

5.1.4    Испытание по проверке возможности приема и обработки сигналов ГНСС ГЛОНАСС проведено успешно, если определены координаты местоположения и составляющие вектора скорости АС. отображение которых можно наблюдать на ПК.

5.2 Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной точности в диапазоне L1 ГНСС GPS с целью определения координат местоположения и составляющих вектора скорости транспортного средства

5.2.1    Собрать схему в соответствии с рисунком Д.1.

5.2.2    Подготовить АС к работе согласно РЭ. включить АС и с помощью РЭ и программного обеспечения разработчика настроить навигационный модуль на прием сигналов только ГНСС GPS.

5.2.3    Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Запустить СИ только по сигналам ГНСС GPS с параметрами траектории движения, приведенными в таблице В.2.

5.2.4    Испытание по проверке возможности приема и обработки сигналов ГНСС GPS проведено успешно. если определены координаты местоположения АС. отображение которых можно наблюдать на ПК.

5.3 Проверка возможности приема и обработки навигационных сигналов стандартной точности в диапазоне L1 ГНСС ГЛОНАСС и GPS с целью определения координат местоположения и составляющих вектора скорости транспортного средства

5.3.1    Собрать схему е соответствии с рисунком Д.1.

5.3.2    Подготовить АС к работе согласно руководству по эксплуатации. Вкгочить АС и с помощью РЭ и программного обеспечения разработчика настроить навигационный модуль на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS.

5.3.3    Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Запустить СИ по сигналам ГНСС ГЛОНАСС и GPS с параметрами траектории движения, приведенными в таблице В.2.

5.3.4    Испытание по проверке возможности приема и обработки сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS проведено успешно, если определены координаты местоположения АС. отображение которых можно наблюдать на ПК.

5.4    Проверка возможности выдачи во внешние устройства информации о навигационных параметрах в формате NMEA-0183

5.4.1    Собрать схему е соответствии с рисунком Д.1.

5.4.2    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Вкгьочить АС и с помощью РЭ и программного обеспечения разработчика настроить навигационный модуль на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS. Настроить навигационный модуль не выдачу сообщений NMEA-0183 {сообщения RMC, CCA. VTC. GSA и CSV по [5]).

5.4.3    Подготовить имитатор к работе е соответствии с РЭ на него. Запустить сценарий имитации сигналов ГНСС ГЛОНАСС/GPS с параметрами, приведенными в таблице В.1

5.4.4    Установить по соответствующему интерфейсу соединение АС с ПК. Проконтролировать возможность получения навигационной информации по протоколу NMEA-0183 (5].

5.4.5    Результат испытаний считать положительным, если получена навигационная информация по протоколу NMEA-0183 [5).

5.5    Проверка алгоритма автономного контроля достоверности навигационных определений и исключения недостоверных измерений (RAJM)

5.5.1    Собрать схему е соответствии с рисунком Д.1.

5.5.2    Сформировать сценарий имитации с помощью специального программного обеспечения для имитатора сигналов ГНСС ГЛОНАСС/GPS с параметрами, приведенными е таблице В.1. с моделируемыми ошибками эфемеридно—временной информации для любых трех НКА ГНСС ГЛОНАСС/GPS через 10 мин после начала сценария имитации.

5.5.3    Запустить сформированный сценарий имитации на исполнение.

5.5.4    После 10 мин исполнения сценария имитации с помощью специального программного обеспечения для навигационного модуля ГНСС убедиться в отсутствии приема сигналов НКА. для которых моделируются ошибки эфемеридно временной информации.

5.5.5    Результаты испытаний считать положительными, если выполнены требования 5.5.4.

5.6 Проверка возможности определения навигационных параметров в системах координат ПЗ-90 и WGS-84

5.6.1 Собрать схему е соответствии с рисунком Д.1.

5.6.2    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС и с помощью РЭ и программного обеспечения разработчика настроить навигационный модуль на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и на выдачу навигационных параметров в системе координат ПЗ-90.

Примечание — Допускается испольэооа>мо сообщения PIRTR для установки рабочем система координат (5).

5.6.3    Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Запустить СИ только по сигналам ГНСС ГЛОНАСС с параметрами траектории движения, приведенными в таблице В.1.

5.6.4    Убедиться, что навигационные параметры с использованием сигналов ГЛОНАСС успешно рассчитаны и отображаются в системе координат ПЗ-90 (сообщение DTM по (5]).

5.6.5    Настроить навигационный модуль на выдачу сообщений по протоколу NMEA-0183 (сообщения GGA. RMC. VTG. GSA и GSV по (5]) с частотой 1 Гц.

5.6.6    Записать в файл сообщения, выдаваемые навигационным модулем ГНСС. до момента завершения выбранного СИ.

5.6.7    Повторить процедуры испытаний по 5.6.1—5.6.5 для рабочей системы координат WGS-84.

5.6.8    Выбрать из каждого массива данных, записанного по 5.6.6.50 сообщений GGA(RMC) в одни и те же моменты времени.

5.6.9    В соответствии с ГОСТ Р 51794 провести пересчет координат из системы координат, в которой проведены измерение, в другую систему.

5.6.10    Сравнить определенные при испытаниях и пересчитанные координаты, учитывая допустимые значения погрешности определения координат местоположения, указанные в ГОСТ Р 54620 (пункт 8.1.7).

5.6.11    Результаты испытаний считать положительными, если массив координат, полученный при испытаниях. соответствует расчетному.

5.7 Оценка погрешности определения координат в плане и высоты в автономном

статическом режиме

5.7.1    Собрать схему в соответствии с рисунком Д.1.

5.7.2    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС и с помощью программного обеспечения разработчика убедиться, что навигационный модуль настроен на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS. а значение параметра настройки GNSS_MIN_ELEVAT10N установлено равным 5 градусам. Настроить навигационный модуль на выдачу сообщений по протоколу NMEA-0183 (сообщения GGA. RMC. VTG. GSA и GSV по (5)) с частотой 1 Гц.

Примечание — Настройка частоты выдачт навигационных сообщении навигационным модулем АС осуществляется с помощью параметра установи GNSS_DATA_RATE.

5.7.3    Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Запустить СИ только по сигналам ГНСС ГЛОНАСС с параметрами имитации, приеедежыми в таблице В.1.

5.7.4    При получении после запуска СИ навигационного решения обеспечить запись в файл сообщений. выдаваемых навигационным модулем ГНСС. до момента завершения выбранного СИ.

5.7.5    Выделить из файла информацию, содержащуюся в сообщениях GGA (RMC). об определенных в ходе испытаний координатах местоположения: широты (8). долготы (L) и высоты (Н).

5.7.6    Рассчитать систематическую погрешность определения координат на интервалах стационарности по формулам (1). (2). например, для координаты В (широта):

±BU) = B(j)-    (D

5.7.7 Рассчитать среднее квадратическое отклонение результата определений координат по форму* пе (3). например, для координаты В:

H'-’T, ■    <3>

Аналогичным образом рассчитать СКО результата определений координат L и Н.

5.7.8 Перевести рассчитанные значения погрешности определения широты и долготы из угловых секунд в метры по формулам (4). (5):

• для широты:

•для долготы:


о© (и) = 2 ■


а{1 - вг)

(1 - а аюгф)зу7


0.5* *

180 3600"


<JL (м) = 2


а - cos 9 - вг атгф


0.5* я 180 3600*'


(4)

(5)


где а — большая полуось эллипсоида, м: е — первый эксцентриситет;

? — текущая широта, рад.

5.7.9 Рассчитать погрешность определения координат в плане и высоты (при доверительной вероятности 0.95) по формулам (6) и (7) соответственно:

= JdB (м) +Аг(м) + 2 JaJ (м)+о£ (м).    (6)

Пн = dH + 2d*.    (7)

5.7.10    Повторить процедуры испытаний по 5.7.3—5.7.9 по СИ только сигналов ГНСС GPS с параметрами имитации, приведенными в таблице В.1.

5.7.11    Повторить процедуры испытаний по 5.7.3—5.7.9 по СИ сигналов совмещенного созвездия ГНСС ГЛОНАСС и GPS с параметрами имитации, приведенными в таблице В.1.

5.7.12    Повторить процедуры испытаний по 5.7.2—5.7.11 для остальных образцов АС. представлен* мых на испытания.

5.7.13    Определить средние по результатам испытаний значения показателей (6) и (7) с учетом общего числа испытанных образцов АС.

5.7.14    Подключить к испытываемому образцу антенну ГНСС. входящую в состав системы и перевести навигационный модуль в режим приема сигналов соответствующей ГНСС. Повторить процедуры исты-таний по 5.7.4—5.7.13 в реальном масштабе времени при подаче навигационных сигналов от актенш. расположенной на геодезическом пункте (реперной точке) по реальным сигналам:

•    ГНСС ГЛОНАСС;

•    ГНСС GPS:

•    ГНСС ГЛОНАСС/GPS.

Примечание — Перевод навигационного модуля в режимы приема сигналов соответствующей ГНСС игм совмещенного созвездия НКА ГНСС осуществляется порядком, изложенным в РЭ на АС.

5.7.15    Результаты испытаний считают удовлетворительными, если полученные в ходе испытаний по* грешности (при доверительной вероятности 0.95) определения координат и высоты не превышают допустимых значений, указанных е ГОСТ Р 54620 (пункт 8.1.7).

5.8 Оценка погрешности определения координат в плане, высоты и скорости

в динамическом режиме

5.8.1    Собрать схему е соответствии с рисунком Д.1.

5.8.2    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС и с помощью программного обеспечения разработчика убедиться, что навигационный модуль настроен на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS. а значение параметра настройки GNSS_MIN_ELEVATK>N установлено равным 5*. Настроить навигационный модуль на выдачу сообщений по протоколу NMEA-0183 (сообщения GGA. RMC. VTG. GSA и GSV по [5]) с частотой 1 Гц.

Примечание — Настроив частоты выданы навигационных сообщений навигационным модулем АС осуществляется с помощью параметра установки GNSS_DATA_RATE.

5.8.3    Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Запустить СИ для движения с ускорением до максимальной скорости, установленной в эксплуатационной документации на испытываемую АС. с имитацией только сигналов ГНСС ГЛОНАСС (таблица В.2).

5.8.4    При получении после запуска СИ навигационного решения провести запись в файл сообщений, выдаваемых модулем ГНСС до момента завершения выбранного СИ.

5.8.5    Выделить из файла информацию, содержащуюся в сообщениях, об определенных навигационным модулем координатах (широты, долготы, высоты) и скорости движения.

5.8.6    Рассчитать погрешность определения координат в плане и высоты (для доверительной вероятности 0.95) по формулам (1)—(7).

5.8.7    Рассчитать систематическую погрешность и среднее квадратическое отклонение результата определения скорости по формулам (8)—(10):

AV(/)a Ц»-^.    (8)

IavO).    (9)

aV =


l(YU)-dVf


N - 1


(10)


где V'MCT; — действительное значение скорости в /'«й момент времени, м/с;

Vf    — измеренное значение скорости в >м момент времени, м/с;

N —число измерений сообщений RMC (VTG). поступивших при испытаниях от навигационного модуля.

5.8.8 Рассчитать погрешность (при доверительной вероятности 0.95) определения скорости по фор-муле (11):

П„ = dV ♦ 2ov    (11)

5.0.9 Перевести СИ движения с ускорением до максимальной скорости в режим имитации сигналов только ГНСС GPS и выполнить процедуры по 5.8.4—5.8.8.

5.8.10    Перевести СИ движения с ускорением до максимальной скорости в режим имитации сигналов совмещенного созвездия ГНСС ГЛОНАСС и GPS и выполнить процедуры по 5.8.4—5.8.8.

5.8.11    Повторить процедуры испытаний по 5.8.2—5.8.10 для остальных образцов АС. представленных на испытания.

5.8.12    Определить средние значения показателей формул (6). (7)и (11) по результатам испытаний АС с использованием СИ движения с ускорением до максимальной скорости (таблица В.2 (приложение В)) с учетом общего числа испытанных образцов АС.

5.8.13    Повторить процедуры испытаний по 5.8.2—5.8.12 для сценариев имитации движения с маневрированием (таблица В.З (приложение В)) и движения в местах затенения и неуверенного приема навигационных сигналов (таблица В.4 (приложение В)).

5.8.14    Определить средние значения показателей (6). (7) и (11) по результатам испытаний АС в дта-мическом режиме с учетом общего числа сценариев имитации, реализованных для данного режима.

5.8.15    Результаты исгытания АС в динамическом режиме считаются удовлетворительными, если полученные в ходе испытаний погрешности (при доверительной вероятности 0.95) определения координат в плане. высоты, а также скорости движения не превышают допустимых значений, указанных в ГОСТ Р 54620 (пункт 8.1.7).

5.9 Проверка минимального временного интервала обновления обсервационных данных

5.9.1    Проанализировать файл срвэультатами испытаний по 5.8. Убедиться в отсутствии ооинакоеых значений координат для смежных (по временной метке) сообщений GGA.

5.9.2    Результат испытания считать положительным, если выполняется условие в 5.9.1.

5.10    Проверка времени восстановления слежения за сигналами рабочего созвездия НКА

после срыва слежения из-за затенения

5.10.1    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС. С помощью программного обеспечения разработчика убедиться, что модуль ГНСС настроен на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS.

5.10.2    Подключить антенну ГНСС к АС.

5.10.3    Дождаться получения навигационного решения навигационным модулем АС.

5.10.4    Отключить антенну от АС (навигационного модуля АС) и вновь подключить через интервал времени от 20 до 60 с.

При помощи секундомера зафиксировать временной интервал между моментами отключения/подключения антенны и появлетем в диалоговом окне интерфейсной программы информации о восстановлении слежения за НКА из рабочего созвездия (получения первого после подключения антенны навигационного решения).

5.10.5    Процедуру испытаний по 5.10.4 повторить не менее 30 раз.

5.10.6    По выборке из проеедетых измерений рассчитать среднее значение времени восстаноеле»мя слежения за сигналами рабочего созвездия НКА при выходе АС из зоны затенения с учетом числа образцов АС. представленных на испытания.

5.10.7    Результат испытания омтать положительным, ест среднее значемю времени восстановления слежения за сигналами рабочего созвездия НКА после потери слежения из-за затенений не более 5 с после восстановления видимости НКА.

5.10.8    С помощью программного обеспечения разработчика АС и РЭ настроить навигационный модуль АС на прием сигналов только от НКА ГЛОНАСС и повторить процедуры испытаний по 5.102—5.10.7.

5.10.9    С помощью программного обеспечения разработчика АС и РЭ настроить навигационный модуль АС на прием сигналов только от НКА GPS и повторить процедуры испытаний по 5.10.2—5.10.7.

5.11    Определение времени решения навигационной задачи в режиме «холодного» старта

5.11.1    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС. С помощью программного обеспечения разработчика убедиться, что модуль ГНСС настроен на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS.

5.112 Произвести сброс всех эфемерид НКА и альманахов систем из ОЗУ навигационного модуля ГНСС.

5.11.3    Подключить антенну ГНСС к АС. При помощи секундомера отметить временной интервал между моментами подключения антенны и появлением е диалоговом окне интерфейсной программы результата решения навигационной задачи.

5.11.4    Процедуры испытаний по 5.11.2 и 5.11.3 провести не менее 30 раз.

5.11.5    По выборке из проведенных измерений рассчитать среднее значение време+ы принятия решения навигационной задачи в режиме «холодного» старта (неизвестны а/ьманах. эфемериды, время, координаты) с учетом числе образцов АС. представленных на испытания.

5.11.6    С помощью программного обеспечения разработчика АС и РЭ настроить навигационный модуль АС на прием сигналов только от НКА ГЛОНАСС и повторить процедуры испытаний по 5.11.2—5.11.5.

5.11.7    С помощью программного обеспечения разработчика АС и РЭ настроить навигационный модуль АС на прием сигналов только от НКА GPS и повторить процедуры испытаний по 5.11.2—5.11.5.

5.11.8    Результат испытания ом тать положительным, если средние значения интервала времени, рассчитанного по 5.11.5. не превышают 60 с.

5.12    Определение чувствительности навигационного модуля в режиме поиска (захвата)

и в режиме удержания (слежения) сигналов ГНСС

5.12.1    Включить векторный анализатор цепей. Произвести калибровку ВАЦ согласно РЭ на него.

5.12.2    Собрать схему в соответствии с рисунком Д.2.

5.12.3    Установить на аттенюаторах нулевые значения ослабления тракта. Произвести измерения ам

плитудно-частотной характеристики данного тракта в частотном диапазоне L1 сигналов ГНСС ГЛОНАСС/GPS. Зафиксировать среднее значение коэффициента передачи тракта К,,    в (ДБ) в данном диапазоне частот.

5.12.4    Собрать схему в соответствии с рисунком Д.З.

5.12.5    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС. С помощью программного обеспечения разработчика убедиться, что навигационный модуль настроен на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS. Произвести сброс всех эфемерид НКА и альманах системы из ОЗУ навигационного модуля ГНСС. что соответствует режиму «холодного» старта навигационного модуля АС.

5.12.6    Установить на аттенюаторах значения ослабления тракта равным 110 дБ. Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Запустить сценарий имитации сигналов ГНСС ГЛОНАСС/GPS с

параметрами, приведенными в таблице В.1. На имитаторе установить уровень выходной мощности М4нус 150 дБВт.

5.12.7    Проконтролировать 8 диалоговом окне интерфейсной программы сброс даты, времени и координат.

5.12.8    С шагом 1 дБ уменьшать выставленное на аттенюаторах ослабление тракта (увеличивать мощность навигационного сигнала на входе навигационного модуля) до того момента, пока АС решит навигационную задачу. Зафиксировать показания аттенюаторов Аа„ и с учетом значения коэффициента передачи тракта рассчитать значение чувствительности Рт» навигационного модуля по формуле (12).

Примечание — Перемер юлив аттенюаторов осуществлять с периодичностью не менее 120 с для контроля нашчия/отсутствия навигашонного решения, выдаваемого навигационньш модулем АС.

(ПИ)


= Р«(н ♦ Р.


♦Ад


(12)


5.12.9    Установить на аттенюаторах значение ослабления тракта таким, чтобы уровень сигнала на антенном входе АС составил минус 160 дБВт. В течение 15 мин дать навигационному модулю возможность набрать эфемериды рабочих НКА и альманах ГНСС.

5.12.10    С шагом 1 дБ увеличивать выставленное на аттенюаторах ослабление тракта (уменьшать мощность навигационного сигнала) до момента сброса решения навигационной задачи. Зафиксировать, с учетом начального значения коэффициента передачи тракта. уровень сигнала ГНСС на антенном входе АС. при котором моду/ъ ГНСС имел последнее решение навигационной задачи в режиме удержания (слежения).

5.12.11    Результаты испытаний считать положительными, если для всех образцов АС. представленных на испытания, зафиксированный в 5.12.8 уровень сигнала ГНСС на антенном входе АС е режиме поиска не более минус 163 дБВт и если зафиксированный в 5.12.10 уровень сигнала ГНСС на антенном входе АС в режиме удержания (слежения) не более минус 188 дБВт.

5.13 Проверка возможности изменения частоты выдачи данных в требуемом диапазоне

значений с помощью параметра настройки GNSS_DATA_RATE

5.13.1    Собрать схему е соответствии с рисунком Д.4.

Примечания

1.    Испытания рекомендуется совмещать с испытаниями по 5.в.

2.    Для АС. иаоигациосый модуль которых не позволяет изменять частоту выдачи юсигационных данных, испытания проводят 8 соответствии с 5.13.2—5.13.5.

3.    Для АС. навигационной модуль которых позволяет изменять частоту выдачи навигационных данных, испытания проводят в соответствии с 5.13.2—5.13.В после завершения испытании по оценке навигационных параметров по совмещенной груптровкв ГЛОНАСС/GPS по 5.8.

5.13.2    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС. С помощью программного обеспечения разработчика убедиться, что модуль ГНСС настроен на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS. Настроить навигационный модуль на выдачу сообщений по протоколу NMEA-0183 (сообщения GGA, RMC, GGA. VTG. GSA и GSV) по [5]) с частотой 1 Гц.

Примечание — Насгройса частоты выдам навигационных сообщений навигационным модулем АС осуществляется с помощью параметра установок GNSS_DATA_RATE.

5.13.3    Включить и настроить осциллограф на прием сигналов е заданной полосе частот.

5.13.4    Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Запустить СИ для движения с ускорением до максимальной скорости, установленной в эксплуатационной документации на испытываемую АС с имитацией сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS (таблица В.2 (приложение В)).

5.13.5    При получении навигационного решения убедиться с помощью осциллографа, что частота выдачи данных навигационным модулем соответствует установленной.

5.13.6    Остановить СИ и в настройсах наеизционного модуля ГНСС (параметр настройки GNSS_DATA_RATE) установить другое значение частоты, например 2 Гц.

5.13.7    Запустить СИ и при помощи осциллографа убедиться, что частота выдачи данных соответствует установленной.

5.13.8    Повторить требования, указанные в 5.13.6 и 5.13.7. с последовательной установкой значений параметра GNSS_DATA_RATE. равными 5 и 10 Гц.

5.13.9 Рвзугктат испытаний считается положитегъным. если для всех образцов АС. представленных на испытания, возможна установка paarv**>ix частот выдали данных определяемых параметром GNSS_DATA_RATE. в диапазоне значений 1. 2.5.10 Гц.

5.14    Проверка минимального угла возвышения (угла отсечки) навигационных космических

аппаратов

5.14.1    Собрать схему в соответствии с рисунком Д.1.

5.14.2    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС. С помощью программного обеспечения разработчика убедиться, что навигационный модуль настроен на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS.

5.14.3    С помощью программного обеспечения разработчика ввести значение параметра GNSS_MIN_ELEVATION (минимального угла возвышения НКА или угла отсечки), равным 5°.

5.14.4    Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Для сценария имитации сигналов ГНСС ГПОНАСС/GPS (таблица В.1) определить из числа нисходящих НКА навигационный спутник (ГЛОНАСС или GPS). для которого момент времени f, по достижению угла возвышения, равного 5®. будет бгмжайшиы от момента запуска СИ. Записать указанный момент времени и условный номер навигационного спутника, которому этот момент времени соответствует.

5.145 Запустить сценарий имитации систем ГЛОНАСС/GPS с параметрами, приведенными в таблице В.1.

5.14.6    Наблюдать на мониторе ПК выбранный НКА и убедиться, что после прохождения момента времени Г, он исключен из обработки (сообщение GSA). Остановить сценарий.

5.14.7    С помощью программного обеспечения разработчика ввести значение параметра GNSS_MIN_ELEVAT!ON (минимального угла возвышения НКА или угла отсечки), равным 15*.

Повторить требования, указанные в 5.14.4—5.14.6. лртяв за момент запуска СИ момент времени г,.

5.14.8    Результаты испытаний считать положительными, если для всех образцов АС. представленных на испытания, угол отсечки для выбранных НКА соответствует установленным (5*. 15*).

5.15    Проверка времени отключения питания навигационного модуля (навигационного

приемника ГНСС) после выключения зажигания

5.15.1    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС. С помощью программного обеспечения разработчика выйти в режим просмотра и изменения параметров настройки установочных параметров АС.

5.15.2    Проверить и записать значение параметра настройки GNSS_POWER_OFF_TlME в образце АС. представленном на испытания. Ввести новое значение параметра настройки GNSS_POWER_OFF_TIME. равное 10с.

Примечание — Исходное мачение параметра должно быть 500 мс (ГОСТ Р 54620. приложение А).

5.15.3    Выключить АС и при помощи секундомера зафиксировать фактическое время отклонения АС

по индикатору состояния системы.

5.15.4    Убедиться, что для всех образцов АС. представленных на испытания, зафиксированное время отключения соответствует значению, заданному в 5.16.2.

5.15.5    Порядком, изложенным в 5.15.1—5.15.2. ввести исходное значение параметра GNSS_POWER_OFF_TlME.

П ри м е ч а н ив— Проверка по 5.15является факультативной для штэпыхсистем (ГОСТ Р 54620. пункт в.1.6).

5.16    Проверка выполнения требований назначения при воздействии гармонических помех

5.16.1    Собрать схему в соответствии с рисунком Д.5.

5.16.2    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС. С помощью программного обеспечения разработчика убедиться, что модуль ГНСС настроен на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS.

5.16.3    Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Установить уровень мощности полезных сигналов, равным минус 161 дБВт.

5.16.4    Подготовить генератор гармонических помех к работе а соответствии с РЭ на него.

5.16.5    Повторить испытания, указанные а 5.1.5.5.5.7.5.8.5.9.5.10.5.11. последовательно подавая гармонические помехи в пределах пороговых значений, указанных а таблице Г.1 для проверки работы по сигналам ГЛОНАСС стандартной точности в диапазоне L1.

5.16.6    Испытания считаются успешными, если для всех образцов АС. представленных на испытания, обеспечивается выполнение требований назначения АС в режиме работы по сигналам ГЛОНАСС для всех значений гармонической помехи по таблице Г.1.

5.16.7    Повторить испытания указанные в 5.2, 5.5, 5.7.5.8. 5.9. 5.10, 5.11. последовательно подавая гармонические помехи в пределах пороговых значений, указанных а таблице Г2 для проверки работы по сигналам GPS.

5.16.8 Испытания считаются успешными, если для всех образцов АС. представленных на испытания, обеспечивается выполнение требований назначения АС при режиме работы по сигналам GPS для всех значений таблицы Г2.

5.17 Проверка обеспечения слежения за сигналами ГНСС при воздействии импульсных помех

5.17.1    Собрать схему в соответствии с рисунком Д.5.

5.17.2    Подготовить АС к работе согласно РЭ. Включить АС. С помощью программного обеспечения разработчика убедиться, что модуль ГНСС настроен на прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS.

5.17.3    Подготовить имитатор к работе в соответствии с РЭ на него. Установить уровень мощности полезных сигналов, равным минус 161 дБВт

5.17.4    Подождать 15 мин и убедится, что модуль ГНСС перешел в режим слежения за НКА из рабочего созвездия ГНСС.

5.17.5    Подготовить генератор импульсных помех к работе в соответствии с РЭ на него.

5.17.6    Подать импугъсмые помехи с заданными параметрами:

•    частотный диапазон — от 1565,42 МГц до 1609.36 МГц для ГЛОНАСС/GPS:

- пороговое значение уровня сигнала помехи (пиковая мощность импульса) — минус 10 дБВт:

•    длительность импульса — £ 1 мс;

•    скважность — а 10.

5.17.7    Наблюдать в течение 15 мин за появле»ыем в диалоговом окне интерфейсной программы информации о слежении за НКА из рабочего созвездия и передачи координат ГЛОНАСС и GPS.

5.17.8    Испытания считаются успешными, если для всех образцов АС. представленных на испытания, не зафиксировано случаев срывов слежения за рабочим созвездием НКА ГЛОНАСС/GPS в период воздействия импульсной помехи.

Форма акта отбора образцов

АКТ

отбора образцов (нааиеноааяпе продушии)

1    Наименование предприятия, изготовившего лродукцюо. его помменностъ_

2    Наименование организации (подразделения), где отбиралась продукция_

3    Наименование вида продукции_

(серийный выпуск или партия определенного

_. размер партии_

размера tuw единица продукты)

4    Наименование документа, по которому изготовлена продукция_

5    Цель направления продукции на испытания _

дата

6    Место отбора образцов_

Ne образцов _

7    Результат наружного осмотра образцов _

в N9 документа_

и дата сдачи-приемки образцов в ИЛ _

9    Образцы отобраш методом наибольшей объективности по ГОСТ 16321 и олломбироваш

10    Образцы упакованы_

(упаюааа или транспортная тара)

11    Дата отправки образцов в ИЛ _

12    Образцы отправлены в ИЛ_

(иарочмгм. по почте и др.)

Представитель заявителя


Представитель испытательной лаборатории

(подпись)


(расшифровка подписи)


(подпись)    {расшифровка подписи)


Перечень средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования

Таблица Б.1 — Перемен» средств измерения, испытательного и вспомогательного оборудования

Наименоедние средства испыталий

Требуемые технические характеристика средства испытаний

Рекомендуемое средство испытаний (тип)

Диапазон измерение

Погрешность измерений

Геодезиивсем пункт

Координаты должны быть представлены в системах геодезтеских параметров Земли 1990 г. (ПЗ-90) и WGS-84

Разность координат при передаче от сети геодезических пунктов не более 0.1 м.

Средняя квадратическая погрешность определения коор-дкыат относительно геодезических пунктов в системах координат ПЗ-90. WGS-84 ш более 0.1м

Геодезический пункт

Антенна

гнсс

Диапазон рабочюс частот (1570—1610) МГц;

Коэффициент усиле-нп 41 дБ:

Коэффициент шума в диапазоне L1 ГНСС. не более 3.5 дБ

Погрешность измерения коэффициента усилетя ± 2.5 дБ

Блок антенньм из комплекта НАЛ ГНСС ГЛОНАСС/GPS «БРИЗ-Мв» 14Ц814.ТДЦК.461513.004

Усилитель

ыалошумящий

Диапазон частот 950 ...2150 МГц;

Коэффициент шума не более 2.0 дБ;

Коэффициент усиле-24 ± 2 дБ

Уси/мтегъ малошумяций ZRL-2150+

Источим литания

Диапазон установки напряжения постоя иного тока от 0.1 до 30 В

Сила тока выходного гелряжемю не менее 3 А

пг0±з%

ГГ, ± 1 %

Источтк питания АТН-2031

Имитатор сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS

Число имитируемых сигналов — не менее 16

СКО случайной составляющей основной погрешности формирования беззалросмой дальности до НКА ГНСС ГЛОНАСС/GPS не бопее:

-    по фазе дальномерного мода — 0.1 м;

-    по фазе несущей частоты — 0.001 м:

-    по псевдоскорости — 0.005 м/с.

Имитаторы сигналов космических навигационных систем mOHACC/GPS;

•    СН-3803М;

•    СН-3805М:

•    GSS6300.

Секундомер

цифровой

Максимальный объем слета — 9 ч 59 мин 59.99 с

Суточным ход при (25+5)'С не более ♦ 1.0 с.

Дискретность отсчета време->м — 0.01с.

«ИНТЕГРАЛ С-01»

Окончание таблицы Б. 1

Наинепомние сродства испытамли

Требуемые технические характеристики средстм испытаний

Рекомендуемое средстао испытаний (тип)

Диапазон измерены*

Погрешность намерении

Векторный

анализатор

цепей

Диапазон частот 300 id*u ... 4 ГГц

Динамический диапазон (минус 85 ... 40) дБ

nrF 1 10"*

ПГд(0.1_. 0.5) дБ

Векторный анализатор цепей Rohde & Schwarz ZVB-4

Аттенюатор

Динамический диапазон (0 ... 11>дБ

ПГ ± 0.5 дБ

Аттемоатор HP 8494А

Аттенюатор

Динамический диапазон (0 ...110) дБ

ПГ± 0.5 дБ

Аттемоатор HP 8496А

Генератор

сигналов

Частотный диапазон (1...2) ГГц;

Динамический диапазон

(минус 150 ... минус 5) дБВт

ПГг ± 1 10-®

ПГА (05 _ 0.9) дБ

Векторные генераторы сигналов Rohde & Schwarz SMBV100A. SMB100A

Осциллограф

Полоса пропускания не менее 2 ГГц;

Частота дискретиза-ц»м не менее 40 ГГц: Динамический диапазон от 1 мВ до 3 В.

ПГг ± 1 • 10-® ПГА ± 3 %

Осдоиюгреф Agilent Technologies DS080204B


Примечание — Допускается применение оборудоеамя других типов, обеспечивающих кэыереже параметров в заданном диапазоне с требуемой точностью.


Основные параметры сценариев имитации навигационных сигналов ГНСС ГЛОНАСС и ГНСС GPS

Таблица В.1 — Основные параметры сценария имитации фчссироважой точен пространства

Имитируемый параметр

Значение

Продолжительность СИ. чч.мм:сс

01:00:00

Местоположение АС в: •CXWGS-84:

- ПЗ-90

Средняя полоса России Средняя полоса России

Параметры среды распространения НС:

•    тропосфере:

•    ионосфера

Стандартная Модегъ <Осв№»

Геометрический фактор POOP

£ 4

Имитируемые сигналы

-    ГНСС ГЛОНАСС (частотным диапазон L1 СТ код):

-    ГНСС GPS (частотный диапазон L1 С/А код):

-    ГНСС ГЛОНАСС/GPS

Минимальная мощность радиосигнала: ■ ГНСС ГЛОНАСС;

- ГНСС GPS

минус 161 дБВт; минус 158.5 дБВт

Число имитируема НКА

•    не менее 8 НКА ГНСС ГЛОНАСС:

•    не менее 8 НКА ГНСС GPS

Таблица В.2 — Основные параметры сценария имитации движения с ускорением до максимальной скорости

Имитируемый варамето

Значение

Продолжительность СИ. чч.мм:сс

01:00:00

Начальная точка АС е:

-    СК WGS-84;

-    ПЗ-90

Средняя полоса России Средняя полоса России

Моде/*» движечтя АС.

- движение с ускорениями до максимальной скорости, км/ч • ускорение.g

250

2

Параметры среды распространения навигационного сигнала:

- тропосфера;

• ионосфера

Стандартная Модегъ «Осень»

Геометрический фактор POOP

£ 4

Имитируемые сигналы

•    ГНСС ГЛОНАСС (частотным диапазон L1 СТ код):

•    ГНСС GPS (частотный диапазон L1 С/А код):

- ГНСС ГЛОНАСС/GPS

Окончание таблицы В.2

Имитируемый параметр

Значение

Минимальная мощность рэдиоситала: -ГНСС ГЛОНАСС

-mcccps

минус 161 дБВт: минус 158.5 дБВт

Число тестируемых НКА

•    не менее 8 НКА ГНСС ГЛОНАСС:

•    не менее 8 НКА ГНСС GPS

Таблица В.З — Основ we параметры сценария и«ытации движения с маневрированием

Имитируемый параметр

Значение

Продолжительность СИ. чч:мм:сс

02:00:00

Начальная точка АС в:

- СК WGS-84;

Средняя полоса России

• ПЗ-90

Средняя полоса России

Модель движения АС:

Движение с маневрированием

- скорость, м/с:

10

• радиус поворотов, м:

500

• ускорение на поворотах, м/с2

02

Параметры среда распространения НС:

- тропосфера:

Стандартная

- иси-осфвра

Модель «Весна»

Геометрический фактор POOP

£4

Имитируемые сигналы

-    ГНСС ГЛОНАСС (частотный диапазон L1 СТ код):

-    ГНСС GPS (частотный диапазон LI С/А код):

-    ГНСС ГЛОНАСС/GPS

Минимаданая мощность радиосигнала:

• ГНСС ГЛОНАСС

минус 161 дБВт

-mcccps

минус 158.5 дБВт

•-Ысло имитируемых НКА

•    не менее 8 НКА ГНСС ГЛОНАСС:

•    не менее 8 НКА ГНСС GPS

Таблица В.4 — Осноошо параметры сценария имитации движемся в местах затенения и неуверенного приема навигациомых сигналов

Имитируемы* параметр

Знечеиие

Продолжительность СИ. чч:мм:сс

01:20:00

Начальная точка АС в:

• СК WGS-84;

Средняя полоса России

• ПЗ-90

Средняя полоса Росоы

Модель движения АС:

Движение с маневрированием

• максимальная скорость, м/с

10

Радиовидимость НС:

• интервалы видимости сигналов, с;

300

• интервалы отсутствия сигналов, с

600

Окончание таблицы В.4

Имятируемый параметр

Значение

Параметры среды распространения НС:

• тропосфера:

Стандартная

• ионосфера

Модель «Весна»

Геометртесжий фактор POOP

£4

Имитируемые сигналы

-    ГНСС ГЛОНАСС {частотный диапазон L1 СТ мод):

-    ГНСС GPS {частотный диапазон L1 С/А код):

-    ГНСС ГЛОНАСС/GPS

Минимальная мощность радиосигнала:

- ГНСС ГЛОНАСС

минус 161 дБВт

- ГНСС GPS

мтус 158.5 дБВт

Число имипфуее*» НКА

•    не менее 8 НКА ГНСС ГЛОНАСС;

•    не менее 8 НКА ГНСС GPS

Пороговые значения гармонических помех навигационных сигналов ГНСС ГЛОНАСС и ГНСС GPS

Таблица Г.1 — Пороговые значения гармонических помех при работе по сигналам ГЛОНАСС СТ L1

Частота. МГц

Пороговое значения уровня помех. дБВт

F< 1540

минус 15

1540 < F S 1562

гмнейно уменьшающаяся от минус 15 до минус 50

1562 <FS 1583

гмнейно уменьшающаяся от минус 50 до минус 90

1583 < F £ 1593

пнейно уменьшающаяся от ыжус 90 до минус 140

1593 <FS 1609

минус 140

1609 <F £1613

люнейно возрастающая от мжус 140 до минус 80

1613 < F S 1626

гмнейно возрастающая от минус 80 до минус 60

1626 < F £ 1670

линейно возрастающая от амнус 60 до мжус 15

F > 1670

минус 15

Таблица Г.2 — Пороговые значежя гармонических помех при работе по сигналам GPS

Частота. МГц

Пороговое значения уровня помех. дБВт

F< 1525

минус 15

1525 < F £ 1565

пмейно уменьшающаяся от мжус 50 до минус 140

1565 < F £ 1585

минус 140

1585 < F £ 1610

гмнейно возрастающая от минус 140 до минус 60

1610<F£ 1626

линейно возрастающая от минус 60 до минус 50

1626 < F £ 1670

гмнейно возрастающая от минус 50 до минус 15

F > 1670

минус 15

Схемы подключения, используемые при испытаниях


Рисунок Д.1 — Схема испытательного стенда



Рисунок Ц2 — Схема калибровки тракта


Рисунок Д.З — Схема олредолемтя чувствительности модуля ГНСС



Рисунок Д.4 — Схема испытательного стенда


Рисунок Д.5 — Схема мсгытатегьного стеноз

Примечание — ВХ «П» — радж^естст-км порт ммтатора сигналов для подаем сигнала внешней помехи

Библиография

Р]

И

га


м

га


Теимчесхий регламент «О безопасности копесшх транспортных средств» (утвержден постановлот мом Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720)

ТР ТС 016/2011    Технический регламент Таможонюго союза «О безопасности колесных тр»«-

порл-ых средств»

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2012 г. № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. и предназначенные для обязательного оснащения тракпортшх средств категории М. испогъэуемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N. испогъзуемых для перевозки опэсшх грузов»

ПОТРМ-016-2001    Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуэ-

РД153-34.0-03.150-00    ташек электроустановок

МЭК 61162-1 (2010) Аппаратура и системы морской навигэшы и радиосвязи. 1>«фровые ьечтерфей-

сы. Часть 1. Передача от одного источмеса на несколько приемлемое (Maritime navigation and radio communication equipment and systems — Digital nterfaces — Part 1: Single talker and multiple listeners)

УДК 621.396.931 .-006.354    OKC 33.070.40

Ключевые слова: автомобильная система вызова экстренных оператившх служб, глобальная навигационная спутниковая система, испытания, методы испытаний, навигационный модуль, навигационный сигнал, навигационные характеристики, среднее квадратическое отклонение, условия проведения испытаний

Редактор Е. С. Котлярова Технический редактор В. Н. Прусакова Корректор С. И. Фирсова Компьютерная верстка А П. Финогеновой

Сдано «набор 10.12.2013 Подписано ■ печать 14.012014 Формат 60х84'/(. Бумага офсетная Гарнитура Ариал Печать офсетная Уса. печ п. 3.20. Уч.-мм- л- 2.6S Тираж 60 эо Зак. 2016

•ГУЛ «СТАНДАРТИНООРМ*. 123005 Мосааа. Гранатный пер . 4. www.90Strrfo то    info^goslinfo.nt

Набрано и отпечатано в Калужской типография стандартов. 246021 Калуга, уя Московская. 256

где B.c,t — действительное значение координаты В 8 >4 момент времени, угл. с:

ВЦ) —определенное навигационном модулем значение координаты Be/-й момент времемт, угле N — число сообщений GGA (RMC), поступивших при испытаниях от навигационного модуля.

Аналогичным образом рассчитать систематические погрешности определения координат L (долгота) и Н (высота).

Примечание — Определяемое при испыгамюх значения высоты ис-мсляются в метрах