База ГОСТовallgosts.ru » 35. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАШИНЫ КОНТОРСКИЕ » 35.240. Применение информационных технологий

ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения

Обозначение: ГОСТ Р 53620-2009
Наименование: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения
Статус: Действует

Дата введения: 01/01/2011
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 35.240.99
Скачать PDF: ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.doc


Текст ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

53620-

2009

Информационно-коммуникационные технологии

в образовании

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫ

Общие положения

Издание официальное

Москва

Стандартииформ

2011

ГОСТ Р 53620—2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 г. «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения».

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» {Специализи-рованный центр новых информационных технологий)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 956-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2011

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 53620—2009

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................2

4    Общие положения....................................................3

4.1    Функциональное назначение...........................................3

4.2    Классификация...................................................3

4.3    Метаданные.....................................................4

4.4    Комплекс свойств..................................................4

in

ГОСТ Р 53620—2009

Введение

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно* коммуникационные техно* логин в образовании».

Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования обусловливает развитие образовательных технологий, появление новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга пользователей к электронным образовательным ресурсам преимущественно на основе сети Интернет.

Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР). широко используемым в информационно-образовательных средах: автоматизированные системы управления образовательными учреждениями всех уровней образования, системы управления обучением, образовательные порталы, хранилища ЭОР. электронные библиотеки идр.

IV

ГОСТ Р 53620—2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Общие положения

Information and communication technologies in education.

Electronic learning resources. General regulations

Дате введения — 2011—01—01

1    Область применения

Данный стандарт устанавливает общие требования х электронным образовательным ресурсам (ЭОР). широко используемым в сфере образования для реализации процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Настоящий стандарт предназначен для использования:

•    организациями, разрабатывающими и поставляющими информационно-образовательные среды и ЭОР:

•    организациями, выполняющими функции оператора информационно-образовательных сред:

•    организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основе дистанционных образовательных технологий и ЭОР;

•    организациями-заказниками ЭОР;

•    индивидуальными пользователями для эффективного поиска и выбора ЭОР. необходимых для обеспечения их образовательных потребностей;

•    органами по сертификации и испытательными лабораториями в целях подтверждения соответствия.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52653—2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ГОСТ Р 52657—2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

ГОСТ Р 53625—2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119—2000 Информационные технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование

ГОСТ Р ИСО 9241 -3—2003 Эргономические требования при выполнении офисных работе использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации

ГОСТ Р ИСО 9241 -8—2007 Эргономические требования при выполнении офисных работе использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам

ГОСТ 7.83—2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

Издание официальное

1

ГОСТ Р 53620—2009

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

Внастоящемстандартвлрименвны термины лоГОСТР52653.ГОСТР52657.атакже приведенные ниже термины с соответствующими определениями:

3.1    информационно-образовательная среда; ИОС: Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.

Примечание — Информационно-образовательные среды в обобщенном виде представляют собой различные виды информационных систем, обеспечивающих реализацию процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.

3.2

электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них

[ГОСТ Р 52653—2006. статья 12. подраздел 3.2)

Примечания

1    Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения ЭОР определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных ИОС.

2    ЭОР. прошедший редакционно-издательскую обработку, имеющий выходные сведения и предназначенный для распространения в неизменном виде, является электронным изданием (ГОСТ Р 7.83).

3.3    систематизация ЭОР; Деятельность, направленная на обеспечение эффективного применения ЭОР в интересах системы образования.

Примечания

1.    Эффективность применения ЭОР может рассматриваться в рамках функционирования российской системы образования в целом, ее региональных или корпоративных компонентов, конкретных информационно-образовательных сред или образовательных учреждений.

2.    Систематизация ЭОР должна выполняться с учетом их идентификации и рубрикации {ГОСТ Р 52657. подразделы 3.1 и 3.2).

3.4    качество ЭОР: Степень соответствия совокупности характеристик, присущих ЭОР. требованиям.

Примечание — Характеристики качестве, присущие ЭОР как виду продукции, должны соответствовать требованиям.

3.5    электронный учебно-методический комплекс; ЭУМК: Структурированная совокупность ЭОР. содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.

Примечания

1    Структура и образовательный контент ЭУМК определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами.

2    ЭУМК могут создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, в также для реализации образовательных прогрвмм в целом.

3.6    метаданные ЭОР: Структурированные данные, предназначенные для описания характеристик ЭОР.

П р и м е ч а н и е — Определение и использование базовой информационной модели метаданных ЭОР обеспечивает интероперабельность информационно-образовательных сред в сфере образования.

2

ГОСТ Р 53620—2009

3.7    профиль метаданных ЭОР: Согласованная совокупность стандартов и нормативно-технических документов, регламентирующих создание, представление, обработку, хранение и использование метаданных ЭОР в информационно-образовательных средах.

3.8    жизненный цикл ЭОР: Сведения о текущем состоянии ЭОР и субъектах, внесших вклад в его создание и развитие.

Примечание — Сведения о жизненном цикле ЭОР являются одним из элементов базовой информационной модели, характеризующей свойства ЭОР

4 Общие положения

4.1    Функциональное назначение

4.1.1    ЭОР является основополагающим компонентом ИОС. ориентированным на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения: электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное обучение.

4.1.2    Структура, предметное содержание и метаданные ЭОР должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и требованиям, обусловленным спецификой функционирования в ИОС.

4.1.3    Функциональные возможности применения ЭОР в образовательном процессе в значительной степени определяются их дидактическими свойствами, такими как интерактивность, коммуникативность. возможность представления учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, применением компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, а также автоматизация различных видов учебных работ.

4.1.4    Применение ЭОР в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать:

•    организацию самостоятельной когнитивной деятельности учащихся:

•    организацию индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;

•    организацию групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технопогий.

4.1.5    Функциональная структура ЭУМК и входящихввгосоставфункциональныхэлемвнтов(ЭОР) должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и специфике уровней образования и изучаемых дисциплин (предметов).

Примечание — Типовая структура ЭУМК по дисциплине для обеспечения изучения дисциплин образовательной программы высшего профессионального образования включает следующие основные системные элементы:

а)    учебная программе по изучаемой дисциплине;

б)    электронный курс лекций,

в)    электронный учебник:

г)    лабораторный практикум удаленного доступа;

д)    учебные пакеты прикладных программ;

е)    система контроля знаний.

4.1.6    Структура ЭОР может быть представлена в виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания (фрагменты текста, графические иллюстрации. элементы гипермедиа, программы). Размещение совместно используемых объектов содержания е сетевых депозитариях обеспечивает их многократное применение для создания новых ЭОР методом агрегации.

4.2 Классификация

4.2.1 ЭОР могут быть классифицированы по следующим признакам:

а)    способу применения вобразователыюм процессе;

б)    целевому уровню и ступени образования:

в)    форме обучения;

г)    тематике:

д)    целевой аудитории;

е)    типу ЭОР;

ж)    целевому назначению;

з)    функции, выполняемой в образовательном процессе:

з

ГОСТ Р 53620—2009

и)    степени дидактического обеспечения специальности;

к)    виду образовательной деятельности:

л)    характеру представления информации:

м)    степени интерактивности;

н)    степени соответствия действующим государственным образовательным стандартам.

4.2.2    По способу применения в образовательном процессе ЭОР могут быть классифицированы как:

- распределенные ЭОР. размещенные в различных ИОС (порталы, электронные библиотеки, хранилища. системы дистанционного обучения) и используемые в режиме удаленного доступа на основе Интернет-технологий;

•    ЭОР для применения в локальных сетях образовательных учреждений и организаций.

•    однопользовательские ЭОР. предназначенные преимущественно для использования на персональных компьютерах (для данной группы характерно использование носителей CD и/или DVD).

4.2.3    Рубрикация ЭОР в соответствии с их классификационными признаками применительно к образовательным Интернет-порталам федерального уровня определена ГОСТ Р 52657.

4.3    Метаданные

4.3.1    Метаданные представляют собой структурированные данные, предназначенные для описания характеристик образовательных ресурсов (ЭУМК. ЭОР. объектов контента).

4.3.2    Использование метаданных в ИОС обеспечивает эффективный поиск и компоновку объектов контента при создании новых ЭОР.

4.3.3    Использование базовой информационной модели метаданных, содержащей упорядоченный набор элементов для описания основных характеристик ЭОР. обеспечивает интероперабельность метаданных в различных ИОС.

4.3.4    Разработка профиля метаданных ЭОР. представляющего собой совокупность стандартов и нормативно-технических документов (в том числе классификаторов, словарей), позволяет регламентировать процессы создания, представления, обработки, хранения и использования метаданных ЭОР в ИОС.

4.3.5    ЭОР. являющиеся электронными изданиями, могут содержать библиографическое описание и выходные сведения по ГОСТ Р 7.83.

4.4 Комплекс свойств

4.4.1    ЭОРяеляются продуктом, создаваемым на основе знаний о предметной области с использованием педагогических методов, дидактических подходов и средств информационно-коммуникационных технологий.

4.4.2    Комплекс отличительных свойств, определяющих присущие ЭОР характеристики качества, может быть условно разделен на три основные группы:

а)    отличительные свойства, характеризующие соответствие структуры и содержания ЭОР требованиям федеральных образовательных стандартов, образовательных программ, нормативных и учебно-методических документов;

б)    отличительные свойства, характеризующие ЭОР сточки зрения педагогических, дидактических и психологических аспектов его использования в образовательном процессе;

в)    отличительные свойства, характеризующие ЭОР как продукт информационно-коммуникационных технологий с учетом специфики его использования в ИОС.

4.4.3    Оценка характеристик качества ЭОР как продукта информационно-коммуникационных технологий должна выполняться на основе требований стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119, ГОСТР ИСО 9241-3 и ГОСТР ИСО 9241-8.

4.4.4    Оценка характеристик качества ЭОР с учетом специфики его использования в составе ИОР должна выполняться в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 53625 на основе эталонных критериев качества.

ГОСТ Р 53620—2009

УДК 681.118.087:006.354    ОКС 35.240.99    П85

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии в образовании, электронные образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, метаданные, информационно-образовательная среда

5

Редактор Н.Б. Лурье Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор ЕМ- Мупйнвва Компьютерная оерстка И.А . НапеиконоО

Сдано в набор 02.02.20! 1.    Подписано я печать 02.03.2011. Формат 60>84Бумага офсетная. Гарнитура Ариал.

Печать офсетная. Уел. печ. л. 1.40. Уч.-иэд. л. 0.60. Тираж 116 »кз. Зак. 126.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ*. 123095 Москва. Гранатный пер . 4. info@goslmlo ги Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано а филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ* — тип. «Московский печатник». 105062 Москва. Лялин пер.. 6.