База ГОСТовallgosts.ru » 11. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ » 11.180. Средства помощи для лиц с физическими недостатками и увечьями

ГОСТ Р ИСО 10542-3-2011 Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 3. Системы крепления стыковочного типа

Обозначение: ГОСТ Р ИСО 10542-3-2011
Наименование: Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 3. Системы крепления стыковочного типа
Статус: Заменен

Дата введения: 01/01/2013
Дата отмены:
Заменен на: ГОСТ Р ИСО 10542-1-2015
Код ОКС: 11.180.10
Скачать PDF: ГОСТ Р ИСО 10542-3-2011 Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 3. Системы крепления стыковочного типа.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р ИСО 10542-3-2011 Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 3. Системы крепления стыковочного типа.doc


Текст ГОСТ Р ИСО 10542-3-2011 Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 3. Системы крепления стыковочного типа



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТ Р исо 10542-3-2011


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности

УСТРОЙСТВА КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЕЛ-КОЛЯСОК И СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Часть 3

Системы крепления стыковочного типа

ISO 10542-3:2005

Technical systems and aids for disabled or handicapped persons — Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems — Part 3: Docking-type tiedown systems

(IDT)

Издание официальное

Москва

Стенда ртинформ 2013


Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов «Центр гуманитарных программ» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного е пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом ло стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 сентября 2011 г. №314-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10542-3:2005 «Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 3. Системы крепления стыковочного типа» (ISO 10542-3:2005 «Technical systems and aids for disabled or handicapped persons — Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems — Part 3: Docking-type tiedown systems»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместоссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — е ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

in

Предисловие к ИСО 10542-3:2005

ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация — член ИСО. заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО.также принимают участие в работе. ИСО тесно взаимодействуете Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК. часть 2.

Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Их опубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75 % организаций-членов, принимавших участие в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

Международный стандарт ИС010542-3 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК173 «Технические устройства и приспособления для лице ограничениями жизнедеятельности», подкомитет ПК 1 «Кресла-коляски».

ИСО 10542 состоит из следующих частей под общим наименованием «Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей»:

-    часть 1. Требования и методы испытания для всех систем;

-    часть 2. Системы четырехточечного крепления ременного типа:

-    часть 3. Системы крепления стыковочного типа:

-    часть 4. Системы крепления зажимного типа;

-    часть5.Системыдляспециальныхкресеп-колясок.

Введение

Обеспечение эффективной защиты пользователя, сидящего в кресле-коляске, расположенном в автомобиле, обычно требует установки оборудования для закрепления кресла-коляски и удержания пользователя кресла-коляски. ИС010542-1 устанавливает требования и методы испытаний всех креплений кресел-колясок и систем удержания пользователя (ККСБП). Положения ИС0 10542-1 применяют с изменениями и дополнениями по настоящему стандарту для креплений кресел-колясок и систем удержания пользователей, которые используют системы стыковки сэлектроприводом или ручным приводом для закрепления кресла-коляски.

На момент подготовки настоящего стандарта устройства стыковочного крепления наиболее часто использовались для обеспечения пользователям кресел-колясок возможности самостоятельно закреплять их кресла-коляски в личных транспортных средствах. Расширение использования устройств стыковочного крепления для использования в общественных транспортных средствах выдвинуло дополнительное требование, чтобы устройства стыковки могли зацепляться и безопасно стыковаться с широким диапазоном типов кресел-колясок. Таким образом, настоящий стандарт также содержит спецификацию для универсальной конфигурации подсоединения (УКП). Принятие спецификации УКП при производстве кресел-колясок и устройств стыковки кресел-колясок предоставит пользователю большую независимость при закреплении кресел-колясок в широком диапазоне типов транспортных средств и одновременно, по всей вероятности, сокращение времени, необходимого для посадки и высадки пассажиров в креслах-колясках.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности

УСТРОЙСТВА КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЕЛ-КОЛЯСОК И СИСТЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Часть 3

Системы крепления стыковочного типа

Technical systems and aids (or disabled or handicapped persons. Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems.

Part 3. Docking-type tiedown systems

Дата введения — 2013—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования и рекомендации к конструкции, технические требования и рекомендации, требования к инструкциям и предупреждениям для монтажников и пользователей. а также к наносимым надписям и маркировке креплений кресел-колясок и систем удержания пользователей (ККСУП). использующих крепление кресел-колясок стыковочного типа. Настоящий стандарт устанавливает универсальную конфигурацию подсоединения (УКП) и метод испытания кресел-колясок на перемещение. Настоящий стандарт применим к устройствам крепления кресел-колясок стыковочного типа, предназначенным для закрепления расположенных по направлению движения транспортных средств кресел-колясок всех типов с ручным приводом и электроприводом, включая скутеры с тремя или более колесами, используемых взрослыми пассажирами и водителями транспортных средств.

Настоящий стандарт применим, главным образом, к ККСУП в целом, но часть требований настоящего стандарта может быть применена также компонентам и сборочным узлам, реализуемым отдельно, и к запасным частям.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).

ИСО 10542-1:2001 Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователя. Часть 1. Требования и методы испытания для всех систем (IS0 10542-1:2001. Technical systems and aids for disabled or handicapped persons — Wheelchair tiedown and occupant-restraint systems —Part 1: Requirements and test methods for all systems)

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИС0 10542-1. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 крепление стыковочного типа (docking-type tiedown); соединение стыковочного типа (docking-type securement): Метод крепления кресла-коляски, при котором элементы конструкции кресла-коляски или дополнительные компоненты, прикрепленные к креслу-коляске, выравнивают, подгоня-

Издание официальное

ют и зацепляют с устройством стыковочного крепления, смонтированным в транспортном средстве, при расположении кресла-коляски в нужной позиции внутри транспортного средства.

Примечание — Присоединение кресла-коляски может происходить автоматически во время зацепления кресла-коляски или может требовать ручного вмешательства посредством манипулирования механическим рычагом или электрическим переключателем. Расцепление кресла-коляски обычно требует манипулирования механическим рычагом или электрическим переключателем.

3.2    устройство стыковочного крепления (docking tiedown device); устройство стыковочного соединения (docking securement device): Комплект приспособлений и деталей, предназначенный изготовителем для установки в транспортных средствах для обеспечения закрепления кресла-коляски путем зацепления и фиксации в точках соединения, расположенных на раме кресла-коляски или переходниках соединения кресла-коляски, прикрепленных краме кресла-коляски.

3.3    устройствостыковочного крепления сэлектроприводом (powered docking tiedown device); устройство стыковочного соединения с электроприводом (powered docking securement device): Устройство стыковочного крепления, для которого необходим внешний электропривод для осуществления закрепления и/или высвобождения кресла-коляски.

3.4    универсальная конфигурация подсоединения; УКП (universal docking interface geometry; UDIG): Задание размера, формы и расположения точек соединения кресла-коляски, включая окружающие свободные зоны, предназначенных для использования сраэличными вариантами устройств сты ко* вочного крепления, установленных втранспортных средствах большого диапазона.

3.5    переходник УКП (UDIG adaptor): Переходник крепления кресла-коляски, который соответствует спецификации УКП. приведенной в приложении А.

3.6    переходник крепления кресла-коляски (wheelchair tiedown adaptor): переходник соединения кресла-коляски (wheelchair securement adaptor): Приспособление, временно или постоянно прикрепленное к раме кресла-коляски, для обеспечения соединения кресла-коляски с устройством крепления кресла-коляски.

4 Требования к конструкции и рекомендации

4.1    Устройства стыковочного крепления

4.1.1    Требования к конструкции по ИСО 10542-1. подразделы 4.1—4.3. следует применять с дополнением, что устройство стыковочного крепления должно:

a)    иметь подголовник, если устройство стыковочного крепления включает спинку;

b)    иметь средства слухового и визуального оповещения пользователя кресла-коляски и водителя транспортного средства о том. что коляска успешно присоединена или высвобождена:

c)    включать доступное управление вручную для высвобождения кресла-коляски в случае прекращения подачи питания на какой-либо электрический механизм;

d)    оставаться заблокированным до момента высвобождения вручную в случае прекращения подачи питания на какой-либо электрический механизм;

e)    обеспечивать доступное функционирование любого электрического или механического устройства, необходимое для зацепления или расцепления компонентов стыковки, и

f)    предотвращать непреднамеренное высвобождение при нормальной или аварийной эксплуатации транспортного средства.

4.1.2    Если устройство стыковочного крепления предназначено для присоединения широкого диапазона типов кресел-колясок в общественных и частных транспортных средствах в большом диапазоне, оно должно быть разработано для эффективного зацепления с креслом-коляской с конфигурацией подсоединения. установленной в приложении А. и в соответствии с техническими требованиями, приведенными в разделе 6.

4.1.3    Механизм зацепления устройства стыковочного крепления должен работать эффективно, когда имеют место следующие рассогласования при приближении кресла коляски к стыковочному креплению:

a)    кресло-коляска имеет боковое смещение от средней линии места стыковки максимум до 75 мм в любом направлении;

b)    базовая плоскость кресла-коляски повернута от продольной оси автомобиля на угол максимум до 10* в любом направлении;

c)    конструктивные компоненты кресла-коляски, которые включают точки соединения кресла-коляски. развернуты относительно вертикали максимум до 10* в любом направлении:

d) высота любых конструктивных компонентов точек соединения кресла-коляски расходится по вертикали максимум до 50 мм.

Примечение — Это учитывает изменение высоты из-за низкого давления в шинах или увеличения нагрузки не кресло-коляску.

4.2 Переходники соединения кресла-коляски

4.2.1    Переходники соединения кресла-коляски должны быть разработаны таким образом, чтобы они не становились непреднамеренно ослабленными при нормальном использовании.

4.2.2    Если переходник соединения кресла-коляски предназначен изготовителем для присоединения широкого диапазона типов кресел-колясок в большом диапазоне общественных и частных транспортных средств, конструктивные компоненты, включающие точки соединения кресла-коляски, должны соответствовать приложению А и техническим требованиям, приведенным в разделе б.

5 Информация, идентификация и инструкции

5.1    Идентификация и маркировка

5.1.1    В дополнение к требованиям ИС0 10542-1. пункт 5.1.1. перечисления а) и Ь), на устройство стыковочного крепления и любые заменяемые части должка быть нанесена постоянная и четкая маркировка. заявляющая, что это устройство соответствует настоящему стандарту.

5.1.2    К ККСУП должно быть приложено постоянное уведомление с указанием правильного использования и эксплуатации устройства стыковочного крепления и ручного управления. Дизайн уведомления (размеры букв, цвети контраст яркости фона) должен учитывать потребности людей со сниженным зрением.

5.2    Инструкции для монтажников ККС6П

Применяют требования по ИСО 10542*1, подраздел 5.2. за исключением пункта 5.2.2, перечисление с). Кроме того, в инструкции изготовителя для монтажников ККСУП с устройством крепления стыковочного типа должны быть включены следующие указания:

a)    заявление ©соответствии ККСУП настоящему стандарту;

b)    процедура маневрирования кресла-коляски для обеспечения эффективного зацепления и расцепления с устройством стыковочного крепления.

c)    рекомендуемые места для электрических выключателей или других устройств, предназначенных для использования пользователем кресла-коляски или водителем транспортного средства;

d)    место(а) установки устройства стыковочного крепления в транспортном средстве относительно точекфиксации системы удержания пользователя для наиболее эффективного использования системы удержания пользователя в транспортном средстве:

e)    требования к электропроводке и. при необходимости, инструкции для подключения к источнику питания автомобиля;

0 места установки плавких предохранителей или автоматических выключателей, обеспечивающие легкий доступ;

д) любые требуемые изменения в транспортном средстве;

h)    предупреждение о необходимости консультации с изготовителем транспортного средства перед перенесением оригинального оборудования транспортного средства;

i)    предупреждения, позволяющие избежать повреждения конструктивных частей транспортного средства при установке устройства стыковочного крепления;

j)    напоминание о том, что постоянные инструкции, предоставляемые с ККСУП. с указанием правильного использования и эксплуатации устройства стыковочного крепления и ручного управления, должны быть размещены на видном месте, близко к установленному устройству;

k)    описание конфигурации подсоединения и расположения переходника(ов) крепления кресла-коляски или точки (точек) соединения на кресле-коляске, необходимых для достижения эффективного зацепления с устройством стыковочного крепления, и

l)    общая информация о любых переходниках соединения кресла-коляски, которая должна быть предоставлена для кресла-коляски для достижения эффективного зацепления с устройством стыковочного крепления.

з

5.3 Инструкции для пользователей

Применяют требования ло ИС010542*1. подраздел 5.3. за исключением пункта 5.3.2. перечисление а). Кроме того, е инструкции пользователя ККСУП с устройством стыковочного крепления должны быть включены следующие указания:

a)    заявление о соответствии ККСУП настоящему стандарту;

b)    график любых требований к техническому обслуживанию, включая обычные смазки и регули* ровки;

c)    какосвободитькресло-коляскуотустройства стыковочного крепления в случае отказа питания;

d)    процедура маневрирования кресла-коляски для обеспечения эффективного зацепления и расцепления с устройством стыковочного крепления;

e)    описание конфигурации подсоединения и расположения переходника(ое) крепления кресла-коляски или точки (точек) соединения на кресле-коляске, необходимых для достижения эффективного зацепления с устройством стыковочного крепления, и

f)    общая информация о любых переходниках соединения кресла-коляски, которые должны быть предостаеленыдлякресяа-коляскидлядостижвнияэффектиеногоэацбллбниясустройством стыковочного крепления.

6    Технические требования и рекомендации

6.1    Применяют технические требования по ИС0 10542-1. подразделы 6.1,6.2 и 6.4.

6.2    Устройства стыковочного крепления должны минимизировать перемещения кресла-коляски при нормальной эксплуатации транспортногосредстеа.

Применение — В приложении 8 приведено необязательное испытание для оценки возможных линейных и угловых перемещений кресла-коляски.

7    Отчет об испытании

Применяют требования ИС0 10542-1. раздел 7. за исключением подраздела 7.4. Кроме того, протокол испытания должен включать следующее:

a)    описание изменений а имитаторе кресла-коляски, использованном при испытании:

b)    заявление, указывающее, соответствует ли устройствостыковочного крепления требованиям к конструкции по 4.1:

c)    если это применимо, заявление о том. что переходник(и) соединения кресла-коляски соот* ветстеувт(ют) требованиям 4.2;

d)    заявление о том. что соответствующие требования раздела 5 были выполнены.

Приложение А (обязательное)

Спецификации УКП

А.1 Общие положения

В нестоящем приложении определена универсальная конфигурация подсоединения (УКП) для конструктивных компонентов креслв-коляски и/ипи переходников соединения кресла-коляски, предназначенных дляобеспече-ния зацепления между устройствами стыковочного крепления, установленными в транспортном средстве, и креслами-колясками, совместимыми с данными спецификациями. Данные спецификации также включают в себя трехмерные свободные зоны, окружающие УКП. в пределах которых устройства стыковочного крепления, совместимые с УКЛ. могут эффективно функционировать. Цель УКП — позволить пользователям кресел-колясок самостоятельно присоединять или высвобождать их кресла-коляски в общественном и частном транспорте за счет обеспечения совместимости зацепления между точками соединения кресел-колясок, включая переходники соединения кресел-колясок, и устройствами стыковочного крепления, установленными в транспортном средстве. Принятие данных спецификаций УКП изготовителями кресел-колясок и ККСУП будет способствовать безопасному и самостоятельному передвижению пользователей кресел-колясок и эффективности транспортирования пользователей кресел-колясок поставщиками транспортных услуг.

А.2 Общиелринципы

Критерии, используемые для разработки спецификаций УКП. заключаются в том, что УКП должна:

a)    не препятствовать надлежащему использованию и размещению системы удержания пользователя.

b)    не исключать возможности использования устройств крепления других типов, таких как четырехточечные системы крепления ременного типа или системы крепления зажимного типа:

c)    позволять переоборудование переходников УКП к существующим креслам-коляскам.

d)    требовать минимальных конструктивных изменений структуры наиболее распространенных кресел-колясок:

e)    обеспечивать эффективное присоединение кресел-колясок в широком диапазоне частных и общественных транспортных средств:

0 содействовать разработке переходников УКП. точек соединения кресел-колясок и устройств стыковочного крепления, которые могли бы выдержать нагрузки соединений кресел-колясок при испытании при лобовом столкновении. установленном в И COl 0542-1. приложение А:

д)    минимизировать любое увеличение массы кресла-коляски:

h) свести до минимума потери в эстетике или функциях кресла-коляски и

I) не препятствовать другим свойствам или функциям креслв-коляски.

А.2.1 Спецификации

Переходник соединения креслв-коляски. который соответствует этой спецификации УКП. должен:

а) иметь конфигурацию в соответствии с рисунком А.1:

D) быть расположен относительно кресла-коляски и плоскости основания, как показано на рисунке А.2;

c)    иметь свободные рабочие зоны, в которых стыковочный механизм зацепления, совместимый с УКП. мог бы функционировать без помех (см. (6) на рисунках А.З и А.4]:

d)    иметь горизонтальный участок при монтаже на кресле-коляске массой более 30 кг [см. (3) на рисунке А.1)]:

е)    крепиться к конструкции кресла-коляски, используя зоны крепления, показанные не рисунках А.З и А.4

Примечание 1— Целью спецификации является предоставление зазора не менее 25 мм между любой частью УКЛ и любой частью кресла-коляски, за исключением тех мест, которые указаны на рисунках А.З и А.4 [см. (5)] для крепления точек соединения УКП к креслу-коляске.

Примечание 2 — На креслах-колясках массой менее 30 кг горизонтальный компонент не требуется, что позволяет легким креслам-коляскам с ручным приводом и с боковым складыванием рамы быть сложенными без необходимости удаления переходника УКП.

Зоны, предназначенные для использования крепления точек соединения УКП. как указано на рисунках А.З и А.4 (см. (5)]. не должны предназначаться для зацепления с устройством стыковочного крепления, так как могут возникнуть помехи.

flenyown 3 ■<, ес» н»уте>ю woe


АА

1 — максимальная ширина У КП; 2 — минимальная ширина УКП: 3 — горизонтальный участок; 4 — вертикальный участок

Рисунок А.1 —Спецификация УКП

Долусются ± 3 им, юм н» кяжно иное


flenyaemt* ± 8 W, «сгш на ушеаено «нее 406**


Г — УКП: 2 — базовая плоскость кресла-коляски: 3 — плоскость основания кресла коляски, 4 — свободная зона для стыковочной станции (обычно расположена между антиолрокидыеающими устройствами кресел-колясок): 5 — зоны крепления |а которых приспособления для крепления переходника УКП к креслу-коляске могут быть расположены), 6 — свободное пространство вокруг УКП {в котором стыковочный механизм зацепления может функционировать без помех); ? — расположение наиболее удаленной задней конструкции кресла-коляски (от 1 SO до 357 мм над плоскостью основания)

Рисунок А.З — Спецификация свободных зон УКП (показано при максимальной ширине конфигурации)

Я&фштя*3 ы* оса» не увило мное

I — УКП; 2 — базовая плоскость кресла-коляски. 2 — плоскость основания кресла-коляски. 4 — свободная зона для стыковочной станции {обычно расположена между аитиопрокидывающими устройствами кресел-колясок): 5 — зоны крепления (а которых приспособления для крепления переходника УКП к креслу-коляске могут быть расположены); 6 — свободное пространство ■округ УКП (в котором стыковочный механизм зацепления может функционировать без помех); 7 — расположение наиболее удаленной задней конструкции кресла-коляски (or 150 до 357 мм над плоскостью основания)

Рисунок А.4 — Спецификация свободных зон УКП (показано при минимапьной ширина конфигурации)

Приложение В (справочное)

Испытание кресел-колясок на перемещение

8.1    Общие принципы

Для защиты других пассажиров и обеспечения пользователю, сидящему в кресле-коляске, комфортной езды, устройство стыковочного крепления должно ограничивать перемещение кресла-коляски в салоне транспортного средства при нормальных или чрезвычайных маневрах вождения. В настоящем приложении определены оборудование, условия испытания и процедуры испытания для измерения возможного бокового, переднего и углового перемещения кресел-колясок, допускаемого устройствами стыковочного крепления. Это осуществляется путем имитации значений сил. которые могут действовать на пользователя кресла-коляски во время маневров при чрезвычайном вождении, используя наклонную плиту. Для определения характеристик устройства стыковочного крепления независимо от различий в конструкции кресла-коляски, расположения креслв-коляски и центра тяжести пользователя испытания проводите использованием жесткого имитатора кресла-коляски (ИКК). соответствующего ИСО 10542-1. приложение £.

8.2    Устройство для испытания

Комплект неиспользовавшегося серийного или опытного образца устройства стыковочного крепления, оборудованного для испытания с переходником соединения креслв-коляски. подходящего для использования с ИКК.

В.З Оборудование для испытания

В.3.1 Плоская платформе, которая:

a)    незаметно отклоняется во время испытания {т. е. наклоняется) под нагрузкой прикрепленного ИКК. загруженного АИУ. в соответствии с ИСО 10542-1. приложение А:

b)    имеет площадь поверхности, достаточно большую для размещения устройства стыковочного крепления и ИКК. который установлен в конфигурацию для испытания при лобовом столкновении в соответствии с ИСО 10542-1. приложение А. и как показано на рисунках8.1 и В.З.

c)    может быть наклонена на угол (25 'J)‘ к горизонту со скоростью, по крайней мере, от 20 до 30‘Гмин:

d)    имеет поверхность коэффициентом трения, эквивалентным тому, который используется в большинстве транспортных средств, но не более 0,3. значение которого определяют в соответствии с ИСО 7176-13.

8.3.2    ИКК. разработанный в соответствии с ИСО 10S42-1. приложение Е. и измененный твк. что:

в) фиксированные передние колеса заменены двумя самоориентирующимися колесами диаметром от 100 до 125 мм и

Ь) шарниры самоориентирующихся колес расположены в пределах 25 мм от вертикальной линии, проходящей через фиксированную ось переднего колеса и точку контакта с полом.

8.3.3    АИУ. используемое при испытании на лобовой удар ло ИСО 10S42-1. приложение А.

В.3.4 Средства удержания АИУ не спинке и сиденье ИКК — такие, как веревка, лямка или ремень из материала.

B.3.S СредстваизмерениялинейныхиугловыхперемещенийИККсточностыо* Змм и 1 3*соответственно.

8.4 Процедуры испытания

Выполняют следующие шаги в указанном порядке:

в) наносят переднюю и заднюю базовые точки на ИКК для измерения линейных и угловых перемещений следующим образом.

1)    заднюю базовую точку (ЗБТ). расположенную на самой задней части конструкции ИКК. которая пересекается с базовой плоскостью ИКК на высоте точки Р. как показано на рисунках 8.1. В.З и 8.4:

2)    переднюю базовую точку (ЛБТ). расположенную на передней части конструкции ИКК. которая пересекается с базовой плоскостью ИКК. скорее всего, между подножками, как показано на рисунках В.1 и 8.3;

b)    проверяют все шины ИКК. обеспечив их накачивание в соответствии с ИСО 10542-1. приложение Е:

c)    устанавливают устройство стыковочного крепления на наклонной платформе в соответствии с инструкциями изготовителя:

d)    размещают ИКК на наклонной платформе и прикрепляют к устройству стыковочного крепления твк. чтобы базовая плоскость ИКК была параллельна оси наклона и центральной линии наклонной платформы (см. рисунок 8.1);

в) располагают АИУ на ИКК в положении сидя так. чтобы оно было расположено вертикально и симметрично относительно безо вой плоскости ИКК. а таз был смещен как можно ближе к задней части сиденья с предплечьем и руками на бедрах:

f) ограничивают смещение таза и туловища АИУ. обеспечивая их плотное прилегание к сиденью ИКК с помощью веревок, лямок или ремней из материала:

д) наклоняют испытательную платформу с равномерной скоростью на угол 25* г 3*. как показано на рисунках В.2 и В.4:

Л) когда платформа наклонена на 25* х 3*. измеряют перпендикулярное смещение ЗБТ относительно наклонной платформы с точностью х 3 мм. как показано на рисунке 8.2 Измеряют угловое смещение линии, соединяющей ЗБТ и ПБТ. относительно центральной линии наклонной платформы (рисунок В.2). Измеряют расстояние, на которое любое колесо было поднято над поверхностью наклонной платформы

Примечание — Использование лазерных экранных указателей, смонтированных на ЗБТ и ПБТ и проецирующих на поверхность наклонной платформы, параллельно базовой плоскости ИКК. является одним из простых способов получения точек на наклонной платформе, которые могут быть использованы для измерения как линейных. так и угловых перемещений.

■) выполняют процедуру испытания на наклон и измерения три резв, перемещая ИКК и АИУ в их первоначальное положение между испытаниями при необходимости:

|) вычисляют и записывают среднее значение каждого измерения для трех испытаний: к) переустанавливают устройство стыковочного крепления на наклонной платформе так. чтобы базовая плоскость ИКК была перпендикулярна к оси наклона и центральной оси наклонной платформы и передняя часть ИКК была обращена вниз при испытании. Повторяют шаги по перечислениям h) и >). измеряя и записывая только перемещение вперед ЗБТ относительно наклонной платформы.

а Направление вперед.

1 — наклонная испытательная платформа. 2 — переходник соединения кресла-коляски. 3 — устройство стыковочного крепления: 4 — базовая плоскость кресла-коляски и средняя линия испытательной платформы; 5 — ось наклона испытательной платформы

Рисунок В-1 — ИКК загружен АИУ и закреплен устройством стыковочного крепления не наклонной платформе

до испытания на боковой наклон. Вид сверху

л Направление вперед.

1 — наклонная испытательная платформа. 2 — переходник соединения кресла-коляски, 3 — устройство стыковочного крепления, 4 — средняя линия испытательной платформы; 5 — ось наклона испытательной платформы. 6 — угол поворота кресла-коляски. 7 — базовая плоскость кресла-коляски

Рисунок В.2 — ИКК загружен АИУ и закреплен устройством стыковочного крепления на наклонной платформе

во время испытания на боковой наклон, вид сверху

1 — наклонная испытательная платформа: 2 — переходник соединения кресла-коляски; 3 — устройство стыковочною крепления. 4 — ось наклона испытательной платформы; 5 — точка Р, 6 — правое переднее самоориентирующееся колесо

Рисунок В.З — ИКК загружен АИУ и закреплен устройством стыковочного крепления не нвклонной плвтформе

до испытвния на боковой наклон. Вид сбоку

) — наклонная испытательная платформа: 2 — устройство стыковочного крепления, 3 — ось наклона испытательной

платформы: 4 — базовая плоскость кресла-коляски

Рисунок В.4 — ИКК и АИУ закреплены на испытательной платформе и наклонены вбок на угол до 25е.

Вид сзади

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Т в б л и ц а ДА.1

О6о>и*чеии* ссылочного международного стандарта

Стелены

соотаетстеня

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 10542-1:2001

ют

ГОСТ Р ИСО 10542-1—2011 «Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 1. Требования и методы испытания для всех систем»

Примечание—В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

• ЮТ — идентичный стандарт.

Библиография

(1) ИСО 7176-13—96 Кресле-коляски. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности

УДК 615.478.3.001.4:006.354    ОКС 11.180.10    Р23    ОКП945150

Ключевые слова: системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей, требования, испытания, системы крепления кресел-колясок стыковочного типа, универсальная конфигурация подсоединения

Редактор О.А Столновско»

Технический редактор Н.С Гришаноаа Корректор М.8. бучиея Компьютерная еерстка И.А. Нопейкинои

Сдано е набор 27.02.2013. Подписано а печать 13.03.20t3. Формат 60 ■ 64 Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 2.32. Уч.-иад л 1.55. Тираж S8 »кэ. Зак. 276.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». >23995 Москва. Гранатный лер.. 4.     inlo@90sbn!o ги

Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано а филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник». 10S062 Москва. Лялин пер., 6.

УКЛ расположено симметрично относительно этой плоскости.

ь Определяется по еертикальной линии при виде сбоку, которая проходит через самую заднюю точку на самом заднем конструктивном компоненте кресла-коляски в зоне от 150 до 357 мм над плоскостью основания.

I — базовая плоскость кресла-коляски (центральная линия). 2 — плоскость основания кресла-коляски,

3 — поперечная плоскость самой задней конструкции кресла-копясхи. включая колеса и шины

Рисунок А.2 — Спецификация вертикального и горизонтального расположения переходника УКЛ