База ГОСТовallgosts.ru » 03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ. » 03.100. Организация фирм и управление ими

ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой

Обозначение: ГОСТ Р 54871-2011
Наименование: Проектный менеджмент. Требования к управлению программой
Статус: Действует

Дата введения: 09/01/2012
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 03.100.01, 03.100.40
Скачать PDF: ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой.doc


Текст ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТР

54871-

2011


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Проектный менеджмент

ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОГРАММОЙ

Издание официальное

Москва

Стенда ртинформ 2012


Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Центр стандартизации управления проектами» (АНО «Центр стандартизации управления проектами»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. No 1584-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе #Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежеме-сячно издаваемых информационных указателях *Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ.2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Введение

Настоящий стандарт устанавливает требования к управлению программой на этапах ее формирования и реализации, при этом предметом стандартизации являются обязательные выходы процессов управления программой.

Стандарт не содержит требований к методам реализации процессов управления программой, а также требований, которые могут считаться обязательными лишь для определенного вида программ.

in

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проектный менеджмент ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОГРАММОЙ

Project management Requirements for program management

Дета введения — 2012—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к управлению программой для обеспечения эффективного достижения целей и реализации выгод программы.

Требования настоящего стандарта могут быть применены для управления любыми программами неэависимоот их размера и уровня сложности.

Настоящий стандарт может быть использован в целях оценки соответствия управления программой установленным в стандарте требованиям.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000—2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р 54869—2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом

ГОСТ Р 54870—2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным а текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

8 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    архив документов программы: Структурированный комплект документации по программе, представленный в бумажном и/ипи электронном виде.

3.2    бюджет программы: Документ, содержащий общую сумму финансовых средств, используемых программой, распределенных по статьям и временным периодам.

3.3    выгоды программы: Комплексопределенных положительных результатов и/или эффектов, получаемых в ходе выполнения и в результате реализации программы.

3.4    допущение программы: Фактор, который считается верным для программы без привлечения доказательств.

Издание официальное

3.5    заинтересованные стороны в программе: Лица или организации, чьи интересы могут быть затронуты в ходе реализации программы.

3.6    изменение в программе: Изменение утвержденных ранее содержания, сроков, ресурсов, а также установленных процедур управления.

3.7    контрольное событие программы: Существенное событие программы, отражающее полу* чение измеримых результатов программы или получение запланированных выгод.

3.8    корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия плану программы.

3.9    ограничение программы: Сдерживающий фактор, влияющий на ход исполнения программы и/или возможность получения выгод программы.

3.10    предупреждающее действие: Действие, предпринятое для снижения вероятности и/или последствий отрицательных рисков программы.

3.11    программа: Совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений.

3.12    проект: Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги е условиях временных и ресурсных ограничений.

3.13    процесс: Совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных результатов.

3.14    расписание программы (календарный план программы): Документ, содержащий плановые даты исполнения работ и контрольных событий программы.

3.15    риск: Вероятное для программы событие, наступление которого может как отрицательно, таки положительно отразиться на результатах и/или выгодах программы.

3.16    управление программой: Централизованные координирующие действия, предпринимаемые для достижения целей и реализации (извлечения) выгод программы.

4    Организация управления программой

Ролевая (организационная) структура управления программами может в значительной степени различаться в зависимости от их специфики, но в каждой программе должны быть определены следующие роли:

-    заказчик программы — физическое или юридическое лицо, определяющее цели программы, заинтересованное в получении выгод от реализации программы;

-    руководитель программы — лицо, осуществляющее управление программой, непосредственно ответственное за достижение целей и выгод программы:

-    куратор программы — лицо, осуществляющее административную, организационную, финансовую и иную поддержку программы:

•    руководитель проекта программы — лицо, осуществляющее управление отдельным проектом, входящим в программу, и ответственное за результаты этого проекта.

Схема, иллюстрирующая основные понятия менеджмента программы и их взаимосвязь, приведена в приложении А.

5    Управление программой

5.1    Общие положения

Управление программой включает совокупность процессов управления, которые могут выполняться как последовательно, так и параллельно. Отдельные процессы могут выполняться многократно в ходе реализации программы.

Последовательность процессов управления программой определяется условиями и спецификой конкретной программы, при этом:

-    программа должна начинаться с процесса инициации программы;

•    программа должна оканчиваться процессом завершения программы.

5.2    Процесс инициации программы

Цель процесса: обоснование необходимости реализации программы, определение основных параметров программы и формальный запуск программы.

Выходы процесса: определены и документированы следующие параметры программы:

•    наименование программы:

•    цели и критерии успешности программы;

•    основные результаты программы;

•    выгоды, которые должны быть достигнуты в результате реализации программы,

•    предварительное укрупненное расписание программы по этапам;

•    ограничения и допущения программы;

•    предварительный укрупненный план финансирования программы;

•    дата старта программы;

•    заказчик программы;

•    руководитель программы;

•    куратор программы.

5.3 Процессы планирования программы

5.3.1    Процесс планирования содержания и выгод программы

Цель процесса; определение оптимального пути достижения целей и выгод программы, планирование содержания, а также уточнение, детализация и документирование промежуточных и итоговых результатов программы и выгод программы.

выходы процесса:

-    определен и документирован список выгод программы;

•    определены и документированы измеримые критерии достижения (получения) выгод программы;

-    определен и документирован слисоклромежуточных и итоговых результатов программы;

•    определены и документированы требования крезультатам программы, их взаимосвязи, последовательность и сроки получения;

•    определены проекты программы, а также перечень и состав другой деятельности (в том числе процессов), выполняемой в рамках программы;

•    определена последовательность получения промежуточных и итоговых выгод программы;

•    определена последовательность выполнения проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы;

•    определены и документированы цели и результаты для каждого проекта программы, а также для другой деятельности, выполняемой в рамках программы;

•    определен и документирован порядок передачи результатов проекта, а также результатов выполнения другой деятельности, выполняемой в рамках программы, в программу.

5.3.2    Процесс разработки расписания программы

Цель процесса; определение сроков выполнения проектов программы, другой деятельности, выполняемой в рамках программы и всей программы в целом с учетом финансовых, ресурсных и других установленных для программы ограничений.

Выходы процесса;

-    разработаны и документированы требования к разработке расписания для проектов программы и другой деятельности, входящей в программу;

•    определены взаимосвязи между составными частями программы (проектами, другой деятельностью, входящей в программу);

•    проведена оценка продолжительности проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы;

•    определены сроки реализации проектов программы, другой деятельности, выполняемой в рамках программы и всей программы в целом;

-    определены сроки достижения (получения) промежуточных и итоговых выгод программы;

•    сформировано и согласовано расписание программы;

•    разработаны и документированы требования к регулярной отчетности по срокам реализации проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы.

5.3.3    Процесс планирования бюджета программы

Цель процесса: определение порядка и объема обеспечения программы финансовыми ресурсами.

Выходы процесса:

•    определена и документирована структура статей бюджета программы, позволяющая контролировать затраты на программу в ходе ее реализации:

•    разработаны и документированы требования к разработке бюджетов проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы;

з

•    проведена оценка стоимости всех составных частей программы (проектов и другой деятельности, входящей в программу);

•    определены источники и сроки финансирования программы;

•    определен порядок распределения финансовых ресурсов между проектами программы и другой деятельностью, выполняемой в рамках программы;

. разработан бюджет программы;

•    разработаны и документированы требования к регулярной отчетности по бюджету проектов и другой деятельности программы.

5.3.4    Процесс организационного планирования программы

Цель процесса: on ределение исоздание организационной структуры дляобеспечения управления и реализации программы.

Выходы процесса:

•    разработана и создана организационная структура (в том числе определены роли, их подчинение и взаимодействие), ответственная за обеспечение управления и реализации программы, и определен персональный состав данной структуры;

•    определены и документированы функции, полномочия и ответственность для различных ролей участников программы.

5.3.5    Процесс планирования управления поставщиками программы

Цель процесса: определение порядка и объема обеспечения программы продукцией и услугами, приобретаемыми у сторонних организаций.

Выходы процесса:

•    проведен анализ необходимости закупки продукции и услуг, определен набор продуктов и услуг, которые необходимо закупить для достижения целей программы;

•    определены сроки, в которые должны быть произведены закупки, а также условия (в том числе квалификационные и иные требования к поставщикам), при соблюдении которых они должны быть осу» ществлены;

♦определены и документированы процедуры, в соответствии с которыми будут производиться выбор поставщиков и заключение договоровс ними в рамках программы.

5.3.6    Процесс планирования управления рисками программы

Цель процесса: определение основных рисков программы и порядка управления рисками программы.

Выходы процесса:

•    выявлены и документированы наиболее значимые риски программы;

-    проведены оценка и ранжирование по вероятности и степени влияния на достижение результатов и выгод программы всех идентифицированных рисков;

•    разработаны мероприятия по изменению вероятности и степени влияния наиболее значимых рисков, а также созданы планы реагирования на случай возникновения таких рисков;

-    определены и документированы правила управления рисками для проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы, в том числе форма и периодичность обмена информацией о рисках программы и рисках проектов и другой деятельности, входящих в программу.

5.3.7    Процесс планирования коммуникаций программы

Цель процесса: обеспечение эффективного обмена информацией между лицами, участвующими в реализации программы и заинтересованными в результатах и выгодах программы.

Выходы процесса:

•    определены все участники информационного обмена в рамках программы, а также их потребности в информации;

-    определены методы и средства распространения информации по программе;

•    определена процедура разработки, согласования, утверждения, распространения, обновления документации программы, а также процедура ведения архива программы;

•    определены места и правила хранения информации по программе;

•    определены и документированы требования к отчетности для отдельных проектов программы и другой деятельности, выполняемых в рамках программы, и для программы в целом.

5.3.8    Процесс планирования управления изменениями программы

Цель процесса: определение порядка работы с изменениями в программе.

Выходы процесса:

•    определен и документирован процесс работы с изменениями в программе, а именно:

а) классификация возможных изменений;

б)    критерии для идентификации изменений в проектах и другой деятельности, выполняемой в рамках программы, по которым необходимо принимать решение на уровне программы;

в)    уровни полномочий, необходимые для принятия решений по каждому классу изменений;

г)    порядок выявления, согласования и утверждения изменений программы;

д)    порядок доведения информации об изменениях до заинтересованных сторон в программе.

5.4    Процесс обеспечения исполнения программы

Цель процесса; скоординированное обеспечение проектов программы и другой деятельности, выполняемой в рамках программы, необходимыми трудовыми, материальными, финансовымии информационными ресурсами для своевременного достижения целей и извлечения выгод программы с учетом существующих ограничений, выходы процесса:

•    заключены контракты с поставщиками в соответствии с расписанием программы;

•    получены и документально зафиксированы промежуточные и/или окончательные результаты программы, а также достигнутые (полученные) выгоды:

•    выполнены намеченные корректирующие и предупреждающие действия:

•    документация по программе (в том числе отчетность) актуализирована и размещена в архиве согласно принятым в программе правилам;

•    изменения осуществлены согласно принятым в программе правилам.

5.5    Процесс запуска проекта программы

Цепь процесса: своевременная инициация и запуск проекта в соответствии с расписанием программы.

Выход процесса:

•    сформирован и утвержден документ, определяющий параметры проекта, установленные ГОСТ Р 54869 (подраздел 5.1).

5.6    Процесс контроля выполнения программы и управления изменениями программы Цель процесса: оперативное выявление отклонений между текущими (фактическими) и плановым

показателями программы по целям, выгодам, содержанию, срокам и бюджету; управление изменениями в соответствии с утвержденной процедурой управления изменениями, выходы процесса:

•    документированы результаты регулярной проверки состояния программы, в частности отклонения от планов по выгодам, содержанию, срокам и бюджету. Выявленные отклонения проанализированы в целях определения причин их возникновения;

•    на основании выявленных и проанализированных отклонений сформирован отчет по прогнозам исполнения программы:

. сформированы корректирующие и предупреждающие действия;

•    отчеты о выполнении работ программы соответствуют утвержденной системе отчетности по программе;

•    зафиксированы все запросы на изменения, требующие решения на уровне программы;

•    приняты решения по зафиксированным запросам на изменения.

5.7    Процесс приемки результатов проектов и организация использования промежуточных выгод программы

Цель процесса: организация приемки результатов проектов программы для их передачи в другие проекты программы либо для применения полученных промежуточных или итоговых выгод, выходы процесса:

•    полученные результаты проектов зафиксированы, проведена оценка соответствия полученных результатов зафиксированным в рамках процессов планирования требованиям к результатам;

•    результаты проектов в соответствии с расписанием программы переданы для использования в другие проекты или для использования в другой деятельности, выполняемой в рамках программы;

•    полученные выгоды зафиксированы, проведена оценка соответствия полученных выгод зафиксированным в рамках процессов планирования критериям достижения выгод;

- полученные выгоды в соответствии с расписанием программы переданы для использования в другие проекты или для использования в другой деятельности, выполняемой в рамках программы;

. все заинтересованные стороны проинформированы о возможности использования полученных результатов и выгод программы.

5.8    Процесс закрытия проекта программы

Цель процесса: подтверждение завершения и оценка результатов завершившегося (прекращен* ного) проекта, высвобождение ресурсов проекта для дальнейшего использования в программе, оценка достигнутых в проекте цепей и полученных результатов.

Выходы процесса:

•    проанализирован отчет о завершении проекта;

•    документально зафиксирован факт закрытия (прекращения) проекта:

•    архив завершенного проекта включен в архив документов программы;

. ресурсы (втом числе команда), использовавшиеся в рамках проекта, переданы в другие проекты программы (или для выполнения работ в рамках другой деятельности, входящей в программу) или выведены из программы.

5.9    Процесс завершения программы

Цель процесса: формальное закрытие программы.

Выходы процесса:

•    сформирован финальный отчет о выполнении программы:

•    дана формальная оценка успешности программы в соответствии с определенными для программы критериями успешности;

•    сформирован отчет о достигнутых целях и полученных в рамках программы выгодах и предоставлен основным заинтересованным сторонам программы;

•    расформирована организационная структура, ответственная за обеспечение управления и реализации программы;

•    сформирован архив документов программы;

•    команда программы и основные заинтересованные стороны проинформированы об окончании программы.

6 Требования к управлению документами программы

Форма, наименование и содержание документов программы могут отличаться в различных программах и зависят от специфики программы, договорных требований или требований организации, в рамках которой программа реализуется.

Документами программы необходимо управлять в соответствии со следующими требованиями:

-    документы должны быть утверждены до их применения;

-    необходимо обеспечить анализ актуальности документов и их своевременное обновление по мере изменения и соответствующую идентификацию версий документов;

-    необходимо обеспечить наличие актуальных версий документов в местах их применения:

•    необходимо обеспечить сохранение документов в течение установленных сроков и возможность их восстановления;

•    необходимо обеспечивать уровень конфиденциальности документов согласно требованиям заказчика и других заинтересованных сторон программы;

-    необходимо обеспечить предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и соответствующую идентификацию устаревших документов, оставленных для определенных целей.

Приложение А (справочное)


Основные понятия менеджмента программы и их взаимосвязь


Рисунок А.1


УДК 005.8(083.74)    ОКС 01.040.30.03.100.01,03.100.40

Ключевые слова: проектный менеджмент, управление программой, оценка соответствий, заказчик про* граммы, руководитель программы, куратор программы, процесс инициации программы

Редактор Д.Д. Чайка Технический редактор Н.С. Гришамоеа Корректор Р.А Меитова Компьютерная верстка И.А. НзпеикиноО

Сдано а набор 24.05.2012. Подписано a печать 07.06.2012. Формат 60 » 54Гарнитура Ариел. Уел. печ. л. 1.40. Уч.-им. л. 1.12. Тираж 146 so Зак. 537.

ФГУП «СТЛНДЛРТИНФОРМ*. 123395 Москва. Гранатный пер.. 4.     info@goslmlo ги

Набрано во ФГУП «СТЛНДЛРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТЛНДЛРТИНФОРМ* — тип. «Московский печатник». 10S062 Москва. Пялим пар., 5.