База ГОСТовallgosts.ru » 35. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАШИНЫ КОНТОРСКИЕ » 35.240. Применение информационных технологий

ГОСТ Р 54724-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования

Обозначение: ГОСТ Р 54724-2011
Наименование: Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования
Статус: Действует
Дата введения: 09/01/2012
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 35.240.60
Скачать PDF: ГОСТ Р 54724-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р 54724-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования.doc

Текст ГОСТ Р 54724-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТР

54724-

2011


НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования

Издание официальное

Москва

Стандарта кформ 2012


Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «М2М телематика»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом ло стандартизации ТК 363 «Радионавигация»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН 8 ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. Ne 885-ст

4    ВВЕДЕН 8ПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе к Национальные стандарты». а текст изменении и поправок — е ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». 8 случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования

Global navtgauon satellite system. Systems of dispatching management of cargo motor transport. Functions, structure and characteristics of board navigation and communication equipment

Дата введения — 2012—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).

Настоящий стандарт устанавливает назначение и требования к составу и характеристикам бортового навигационно-связного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, осуществляющие грузовые перевозки.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.05—94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 52230—2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

ГОСТ Р 52456—2005 Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного транспорта. Технические требования

ГОСТР 52928— 2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения

ГОСТ Р 54024—2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

8 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.05. ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 54024, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    диспетчерское управление: Централизованный контроль и управление производственными и технологическими процессами посредством программно-технических комплексов с использованием средств связи.

3.2    грузовое транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов.

Издание официальное

4    Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

ATT — абонентский телематический терминал.

БНСО — бортовое навигационно-связное оборудование:

ГТС — грузовое транспортное средство;

УК8 — ультракороткие волны;

GPS — глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки:

GPRS — пакетная радиосвязь общего пользования;

GSM — стандарт мобильной сотовой связи;

Wi-Max — телекоммуникационная технология универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств;

Wi-Fi — телекоммуникационная технология беспроводной связи.

5    Основные положения

5.1    БНСО является элементом системы диспетчерского управления грузовыми перевозками и предназначено для оснащения грузового транспортного средства.

5.2    БНСО включает в свой состав абонентский телематический терминал и бортовое оборудование. состоящее из специализированных бортовых датчиков и устройств контроля состояния узлов и агрегатов, устанавливаемых на контролируемом ГТС и на элементах перевозимого груза в зависимости от их конструкции, характера и специфики выполняемых перевозок, а также задач, реализуемых в составе системы диспетчерского управления грузовыми перевозками.

5.3    Абонентский телематический терминал является обязательным элементом БНСО и должен обеспечивать определение текущего местоположения ГТС и параметров его движения, обмен данными с дополнительным оборудованием БНСО. взаимодействие с телематическим сервером системы диспетчерского управления грузовыми перевозками в части обмена мониторинговой и технологической информацией.

6    Назначение бортового навигационно-связного оборудования

6.1    Установленное на борту грузового транспортного средства БНСО должно обеспечивать решение следующих задач с использованием технологий связи и спутниковой навигации:

•    контроль местоположения грузового транспортного средства;

•    контроль расхода топлива:

-    обеспечение голосовой связи «диспетчер—водитель»:

•    контроль технического состояния ГТС путем сбора телеметрической информации от специализированных бортовых датчиков и устройств контроля состояния узлов и агрегатов;

-    оперативная передача (автоматически и/или водителем) сигнала в диспетчерский пункт (центр) о возникновении нештатных и аварийных ситуаций («сигнал бедствия»);

•    автоматическая передача мониторинговой информации в диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью;

-    запись мониторинговой информации в энергонезависимую память БНСО («черный ящик») при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи;

-    определение пройденного расстояния по данным спутниковой навигации (виртуальный одометр).

6.2    БНСО может дополнительно обеспечивать решение следующих задач на борту ГТС с использованием современных информационных технологий:

•    контроль наличия и состояния перевозимого груза (при условии оснащения груза соответствующим оборудованием);

-    управление приемом, накоплением и передачей видеоизображений с видеокамер (в режиме фотографий и/или в режиме реального времени);

-    управление приемом, накоплением и передачей звуковой информации с внутрисалонных микрофонов;

•    контроль показаний электронного тахографа;

•    обмен технологической информацией и текстовыми сообщениями между водителем и диспетчерским пунктом грузового автомобильного транспорта:

•    автоматический вывод принятых текстовых сообщений на дисплей БНСО.

7 Состав бортового навигационно-связного оборудования

7.1    Состав БНСО определяется типом перевозок, которые осуществляет ГТС. и характером задач диспетчерского управления.

7.2    Состав БНСО может быть разным в зависимости от следующих типов перевозок:

•    городские;

•    пригородные;

•    междугородние;

•    международные.

7.3    В состав БНСО в зависимости от функциональных задач диспетчерского управления могут входить следующие устройства и подсистемы:

•    абонентский телематический терминал:

•    подсистема евода/вывода информации;

•    подсистема контроля наличия и состояния груза;

•    подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок.

7.4    В минимальной конфигурации функции БНСО выполняет абонентский телематический терминал.

7.5    Абонентский телематический терминал должен включать в свой состав следующие модули:

•    навигационный;

•    связи:

•    обработки информации:

•    электропитания.

7.5.1    Навигационный модуль должен обеспечивать определение местоположения, направления движения и скорости ГТС по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и/или GPS.

7.5.2    Модуль связи должен обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической информации по каналам передачи данных GSM/GPRS. в подсистему связи опционально могут входить модули передачи данных по сетям УКВ. Wi-Fi. Wi-Max и каналам спутниковой связи.

7.5.3    Модуль обработки информации должен обеспечивать сбор и обработку:

•    навигационной информации о местоположении, направлении движения и скорости ГТС;

•    телеметрической информации о состоянии агрегатов и систем ГТС и наличия и состояния перевозимого груза;

•    мониторинговой и телематической информации для обеспечения информационного обмена с диспетчерским пунктом (центром).

7.5.4    Модуль электропитания должен обеспечивать электропитание устройств ATT от бортовой электросети ГТС или их автономное электропитание.

7.6    Бортовой контроллер должен обеспечивать централизованное управление расширенным составом устройств и подсистем БНСО.

7.7    Подсистема ввода/выеода информации должна обеспечивать ввод, обработку и представление всех видов информации и содержать следующие модули:

•    голосовой связи «диспетчер—водитель», состоящей из микрофона и громкоговорителя;

•    дисплей:

•    передачи «сигнала бедствия» от встроенного в корпус БНСО или размещаемого отдельно с обеспечением потайной установки устройства подачи сигнала (кнопки).

7.8    Подсистема контроля состояния ГТС должна обеспечивать измерение параметров состояния его агрегатов и конструктивных элементов и содержать следующий минимальный набор устройств:

•    датчик включения зажигания;

- датчик уровня топлива (опционально);

•    адаптер для подключения к CAN-шине ГТС (опционально);

•    датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально);

•    датчик напряжения бортовой электросети (опционально);

э

•    датчик открывания/закрыеания дверей (опционально);

•    сопряжения с электронным тахографом (опционально);

•    датчик еключения/еыключения оборудования (опционально).

7.9    Подсистема контроля наличия и состояния груза должна обеспечивать контроль размещения на ГТС перевозимого груза и измеряемых соответствующими датчиками параметров его состояния (в зависимости от характера груза и ограничений условий его транспортировки) и может содержать следующие модули:

•    контроля нахождения перевозимого груза на грузовой платформе ПС;

•    контроля параметров состояния перевозимого груза (температуры, влажности, перегрузок и др.);

•    коммутации устройств подсистемы и передачи в БНСО информации контроля состояния перевозимого груза.

7.10    Подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок должна обеспечивать контроль параметров жизнеобеспечения водителя и состояния ПС и может содержать следующие модули:

•    мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры и датчик задымления);

•    энергонезависимой памяти («черный ящик») для хранения информации при потере связи с диспетчерским пунктом (центром);

-    идентификации водителя;

-    видео- и аудионаблюдения;

•    контроля и коррекции действий водителя;

•    контроля физиологического состояния водителя:

-    формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» (опционально);

-    резервного электропитания.

Примечание — Модуль формирования сигнале системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» должен устанавливаться в обязательном порядке после официального начале эксплуатации системы.

8 Характеристики бортового навигационно-связного оборудования

8.1    Навигационный модуль ATT должен обеспечивать определение географических координат ПС по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем с точностью не менее Юме вероятностью 0.95.

Примечание — вновь устанавливаемые навигационные модули ATT должны поддерживать стандарты глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и/или OPS.

8.2    Технические требования к антенне и приемнику сигналов глобальных навигационных спутниковых систем навигационного модуля определены в ГОСТ Р 52456.

8.3    Технические характеристики модуля связи

8.3.1    В состав модуля связи должно входить оборудование GSM-связи, с поддержкой пакетной передачи данных GPRS для обмена мониторинговой и технологической информацией.

8.3.2    БНСО может дополнительно оснащаться оборудованием связи по каналам УКВ. Wi-Fi, Wi-Max или спутниковой связи.

8.4    Объем энергонезависимой памяти БНСО должен быть не менее 4 Мбайт.

8.5    Электропитание БНСО должно осуществляться от бортовой сети ПС. Номинальное напряжение электропитания составляет 12 В или 24 В по ГОСТ Р 52230.

При этом должна обеспечиваться защита от скачков напряжения в бортовой сети, а также защита от переполюсовки и короткого замыкания. Опционально БНСО может содержать оборудование автономного электропитания. При оборудовании БНСО модулем формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» оборудование автономного электропитания БНСО должно устанавливаться в обязательном порядке.

8.6    БНСО должно содержать аналоговые и цифровые интерфейсные устройства для подключения внешних устройств и оборудования ПС.

8.7    Состав внешних устройств, подключаемых к БНСО:

• датчики контроля состояния, обеспечения безопасности и безаварийности ПС;

•    модули подсистемы контроля наличия и состояния груза;

•    цифровые видеокамеры:

•    адаптер подключения к CAN-шине ГТС.

8.8    Аппаратура устройств и подсистем БНСО может быть выполнена в одном или нескольких кон* струкгивных блоках.

8.9    Микрофон и громкоговоритель модуля голосовой связи «диспетчер—водитель» должны обеспечивать нормальную слышимость и различимость голосовой информации в условиях движения ГТС с закрытыми дверями и окнами кабины водителя.

8.10    Технические характеристики дисплея:

•    тип индикатора: текстовый или графический с подсветкой, размер матрицы экрана — не менее 240 х 128 пикселей;

•    вид отображаемой информации: текстовый, не менее 4 строк по 20 символов в строке, размер символа — не менее 8x5 мм;

. общее число функциональных кнопок на дисплее — не более 6. включая виртуальные (в случае использования сенсорного индикатора).

8.11    Модули коммутации устройств подсистемы и передачи информации контроля состояния пе* ревозимого груза в зависимости от характера груза и условий его перевозки могут выполняться на основе проводной и/или беспроводной технологии. При применении беспроводной технологии коммутации подключение датчиков и устройств контроля осуществляется в соответствии с протоколом ZigBee.

8.12    Программное обеспечение БНСО и ATT грузового транспортного средства должно поддерживать процедуры информационного обмена и формирования баз данных системы диспетчерского управления грузовыми перевозками.

УДК 656.13:004:006.354    ОКС 35.240.60    Э50

Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, диспетчерское управление, грузовой автомобильный транспорт, бортовое навигационно-связное оборудование, назначение, состав, характеристики

Слано е набор 10.09.2012.

Редактор Е С. Котпяроеа Технический редактор Н.С. Гришанова Корректор В.Е Нестерова Компьютерная верстка В.И. Грищенко

Подписано в печать 04.10.2012 Формат в0х647(. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 0.93. Уч.<иад. л. 0.70. Тираж 94 экэ. За к. 876.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 123995 Москва. Гранатный лер.. 4 «vww.gostnfo.ru info£gostinfo.iu

Набрано во «ГУП «СТЛНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ

Отпечатано в филиале ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 106062 Москва, Лялин лер.. 6.