allgosts.ru17. МЕТРОЛОГИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ17.080. Измерения времени, скорости, ускорения, угловой скорости

ГОСТ 8.291-78 Государственная система обеспечения единства измерений. Таксометры. Методы и средства поверки

Обозначение:
ГОСТ 8.291-78
Наименование:
Государственная система обеспечения единства измерений. Таксометры. Методы и средства поверки
Статус:
Утратил силу в РФ
Дата введения:
07/01/1979
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
17.080

Текст ГОСТ 8.291-78 Государственная система обеспечения единства измерений. Таксометры. Методы и средства поверки

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ТАКСОМЕТРЫ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ

ГОСТ 8.291-78

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

Москва

РАЗРАБОТАН Харьковским государственным научно-исследовательским институтом метрологии (ХГНИИМ)

Директор В. В. Кандыба

Руководитель темы Г. И. Леонов Исполнитель Н. А. Сизов

ВНЕСЕН Управлением приборостроения, средств автоматизации и систем управления Госстандарта СССР

Начальник И. А. Алмазов

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС)

Директор Н. Г. Рамбиди

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 марта 1978 г. № 776

УДК 681.124.6.089.6 : 006.354 Группа Т88.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Государственная система обеспечения единства измерений

ТАКСОМЕТРЫ

Методы и средства поверки

State system for ensuring: the uniformity of measurements. Taximeters. Methods and mean of verification

гост

8.291—78

Взамен Методических указаний № 145

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 марта 1978 г. № 776 срок введения установлен

с 01.07. 1979 г.

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные так-сометры механического типа по ГОСТ 18426—73 и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверок.

1. ОПЕРАЦИИ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ

1.1. При проведении поверки должны выполняться операции и применяться средства поверки, указанные в таблице.

Наименование операций

Номера пунктов стандарта

Средства поверки и их нормативно-технические характеристики

Внешний осмотр

3.1

Опробование

3.2!

Установка для поверки таксометров (см. обязательное приложение 3) Условные воспроизводимые скорости: v= 12 км/ч; и*60—J70 км/ч

Измеряемое количество оборотов — не менее 10000

Погрешность определения количества оборотов ±1 оборот

Определение метрологических параметров

3.3

То же й секундомер СОПпр 26-3, ГОСТ 5072—72

Издание официальное

Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1978

2. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ

2.1. При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия: температура окружающего воздуха 20±5°С; относительная влажность воздуха 60±15%.

2.2. Для проведения поверки таксометры очищаются от пыли, грязи, смазки, доставляются в специально отведенные места, где они должны находиться не менее 6 ч с момента доставки до начала поверки.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ

3.1. Внешний осмотр

3.1.1. По внешнему виду и маркировке таксометры должны соответствовать требованиям ГОСТ 18426—-73.

3.1.2. Таксометры не должны иметь повреждений, которые ухудшают их внешний вид, затрудняют отсчет показаний или влияют на их точность.

3.1.3. Все счетчики таксометров должны иметь четкую и ясную оцифровку. Цифры должны быть расположены полностью в окнах циферблата в один ряд, перекос счетчиков не допускается.

3.1.4. На циферблате таксометра должны быть нанесены следующие надписи возле счетчиков: «Плата за проезд», «Общ. км.», «Опл. км.», «Касса», «Посадки». Возле счетчика «Плата за проезд» должно быть нанесено «Рубли, копейки».

3.1.5. Окраска циферблата должна быть гладкой, без пятен и подтеков, надписи и обозначения на циферблате — четкие.

3.1.6. Стекло, защищающее лицевую часть, не должно иметь дефектов и должно быть вставлено так, чтобы его невозможно было вынуть без разборки таксометра.

3.1.7. Таксометры должны иметь место для пломбирования, исключающее возможность доступа к механизму без повреждения пломб.

3.2. Опробование

3.2.1. Проверка взаимодействия механизмов таксометра, а также световой сигнализации производится на установке для поверки таксометров на условной скорости 60—70 км/ч.

3.2.2. Проверка включения счетчиков и указателей в положениях «Свободен», «Тариф», «Запасное включение» и «Оплата» проводится при заведенном часовом механизме двукратным переключением таксометра по всем положениям.

Обратное переключение таксометра из положения «Оплата» в положение «Тариф» и из положения «Тариф» в положение «Свободен» недопустимо.

3.2.3. При переключении таксометра в положение «Свободен» должны выполняться следующие требования: счетчик «Плата за

проезд» закрыт шторкой или его показания нулевые, включен световой сигнал «Свободен», работает счетчик «Общий километраж», остальные счетчики и часовой механизм выключены.

3.2.4. При переключении таксометра в положение «Тариф» на счетчике «Плата за проезд» должно появиться число, равное сумме абонирования, показание счетчика «Касса» — увеличиться на число, равное цене деления счетчика, счетчик «Посадка» должен увеличить показание на единицу, должен включиться часовой механизм и выключиться световой сигнал «Свободен».

3.2.5. Проверка правильности показаний суммы абонирования производится десятикратным переключением таксометра из положения «Свободен» в положение «Тариф».

3.2.6. При переключении таксометра в положение «Оплата» часовой механизм должен быть выключен, включен световой сигнал «Свободен».

3.2.7. При изменении направления вращения приводного вала счетчики «Оплаченный километраж» и «Общий километраж» не должны работать, а счетчики «Касса» и «Плата за проезд» должны работать от часового механизма по тарифу за простой.

3.3. Определение метрологических параметров

3.3.1. Определение погрешностей показаний счетчиков таксометров производится на установке для поверки таксометров при условных пробегах на 20 км со скоростью 60—70 км/ч в течение 30 мин со скоростью 12 км/ч.

3.3.2. При скоростях движения, равных и меньших 10 км/ч, таксометр должен работать по тарифу за простой, а при скоростях, больших 10 км/ч, — по тарифу за проезд.

3.3.3. При условной скорости 60—70 км/ч определяются погрешности счетчиков «Плата за проезд», «Касса», «Посадка», «Общий километраж», «Оплаченный километраж».

3.3.4. После условного пробега 20 км показания счетчиков должны быть:

счетчика «Плата за проезд»

/4 — CLfl ~\~с,

где А— стоимость проезда; п — условный пробег, км; а — тариф за 1 км пробега; с — сумма абонирования;

счетчика «Касса»

N—TVq -J- ft & ~Ь

где Nq , N — показания счетчика до и после поверки; b — цена деления счетчика;

счетчиков «Общий километраж», «Оплаченный километраж»

N=N0+n.

Погрешность показаний счетчиков «Плата за проезд», «Касса», «Оплаченный километраж», «Посадка», «Общий километраж», а также разность между показаниями счетчиков «Оплаченный километраж» и «Общий километраж», «Плата за проезд» и «Касса» и разность между показаниями счетчика «Плата за проезд» и расчетной стоимостью пробега должны соответствовать требованиям ГОСТ 18426—73.

3.3.5. При условной скорости 12 км/ч определяется автоматический переход работы таксометра с почасового тарифа на поки-лометровый. При условном пробеге 6 км показание счетчика «Плата за проезд» должно быть

Погрешность показаний не должна превышать удвоенной цены деления.

3.3.6. Для определения погрешности хода часового механизма отключенный от приводного вала таксометр с полностью заведенным часовым механизмом переключается в положение «Тариф». По истечении 1 ч таксометр переключается в положение «Оплата». Показание счетчика «Плата за проезд» должно быть

A—k^-Cj

где k — тариф за 1 ч простоя.

Погрешность хода часового механизма должна соответствовать требованиям ГОСТ 18426—73.

3.3.7. Продолжительность хода часового механизма таксометра должна быть не менее 3,5 ч, что соответствует показанию счетчика «Плата за проезд»

с.

3.3.8. Результаты поверки таксометров заносятся в протокол установленной формы.

Примечание. Форма протокола указана в обязательном приложении 1.

4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ

4.1. При положительных результатах государственной первичной и периодической поверок на таксометр наносят поверительное клеймо, исключающее доступ к механизму без повреждения клейма.

4.2. При государственной первичной поверке, кроме нанесения клейма, делают запись в паспорте таксометра.

4.3. При отрицательных результатах государственной поверки клеймо предыдущей поверки гасят, выдают извещение о непригодности и таксометр к применению не допускают.

Примечание. Форма извещения указана в обязательном приложении 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обязательное

ПРОТОКОЛ №

государственной поверки таксометров

Тип_ Предприятие-изготовитель__ Место поверки_

Постоянная таксометра об/км Тариф: за -1 км пробега_руб, за час простоя_руб.

Образцовая установка Хг ____Поверку произвел (_“_197 г.

результатах поверки

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

(наименование поверяющей организации)

ИЗВЕЩЕНИЕ О НЕПРИГОДНОСТИ

№_

(наименование и порядковый номер прибора по система нумерации предприятия-изготовителя)

Тип _ Год изготовления _

Изготовленный _

Принадлежащий_

На основании результатов государственной поверки признан непригодным и к применению не допущен.

„_•_197_г.

Начальник лаборатории _(подпись)

Государственный поверитель _(подпись)

М, п.

Причины непригодности:

ПРИЛОЖЕНИЕ & Обязательное

Структурная схема установки для поверки таксометров

Редактор Я. Б. Жуковская Технический редактор О. Я. Никитина Корректор Е. Л. Богачкова

Сдано в набор 17.04.78 Подп. в печ. 23.05.78 0,625 п. л. 0,33 уч.-изд. л. Тир. 10000 Цена 3 коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов. Москва. Д-557, Новопресненский пер., 3 Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256 Зак. 1109