База ГОСТовallgosts.ru » 35. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАШИНЫ КОНТОРСКИЕ » 35.240. Применение информационных технологий

ГОСТ Р 53626-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения

Обозначение: ГОСТ Р 53626-2009
Наименование: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения
Статус: Действует

Дата введения: 01/01/2011
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 35.240.99
Скачать PDF: ГОСТ Р 53626-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р 53626-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения.doc


Текст ГОСТ Р 53626-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

53626-

2009

Информационно-коммуникационные технологии

в образовании

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Общие положения

Издание официальное

Москва

Стакдартикформ

2010

ГОСТ Р 53626—2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации —• ГОСТ Р 1.0—2004 г. «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный центр новых информационных технологий)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 958-ст

4    В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (с Изменениями от 9 мая 2005 г.. 1 мая, 1 декабря 2007 г.. 23 июля 2008 г.. 18 июля 2009 г.). Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (с Изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г.. 16 ноября 1997 г., 20 июля. 7 августа, 27 декабря 2000 г.. 30 декабря 2001 г.. 13 февраля. 21 марта. 25 июня, 25 июля. 24 декабря 2002 г.. 10 января. 7 июля. 8.23 декабря 2003 г.. 5 марта. 30 июня. 20 июля. 22 августа. 29 декабря 2004 г.. 9 мая. 18.21 июля. 31 декабря 2005 г.. 16 марта. 6 июля. 3 ноября. 5.28.29 декабря 2006 г.. 6 января. 5.9 февраля. 20 апреля. 26 июня. 30 июня. 21 июля. 18 октября. 1 декабря 2007 г.. 28 февраля. 24 апреля. 23 июля. 27 октября. 25 декабря 2008 г.. 10.13 февраля. 17 июля 2009 г.)

5    ВВЕДЕН 8ПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе « Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра ('замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2010

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 53626—2009

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины и определения..........................................1

4    Общие положения

4.1    Функциональное назначение ТСО

4.2    Классификация ТСО.......

4.3    Основные характеристики ТСО. .

U ГО К) N

ГОСТ Р 53626—2009

Введение

Применение информационно-коммуникационных технологий е сфере образования способствует появлению широкого спектра дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения. Формирование единой информационно-образовательной среды на уровне образовательного учреждения, региона и системы образования в целом обусловливает необходимость разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к образовательным технологиям и средствам обучения.

Технические средства обучения представлены широкой номенклатурой разнородной продукции, характеризующейся конструктивной сложностью и предназначенной для реализации современных технологий обучения преимущественно в ИКТ-насыщенной среде. Одним из основных направлений модернизации национальной системы образования является развитие ее материально-технической базы и создание в образовательных учреждениях всех уровней практико-ориентированных систем обучения, предусматривающих широкое применение технических средств обучения. Обеспечение качества и безопасности технических средств обучения должно основываться на соблюдении требований технических регламентов, стандартов, сводов правил, федеральных государственных образовательных стандартов и других нормативных документов.

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и устанавливает общие положения по стандартизации технических средств обучения.

IV

ГОСТ Р 53626—2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Общие положения

Information and communication technologies in education.

Training equipment. General statements

Дата введения — 2011—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к техническим средствам обучения, используемым в образовательных учреждениях всех уровней для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

8 настоящем стандарте определено функциональное назначение, принципы классификации, основные характеристики и правила подтверждения соответствия технических средств обучения.

Стандарт предназначен для применения разработчиками, поставщиками и потребителями технических средств обучения в целях обеспечения развития и применения новых технологий обучения, повышения качества образовательного процесса и подтверждения соответствия продукции, процессов, работ и услуг в сфере образования.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9241-3—2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации

ГОСТ Р ИСО 9241-8—2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119—2000 Информационные технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

ГОСТ Р 52652—2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие положения

ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции.

3    Термины и определения

8 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653. а также приведенные ниже термины с соответствующими определениями:

3.1 технические средства обучения (ТСО): Специализированные технические средства, предназначенные для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения.

Издание официальное

1

ГОСТ Р 53626—2009

Примечания

1    Технические средства обучения являются подклассом учебной техники.

2    Технические средства обучения могут быть в виде устройства, аппаратуры, оборудования, информационно-программного обеспечения или комбинации этих средств с учетом их функционального назначения в образовательном процессе.

3    Технические средства обучения могут быть конструктивно выполнены и функционировать на основе принципов механики, оптики, электротехники, радиотехники, электроники, вычислительной техники, телекоммуникации и их комбинаций.

А Технические средства обучения должны обеспечить повышение качества процессов подготовки учебных материалов преподавателем, усвоения и запоминания новых знаний учащимися, управления образовательной деятельностью и контроля результатов обучения.

3.2    унификация ТСО: Установление относительного числа видов ТСО, необходимого для обеспечения потребностей системы образования и определенных в общероссийском классификаторе продукции или ином нормативном документе по стандартизации.

3.3    жизненный цикл ТСО: Совокупность этапов существования ТСО — маркетинговое исследование. подготовка технического задания, проектирование и разработка, поставка, эксплуатация, сопровождение. утилизация.

3.4    качество ТСО: Степень соответствия присущих ТСО характеристик требованиям стандартов, сводов правил, договоров и иных нормативных документов.

3.5    безопасность ТСО: Состояние технических средств обучения на всех этапах жизненного цикла. при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью обучающихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения, имуществу образовательного учреждения, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

3.6    оценка соответствия ТСО: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

4    Общие положения

4.1    Функциональное назначение ТСО

4.1.1    Технические средства обучения составляют из основных компонентов материально-технической базы системы образования и обеспечивают эффективность и качество образовательного процесса.

4.1.2    Основные функции ТСО в образовательном процессе:

•    передача информации обучаемым:

•    подготовка обучаемых к выполнению заданий и организация их выполнения:

-    получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации, коррекция этих процессов:

-    хранение, документалиэация и систематизация учебной и учебно-методической информации;

-    преобразование получаемой с помощью ТСО информации обучаемыми с исследовательской целью.

4.1.3    Создание технических средств обучения должно осуществляться в соответствии с потребностями национальной системы образования с соблюдением требований законодательства, технических регламентов, международных и национальных стандартов, сводов правил, а также с учетом научно-технических достижений и лучших практик применения технических средств обучения в образовательном процессе.

4.1.4    Разработка номенклатуры технических средств обучения должна выполняться на основе унификации их видов с учетом функционального назначения, уровней образования и образовательных стандартов, рубрик общероссийского классификатора продукции.

4.1.5    Разработка технических средств обучения должна выполняться с учетом их совместимости с другими компонентами образовательной среды, обеспечения функционирования на уровне рабочих мест, учебных классов и лабораторий, зданий и сооружений образовательных учреждений.

4.2 Классификация ТСО

4.2.1    Классификация необходима для унификации ТСО. совершенствования классификаторов продукции, идентификации, оценки качества и подтверждения соответствия конкретных моделей ТСО.

4.2.2    ТСО могут быть классифицированы по следующим признакам:

•    по функциональному назначению:

2

ГОСТ Р 53626—2009

•    г>о принципу действий;

•    по способу организации процесса обучения;

•    по степени интерактивности;

•    по характеру воздействия на органы чувств;

•    по способу представления информации;

•    по уровню образования.

4.2.3    По функциональному назначению ТСО подразделяют на:

•    технические средства передачи учебной информации;

•    технические средства контроля знаний;

•    тренажеры;

•    технические средства обучения и самообучения;

•    вспомогательные;

•    комбинированные.

4.2.4    По принципу действия ТСО подразделяют на:

•    механические;

•    электромеханические;

•    оптические:

•    эвукотехнические;

•    электронные;

•    комбинированные.

4.2.5    По способу организации процесса обучения ТСО подразделяют на:

•    индивидуальные:

•    индивидуально-групповые;

•    коллективные.

4.2.6    По степени интерактивности ТСО подразделяют на:

. без обратной связи;

. с обратной связью.

4.2.7    По характеру воздействия на органы чувств ТСО подразделяют на:

•    визуальные; аудиосредства; аудиовизуальные.

4.2.8    По способу представления информации ТСО подразделяются на: экранные;

звуковые:

экранно-звуковые.

4.2.9    По уровню образования ТСО подразделяются на общеобразовательные и профессиональные:

4.2.9.1    общеобразовательные: для дошкольного образования;

для начального общего образования;

для основного общего образования;

для среднего (полного) общего образования.

4.2.9.2    профессиональные:

•    для профессиональной подготовки (для лиц. не имеющих основного общего образования);

•    для начального профессионального образования;

•    для среднего профессионального образования;

•    для высшего профессионального образования;

-    для послевузовского профессионального образования.

4.3 Основные характеристики ТСО

4.3.1 Основные характеристики ТСО подразделяют на четыре группы;

-    функциональные;

•    педагогические:

•    эргономические:

•    эстетические.

э

ГОСТ Р 53626—2009

4.3.2    Функциональные характеристики ТСО определяют способность обеспечивать необходимый режим работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора)

Примечание — Функциональные характеристики определяются функциональными возможностями и свойствами выполнения этих функциональных возможностей.

4.3.3    Педагогические характеристики ТСО определяют соответствие возможностей ТСО формам и методам образовательного процесса, установленным в федеральных образовательных стандартах и учебных программах по дисциплинам.

4.3.4    Эргономические характеристики ТСО определяют удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с устройством; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.

4.3.5    Эстетические характеристики ТСО определяют гармонию формы (наглядное выражение назначения. масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный виД-

УДК 378.164:006.354    ОКС 35.240.99    Н59    ОКП 96 6000

Ключевые слова: Технические средства обучения, классификация технических средств обучения, безопасность технических средств обучения, этапы жизненного цикла технических средств обучения.

Редактор Н.Б. Лурье Технический редактор И.С. Гришвноее Корректор М.И. Першина Компьютерная верстка В.И. Грищенко

Сдано а набор 02.11.2010. Подписано а печать 11.11.2010. Формат 60x84'/(. Бумага офсетная. Гарнитура Ариал. Печать офсетная. Уел. печ. п. 0.03 Уч.-иад. л. 0.00. Тираж 119 эха. Зак. 900.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 123995 Москва. Гранатный лер.. 4.

«vww.gostrifo.nj info^gostinfo.iu Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭвМ

Отпечатано о филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник». 105062 Москва. Лялин лер., б