База ГОСТовallgosts.ru » 29. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА » 29.280. Электрическое тяговое оборудование

ГОСТ 33944-2016 Подвеска железной дороги контактная. Технические требования и методы контроля

Обозначение: ГОСТ 33944-2016
Наименование: Подвеска железной дороги контактная. Технические требования и методы контроля
Статус: Действует

Дата введения: 08/01/2017
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 29.280
Скачать PDF: ГОСТ 33944-2016 Подвеска железной дороги контактная. Технические требования и методы контроля.pdf
Скачать Word:ГОСТ 33944-2016 Подвеска железной дороги контактная. Технические требования и методы контроля.doc


Текст ГОСТ 33944-2016 Подвеска железной дороги контактная. Технические требования и методы контроля



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

33944—

2016

ПОДВЕСКА

ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ КОНТАКТНАЯ

Технические требования и методы контроля

Издание официальное

Москва

Стандартииформ

2017

ГОСТ 33944—2016

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандарт тизации установлены ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные поло* жения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила раз* работки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)

2    8НЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железно* дорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (про* токол от 22 ноября 2016 г. № 93*П)

За принятие проголосовали:

Кратки наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны

по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

8Y

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

К Z

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстакдарт

Россия

RU

Росстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2017 г. №4*ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33944—2016 введен в действие в качестве нацио* нального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2017 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6    Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов таможенного союза: ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и ТР ТС 0003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 янеаря текущего года), а текст изменений и поправок — е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случав пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www. gostinfo. ru)

© Сгандартинформ.2017

В Российской Федерации настоящий стандартне может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 33944—2016

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................1

4    Классификация......................................................2

5    Технические требования................................................2

5.1    Статические показатели..............................................2

5.2    Динамические показатели.............................................3

5.3    Конструктивные показатели............................................3

5.4    Материалы и конструкции проводов......................................4

6    Гарантии изготовителя.................................................4

7    Методы контроля.....................................................4

7.1    Общие требования к методам контроля....................................4

7.2    Проверка статических показателей {5.1)....................................4

7.3    Проверка динамических показателей......................................6

7.4    Проверка конструктивных показателей....................................6

7.5    Ресурс контактной подвески...........................................6

7.6    Проверка материалов и конструкций проводов................................7

Приложение А (обязательное) Форма записи высоты оставшегося сечения контактного провода ... 8 Приложение Б (обязательное) Допустимые высота и средний износ контактного провода........9

in

ГОСТ 33944—2016

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ПОДВЕСКА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ КОНТАКТНАЯ Технические требования и методы контроля

Railway overhead contact line. Technical requirements and control methods

Дата введения — 2017—08—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожную контактную подвеску (далее — кон* тактная подвеска) и устанавливает технические требования и методы контроля к контактным подвескам для систем электроснабжения на постоянном токе напряжением 3 кВ и переменном токе напряжением 25 кВ. предназначенным для обеспечения токосъема железнодорожного электроподвижного состава.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 839—80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия

ГОСТ 2584—86 Провода контактные из меди и ее сплавов. Для электрифицированных железных дорог. Технические условия1*

ГОСТ 7502—98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 16504—81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 32679—2014 Контактная сеть железной дороги. Технические требования и методы контроля

ГОСТ 32895—2014 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии а сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется е части, не затрагивающей эту ссылку

3    Термины и определения

8 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504 и ГОСТ 32895. а такжеспедующие термины с соответствующими определениями:-

3.1 натяжение контактного провода: Сила, приложенная вдоль продольной оси контактного провода.

'*8 Российской Федерации действует ГОСТ Р 5S647—2013 «Провода контактные из меди и ее сплавов для электрифицированных железных дорог. Технические условия».

Издание официальное

1

ГОСТ 33944—2016

3.2    натяжение несущего троса: Сила, приложенная вдоль продольной оси несущего троса.

3.3    скорость распространения волны в контактной подвеске: Скорость движения волны в контактной подвеске, вызванная поперечным импульсом, воздействующим на контактный провод.

3.4    удельная масса контактного провода или несущего троса: Масса одного метра провода либо троса без арматуры контактной сети.

3.5    допустимый ток: Наибольшее значение тока, протекающего по проводу тяговой сети, при котором температура нагрева провода не превышает допустимого значения.

4    Классификация

4.1    Контактные подвески по способу крепления контактного провода подразделяют:

•    простые:

•    цепные;

-    жесткие.

4.2    Простые контактные подвески по способу компенсации подразделяют:

•    компенсированные:

-    некомпенсированные.

4.3    Цепные контактные подвески по способу компенсации подразделяют:

•    компенсированные;

•    некомпенсированные:

•    полукомпенсированные.

4.4    Цепные контактные подвески по конструктивному исполнению подразделяют:

•    с простыми и смещенными опорными струнами;

. с рессорным тросом:

•    ромбовидные:

•    пространственно-ромбовидные:

•    равноэластичные (все конструкции контактной подвески с дополнительными элементами для выравнивания эластичности).

4.5    Цепные контактные подвески с простыми, смещенными опорными струнами и с рессорным тросом различают по способу расположения струн:

•    вертикальные:

•    косые;

•    полукосые.

5    Технические требования

5.1 Статические показатели

Статические показатели контактных подвесок должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

Таблицв1 — Статические показатели контактных подвесок

Наименование показателя

Значение показателя для участков со скоростями движения

до 120 кмГч

от 120 до 200 км/ч

са. 200 kmN

Высота подвеса контактного провода, мм

не

менее

Напряжение 25 кВ. переменный ток

5570*

Напряжение 3 кВ. постоянный ток

5500'

не

более

Напряжение 25 кВ. переменный ток

6800

6S00

6200

Напряжение 3 кВ. постоянный ток

Уклон контактного провода. %». на более

4

2

1

Изменение уклонов контактного провода а смежных пролетах. %•. не более

2

1

0.5

Стрела провеса контактного провода при температуре окружающего воздуха ппюс 5 *С. м

От 0 до 0.05

2

ГОСТ 33944-2016

Окончание таблицы 1

Наименование показателя

Зн9чеиие показателя для участке» со скоростями доияония

до 120 км/ч

от 120 до 200 км/ч

св. 200 км/ч

Эластичность в про-лете. мм/Н

Напряжение 3 кВ. постоянный ток

От 0.1 до 0.5

Напряжение 23 кВ. переменный ток

От 0.2 до 0.8

Коэффициент не-равномерности эластичности цепной контактной подвески в пролете

С рессорным тросом, не более

1.8

1.5

1.4

Без рессорного тросе, не более

3.0

2.8

2.3

Равноэластичной.не более

1.0S

* Наименьшее значение высоты контактного проводе в соответствии с ГОСТ 32679.

5.2 Динамические показатели

Динамические показатели контактных подвесок должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

Таблица 2 — Динамические показатели контактных подвесок

Наименование показателя

Контактная подвеска

Значение показателя

ДО

t20 км/ч

от 120 до 200 км/ч

са. 200 км/ч

Отношение скорости подвижного состава v6. м/с к скорости распространения волны в

контактной подвеске — -100 %. не более

Нвпряжение 3 кВ. постоянный ток

75

80

85

Напряжение 2S кВ. переменный ток

70

70

80

5.3 Конструктивные показатели

Конструктивные показатели контактных подвесок должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.

Таблица 3 — Конструктивные показатели контактных подвесок

Наименование показателя

Значение показателя для участков со скоростями движения

до 120 км<4

от 120 до 200 км/ч

се. 200 км/ч

Длина пропета, м. не более

65

65

70

Разница длин двух соседних пролетов. %. не более

30

30

20

Длина струны в середине пролета, и. не менее

0.3

Конструктивная высота подвески, м

От 0.8 до 2.4

Расстояние между двумя соседними струнами на одном контактном провода, м

От 5 до 10

Длина анкерного участка, м. не более

1600

1400

Величина зигзага контактного провода, м. не более: на прямых на кривых

0.4

0.5

Контактный провод и несущий трос должны иметь отдельные компенсаторы для всего диапазона скоростей движения, за исключением участков со скоростью движения до 70 км/ч

3

ГОСТ 33944—2016

5.4 Материалы и конструкции проводов

В контактной подвеске следует использовать фасонные контактные провода по ГОСТ 25841) и тросы по ГОСТ 839.

6    Гарантии изготовителя

После ввода в эксплуатацию изготовитель гарантирует безотказную работу контактной подвески в течение пяти лет.

7    Методы контроля

7.1    Общие требования к методам контроля

7.1.1    Измерения должны быть проведены при температуре окружающего воздуха в диапазоне от минус 15*С доЗО'С. скорости ветра не более 15 м/с. без осадков если используются неавтоматизированные средства измерения.

Измерения проводят при любых климатических условиях, если используют автоматизированные измерения с помощью (ИВК ВИКС) измерительно-вычислительного комплекса вагона-лаборатории испытаний контактной сети или другим измерительным средством, позволяющим проводить измерения с такой же точностью.

7.1.2    При испытаниях применяют поверенные средства измерения с диапазоном измерения, классом точности и допускаемой погрешностью, указанными в таблице 4.

Таблице 4 — Средства измерений, применяемые при испытаниях

Проверяемый параметр

Диапазон измеряемом

величины

Средства измерения

тип

класс

точности

предел до* пускаемой погрешнос* ти

Линейные размеры, мм

0—100

Линейка

20.01

0—10000

Рулетка

±10.0

0—10000

ИВК8ИКС

±10.0

Линейные размеры, м

0—100

Рулетка

3

Сила. кН

0.02—0.30

Динамометр

2

5.0—50.0

Скорость воздушного потока (ветра), м/с

1—25

Анемометр

±0.5

Температура. *С

От-SO до *50

Термометр

±1

7.1.3 Дополнительно к измеряемым параметрам в протоколе испытаний должны быть указаны:

•    эксплуатационные условия (тип контактной подвески, серия, тип и номер тяговой единицы, скорость движения диагностического вагона при измерениях, тип токоприемников, используемых на подвижном составе, тип измерительных токоприемников и расстояние между всеми поднятыми на диагностическом подвижном составе токоприемниками);

*    условия окружающей среды (температура, скоростьветра.наличиеитолщинастенки гололеда).

7.2 Проверка статических показателей (5.1)

7.2.1 Проверку высоты подвеса контактного провода, уклона контактного провода, разницы уклона контактного провода в смежных пролетах и стрелы провеса контактного провода проводят с помощью ИВК ВИКС или другим измерительным средством, позволяющим проводить измерения с такой же точностью. а также, для проверки перечисленных параметров, определять высоту контактного провода в любой точке способом, приведенным ниже.

11 В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 55647—2013 «Провода контактные из меди и ее сплавов для электрифицированных железных дорог. Технические условия».

ГОСТ 33944—2016

К контактному лро&оду подвешивают отвес как показано на рисунке 1. На рельсы перпендикулярно оси пути прикладывают линейку (тип ШД) так. чтобы отвес слегка касался боковой поверхности линейки. С помощью брускового уровня, установленного на линейку, определяют угол возвышения рельсов <р. С помощью рулетки измеряют длину отвеса б от нижней поверхности контактного провода до точки пере* сечения отвеса с нижней поверхностью линейки на рельсах. Высоту контактного провода Н рассчитывают по формуле

Н-б cosqx    (1)

высота подвеса контактного провода должнасоответст во ватьзначениям. указанным в таблице!.

1

f — контактный провод; 2 — уровень; 3 — линейка Рисунок 1

7.2.2    Проверку эластичности контактной подвески в пролете проводят спомощью рулетки и динамометра. Эластичность определяют, как отношение перемещения контактного провода к силе, приложенной к контактному проводу вертикально вверх.

Измерения проводят в диапазоне от 30 до 50 мм от струнового или фиксаторного зажима. Рядом с зажимом вертикально на твердом основании закрепляют линейку или рулетку. Вертикально вверх в месте измерения прикладывают силу через динамометр. Производят запись величины перемещения провода 5. мм. при силе F, равной 50 и 100 Н.

Эластичность с в точке измерения рассчитывают по формуле

с = S/F.    (2)

Определяют среднее значение величины эластичности при этих двух значениях приложенной

силы.

Среднее значение величины эластичности определяют для трех точек: под опорой, под первой простой струной и в середине пролета.

Полученные значения эластичности контактной подвески в пролете должны соответствовать диапазону. указанному в таблице 1.

7.2.3    Для определения коэффициента неравномерности эластичности контактной подвески в пролете необходимо провести измерения эластичности по 7.2.2 под каждой струной в пролете и в середине межструнового пролета. Выбрать наибольшее и наименьшее значения эластичности контактной подвески в пролете. Коэффициент неравномерности эластичности цепной контактной подвески в пролете Кзп рассчитывают по формуле

S

ГОСТ 33944—2016

г/ - ®max    (3)

““-*

®mn

где emin, emax — эластичность контактной подеески в пролете соответственно наименьшая и наибольшая. мм/Н.

Коэффициент неравномерности эластичности должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

7.3    Проверка динамических показателей

Скорость распространения волны vc, м/с. в контактной подвеске рассчитывают по формуле

v = (4> с    + ГП7 '

где Нр и Нт — натяжение контактного провода и несущего троса соответственно. Н: mF и тг — погонная масса контактного провода и несущего троса соответственно, кг/м.

Для подвесокс двумя контактными проводами и/ипи двумя несущими тросами в формулы следует подставлять удвоенное значение натяжения и погонной массы соответствующих проводов.

7.4    Проверка конструктивных показателей

7.4.1    Проверка длины пролета должна быть проведена с помощью измерительной рулетки по ГОСТ 7502 с диапазоном измерений от 0 до 100 м и классом точности 3.

Измерения проводят в каждом пролете анкерного участка. Измерение нужно проводить между поверхностями соседних опор одного пролета, расположенных с одной географической стороны опор в горизонтальной плоскости верхнего уровня головки ближайшего рельса.

7.4.2    Раэницудлин двух соседних{смежных)пролвтов определяют путем арифметического вычитания длины одного пролета из длины другого. Длина пролета должна быть определена по 7.4.1.

7.4.3    Анкерный участок измеряют путем нескольких последовательных измерений длин пролетов от одной до другой анкерной опоры анкерного участка вдоль железнодорожного пути и арифметического сложения результатов измерений.

7.4.4    Конструктивная высота подвески должна быть определена путем измерения расстояния между несущим тросом и контактным проводом. Измерение должно быть проведено на расстоянии 150 мм от зигзага контактного провода.

7.4.5    Расстояние между двумя соседними струнами на одном контактном проводе должно быть определено с помощью рулетки. Расстояние должно быть измерено между средними точками струно-еых зажимов на контактном проводе.

7.4.6    Стрела провеса контактного провода и зигзаг контактного провода должны быть определены с помощью ИВК ВИКС или другим измерительным средством, позволяющим проводить измерения с такой же точностью.

7.4.7    Наличие отдельных компенсаторов для контактного провода и несущего троса определяют визуально.

7.4.8    Величину натяжения контактного{ых) проаода(ов) Ир и несущего(их) троса(ое) Нт, при использовании грузокомленсирующих устройств, определяют путем умножения массы грузов, подвешенных на проводе(ах). на коэффициент передачи компенсатора и делят на число проводов.

Для полукомпенсированной подвески определяют наименьшее возможное значение натяжения несущего троса по монтажным таблицам. Величину натяжения контакгного(ых)лровода(ое)определяют аналогично компенсированным подвескам.

Удельные массы для номинальных сечений фасонных и фасонных овальных проводов, берут в качестве расчетных по ГОСТ 2584’ >.

7.5 Ресурс контактной подвески

Ресурс контактной подвески определяют в процессе эксплуатации, на основании среднего износа контактного(ых) провода(ов) за год. Износ контактного провода определяют посредством измерения высоты его сечения спомощью ИВК ВИКС или ручным способом электронными толщиномерами, микрометрами, штангенциркулями, измерительными скобами и другими приборами с погрешностью измерения не более 0.01 мм. Высоту оставшегося сечения измеряют с интервалом один метр на протяжении всего анкерного участка, за исключением отходящих ветвей спряжений анкерного участка, невзаимодействующих с токоприемником, в диапазоне от 20 до 50 мм от края каждого зажима на контактном

11 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55647—2013 «Провода контактные из меди и ее сплавов для электрифицированных железных дорог. Технические условия».

6

ГОСТ 33944—2016

проводе. При измерении ручным способом необходимо проводить измерение у точек подвеса контакт* кого провода (в диапазоне отО до 50 мм от края струнового зажима).

При двух контактных проводах они обозначаются «левый» и «правый» относительно направления счета километров на участке, независимо от номера пути и направления движения поездов по нему.

При шахматном расположении струн измерения производят у струнового зажима одного контакт* ного провода и рядом, в середине межструнового пролета второго контактного провода.

Запись высоты сечения контактного провода по анкерному участку осуществляют в соответствии с таблицей А. 1 приложения А.

Для двойного контактного провода запись ведут по каждому контактному проводу отдельно. По результатам измерений подсчитывают среднее арифметическое значение высоты контактного провода Лср по анкерному участку и средний износ контактного провода.

Высота изношенного контактного провода    и средний износ контактного провода Su не долж*

ны быть меньше значений, приведенных в таблице ь. 1 приложения Б. При двойном контактном проводе средний износ определяют для левого Su пвв и правого S„ прав проводов отдельно.

7.6 Проверка материалов и конструкций проводов

Проверку на соответствие материалов и конструкций проводов контактной подвески, за исключе* нием проверки среднего износа контактного провода, проводят на соответствие проектной документа* ции.

7

Приложение А (обязательное)

Форма записи высоты оставшегося сечения контактного провода

высота оставшегося сечения контактного провала, юмережая рядом с зажимом контактной сети

При чередующемся расположении струн высота оставшегося оечвния контактного провода, измаранная в середина межсгру-нового пролета

Дата

номер анкерного участка

Номер

опоры

фиксирующим

струноемм. а середине пролете

сродной эн ««poet*

стыковым

питающим

Л

п

л

п

л

п

л

П

л

п

л

п

примечание — Условные обозначения, приятые а таблице: л — левый контактный провод для линий постояжого тока; п — правый контактный провод для ттий постоянного тока Для ты»мй переменного гока только од*ы провод.

ГОСТ 33944—2016

ГОСТ 33944-2016

Приложение Б (обязательное)

Допустимые высота и средний износ контактного провода

Т в б л и ц а 6.1

Номинальное сечение контактного лроеода. мм-'

Значение высоты и износе

ао 200 kmN вклроч.

се. 200 кыД|

^ао«

К

^*до«

100

8.30

25.00

120

9.41

30.00

9.92

24.00

150

10.59

37.50

11.16

30.00

9

ГОСТ 33944—2016

УДК 629.423.33:006.354    МКС 29.280

Ключевые слова: контактная подвеска, электрифицированная железная дорога, технические требования. методы испытаний

Ю

Редактор В.А Сиволапов Технический редактор В.Ю. Фотиооа Корректор М.С. Кабошооа Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано а набор 16.01.2017. Подписано а лечат» 09.02.2017. Формат 60»64^ Гарнитура Ариап

Уел. леч. п. 1.86. Уч.-иэд л. 1.66. Тираж 27 эм. Эак. 343.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАР ТИН ФОРМ». 12Э995 Москва. Гранатный пер., 4.