База ГОСТовallgosts.ru » 43. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА » 43.040. Системы дорожно-транспортных средств

ГОСТ 6964-72 Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия

Обозначение: ГОСТ 6964-72
Наименование: Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия
Статус: Утратил силу в РФ

Дата введения: 01/01/1974
Дата отмены:
Заменен на: -
Код ОКС: 43.040.20
Скачать PDF: ГОСТ 6964-72 Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия.pdf
Скачать Word:ГОСТ 6964-72 Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия.doc


Текст ГОСТ 6964-72 Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия



БЗ 2—98

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

ФОНАРИ ВНЕШНИЕ СИГНАЛЬНЫЕ И ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРИЦЕПОВ

И ПОЛУПРИЦЕПОВ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 6964-72

(СТ СЭВ 4122-83, СТ СЭВ 5829-86)

Издание официальное

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ФОНАРИ ВНЕШНИЕ СИГНАЛЬНЫЕ И ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ

Общие технические условия

External lighting and signaling devices for mechanic vehicles, trailers and semitrailers General technical requirements

гост

6964-72* *

(CT СЭВ 4122-83; CT СЭВ 5829-86)

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. № 1432 срок введения установлен    с 01.01.74

Ограничение срока действия снято по протоколу № 4—93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4—94)

Настоящий стандарт распространяется на внешние сигнальные и осветительные фонари автомобилей, тракторов, самоходных машин, мотоциклов, мотороллеров, мопедов, прицепов и полуприцепов (далее — машин), выполняющие функции одного или нескольких световых приборов, предусмотренных ГОСТ 8769—75 и отраслевой нормативно-технической документацией. (Измененная редакция, Изм. № 3).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Внешние сигнальные и осветительные фонари должны изготовляться по технической документации, утвержденной в установленном порядке, и должны соответствовать требованиям ГОСТ 3940—84 и настоящего стандарта.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1.2.    Световые и цветовые характеристики огней — по ГОСТ 10984—74.

1.3.    Степень защиты фонарей от проникания посторонних тел и воды должна быть IP54 по ГОСТ 14254-96.

Защита фонарей обеспечивается конструкцией в условиях монтажа на машине, т.е. в рабочем положении и при применении прокладок и других деталей, используемых при монтаже.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1.4.    Рассеиватели и линзы фонарей из силикатного стекла должны изготовляться по ГОСТ 5635—80, а рассеиватели и линзы из пластмасс — по технической документации на изделия и материалы, утвержденной в установленном порядке.

Рассеиватели фонарей должны быть устойчивыми к воздействию стандартных топлив, масел и средств автокосметики.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.5.    Электрические лампы накаливания, устанавливаемые в фонарях, должны соответствовать требованиям ГОСТ 2023.1—88 или технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1.6.    Изоляционные детали из пластмасс должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Издание официальное    Перепечатка воспрещена

* Переиздание (август 1998 г.) с Изменениями N9 1, 2, 3, утвержденными в мае 1984 г., марте 1988 г.,

июне 1989 г. (ИУС 8-84, 6-88, 11-89)

© ИПК Издательство стандартов, 1998

1.7.    Детали из резины, провода, защитные трубки должны соответствовать требованиям технической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.8.    Окраска деталей лаками и эмалями должна производиться по подготовленной поверхности.

Окраска видовой поверхности наружных деталей — по ГОСТ 9.032—74 и отраслевой нормативно-технической документации.

На видовой поверхности допускаются следы вытяжных переходов от штампов. На наружной (не видовой) и внутренней поверхностях деталей допускаются следы от подвесок, технологические наплывы и подтеки лака или эмали, образующиеся при окраске методом обливания или окунания. Внешний вид окрашенной поверхности фонарей должен соответствовать утвержденному образцу, согласованному в установленном порядке.

Примечание. Видовой поверхностью является поверхность, видимая при внешнем осмотре изделия, установленного в рабочем положении на машине-объекте.

1.9.    По согласованию с потребителем допускается изготовлять фонари с огрунтованными деталями для последующей их окраски потребителем под цвет машины.

1.8, 1.9. (Измененная редакция, Изм. № 1).

1.10.    Фонари являются неремонтируемыми изделиями.

В конструкторской документации должны указываться следующие показатели надежности; гамма-процентная наработка до отказа и установленная наработка до отказа фонарей, проектирование которых начато после 01.01.90.

Гамма-процентная наработка до отказа и установленная наработка до отказа фонарей должны обеспечивать ресурс до первого капитального ремонта и установленную наработку до отказа машины, для которой эти фонари предназначены.

Критериями отказа является нарушение работоспособности контактов фонарей и несоответствие силы света фонарей значениям, указанным в ГОСТ 25478—91.

1.11.    Падение напряжения во внутренней цепи фонарей при номинальном токе и замкнутых накоротко контактах патрона должно составлять не более 150 мВ.

Для комбинированных и многофункциональных фонарей это требование распространяется на каждый одиночный фонарь.

1.10, 1.11. (Измененная редакция, Изм. № 3).

1.12.    Фонари во включенном состоянии при температуре окружающей среды (30±5) °С в рабочем положении и без обдува воздухом должны выдерживать следующие режимы:

фонари указателей поворота — 20 мин при половине номинальной мощности постоянно горящих ламп накаливания;

фонари сигналов торможения и фонари заднего хода — 20 мин при номинальной мощности ламп накаливания;

фонари габаритные, фонари освещения номерного знака и фонари задние противотуманные — 2ч при номинальной мощности ламп накаливания.

Время испытаний может быть уменьшено при ужесточении других условий испытаний.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

1.13.    Детали фонарей, обеспечивающие световую характеристику фонаря, должны быть выполнены таким образом, чтобы при эксплуатации и техническом обслуживании была исключена возможность изменения их положения.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1.14.    Пружинные контакты, соприкасающиеся с контактами ламп накаливания, должны иметь конструкцию, исключающую при замене ламп короткие замыкания.

1.15.    Фонари должны иметь надежный вывод для обеспечения контакта с массой автомобиля.

1.16.    Фонари должны быть коррозионно-устойчивыми.

1.17.    Конструкция фонарей должна предусматривать отвод воды, которая может попасть вовнутрь фонаря.

1.14—1.17. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

1.18.    Световые характеристики фонарей освещения номерного знака — по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Введен дополнительно, Изм, № 3).

2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

2.L Правила приемки должны соответствовать требованиям ГОСТ 3940—84 и настоящего стандарта.

2.2.    Для проверки соответствия фонарей требованиям настоящего стандарта следует проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3.    При приемо-сдаточных испытаниях следует проверять внешний вид, основные размеры, маркировку, контактные соединения электрической цепи, прочность крепления узлов и деталей, наличие покрытия на металлических деталях.

Испытаниям подвергают 0,5 % изделий каждого типа от суточного выпуска, но не менее 5 шт. Результаты выборочного контроля распространяются на всю партию.

Проверке световых и цветовых характеристик подвергают фонари в указанном выше объеме от суточного выпуска, но не реже одного раза в квартал, а по продукции, применяемой представителем заказчика, — не реже одного раза в месяц.

Внешнему осмотру подвергают каждый фонарь.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4.    Периодические испытания следует проводить в следующем объеме: проверка световых и цветовых характеристик;

испытание на вибро- и ударопрочность;

испытание электрической прочности;

испытание на теплостойкость;

испытание на холодостойкость;

испытание на влагостойкость;

испытание степени защиты от попадания пыли;

испытание степени защиты от попадания брызг и воды;

проверка на взаимозаменяемость деталей;

проверка лакокрасочных и гальванических покрытий;

испытание на продолжительность работы;

проверка падения напряжения;

испытание на устойчивость к воздействию топлива и масел; испытание на гарантийную наработку.

Периодические испытания проводят не реже одного раза в год на изделиях, прошедших приемо-сдаточные испытания. Испытаниям каждого вида должно быть подвергнуто не менее трех фонарей одного типа. Допускается поводить испытания нескольких видов на одних и тех же образцах, если испытание данного вида не приводит к изменению характеристик фонаря.

Количество испытаний, выполняемых на одних и тех же образцах, и их последовательность устанавливает предприятие-изготовитель.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

2.5.    (Исключен, Изм. № 1).

2.6.    Если фонари изготавливают в нескольких модификациях или исполнениях (по посадочным размерам, цвету рассеивателей и линз, по напряжению и типу ламп накаливания, в том числе в экспортном, тропическом или северном исполнениях и др.), по типовым (периодическим) испытаниям по тем параметрам, на которые не влияет вид исполнения или модификации, подвергается одна из модификаций или одно из исполнений.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1.    Методы испытаний — по ГОСТ 3940—84 и настоящему стандарту.

3.2.    Световые и цветовые характеристики проверяют по ГОСТ 10984—74.

3.3.    Защиту фонарей от попадания воды (IPX4) проверяют на фонарях, смонтированных как на машине в рабочем положении по методике ГОСТ 14254—96. Проверка результатов испытаний проводится через 1 ч после прекращения подачи воды (для обеспечения стока воды).

Результаты испытаний оцениваются фотометрированием фонарей. Световые характеристики не должны отличаться от начальных более чем на 20 %.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.4.    Испытание защиты фонарей от попадания посторонних тел (IP5X) проводится на фонарях,

смонтированных как на машине в соответствии с п. 3.3 ГОСТ 3940—84. Результаты испытания оцениваются фотометрированием фонарей, внешнюю поверхность которых аккуратно протирают ватой. Световые характеристики фонаря не должны отличаться от начальных более чем на 20 % при фотометрировании с серийными лампами накаливания по методике, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

3.5.    При испытании фонарей на продолжительность работы (п. 1.12) в них должны быть установлены лампы накаливания, по мощности и типу соответствующие лампам, которые будут применяться при эксплуатации фонарей.

После испытания не должно быть деформации рассеивателей фонарей, а световые характеристики должны соответствовать требованиям п. 1.2.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

3.6.    Определение падения напряжения (п. 1.11) производят милливольтметром, подключенным к пружинному контакту лампового патрона и массе.

Пружинные контакты закорачивают при помощи латунных вставок, размеры которых соответствуют размерам цоколей ламп с наиболее неблагоприятным сочетанием допусков вставки (цоколя лампы) и патрона. Вставку следует установить в патрон 10 раз, после чего не менее трех раз измеряется падение напряжения. После каждого измерения ток отключается. За результат измерения принимают среднее арифметическое значение всех измерений.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

3.7.    Выход из строя ламп накаливания после испытания на вибропрочность не является браковочным признаком.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.8.    Проверку правильности монтажа фонарей производят визуальным осмотром.

3.9.    Проверку устойчивости к воздействию стандартных топлив и масел рассеивателей фонарей (п. 1.4) проводят нанесением с помощью хлопчатобумажной тряпки смеси бензина с бензолом в соотношении 90:10. По истечении 5 мин поверхность деталей не должна иметь видимых изменений.

Воздействие средств автокосметики, выбираемых в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля, проверяют на фонарях, смонтированных и защищенных как на автомобиле, путем нанесения их на поверхность деталей при помощи ткани, предусмотренной для этих средств. По истечении 24 ч не должно наблюдаться изменения поверхности.

ЗЛО. Устойчивость окраски и формы рассеивателей проверяют после испытания сигнальных фонарей на стойкость к воздействию высоких и низких температур и на продолжительность работы по п. 1.12.

3.8—3.10. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

3.11.    Результаты испытаний на теплостойкость оцениваются визуальным осмотром и фотометрированием фонарей. После испытаний не должно быть деформации (коробления) и трещин деталей фонарей, а световые характеристики не должны отличаться от указанных в п. 1.2.

3.12.    Проверка химической устойчивости алюминиевого покрытия отражателей производится нанесением на отражающую поверхность площадью 2 см2 1 % раствора едкого натра. Время, необходимое для полного растворения алюминия в едком натре, должно быть не менее 2 мин.

3.13.    Допускается проведение фотометрирования фонарей до и после проведения испытаний по пп. 3.3—3.5, 3.11 с применением серийных ламп накаливания при максимальной силе света.

3.11—3.13. (Введены дополнительно, Изм. № 3).

4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1.    На каждом фонаре, принятом техническим контролем, должны быть нанесены: товарный знак предприятия-изготовителя;

условное обозначение фонаря;

дата (год, месяц) выпуска фонаря (допускается указывать две последние цифры); обозначение настоящего стандарта; надпись «Страна-изготовитель»..............

На фонарях небольших размеров допускается указывать только дату выпуска.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

4.2.    Каждый фонарь должен быть обернут бумагой и вложен в индивидуальную или общую

коробку из гофрированного или коробочного картона или индивидуальную коробку из простого картона.

Фонари, вкладываемые в гнезда, специально предусмотренные в общих или индивидуальных картонных коробках или специальных контейнерах, допускается не обертывать бумагой. (Измененная редакция, Изм. № 3).

4.3.    Каждая коробка с фонарями должна быть предохранена от открывания или обклеена этикеткой (бандероль). На коробке или этикетке должны быть четко и разборчиво нанесены:

товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение фонаря; количество фонарей.

4.4.    Фонари, упакованные согласно п. 4.2, транспортируют в железнодорожных контейнерах или в специальных контейнерах, в деревянных ящиках или ящиках из гофрированного или коробочного картона.

Изнутри деревянные ящики должны быть выложены водонепроницаемой бумагой по ГОСТ 8828—89 или другой водостойкой бумагой.

Допускается транспортировать фонари, упакованные только в индивидуальные или общие картонные коробки в крытых автомашинах и железнодорожных вагонах, по согласованию с потребителем (заказчиком).

Масса ящика (деревянного или из гофрированного или коробочного картона) не должна превышать 50 кг.

Укладка коробок с фонарями в ящики и ящиков в контейнеры и железнодорожные вагоны должна исключать их взаимное перемещение и механические повреждения при транспортировании. (Измененная редакция, Изм. № 3).

4.5.    На каждом ящике должно быть указано: наименование и адрес получателя и отправителя; наименование или шифр фонаря и количество фонарей в ящике; количество ящиков, отправляемых в один адрес.

На каждом ящике должна быть наклеена этикетка или нанесены стойкой краской надписи: «Хрупкое. Осторожно».

4.6.    В каждый ящик или контейнер должна быть вложена товаросопроводительная документация, содержащая:

товарный знак предприятия-изготовителя; наименование и условные обозначения изделия; обозначение настоящего стандарта; количество фонарей; дату упаковки.

4.7.    Транспортирование и хранение фонарей — по ГОСТ 15150—69, условия хранения 2(C). Фонари, изготовленные в качестве запасных частей, должны быть подвергнуты консервации

по ГОСТ 9.014—78. Срок действия консервации — не менее двух лет.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1.    Изготовитель гарантирует соответствие фонарей требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации. ’

Гарантийный срок эксплуатации и гарантийная наработка фонарей должны быть равны гарантийному сроку эксплуатации и гарантийной наработке машины, для которой они предназначены.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

5.2.    Гарантийный срок не распространяется на быстро изнашивающиеся детали (лампы накаливания).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Исключено, Изм. № 3).

Редактор М.И. Максимова Технический редактор Н.С. Гришанова Корректор В.И. Кануркина Компьютерная верстка С.В. Рябовой

Изд. лиц. № 021007 от 10.08.95. Сдано в набор 23.09.98. Подписано в печать 22.10.98. Усл.печл. 0,93. Уч.-издл. 0,62.

Тираж 206 экз. С 1298. Зак. 2024.

ИПК Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер., 14. Набрано в Издательстве на ПЭВМ Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256.

ПЛР № 040138