База ГОСТовallgosts.ru » 35. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАШИНЫ КОНТОРСКИЕ » 35.240. Применение информационных технологий

ГОСТ Р 54816-2011 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Общие положения

Обозначение: ГОСТ Р 54816-2011
Наименование: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Общие положения
Статус: Действует

Дата введения: 07/01/2012
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 35.240.99
Скачать PDF: ГОСТ Р 54816-2011 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Общие положения.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р 54816-2011 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Общие положения.doc


Текст ГОСТ Р 54816-2011 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Общие положения



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТР

54816-

2011


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии

в образовании

УЧЕБНАЯ ТЕХНИКА

Общие положения

Издание официальное

Москва

Стенда ртинформ 2012


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионально' го образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный центр новых информационных технологий)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации № 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 1207-ст

4    В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N9 1&4-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 9 мая 2005 г.. 1 мая. 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.. 18 июля 2009 г.. 28 сентября 2010 г.. 27 июля 2011 г.). Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г.. 13 января 1996 г..

16    ноября 1997 г.. 20 июля. 7 августа. 27 декабря 2000 г.. 30 декабря 2001 г.. 13 февраля. 21 марта. 25 июня. 25 июля, 24 декабря 2002 г.. 10 января. 7 июля. 8. 23 декабря 2003 г.. 5 марта. 30 июня. 20 июля. 22 августа. 29 декабря 2004 г.. 9 мая. 18.21 июля. 31 декабря 2005 г.. 16 марта. 6 июля. 3 ноября. 5.28.29 декабря 2006 г.. 6 января. 5.9 февраля. 20 апреля, 26 июня, 30 июня. 21 июля. 18 октября. 1 декабря 2007 г.. 28 февраля. 24 апреля. 23 июля. 27 октября. 25 декабря 2008 г.. 10. 13 февраля.

17    июля 2009 г.. 30 декабря 2009 г.. 28 сентября 2010 г.)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены наспюящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

in

Введение

Настоящий стандарт, входящий в комплекс стандартов, объединенных групповым заголовком «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», устанавливает общие положения, относящиеся к учебной технике и средствам ее поддержки, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Стандарт определяет функциональное назначение, классификацию учебной техники и средств ее поддержки, а также основные характеристики учебной техники.

Учебная техника представлена широкой номенклатурой разнородной продукции, характеризующейся конструктивной сложностью и предназначенной для реализации современных технологий обучения, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Одно из основных направлений модернизации национальной системы образования состоит в развитии ее материально-технической базы и создании в образовательных учреждениях всех уровней практически ориентированных систем обучения, предусматривающих широкое применение учебной техники. Обеспечение необходимого качества и безопасности учебной техники должно быть основано на соблюдении требований технических регламентов, стандартов, сводов правил, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и других нормативных документов.

ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

УЧЕБНАЯ ТЕХНИКА Общие положения

information and communication technologies in education. Educational technics. General statements

Дата введения — 2012—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к учебной технике, ислольэуемой в образовательных учреждениях всех уровней, для реализации образовательных про* грамм в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

8 настоящем стандарте определены функциональное назначение, принципы классификации и основные характеристики учебной техники.

Стандарт предназначен для применения разработчиками, поставщиками и потребителями учеб* ной техники в целях обеспечения развития и применения новых технологий обучения, повышения качества образовательного процесса и оценки соответствия продукции, процессов, работ и услуг в сфере образования.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 50—2002 Безопасность детей и стандарты. Общие требования

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126—93 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению

ГОСТ Р ИСО 9241*3—2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации

ГОСТ Р ИСО 9241*8—2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119—2000 Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207—99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

ГОСТ Р 50948—2001 Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности

ГОСТ Р 52324—2005 Эргономические требования к работе с визуальными дисплеями, основанными на плоских панелях. Часть 2. Эргономические требования к дисплеям с плоскими панелями

ГОСТ Р 52652—2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие положения

Издание официальное

ГОСТ Р 52655—2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования

ГОСТ Р 53626—2009 Информационно-коммуникационные технологии е образовании. Технические средства обучения. Общие положения

ГОСТ Р 53909-2010 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего годе, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53909 и ГОСТ Р 53626.

4    Общие положения

4.1    Функциональное назначение учебной техники и средств ее поддержки

4.1.1    Учебная техника предназначена для обеспечения выполнения образовательного процесса с применением специальных технических средств, для достижения требуемого качества усвоения знаний и/или приобретения навыков обучающимися.

4.1.2    Функции учебной техники и средств ее поддержки в учебном процессе

4.1.2.1    Основные функции учебной техники в учебном процессе:

-    обучение и контроль знаний:

•    приобретение профессиональных умений и навыков;

-    развитие индивидуальных возможностей;

•    облегчение понимания изучаемых объектов и явлений.

4.1.2.2    Вспомогательные функции учебной техники в учебном процессе:

-    контроль выполнения учебного процесса;

•    обеспечение безопасности и требуемого качества учебного процесса:

-    административно-техническое управление обучением.

4.1.2.3    Функции средств поддержки учебной техники:

•    нормативно-правовое обеспечение учебного процесса;

-    информационно-методическая поддержка учебного процесса и технических средств его обеспечения;

-    поддержка организационно-технической инфраструктуры для обеспечения учебного процесса и управления учебным процессом.

4.1.3    Создание учебной техники необходимо осуществлять в соответствии с потребностями национальной системы образования при соблюдении требований законодательства, технических регламентов. международных и национальных стандартов, сводов правил, а также с учетом научно-технических достижений и лучших практик применения учебной техники в образовательном процессе.

4.1.4    Разработку номенклатуры учебной техники необходимо проводить на основе унификации ее видов с учетом функционального назначения, уровней образования и образовательных стандартов, рубрик общероссийского классификатора продукции.

4.1.5    Разработку учебной техники следует проводить с учетом ее совместимости с другими компонентами учебного процесса, обеспечения функционирования на уровне рабочих мест, учебных классов и лабораторий, зданий и сооружений образовательных учреждений.

4.2 Классификация учебной техники и средств ее поддержки

4.2.1 Классификация необходима для унификации учебной техники, совершенствования классификаторов продукции, идентификации, оценки качества и подтверждения соответствия предъявляемым компонентам конкретных компонентов учебной техники.

4.2.2 Классификационные группы учебной техники и средств ее поддержки

4.2.2.1    Классификационные группы учебной техники:

•    технические средства управления учебным процессом;

•    технические средства обеспечения учебного процесса.

4.2.2.2    Технические средства управления учебным процессом включают в себя учебную технику следующих видов:

•    технические средства мониторинга учебного процесса:

•    технические средства обеспечения безопасности и надлежащего качества учебного процесса (технические средства управления, обеспечивающие корректирующие и упреждающие действия);

•    системы управления обучением.

4.2.2.3    Технические средства обеспечения учебного процесса включают в себя учебную технику следующих видов:

•    технические средства обучения;

•    демонстрационную учебную технику;

•    учебные тренажеры:

•    лабораторную учебную технику:

•    развивающие игровые средства (в том числе электронные);

•    наглядные средства обучения;

•    вспомогательное оборудование учебной техники.

4.2.3    Средства поддержки учебной техники включают в себя средства следующих видов:

•    средства технического регулирования учебной техники (технические регламенты, стандарты, своды правил, требования систем сертификации, методы оценки соответствия);

. средства информационно-методической поддержки учебной техники (руководства пользователей. инструкции, в том числе по технике безопасности, методики проведения учебного процесса с использованием учебной техники, информационные технологии: базы данных, информационные тематические порталы, информационные библиотечные системы, электронные учебники и электронные издания для методической поддержки соответствующего учебного процесса и технических средств его обеспечения);

•    организационно-техническую инфраструктуру образовательного учреждения (здания, сооружения. средства жизнеобеспечения, информационно-коммуникационное обеспечение, учебная мебель, электро-, водоснабжение, эргономическое и экологическое обеспечение учебных мест, в том числе обеспечение необходимых влажности воздуха, уровня освещения, шума, вибрации, излучения и др.).

4.3    Основные характеристики учебной техники

4.3.1    Характеристики учебной техники представляют собой совокупность свойств составляющих ее компонентов.

4.3.2    Основные характеристики учебной техники:

•    функциональность;

•    надежность;

•    практичность;

•    безопасность.

Примечания

1    Характеристики учебной техники определяют ее функциональные возможности или свойства выполнения этих функциональных возможностей.

2    Основные характеристики учебной техники, обусловленные функциональными возможностями, характеристиками надежности и практичности, необходимо рассматривать во взаимосвязи с базовыми характеристиками в области информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288. ГОСТР ИСО/МЭК 12207. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119, ГОСТ Р 52652. ГОСТ Р 52655.

3    Характеристики безопасности учебной техники необходимо рассматривать во взаимосвязи с базовыми характеристиками эргономичности в области информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9241-3. ГОСТ Р ИСО 9241-8. ГОСТ Р 52324. ГОСТ Р 50948. ГОСТ Р ИСО/МЭК 50.

4    Основные характеристики технических средств обучения, входящие в состав учебной техники, приведены в ГОСТ Р 53626.

4.3.3    Функциональные характеристики учебной техники определяют способность учебной техники обеспечивать выполнение учебного процесса в соответствии с его назначением, требуемым уровнем точности (правильности), защищенности, взаимодействия с другими средствами обеспечения учебного процесса и средствами управления учебным процессом, а также требуемым уровнем согласованности с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, национальными, межгосударственными и меж-з дународными стандартами, сводами правил, стандартами организаций, государственными образовательными стандартами Российской Федерации и другими нормативными документами.

Примечаний

1    Защищенность учебной техники необходимо рассматривать отдельно от характеристики безопасности. Защищенность входит в состав характеристик функциональности. Характеристика защищенности относится к компоненту информационно-коммуникационных технологий, входящему в состав учебной техники.

2    Согласованность входит в состав всех основных характеристик учебной техники и отражает уровень соответствия нормативно-правовым, нормативным и техническим документам.

4.3.4    Характеристики надежности учебной техники определяют способность учебной техники сохранять приемлемый уровень качества функционирования по обеспечению учебного процесса и управлению им при использовании в указанных условиях.

Примечание — Согласованность по надежности должна обеспечивать необходимый уровень соответствия нормативно-правовым, нормативным и техническим документам в области надежности.

4.3.5    Характеристики практичности учебной техники определяют способность учебной техники быть простой в использовании (управляемой), понятной и легко изучаемой, реализовывать педагогические возможности, приемлемые конструктивные и эстетические (дизайнерские) решения при обеспечении учебного процесса и управлении им. а также способствовать на должном уровне согласованности учебной техники в области практичности.

4.3.6    Характеристики безопасности учебной техники определяют отсутствие со стороны учебной техники, при проведении учебного процесса, недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью обучающихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения, имуществу образовательного учреждения, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Примечания

1    Согласованность по безопасности должна обеспечивать необходимый уровень соответствия требованиям технических регламентов и гармонизированных с ними национальных стандартов в области безопасности.

2    Эргономические характеристики учебной техники входят в состав характеристик безопасности учебной техники.

УДК 378.164:006.354    ОКС 35.240.99    ОКП 96 6000

Ключевые слова: учебная техника, классификация учебной техники, средства поддержки учебной техники. характеристики учебной техники, безопасность учебной техники

Редактор Л.8. Афанасенко Технический редактор в.Н. Прусакоаа Корректор 8.Е. Нестерове Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Сдано а иабоо 10.04.2012. Подписано в печать 19.04.2012. Формат 60 < 84^.    Г арии тура Ариал

Уел. печ. л. 0,93. Уч.-иад. л. 0,70. Тираж 11$ эм. За к 348.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 123995 Москва. Гранатный пер.. 4 mlo@gosUn!o ги Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано а филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва. Лялин лер., б.