База ГОСТовallgosts.ru » 35. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАШИНЫ КОНТОРСКИЕ » 35.240. Применение информационных технологий

ГОСТ Р 57722-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения

Обозначение: ГОСТ Р 57722-2017
Наименование: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения
Статус: Принят

Дата введения: 09/01/2018
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 35.240.99
Скачать PDF: ГОСТ Р 57722-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р 57722-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения.doc


Текст ГОСТ Р 57722-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования. Общие положения



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

57722-

2017

Информационно-коммуникационные технологии

в образовании

СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения

Издание официальное

Москва

Стандартииформ

2017

ГОСТ Р 57722—2017

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» (ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК461 «Информационно-коммуникацион-ные технологии в образовании»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства ло техническому регу-лироеакию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N91255-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N9 162-ФЗ « О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано е ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя *Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ. 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 57722—2017

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................2

4    Общие положения....................................................4

4.1    Основополагающие принципы..........................................4

4.2    Функции системы компьютерного менеджмента...............................5

4.3    Разработка системы компьютерного менеджмента.............................6

Приложение А (справочное) Интеграция подходов к менеджменту организации..............б

Приложение Б (справочное) Базовая процессно-ориентированная модель.................9

Библиография........................................................13

in

ГОСТ Р 57722—2017

Введение

Цифровая трансформация и переход к цифровой экономике и цифровому образованию обусловлен необходимостью создания систем компьютерного менеджмента, основанных на принципах интегрированного менеджмента и автоматизации процессов руководства и управления образовательных организаций высшего образования: университетов, академий, институтов. Системы компьютерного менеджмента должны стать ядром для формирования эффективной электронной информационно-образовательной среды и обеспечения конкурентоспособности образовательной организации высшего образования.

Образовательные организации высшего образования имеют специфику в части принципов и методов руководства и управления, построения организационной структуры, применения процессного подхода и средств автоматизации различных видов деятельности образовательной организации высшего образования.

Требования настоящего стандарта ориентированы на унификацию общего подхода проектирования и разработки перспективных систем компьютерного менеджмента для образовательных организаций высшего образования.

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

IV

ГОСТ Р 57722—2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения

Information and communication technologies in educet>on.

Computer management system for higher education organi2atlons. General

Дата введения — 2018—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к системе компьютерного менеджмента (СКМ) образовательных организаций высшего образования. Настоящий стандарт учитывает современные подходы и стандарты в области стратегического менеджмента, менеджмента качества. менеджмента знаний, менеджмента человеческих ресурсов, менеджмента рисков, проектного менеджмента и менеджмента информационной безопасности. В настоящем стандарте отражена специфика руководства и управления образовательной организацией еысшегообразоеания. включая образовательную. научно-исследовательскую, инновационную и административно-хозяйственную деятельность. СКМ является основой для интеграции компонентов электронной информационно-образовательной среды образовательной организации, реализации процессно-ориентированного управления и обеспечения интероперабельности используемых автоматизированных систем и средств информационной поддержки.

Общие положения настоящего стандарта применимы наэтапах заказа, проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и добровольной сертификации систем и подсистем компьютерного менеджмента образовательных организаций высшего образования.

Выполнение основных положений настоящего стандарта является важным условием для обеспечения качества и эффективности руководства и управления образовательными организациями высшего образования независимо от их организационно-правовой формы и подчинения вышестоящим организациям.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51897/Рукоеодство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 52294 Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения

ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК19796-1:2005) Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрика. Часть 1: Общий подход

ГОСТ Р 53723 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р 53625—2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)

ГОСТ Р 53894 Менеджмент знаний. Термины и определения

ГОСТ Р 54147 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения

Издание официальное

1

ГОСТ Р 57722—2017

ГОСТ Р 54837 {ИСО/МЭК19796-3:2009) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрика. Часть 3. Эталонные модели и метрики

ГОСТ Р 56715.5 Проектный менеджмент. Системы проектного менеджмента. Часть 5. Термины и определения

ГОСТ Р 57193 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 9004 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества

ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка

ГОСТР ИСО/МЭК27001 Информационнаятехнология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования

ГОСТ Р ИСО/МЭК Т018044 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, не который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется лрименятьбез учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36. а также следующие термины в контексте менеджмента образовательной организации высшего образования с соответствующими определениями:

3.1    воспитание: Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

3.2    информационно-телекоммуникационная сеть: Технологическая система образовательной организации. предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ ккоторой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

3.3    инфраструктура образовательной организации: Совокупность зданий и сооружений, учебных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий, необходимых для эффективного функционирования образовательной организации и качественного освоения учащимися образовательных программ.

3.4    компьютерный менеджмент: Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией на основе использования взаимосвязанных и взаимодействующих информационных систем, обеспечивающих поддержку принятия решений и автоматизацию процессов управления ло основным видам деятельности образовательной организации.

3.5    менеджмент: Скоординированная деятельность лоруководству и управлению образовательной организацией в соответствии с политикой, миссией и процессами для достижения этих целей.

Примечания

1    В образовательной организации высшего образования (университет, академия, институт и др.) менеджмент осуществляет высшее руководство (ректор, директор, проректор, заместители директора и др.)

2    С учетом установленных организацией целей могут использоваться различные термины: стратегический менеджмент, системный менеджмент; менеджмент качества: менеджмент ресурсов: менеджмент знаний, менеджмент рисков и др.

2

ГОСТ Р 57722—2017

3.6    менеджмент качества образовательной организации: Скоординированная деятельность по руководству и управлению образовательной организацией применительно к качеству.

Примечания

1    Для эффективного менеджменте качестве необходимы создание и сертификация системы менеджменте качестве (системы качества) образовательной организации высшего образования.

2    Система менеджмента качестве образовательной организации высшего образования необходима для выполнения установленных требований и постоянного улучшения качества процессов и результатов деятельности организации в целом.

3.7    образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

3.8    образовательная деятельность: Деятельность по реализации образовательных программ.

3.9    образовательная организация: Организация образовательного типа, осуществляющая на основании лицензии одну или несколько образовательных программ и обеспечивающая процесс обучения и воспитания обучающихся.

Примечания

1    Образовательная организация высшего образования реализует образовательные программы бакалавриата. магистратуры, слециалитета. аспирантуры, а также дополнительные образовательные программы.

2    Образовательные организации высшего образования кроме образовательной деятельности могут выполнять научно-исследовательскую, инновационную, консалтинговую и другие виды деятельности в соответствии с учредительными документами.

3.10    образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

3.11    обучаемый: Физическое лицо, осваивающее образовательную программу в образовательной организации.

3.12    обучение: Целенаправленный процессорганизациидвятвльностиобучаемыхпоовладвнию знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей. приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучаемых мотивации получения образования в течение всей жизни.

3.13    организационная структура образовательной организации: Распределение ответственности. полномочий и взаимоотношений между работниками организации, атакже взаимодействия с другими организациями.

примечания

1    Основными группами работников образоввтельной организации являются руководство (ректор, проректоры. директоры институтов, деканы), педагогические работники, работники административно-хозяйственного обеспечения и другие категории а соответствии со штатным расписанием и организационной структурой.

2    Организационная структура образовательной организации определена уставом организации.

3.14    педагогический работник: Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отно-шенияхс организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучаемых и (или) организации образовательной деятельности.

3.15    процесс: Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Примечания

1    входами к процессу обычно являются выходы других процессов.

2    8 целях упорядочения процессы могут быть декомпозированы на уровне подпроцессов и операций.

3    Системное управление взаимосвязанными процессами и ресурсами общеобразовательной организации может рассматриваться как «процессный подход».

4    При создании информационных систем используется термин «бизнес-процесс», который а обобщенном виде может означать автоматизацию процессов, подпроцессов и операций.

3

ГОСТ Р 57722—2017

3.16    руководство образовательной организацией: Скоординированная деятельность еысше-го руководства образовательной организацией, связанная с принятием ответственных решений в области стратегического планирования, организационнойструктуры. обеспечения ресурсами, кадровой политики, менеджмента качества, нормативной базы и др.

3.17    система компьютерного менеджмента: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации для разработки стратегии, политики и процессов достижения этих целей, реализуемых на основе эффективного функционирования информационных систем, сетей и технологий.

3.18    управление образовательной организацией: Скоординированная деятельность высшего руководства и руководителей структурных подразделений (управлений, отделов, кафедр, центров, лабораторий) по обеспечению управления организацией.

3.19    федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС: Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3.20    электронная информационно-образовательная среда; ЭИОС: Совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения.

Примечания

1    Наличие электронной информационно-образовательной среды является обязательным условием при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2    Электронная информационная образовательная среда должна функционировать во взаимосвязи с системой компьютерного менеджмента образовательной организации высшего образования.

3.21    электронный регламент руководства и управления образовательной организацией: Совокупность правил, устанавливающих порядок руководства и управления образовательной организацией. реализованный на основе функционирования интегрированной автоматизированной системы управления.

4 Общие положения

4.1    Основополагающие принципы

4.1.1    СКМ образовательной организации высшего образования необходима для совершенствования руководства и управления образовательной организацией в соответствии с основными положениями законодательства [1J—[3]. лучшими практиками и стандартами в области менеджмента (ГОСТ Р ИСО 9000. ГОСТ Р ИСО 9001. ГОСТ Р ИСО 9004. ГОСТ 52294, ГОСТ Р 54147. ГОСТ Р 51897. ГОСТ Р 53894. ГОСТ Р 56715.5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001, ГОСТ Р ИСО/МЭК Т018044) и информационных технологий в образовании (ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36. ГОСТ Р57193. ГОСТ Р 53625. ГОСТ Р 53723. ГОСТ Р 54837). Сочетание современных подходов в области менеджмента (стратегического, системного. качества, знаний, рисков и информационной безопасности) и автоматизированных средств информационной поддержки процессов управления образовательной организацией является основой для повышения качества управления, обеспечения конкурентоспособности и устойчивого успеха образовательной организации высшего образования.

4.1.2    Разработку, внедрение, эксплуатацию и сопровождение СКМ качества должны осуществлять с учетом перспективного видения стратегии, миссии, целей, направлений деятельности, процессной модели, всех видов ресурсного обеспечения и показателей эффективности и конкурентоспособности образовательной организации еысшегообраэоеания. На этапах подготовки технического задания, разработки и внедрения СКМ важное значение имеет наличие и уровень развития электронного регламента административной и служебной деятельности (ГОСТ Р 52294), сертифицированной системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001). системы управления электронными документами. средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем управления отдельными видами деятельности и инфраструктурой организации.

4

ГОСТ Р 57722—2017

4.1.3    Отличительной особенностью образовательных организаций высшего образования является взаимосвязь административно-хозяйственной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, обеспечивающей инновационный характер развития организации в целом. В результате этих видов деятельности создаются новые знания и развиваются компетенции научно-педагогических и управленческих кадров, представляющих наиболее значимый актив образовательной организации высшего образования.

В соответствии со спецификой образовательной организации высшего образования могут быть использованы различные формы представления управленческой деятельности:

а)    процессная — наиболее подходит к управлению образовательной деятельности, когда объектом управления являются систематизированные и взаимосвязанные процессы и ресурсы, при этом входы и выходы процессов определены и контролируемы;

б)    проектная — наиболее подходит к научно-исследовательской и инновационной деятельности, когда объектом управления являются проекты, выполняемыеотносительно небольшим числом научных работников в соответствии с установленными в задании задачами, ресурсами и сроками выполнения работ:

в)    функциональная — наиболее подходит к административно-хозяйственной деятельности, когда объектом управления является еыполнвниеструктурнымилодрааделбниямиопределенных функций с требуемыми характеристиками (управление инфраструктурой организации, материально-техническим обеспечением, энергоэффективностью, обеспечением безопасности рабочих мест, экологической безопасностью).

Независимо от формы представления административной деятельности, качество и эффективность управления определяются наличием системы нормативной, информационно-правовой и методической документации, доступной в электронной форме. Цифровиэация информации обусловливает необходимость создания и использования документов в цифровом виде.

4.1.4    СКМ является системообразующим элементом для создания и развития электронной информационно-образовательной среды образовательной организации высшего образования в соответствии с ее инфраструктурой и необходимыми внешними связями. СКМ должна обеспечивать интероперабельность с другими информационными системами (подсистемами) электронной информационно-образовательной среды организации и внешними информационными средами на основе ГОСТР57193.

СКМ должна обеспечивать упорядочение и эффективное совместное использование данных и информационных объектов, хранящихся в базах данных различных подсистем и программных модулей системы.

СКМ должна быть адаптирована к организационной структуре и принятой в образовательной организации процессной модели (ГОСТ Р ИСО 9001. ГОСТ Р 53625. ГОСТ Р 52294) управления взаимосвязанными процессами и ресурсами.

Для образовательных организаций, ориентированных на научно-исследовательскую и инновационную деятельность. СКМ должна включать подсистему проектного менеджмента и управление результатами интеллектуальной деятельности в соответствии с ГОСТ Р 56714.5.

4.1.5    СКМ должна обеспечивать системную информационную поддержку и автоматизацию процессов стратегического и инновационного менеджмента основных видов деятельности, материально-технического обеспечения, инженерно-технического обеспечения зданий и прилегающих территорий, комплексной безопасности и оценки рисков образовательной организации на основе ГОСТР54147.

4.1.6    Для образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, интегрированная автоматизированная система управления должна содержать электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и средств вычислительной техники, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме кезависимоот их мест нахождения.

4.1.7    СКМ должна иметь взаимодействие с web-интерфейсом для выгрузки данных на сайт образовательной организации в формате HTML или XML-документа.

4.2 Функции системы компьютерного менеджмента

4.2.1 СКМ в соответствии с целями образовательной организации высшего образования и разработанными организацией принципами менеджмента должна обеспечивать скоординированную деятельность по управлению организацией на основе взаимосвязанных и взаимодействующих

5

ГОСТ Р 57722—2017

информац^нныхсистем (подсистем), телекоммуникационных сетей «средств информационных техно* логий. В приоритетном порядке СКМ должны обеспечивать информационную поддержку принятия решений и автоматизацию процессов управления по основным видам деятельности образовательной организации высшего образования.

4.2.2    Структура СКМ должна включать взаимосвязанные элементы — подсистемы, обеспечива* ющие функции системы в режиме взаимодействия.

4.2.3    В соответствии с функциональным назначением СКМ она может включать следующие эле* менты (подсистемы):

а)    стратегического менеджмента и развития:

б)    системного менеджмента по направлениям образовательной, научно-исследовательской, инновационной и административно-хозяйственной деятельности;

в)    финансового менеджмента и планирования:

г)    менеджмента качества (система менеджмента качества);

д)    менеджмента информационной безопасности и администрирования информационных систем и сетей:

е)    менеджмента процессов образовательной деятельности:

ж)    проектного менеджмента в области научно-исследовательской и инновационной деятельности;

и) менеджмента инфраструктуры и развития кадрового и материально-технического потенциала организации.

Примечание — Нестоящий стандарт не устанавливает требований к структуре и функциональным характеристикам элементов СКМ образовательной организации высшего образования, так как они могут изменяться в рамках создания и развития системы.

4.3    Разработка системы компьютерного менеджмента

4.3.1    На концептуальной модели разработки СКМ образовательной организации высшего образования должны быть определены основополагающие требования, устанавливающие:

а)    законодательную базу Российской Федерации;

б)    лучшие практики и стандарты в области стратегического и инновационного менеджмента;

в)    лучшие практики и стандарты в области процессно-ориентированного и проектного управления применительно кспецифике образовательной и научно-исследовательской деятельности;

г)    лучшие практики. ИТ-стандарты и перспективные платформы для создания информационных систем в сфере образования и науки;

д)    стратегию, перспективный план развития и ресурсное обеспечение образовательной организации.

4.3.2    Архитектура проектируемой системы должна быть определена на основе гармонизации существующих подходов к менеджменту и разработки базовой процессно-ориентированной модели управления организацией:

а)    в качествеэталоннойструктурыможетбыть использована гармонизированная модельнаосно-ее ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 53625 (см. рисунок А. 1 приложения А):

б)    примвнительнокпроцессам жизненного цикла образовательной деятельности сиспользовани-ем электронного обучения может быть использована модель на основе ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК19796-1) (см. рисунки Б.1 и Б.2 приложения 5);

в)    информация и описание взаимосвязи процессов должны выполняться на основе моделей, представленных на рисунках Б.З—Б.5 приложения Б.

4.3.3    В целях обеспечения качества, эффективности и согласованности деятельности заинтересованные стороны (заказчик, поставщик, разработчик, пользователи, эксплуатирующий персонал и персонал сопровождения) должны взаимодействовать в течение всего жизненного цикла СКМ образовательной организации высшего образования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57193.

4.3.4    Создание СКМ должно быть осуществлено в соответствии с согласованной моделью жизненного цикла, содержащей структуру и требования к процессам и этапам жизненного цикла системы по ГОСТ Р 57193.

4.3.5    Описание процессов жизненного цикла СКМ — по ГОСТ Р 57193. Процессы и группы процессов жизненного цикла СКМ должны быть определены на разных уровнях иерархии системной структуры и реализованы на различных этапах ее жизненного цикла в рамках управления проектом создания системы.

6

ГОСТ Р 57722—2017

4.3.6 Основные формы поставки и сопровождения СКМ:

а)    приобретение системы и ее установка в образовательной организации высшего образования, самостоятельное наполнение информацией и настройка под требования организации, обучение персонала. создание необходимой службы, эксплуатация и сопровождение системы самостоятельно;

б)    приобретение системы и ее установка вобразовательной организации высшего образования и аренда услуг по наполнению информацией, настройке, техническому сопровождению системы без создания собственной службы (возможности этого варианта ограничиваются необходимостью выбора соответствующего партнера по сопровождению системы);

в)    аренда системы, установленной вне образовательной организации высшего образования, так называемая модель работы через поставщика прикладных услуг. 8 этой модели поставщик предоставляет приложения (программные продукты, пакеты) и все необходимые элементы инфраструктуры и их обслуживание с доступом клиентов к приложениям через Интернет или специализированную вычислительную сеть.

7

ГОСТ Р 57722—2017

Приложение А (справочное)

Интеграция подходов к менеджменту организации

4-я версия ИСО 9001:2008

5-я версия ИСО 9001:2015

3-я версия ИСО 99012000

2-я версия ИСО 9001:1994

Процессный подход и щкл РОСА

Предупреждающие

действия

Стратегический менеджмент Управление рисками Управление знаниями

1-я версия

ИСО 9001:1987

Процедуры

Рисунок А.1 — Эволюция требований международного стандарта ИСО 9001

8

ГОСТ Р 57722—2017

Приложение Б (справочное)

Базовая процессно-ориентированная модель

Рисунок Б.1 — Структура гармонизированной процессной модели на основе ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 53625 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)

9

ГОСТ Р 57722—2017

Рисунок Б.2 — Декомпозиция процессов жизненного цикла образовательной деятельности на основе

ГОСТ Р53625 (ИСО/МЭК 19796-1:2005}

10

Управление

требованиями

ГОСТ Р 57722—2017

Входы

1

'

Процесс

4

>

Ресурсы

Выходы

Рисунок Б.З — Обобщенная модель процесса

Управление

требованиями

Ресурсы

Рисунок Б.4 — Взаимосвязь процессов

* Выход

11

ГОСТ Р 57722—2017

Унифицированная

информационная

модель

Идентификатор процесса

Название процесса

Назначение процесса

Связь с другими процессами

Структура процесса (подпроцессы, организации)

Владелец процесса (структурное подразделение)

Поставщик процесса (структурное подразделение}

Потребитель процесса (структурное подразделение)

«Вход/8ыход» процесса

Нормативные документы для управления процессом (Профиль требований)

Нормативное ресурсное обеспечение процесса (кадры, произеодсгвемая среда, энергия, материалы, стоимость и др.)

Метрики и критерии для сценки качества и эффективности процесса

Автоматизированные средства управления процессом Методы и средства оценки рисков Сертификация процесса, продукции/услуги Записи о дефектах продукции, связанных с процессом Результаты внешнего и внутреннего аудита Новые знания о процессе и модели совершенства

Рисунок Б.5 — Унифицированная информационная модель описания процесса

12

ГОСТ Р 57722—2017

Библиография

|1)    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании а Российской Федерации»

(2)    Федеральный закон от27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите

информации»

|3] Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

13

ГОСТ Р 57722—2017

УДК 006.034:378.4:004.01:006 354    ОКС 35.240.99

Ключевые слова: система менеджмента, компьютерный менеджмент, руководство, управление, процесс. образовательная организация, высшее образование, университет, электронное обучение

14

63 10—2017/6?

Редактор Л.С. Зимилове Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор ЕМ- Дульнеоа Компьютерная еерстка А Н, Золотаревой

Сдано в набор 02.09.2017. Подписано е печать 16.10.2017. Формат 60 * 84Гарнитура Ариел. Уел. печ. л. 2.32. Уч.-изд. л 2.10. Тираж 22экэ. За к 1979 Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано ао ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 123001 Москва. Гранатный пер., 4.     info@90slinfo.1u