allgosts.ru

ПНСТ 780-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Термины и определения

Обозначение:
ПНСТ 780-2022
Наименование:
Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Термины и определения
Статус:
Принят
Дата введения:
01.01.2024
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
-

Текст ПНСТ 780-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Термины и определения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

пнет 780— 2022



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Термины и определения

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «ННК Консалтинг»

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 «Искусственный интеллект»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. № 94-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТР 1.16—2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: contact@nnccompany.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов в части алгоритмов контроля целостности для приемников спутниковой навигации глобальных навигационных спутниковых систем.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, — светлым, а синонимы — курсивом.

Ill

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Термины и определения

Artificial intelligence for navigation systems of civil aviation aircraft.

Integrity control algorithm for GLONASS/GPS satellite navigation receivers. Terms and definitions

Срок действия — с 2024—01—01 до 2026—01—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов в части алгоритма контроля целостности для приемников спутниковой навигации глобальных навигационных спутниковых систем.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Настоящий стандарт необходимо применять совместно с ГОСТ Р 52928*.

  • 2 Термины и определения

  • 1 риск потери целостности (integrity risk, IR): Вероятность того, что в любой момент времени ошибка определения местоположения превысит защитный уровень.

  • 2 защитный уровень (protection level, PL): Граничная ошибка определения местоположения.

  • 3 время срабатывания тревоги (time to alert, ТТА): Максимальное время между выходом навигационного решения за допустимый порог и срабатыванием тревоги.

  • 4 бортовая система функционального дополнения; ABAS: Система, которая дополняет и/или интегрирует информацию, полученную от других элементов GNSS, с информацией, имеющейся на борту воздушного судна.

  • 5 глобальная навигационная спутниковая система; GNSS: Глобальная система определения местоположения и времени, которая включает одно или несколько созвездий спутников, бортовые приемники и систему контроля целостности, дополненная по мере необходимости с целью поддержания требуемых навигационных характеристик для планируемой операции.

  • 6 глобальная система определения местоположения; GPS: Спутниковая навигационная система, эксплуатируемая Соединенными Штатами Америки.

  • 7 наземная система функционального дополнения; GBAS: Система функционального дополнения, в которой пользователь принимает дополнительную информацию непосредственно от наземного передатчика.

ГОСТ Р 52928—2010 «Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения».

Издание официальное

  • 8 порог срабатывания сигнализации: Превышение допустимого отклонения для данного измеряемого параметра, вызывающее срабатывание сигнализации.

  • 9 спутниковая система функционального дополнения; SBAS: Система функционального дополнения с широкой зоной действия, в которой пользователь принимает дополнительную информацию от передатчика, установленного на спутнике.

  • 10 срабатывание сигнализации: Индикация для любых систем воздушного судна (ВС) или предупреждение пилоту о том, что данный параметр навигационной системы находится вне допуска.

  • 11 целостность: Мера доверия, которая может быть отнесена к правильности информации, выдаваемой системой в целом. Целостность включает способность системы обеспечить пользователя своевременными и обоснованными предупреждениями (срабатываниями сигнализации).

12

определение местоположения потребителя ГНСС (Нрк. местоопределение потребителя ГНСС): Определение пространственных координат потребителя ГНСС.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 12]

13

погрешность навигационного определения: Статистическая характеристика разности между найденным местоположением потребителя ГНСС и истинными координатами для произвольной точки в зоне обслуживания ГНСС в течение заданного интервала времени.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 13]

14

обеспечение целостности ГНСС: Комплекс мероприятий по мониторингу состояния радионавигационного поля ГНСС и своевременному оповещению потребителей ГНСС о снижении качества навигационного обслуживания потребителей ГНСС.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 20]

15

автономный контроль целостности ГНСС: Метод контроля целостности глобальной навигационной спутниковой системы в навигационной аппаратуре потребителя ГНСС, основанный на сравнительной оценке параметров принимаемых навигационных сигналов ГНСС.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 21]

16

функциональное дополнение ГНСС: Комплекс технических и программных средств, предназначенный для обеспечения потребителя ГНСС дополнительной информацией, позволяющей повысить точность и достоверность определения его пространственных координат, составляющих вектора скорости движения и поправки показаний часов и гарантирующей целостность ГНСС.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 23]

17

широкозонная система дифференциальной коррекции и мониторинга ГНСС: Функциональное дополнение ГНСС, обеспечивающее потребителей ГНСС дифференциальными поправками для уточнения местоположения и осуществляющее контроль целостности навигационного поля ГНСС на территории площадью в несколько тысяч квадратных километров.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 24]

18

совместимость ГНСС: Способность раздельного или совместного использования потребителями различных глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений без каких-либо помех со стороны отдельной ГНСС, отдельного функционального дополнения или отдельного навигационного сигнала ГНСС.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 26]

19

взаимодополняемость ГНСС: Возможность совместного использования потребителями различных ГНСС и функциональных дополнений с целью обеспечения лучших результатов на уровне пользователя, чем это достигается с помощью исключительно одной системы или одного сигнала.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 27]

20

абсолютная погрешность определения местоположения потребителя ГНСС: Точность определения местоположения потребителя ГНСС в геоцентрической пространственной системе координат.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 69]

21

стандартная погрешность навигационных определений ГНСС: Заданный уровень точности определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения и поправки показаний часов, доступный любому потребителю ГНСС.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 70]

22

вектор состояния потребителя ГНСС: Вектор, элементами которого являются пространственные координаты, составляющие вектора скорости движения потребителя ГНСС, поправка показаний его часов и скорость изменения этой поправки.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 71]

23

видимость НКА ГНСС: Условие наблюдения навигационного космического аппарата ГНСС, когда угол его возвышения относительно плоскости местного горизонта превышает минимально допустимое значение.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 72]

24

внутрисистемные помехи ГНСС: Помехи, обусловленные взаимной корреляцией навигационных сигналов ГНСС, излучаемых разными навигационными космическими аппаратами ГНСС, в зоне видимости потребителя ГНСС.

[ГОСТ Р 52928—2010, статья 73]

Алфавитный указатель терминов

вектор состояния потребителя ГНСС

взаимодополняемость ГНСС

видимость НКА ГНСС

время срабатывания тревоги

дополнение ГНСС функциональное

контроль целостности ГНСС автономный

местоопределение потребителя ГНСС

обеспечение целостности ГНСС

определение местоположения потребителя ГНСС

погрешность навигационного определения

погрешность навигационных определений ГНСС стандартная

погрешность определения местоположения потребителя ГНСС абсолютная помехи ГНСС внутрисистемные порог срабатывания сигнализации риск потери целостности

система дифференциальной коррекции и мониторинга ГНСС широкозонная система спутниковая навигационная глобальная система определения местоположения глобальная система функционального дополнения бортовая система функционального дополнения наземная система функционального дополнения спутниковая совместимость ГНСС срабатывание сигнализации уровень защитный целостность ABAS GBAS GNSS GPS SBAS

20

24

8

1

17

5

6

4

7

9

18

10

2

11

4

7

5

6

9

УДК 004.89:006.354 ОКС 35.020

Ключевые слова: искусственный интеллект, навигационные системы, воздушные суда, гражданская авиация, алгоритм, контроль целостности, приемник спутниковой навигации, глобальные навигационные спутниковые системы

Редактор М.В. Митрофанова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Сдано в набор 10.11.2022. Подписано в печать 16.11.2022. Формат 60х841/в. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 0,74.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.